Звезда по имени Солнце (песня)
Звезда по имени Солнце | ||||
Исполнитель | ||||
---|---|---|---|---|
Трек-лист альбома «Звезда по имени Солнце» | ||||
|
«Звезда по имени Солнце» — песня группы «Кино» из одноимённого альбома 1989 года. Написана в Казахстане Виктором Цоем во время съемок фильма «Игла».
Он не помнит слово «да» и слово «нет»,
Он не помнит ни чинов, ни имён.
И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опалённым Звездой
По имени Солнце…
— «Звезда по имени Солнце», «Кино»
Автор текста и музыки — Виктор Цой. Он же исполняет песню на альбоме. Продолжительность песни на альбоме 3:45. В треклисте альбома песня находится на втором месте.
В записи песни для альбома участвовали:
Песня звучит в фильме «Игла» режиссёра Рашида Нугманова и была написана Виктором Цоем во время съёмок фильма:
Песня была написана на моей гитаре в моей алма-атинской квартире. Песня очень популярна (одна из наиболее популярных песен группы «Кино»), её разучивают многие начинающие гитаристы, не меньший интерес к ней проявляют и профессионалы, на неё создано немало кавер-версий. Песня ежедневно звучит в эфире радиостанций [2] . СодержаниеКавер-версииГруппа Brazzaville записала англоязычную кавер-версию песни «Звезда по имени Солнце» под названием «Star Called Sun» для альбома East L.A. Breeze (2006) [3] . Текст песни на английском языке отступает от оригинала: в нём речь идёт о смерти матери солиста группы Девида Брауна. Near a star, called sun, — «Star Called Sun», Brazzaville Песня исполнялась на удмуртском языке фольклорным коллективом «Бурановские бабушки» [4] Перевод песни на удмуртский язык сделала Прасковья Федорова [5] . Вячеслав Бутусов записал песню для трибьюта группы «Кино» «КИНОпробы». Альбом вышел в 2000 году. Кавер-версия находится во второй части сборника [6] . Затем уже с группой «Ю-Питер» Бутусов исполнял эту песню на концертах [7] . Она входит в концертную программу группы «Имя звезд» [8] . Кавер-версии на «Звезду по имени Солнце» делали «Инспектор», Мара, Натали, «Рыбин-band». Использование песни в фильмахПесня «Звезда по имени Солнце» звучит в фильме «Марш-бросок» и в начале фильма «Игла». ПризнаниеПесня вошла в хит-парад 100 лучших песен XX века «Нашего радио», заняв в нём двенадцатое место. Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Звезда по имени Солнце (песня)» в других словарях:Звезда по имени Солнце (альбом) — Эта статья об альбоме группы Кино; об одноимённой песне см. Звезда по имени Солнце (песня). Звезда по имени Солнце … Википедия Звезда по имени Солнце — Об одноимённой песне см. Звезда по имени Солнце (песня). Звезда по имени Солнце … Википедия Звезда по имени Рок — Концертный альбом Алисы Дата выпуска … Википедия Звезда по имени Рок (Live) — Звезда по имени РОК Сборник Алиса Дата выпуска 2007 … Википедия Группа крови (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Группа крови (значения). Группа крови … Википедия Кукушка (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кукушка (значения). Кукушка Исполнитель «Кино» Альбом «Чёрный альбом» Дата выпуска 1990 … Википедия Прохожий (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прохожий. Прохожий … Википедия Атаман (песня) — Атаман Исполнитель «Кино» Дата выпуска 2012 Дата записи 1990 Жанр рок … Википедия Это не любовь (песня) — Это не любовь Песня Кино с альбома «Это не любовь» В … Википедия Последний герой (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Последний герой. Последний герой Исполнитель Кино Альбом Начальник Камчатки Дата выпуска 1984 … Википедия Источник История одной песни: «Звезда по имени Солнце»В регулярной рубрике «Афиши» — самая народная песня группы «Кино». К моменту, когда была записана «Звезда по имени Солнце», Виктор Цой окончательно сменил имидж нового романтика середины 1980-х на образ последнего героя в черной кожаной куртке. «Понимаете, объяснять песню — это все равно что объяснять анекдот. Это неинтересно. И я не хотел бы ничего рассказывать. Я считаю, что все, что надо, итак уже есть». Апрель 1989-го, в СССР несколько месяцев назад показали фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. Скоро выйдет новый альбом «Кино». Судя по ответам, Цою очень скучно разговаривать с журналистом: «Я просто пишу песни, которые мне нравятся. Как-то так получается». «Я не работаю над песнями Просто так получается». «Для меня самого это всегда загадка — что у меня получится». Впрочем, в других его интервью не сильно больше слов и смыслов. Например, когда Цоя спросят, была ли песня «Звезда по имени Солнце» намеком на себя или на что-то неопределенное, он ответит: «Скорее на неопределенное, чем на себя. Хотя… не знаю». В некотором смысле «Звезда по имени Солнце» и правда не требует никаких дополнительных комментариев. «Звезда по имени Солнце» восходила трижды, и каждый раз — осенью: 1987-го, когда была написана, 1988-го, когда появилась в «Игле», и 1989-го, когда дала название восьмому альбому «Кино». В «Игле» должны были звучать только песни с «Группы крови», но на алма-атинских съемках Цой в квартире режиссера Нугманова сочинил «Белые дни» («Место для шага вперед») и «Звезду…». Первая в фильм не вошла, со второй он начинается — в самой ранней, более хлесткой, записанной на «Мосфильме» версии. Звук одноименной пластинки самим музыкантам показался слишком «гладким», даром что делался на студии Валерия Леонтьева. А песне «Звезда по имени Солнце», по словам Юрия Каспаряна, «не хватало симфонизма» — зато она получилась «простой, лаконичной». Это мягко сказано — даже по «киношным» меркам «Звезда по имени Солнце» звучит довольно элементарно. Драм-машина, отстукивающая однообразный ритм; две гитары, играющие простейшую прогрессию, и один бридж; похоронно-героический вокал; клавиши для пущей печали. «Звезда» прозвучала как регги, когда Цой сыграл ее на квартирнике у Кинчева, но электричество убило свойственную жанру солнечность. Эта песня — типичный русский рок, глубокомысленный и беспроглядный; она исполнена с какой-то царственностью и наверняка о самом высоком и самом главном. Но о чем? «Не знаю». Кадр из фильма «Игла» На поверхности то, что Гребенщиков называл «несложными грамматическими построениями», — это даже не рисунок мальчишки, а узор не окончившего ПТУ резчика. Конечно, снег белый, облака закрывают свет, а кровь красная-красная. Бездонная простота Цоя с его побудительными указаниями («попробуй спеть вместе со мной», «закрой за мной дверь», «стань птицей») и заявлениями от первого лица («хочу перемен», «все, что мне нужно, — это несколько слов», «дальше действовать будем мы») на этом альбоме дошла до беспредела. Вот песня «Печаль», например: «А над городом ночь, а над ночью луна, и сегодня луна каплей крови красна». «Дальше только ботинки-полуботинки», — выразил Кинчев мнение, популярное в Ленинградском рок-клубе. Но для тех, кто с кинботовским упорством ищет в текстах песен потаенное, «Звезда по имени Солнце» выжигает широкое поле для интерпретаций. Если это не о себе, то об Иисусе, потому что «городу две тысячи лет»; если не о войне, то о повседневности; если не о тоске в настоящем, то о беспросветности в будущем. «Лаконичная»; «все, что надо, так уже есть». Цой — это прежде всего великий мелодический дар и вечно выставленный вперед подбородок. Первый в «Звезде по имени Солнце» проявляется с лихвой, но ее герой то смотрит под ноги, то задирает голову вверх. Та же звезда горела не в двух и не в десяти строчках «Кино», тот же Он был в прозаическом опыте «Романс», но не из-за своей же собирательности она стала хитом дворов, электричек, детских лагерей, каких угодно стечений людей и обстоятельств. Ее легко запомнить и сыграть, из нее сложно что-либо изобрести. Ее исполнили первой на последнем концерте. Она дала название последнему прижизненному альбому. Цой-Моро идет под «Звезду по имени Солнце», сам не зная куда, но он все-таки закуривает и идет — может быть, навстречу задуманной музыкантами «Кино» поп-группе, которая будет исполнять накопившиеся эстрадные хиты и расставит все по местам, а может, и правда к чему-то единственному и главному. Источник Звезда по имени солнце все исполнители
1. ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ Виктор Цой – вокал, гитара Слова – Виктор Цой «…Людям же доказательством того, что звёзды и все их движения обладают умом, надо считать постоянную, длящуюся непостижимо долго, предписанную издревле тождественность их действий. Звёзды не меняют своего направления, не движутся то вверх, то вниз, не делают то одного, то другого, не блуждают и не изменяют своих круговращений. Между тем именно это многих из нас привело к обратному заключению, — будто звёзды не имеют души, раз их действия тождественны и единообразны. За этими безумцами последовала толпа и предположила, что человеческий род обладает разумом и жизнью, коль скоро он находится в движении, род же богов не обладает разумом, раз он всегда одинаково перемещается. Ведь в действительности они вовсе не так малы, как это кажется; напротив, размер каждой из них огромен. Этому стоит верить, так как это достаточно доказано. Безошибочно можно мыслить Солнце, всё в целом, гораздо большим, чем вся в целом Земля. Да и все движущиеся звёзды обладают удивительной величиной». Был у нас в классе Вовчик, который особого интереса к музыке никогда не проявлял, но любил присутствовать, когда мы в кругу друзей что-то околомузыкальное обсуждали. А у этого Вовчика был старший брат, который постоянно умудрялся узнавать о киношных и музыкальных новинках чуть ли не первым в нашем районе. Он то ли сам подрабатывал в каком-то кооперативчике, то ли имел хороших знакомых-родственников в соответствующей среде. Отлично помню солнечный осенний день 1989-го, когда мы сидели в классе английского языка и обменивались новостями, когда вдруг Вовчик ввернул фразу: «Слабоватый какой-то у этого вашего Цоя вышел альбом, скучный – не то что раньше». Сперва подумалось, что это он про «Группу крови» (мол, ну-ну, мели, Емеля!), но далее воздух буквально зазвенел от фразы «НЕ СЛЫШАЛ, ЧТО ЛИ, НОВЫЙ АЛЬБОМ «КИНО», ГДЕ ПРО КАКИЕ-ТО ДЕРЕВЬЯ, ЗАБОЛЕВШИЕ ЧУМОЙ?!». Ничего такого я ещё точно не слышал, и чуть ли не губу прикусил от зависти, поскольку даже далёкий от рока Вовчик, благодаря своему пронырливому братцу, уже имеет возможность слушать «Кино-89» (название альбома, помнится, изначально вообще нигде не фигурировало), а я, весь такой в роке продвинутый – ни фига. До этого разговора применительно к новому «Кино», помимо музыки в фильме Рашида Нугманова «Игла», мною были отслежены: ударный клип «Звезда по имени Солнце», эфир музыкальной передачи «Поп-антенна» на Ленинградском ТВ, где показали короткое интервью с витающим в облаке табачного дыма Виктором Цоем и студийные съёмки песен «Пачка сигарет» и «Одно лишь слово» (то бишь «Стук»), и – самая поздняя ласточка – «Место для шага вперёд»: бойкий хит, который крутили на радио «Юность». Я новую эстетику «Кино» принял не сразу: вместо бескомпромиссно-героического Цоя образца 1987 года на излёте 1989-го предстал Цой заоблачно-романтический (он и впрямь в телеэфирах то и дело норовил смотреть не в камеру, а куда-то вверх), а песни на контрасте с программой «Группа крови» показались чуть ли не эстрадными и какими-то упрощённо-пресноватыми. Правда, поэтики в песнях добавилось изрядно, что слегка обнадёживало. Вообще, нужно не забывать об общем контексте: скажем, в том же выпуске «Поп-антенны» фрагментарно прозвучали «Сытая свинья» от «Агаты Кристи» и «Социальный рок» от «Время любить», которые в связке с лирической «Пачкой сигарет» и даже «Стуком» с вызвавшей саркастическую усмешку строчкой про перчатки, шепчущие в карманах: «Подожди до утра-а!» (блин, Робертович, ну что это такое?) чисто энергетически неизбежно задвигали «Кино» на второй план. Не сказать, что после услышанного я так уж рвался заполучить новую запись «киношников» — боялся круто обломаться и не принять явно (по предварительным ощущениям) уступавший «Группе крови» альбом. Когда, всё же, пришло время купить «Звезду по имени Солнце» и вставить кассету в магнитофон (выбрал в киоске звукозаписи вариант, чтоб на другой стороне имела место «Группа крови», в качестве психотерапевтического средства, что называется), я буквально испытал культурный шок от «Песни без слов». Дальше можно было, на самом деле, петь что угодно, я был пойман в капкан: настолько точно выразить дух времени удаётся далеко не каждому художнику! После хорошо знакомой «Звезды по имени Солнце» (аранжировка поначалу показалась менее удачной и более затянутой, нежели звучащая в «Игле», но такую песню не испортишь ничем) обрушились две совершенно неизвестные мне до того песни, «Невесёлая» и «Странная сказка». Тут уже дошло и до разбитых корыт, и до стены из кирпичей-облаков, и до стучащего пулемётом дождя, и до тех самых чумных деревьев. Всё под вязкий, щемяще-минорный аккомпанемент будто бы только что извлечённой из холодильника гитары и блуждающей в шаманском путешествии ритм-секции. И это действительно ничем не напоминало драйв старых-добрых лаконичных хитов с «Группы крови». Это были новые невесёлые сказки нового невесёлого времени. Альбом взял за горло и потащил за собой, не оставив вариантов. «Место для шага вперёд», «Пачка сигарет» и «Стук» (официальных названий песен, кстати, тогда известно не было, так что бытовали и иные варианты) предстали в альбомном звучании мощной хитовой серединой и, на контрасте, зазвучали выигрышно. Концовка альбома удивила не меньше, чем его начало: за обрамлённой клавишным звучанием фолк-роковой «Печалью» последовал…ещё менее драйвовый «Апрель», исполненный в менестрельском духе и как бы отсылающий к схожей по подаче «Легенде», венчающей «Группу крови». После «Апреля» хотелось услышать чего-то повеселее, чтоб альбом опять не завершался на миноре, но на оставшейся плёнке (вполне хватило бы ещё на песню!) больше ничего не было. До переслушивания «Группы крови» в тот день так и не дошло: я раз за разом прокручивал новый альбом «Кино» и пытался его наиболее качественно «вкурить». Любопытный момент: у меня был вариант с преобладанием высоких частот, так что когда я в 1990-м году записал «Звезду» другу-однокласснику в студии на «Проспекте Мира», был несказанно впечатлён, как, оказывается, глубоко и мощно там прописана ритм-секция. Версия с усиленными басами показалась гораздо трагичней и рок-н-ролльней, и тогда альбом уже как-то по-настоящему впечатлил – особенно упомянутая «Песня без слов», к которой у меня по сей день отношение трепетное и в высшей степени личное. А с другом вышло красиво: в 1993-м уже он подарил мне «Звезду по имени Солнце», в виде изданной в том же году виниловой пластинки. Тогда мы все, знакомые с записью с осени 1989-го, впервые увидели обложку альбома, созданную Андреем Гусевым. Вспомним вкратце, как появился на свет альбом «Звезда по имени Солнце». С февраля по май 1988-го группа «Кино», идя проложенным курсом работы над предыдущим альбомом, записала дома у барабанщика Георгия Гурьянова в Ленинграде на 4-канальной кассетной порто-студии «Yamaha МТ-44» черновик. С этим черновиком впоследствии вышла детективная история: кассету с наиболее выигрышными по звучанию вариантами выкрали у Гурьянова прямо из кармана во время одной из поездок. Как бы то ни было, после нелицеприятной истории с продажей третьим лицам свежесведённого альбома «Группа крови» («каждому вору — возможность украсть. ») работать с Алексеем Вишней, при всех его несомненных заслугах, уже никто не собирался, и к декабрю посредством администратора «Кино» Юрия Белишкина музыканты, мобилизовавшись, поселились в московской гостинице «ВДНХ», приступив 21 декабря 1988 года на профессиональной студии Валерия Леонтьева к записи альбома, получившего название «Пачка сигарет». Звукорежиссёр Михаил Кувшинов сумел найти с музыкантами контакт, и уже к 30 декабря вся работа была закончена. По воспоминаниям очевидцев, Виктор Цой как никогда спокойно отнёсся к творческому процессу, записав партии голоса чуть ли не за один дубль. Свободное от работы время Цой посвящал распитию шампанского и чтению «Диалогов» древнегреческого философа Платона. 30 декабря он неожиданно объявил о целесообразности записи ещё одной, незапланированной песни – «Звезда по имени Солнце», которую группа записала за 3 часа и сразу же свела. Таким образом у альбома появилось новое название, а песня «Вопрос» оказалась за бортом, будучи официально изданной лишь в 2000 году на «киношном» сборнике «История этого мира». С 3 по 10 января 1989 года на той же самой студии группа записала ещё один альбом, сведённый и выпущенный позже во Франции в виде винилового диска под названием «Последний герой». Что касается «Звезды по имени Солнце», то её выпустили на кассетах только в сентябре 1989-го, начав предварительные (нелегальные) продажи где-то с мая месяца. На виниле альбом был издан лишь спустя три года после гибели Виктора Цоя, что не помешало релизу во мгновение ока быть сметённым с прилавков музыкальных магазинов и получить давно заслуженный статус золотого бестселлера. Этот альбом, записанный на одном дыхании, стал самой цельной и высокохудожественной работой группы «Кино». Суховатый, немного прохладный саунд был вполне скомпенсирован яркими поэтическими образами и креном в сторону заново востребованного в ветшающем Советском Союзе фолк-рока с его распевностью и корневым балладным укладом. Общая философская составляющая «Звезды по имени Солнце», при парадоксальном бытовом контексте и буквально выглядывающем из всех щелей навязчивом образе Смерти, делает этот релиз абсолютно вневременным и неизменно актуальным, а сами по себе песни с годами становятся только ещё более значимыми. Что ж, как сказано в упомянутых «Диалогах», «этому стоит верить, так как это достаточно доказано». КИНО – «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ» (1989). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ: «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ» Белый снег, серый лёд И две тысячи лет — война, И мы знаем, что так было всегда, Источник ➤ Adblockdetector |