Звезды — солнца, Солнце — звезда
Вы, наверное, помните, что древние наблюдатели уверенно включали Солнце в семью планет. Это и понятно. Чем отличаются для невооруженного глаза блуждающие планеты от звезд? Только движением. А Солнце? Оно тоже из месяца в месяц меняет свое положение на небе: весной, в марте, держится в созвездии Овна, в апреле переходит в созвездие Тельца, потом к Близнецам. Так за год и обходит оно все двенадцать созвездий пояса Зодиака. Чем не блуждающее небесное тело, чем не планета.
Вы спросите: «А как же звезды?» Звезды считались тогда просто дырочками в куполе небесного свода, сквозь которые мы видим «сияние рая», или «божьими светильниками», которые каждый вечер ангелы зажигают во славу бога и для людской радости. Ведь звезды казались неподвижными и поворачивающимися вокруг Земли только вместе с небосводом.
Но пришло время Коперника, пришла пора телескопов и законов Ньютона. Люди увидели диски планет и убедились, что нет между ними и Солнцем ничего общего. Солнце — огромное раскаленное небесное тело, а планеты — всего-навсего маленькие холодные спутники, привязанные к своему светилу цепями притяжения.
А как же звезды? Со звездами оставалось все по-прежнему. Ведь и до наших дней еще не создан сверхтелескоп, который бы позволил разглядеть подробности на поверхности хотя бы ближайшей из соседних звезд. Очень уж они далеки. В окуляр любого астрономического инструмента звезды кажутся только точками. Как же узнать, что они собой представляют? Этот вопрос не давал покоя ни астрономам, ни философам. Впрочем, если в философии еще могли жить идеи, подобные идеям Джордано Бруно о звездах — далеких мирах, похожих на наш солнечный мир, то астрономам нужны были не рассуждения, а доказательства.
В 1718 году астроном Галлей решил сравнить современное ему положение некоторых звезд с положениями, определенными во времена Гиппарха и сохранившимися в каталогах. Галлей с удовлетворением отметил, что координаты почти всех «неподвижных» светил существенно изменились. Яркий Сириус, например, сдвинулся со своего старого места почти на полградуса. Вы скажете: «Пустяк. Ведь со времени Гиппарха прошло около двух тысячелетий. Получается, что скорость перемещения Сириуса не больше одной угловой секунды в год!» Но такой ли это «пустяк»? Вы, наверное, обращали внимание на то, что чем дальше от вас находится движущийся предмет, тем медленнее кажется его перемещение? Во времена Галлея было уже известно, что звезды удалены от нас на огромное расстояние. Но в таком случае скорость Сириуса может быть не такой уж и малой! Кроме того, если звезды перемещаются, одни быстрее, другие медленнее, значит, они не могут быть прикреплены намертво к поверхности небесной сферы. Значит, они распределены в пространстве. Знали современники Галлея и о том, что планеты — темные тела, которые светят отраженным от Солнца светом. Но могли ли звезды, удаленные от Солнца на значительно большие расстояния, чем планеты, светить также отраженным светом, да еще так ярко? Конечно, нет! Из невероятной дали они могут посылать к нам свет только в том случае, если сами являются светящимися телами, да еще и достаточно больших размеров. То есть звезды должны быть похожи на Солнце!
Так появилось одно из первых доказательств, что звезды — не что иное, как далекие солнца. Теперь уже простая логика требовала заключения, что наше Солнце — одна из бесчисленных звезд, сияющих на ночном небе. И раз уж нам не удается пока разглядеть подробности строения звезд ни в какие телескопы, то нужно постараться изучить свое собственное светило. Может быть, законы, управляющие его процессами, окажутся общими и помогут представить себе механизмы, действующие и внутри звезд?
Так постепенно, опираясь на свои конкретные знания о Солнце, люди продвигались в исследовании звездного мира. Солнце помогало узнавать звезды. Звезды, в свою очередь, рассказывали немало интересного для тех, кто изучал Солнце.
Источник
Кто первым понял, что Солнце — это звезда?
Это сегодня всем кажется очевидным, что наше Солнце — обыкновенная звезда, коих в космосе неисчислимое количество. Однако люди в древности не знали этого. Да и не задумывались особо над этим вопросом. Светит? Да и ладно…
И только в Древней Греции ученые, такие как, например, Фалес Милетский (624-546 до н.э.), что-то смутно начали подозревать. Ну никак не вязались характеристики Солнца с божеством Гелиосом (Аполлоном), постоянно несущемся на свое колеснице вокруг Земли. Без выходных и праздничных дней. Эти хитрые ученые предположили, что Солнце является просто круглым огненным шаром, висящим в космосе.
А в 450 г. до н.э. греческий философ Анаксагор впервые высказал предположение о том, что звезды, на самом деле, являются другими солнцами. Такими же точно, как наше собственное. Просто они удалены от нас на большие расстояния. И их тепло невозможно почувствовать здесь, на Земле.
Однако философ ошибочно полагал, что Солнце является раскаленным камнем размером чуть «больше Пелопоннеса». Анаксагор никак не мог доказать свои теории, которые, к тому же, считались еретическими. Что и привело к его изгнанию из Афин.
Только два тысячелетия спустя, когда научная революция (1550-1700) уступила место эпохе Просвещения (1685-1815), достижения науки и изобретение телескопов позволили определить истинную природу звезд. Используя методы тех времен, расстояния до звезд тоже можно было рассчитать. В процессе этой работы выяснилось, что яркость многих звезд действительно может быть сравнима с солнечной. Просто находятся они очень далеко от нас.
В середине XIX века дальнейшие научные достижения в области спектроскопии и фотографии, а вместе с ними и возможность измерять температуру поверхности и химический состав Солнца и звезд, предоставили окончательное доказательство того, что Солнце, на самом деле, является просто еще одной звездой…
Поклонение Солнцу в древние времена
На протяжении всей истории люди смотрели на Солнце как на всемогущее божество. Которое обеспечивает все живое на Земле светом и теплом. Оно могло прогонять тьму, питать и поддерживать жителей Земли. Естественно, что такое важное высшее существо вызывало трепет и уважение.
В Древнем Египте, например, бога Ра, или бога Солнца, почитали как царя всех богов. Тем временем на другом конце света ацтеки Мезоамерики приносили человеческие жертвы Уицилопочтли, своему богу Солнца и войны. Он изображался как синий человек в доспехах и в шлеме с перьями, напоминающем голову птицы колибри.
В индуизме, старейшей из существующих религий в мире, Солнце по-прежнему считается божеством. И ассоциируется с богом Сурьей, победителем тьмы.
Источник
70. Все звезды одиночки, как Солнце?
70. Все звезды одиночки, как Солнце?
Солнце фактически уникально тем, что является одиночной звездой. Более половины звезд в Млечном Пути находятся в мультисистемах: две, три или даже четыре звезды объединены друг с другом.
Действительно, ближайшая к Солнцу звездная система, система Альфа Центавра, находящаяся в 4,2 световых лет, состоит из трех звезд (Проксима Центавра ближайшая).
В оптике двойная звезда видна в виде двух звезд, вращающихся друг относительно друга. В спектре мы обнаруживаем спектральные следы двойных звезд.
Никто не знает, почему большинство звезд составные. Нам необходимо изучить процессы в межзвездных облаках, где звезды рождаются.
Когда-то думали, что планетам тяжело существовать в мультиплетных системах. Теперь мы знаем, что, если две звезды рядом, планеты могут существовать на «двойной круговой» орбите.
Если жизнь существует где-то в другой части Млечного Пути, то, скорее, внеземная жизнь возможна на планетах, имеющих два и более солнца, горящих в небе.
В 1984 Дэвид Рауп и Джон Сепкоски высказали предположение, что Солнце может иметь суперслабый спутник — с супердлинной орбитой протяженностью в 27 млн лет.
Гипотеза существования звезды-компаньона, которую назвали «Немезида», была предложена как объяснение 27-млн-летней цикличности массовой гибели всего живого, обнаруженной в палеонтологических свидетельствах.
Каждые 27 млн лет, утверждали ученые, Немезида встряхивает облако комет, окружающее Солнечную систему, посылая к Земле кометы, вызывающие массовое вымирание.
Немезида не была найдена. Во всяком случае, эта теория не может работать, так как действие сил гравитации близлежащих звезд привело бы к флуктуациям орбитального периода.
Однако нельзя исключать того, что давным-давно в звездных яслях, там, где родилось Солнце, у него был брат, украденный затем проходящей мимо звездой.
Читайте также
Солнце на Земле
1956 год. 25 апреля Сенсация в Харуэлле Утром 25 апреля 1956 г. в конференц-зале английского атомного центра в Харуэлле, который находится в 60 милях к западу от Лондона, царило необычное оживление. К подъезду одна за одной подкатывали автомашины, из которых выходили виднейшие
Нейтрино и Солнце
Нейтрино и Солнце Рассмотрим теперь термоядерные реакции, происходящие внутри звезд. В звездах, подобных нашему Солнцу, энергия образуется за счет превращения водорода в гелий. Детали превращения могут быть различны, но общим в реакции синтеза является превращение
Наше Солнце
Наше Солнце Начало жизненного цикла нашего Солнца такое же, как и у Предсолнца, за исключением того, что Солнце не столь массивно. Малые звезды живут дольше, поскольку их меньшая масса препятствует столь быстрому процессу слияния ядер. Поэтому нашему Солнцу отпущен
Рядовая звезда — Солнце
Рядовая звезда — Солнце «…Солнце является единственной звездой, у которой все явления могут быть детально изучены», — писал американский астроном Джордж Эллери Хейл, получивший золотую медаль Королевского астрономического общества за метод фотографирования
Солнце без гипотез и теория «термояда»
Солнце без гипотез и теория «термояда» Что же мы знаем о Солнце сегодня? Давайте составим нечто вроде медицинской карты на наше светило; примерно такой, какие в бесчисленном количестве составляют на нас с вами в поликлиниках вместо того, чтобы просто отправить в
1. Солнце — мерило звезд
1. Солнце — мерило звезд Звезды — солнца. Солнце — звезда. Солнце огромно. А звезды? Как мерить звезды? Какие гири брать для взвешивания, какие мерки для измерения диаметров? Не подойдет ли для этой цели само Солнце — звезда, о которой мы знаем больше, чем обо всех светилах
Солнце
Солнце 35. Имеет ли Солнце поверхность? Солнце это гигантский светящийся газовый шар, так что он не имеет твердой поверхности, как Земля. Но так, конечно, кажется на первый взгляд. Почему?Солнечную «поверхность», или фотосферу, к которой солнечные лучи с большим трудом
35. Имеет ли Солнце поверхность?
35. Имеет ли Солнце поверхность? Солнце это гигантский светящийся газовый шар, так что он не имеет твердой поверхности, как Земля. Но так, конечно, кажется на первый взгляд. Почему?Солнечную «поверхность», или фотосферу, к которой солнечные лучи с большим трудом пробиваются
36. Почему Солнце горячее?
36. Почему Солнце горячее? Солнце жаркое по одной простой причине. Оно обладает большой массой. Огромное количество вещества прессуется в ядро под действием силы тяжести, сжимающей его.Когда газ сжат, он становится горячим. Это известно любому, кто сжимал воздух в
38. Пятна на Солнце, что это такое?
38. Пятна на Солнце, что это такое? Пятна на Солнце представляют собой короткоживущие темные области на светлой поверхности Солнца. Хотя они и горячие, но выглядят темными, так как намного холоднее, чем окружение.Самое большое пятно может достигать 80 000 км в поперечнике,
43. Будет ли Солнце существовать вечно?
43. Будет ли Солнце существовать вечно? Ничто, как говорят, не существует вечно. И это настолько же верно для Солнца, насколько и для всего остального в мире.Каждую секунду Солнце превращает около 400 млн тонн водорода в гелий, побочным продуктом этой реакции является
55. Действительно ли Юпитер — неудавшееся солнце?
55. Действительно ли Юпитер — неудавшееся солнце? В фильме «2010, Одиссея 2» инопланетяне превращают Юпитер во второе солнце, чтобы подать руку помощи жизни, возникающей на Европе, ледяной луне Юпитера.Но действительно ли Юпитер является неудавшимся солнцем? Как близко он
Глава 14. Как сгорает Солнце
Глава 14. Как сгорает Солнце Свет, вспышку которого породил в 1945 взрыв в Хиросиме, достиг орбиты Луны. Малая часть его вернулась, отраженной, на Землю, все остальное продолжило движение вперед, достигло Солнца и понеслось дальше, в бесконечную вселенную. Эту вспышку можно
4.6. Кометы, «царапающие Солнце»
4.6. Кометы, «царапающие Солнце» Вокруг сияющего света, Что вечно льет источник дня, Кружатся легкие кометы, Как мотыльки вокруг огня. Несясь среди планетной сферы, Они недолго в ней живут, Семьи небесной эфемеры, Они свиданья с Солнцем ждут. Н. Морозов Первой
Источник
Звезды такие же солнца как наше кто сказал
профессор Б. А. Воронцов-Вельяминов
Происхождение небесных тел
2-е переработанное издание
1. О чём говорится в этой книжке
Уже в далёкой древности люди опрашивали: «Как произошёл весь мир?», «Кто и когда создал вселенную?», «Когда будет конец мира?». В этой книжке мы расскажем о том, как отвечает на эти вопросы наука. Мы увидим, что самые эти вопросы поставлены неверно, что «весь мир» или «вселенная» никак не произошли и их никто и никогда не создавал, что «мир» никогда не кончится: вселенная была и будет вечна в своём движении и развитии.
Вселенной называется всё существующее на свете. Это — Земля, на которой мы живём, это — горы и моря, покрывающие её поверхность, это — Луна и Солнце, это— бесчисленные звёзды, сверкающие над нашей головой в тёмную безоблачную ночь. Мы расскажем о том, что вселенная состоит из разнообразных мировых тел, одним из которых является наша Земля. Эти мировые тела называют также небесными телами, потому что их мы видим на небе: днём — Солнце, ночью — Луну, звёзды и планеты.
Учёные установили, сколько времени прошло с тех пор, как Земля существует примерно в таком виде, в каком мы её видим сейчас, сколько времени существует Солнце как огромный раскалённый огненный шар, какие мировые тела более молодые и какие более старые. Но вещества, из которых состоит Солнце, существовали и раньше, до того, как Солнце возникло. Было время, когда Земли еще не было, но вещества, составляющие теперь нашу Землю, существовали и раньше.
Когда образовывались одни небесные тела, то в это время уже существовали другие. Таким образом, можно говорить только о возникновении отдельных небесных тел и их систем, но не о происхождении вселенной вообще.
Как мы уже указывали, мы называем словом вселенная всё, что существует в окружающем нас пространстве, совокупность всех миров. Вселенная включает в себя всё, что существует и на Земле и вне Земли.
Небесные тела, предметы и явления в мире бесконечно разнообразны, но как бы они ни были различны, у них есть одно общее постоянное свойство: они существуют и происходят независимо от нашего сознания, все они материальны. Материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе, так как всё состоит из материи и порождено материей. Признание материи объективной реальностью, существовавшей до человека, а после появления человека существующей вне и независимо от человеческого сознания, является коренной предпосылкой всякого научного знания.
В своей гениальной работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин так определил понятие материи: «…материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» (В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 133).
«Материалистическое мировоззрение, — говорит Энгельс, — означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений…» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 651).
Астрономия наряду с другими естественными науками всеми своими исследованиями и достижениями неопровержимо подтверждает положение диалектического материализма о материальном единстве мира.
В бесконечной вселенной, представляющей собой материальный мир, связанный закономерностями в единое целое, наша Галактика — это одна из бесчисленных подобных ей звёздных систем. Все небесные тела состоят из тех веществ, которые мы знаем у себя на Земле. Все данные науки подтверждают основное диалектико-материалистическое положение о том, что «мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 106).
Вселенная бесконечна в пространстве и вечна во времени. Об этом говорят все данные современной науки. В любых её частях существуют бесчисленные материальные миры, движущиеся и развивающиеся на основе закономерностей, которые может постигнуть человеческий разум. Нет во вселенной непознаваемых небесных тел, а есть только небесные тела ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики.
Враги материализма мракобесы и реакционеры спекулируют на сложности вопросов строения бесконечной вселенной и происхождения небесных тел. Они стараются изобразить дело так, что есть-де пределы возможностям человеческого познания, что вселенная где-нибудь имеет ещё не найденные границы (там-то и находится «царство небесное»), что Земля — единственный мир, где обитает человек — «образ и подобие бога» и т. д.
Марксизм-ленинизм разоблачает всякие попытки идеалистического истолкования строения вселенной и происхождения небесных тел, религиозные домыслы о боге «творце-вседержателе» мира. Марксизм-ленинизм говорит о вечном круговороте, в котором движется материя, круговороте, «…в котором каждая конечная форма существования материи — безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение — одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов её движения и изменения» (Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 20. Госполитиздат, 1948).
2. Легенды о сотворении мира
Разные народы древности задавались вопросом о том, как произошёл мир. Однако правильного представления о мире люди тогда ещё не имели. Многие явления природы были прежде для людей совершенно непонятными. Люди не знали, откуда берётся солнечное тепло, отчего бывают дождь, молния и гром и другие явления природы. Они думали, что мир наполнен множеством добрых и злых духов.
Добрыми духами считались те, которые вызывали силы или явления природы, полезные для человека, как, например, солнечное тепло и дождь. Наводнения и землетрясения вызывались, по мнению людей древности, злыми духами. Люди приписывали происхождение всего существующего и все изменения, происходящие в мире, исключительно действию невидимых богов или духов, их желанию и могуществу. Такие религиозные воззрения поддерживались и укреплялись церковью.
Первобытный человек в тяжёлой борьбе с природой за своё существование постоянно испытывал свою беспомощность перед её стихийными силами. «…Первобытный человек, — писал Ленин, — был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» (В. И. Ленин, Соч., т. 5, стр. 95). Из поколения в поколение в сознании первобытного человека складывалось и развивалось представление о том, что господствующие над ним силы природы и все окружающие предметы в той или иной мере наделены сознательной волей, что они способны преднамеренно приносить зло или добро, что в их власти находится вся его жизнь.
«Силы природы, — указывал Энгельс, — представляются первобытному человеку чем-то чуждым, таинственным, подавляющим. На известной ступени, через которую проходят все культурные народы, он уподобляет их себе путём олицетворения» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 377).
«…Всякая религия, — учит Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1948 г., стр. 299).
У разных народов, в соответствии с условиями их жизни и окружающей их природы, сложились различные сказания и легенды о происхождении мира. Создателями этих легенд были служители религии — жрецы, воспитывавшие народ в религиозном духе. Но во всех этих рассказах отражается в сущности одно и то же. Наблюдая, как из рук работника выходит новая вещь, появляется новый топор, горшок, хижина или колодец, люди привыкли думать, что всё вокруг кем-то создано. Но так как работника и создателя гор и рек, морей и небесных светил они не видели, а создание всего этого, казалось, требовало огромной силы и мощи, то люди приписали «сотворение» мира воле могучих и невидимых богов и духов.
Источник