История моды: зонты второй половины 19 века
МОДА в России и Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа седьмая.
Специально для портала Irkfashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
Неотъемлемой частью женского прогулочного туалета во второй половине 19 века был зонтик, который, прежде всего, использовался как защита от солнца. Загорелые лицо и руки считались признаком дурного тона. Дамы из высшего света, а вслед за ними и прочие горожанки не желали походить на простолюдинок, крестьянок, занимающихся физическим трудом под палящими лучами солнца. Поэтому все, кто хотел сохранить интересную и модную в то время бледность, защищали лицо от солнца при помощи зонтика.
В середине и последней четверти 19 века зонтики, как правило, были небольшими, диаметром до одного метра и имели ручку 52—54 см длиной. Между тем, в начале 20 века купол зонтика становится больше и приобретает более выпуклую форму. Это было обусловлено изменением формы и увеличением объёма шляпок: именно тогда появились головные уборы с широкими полями, украшенные цветами, перьями, чучелами птиц, крыльями ласточек, искусственными фруктами и тому подобным. Чтобы защитить от солнца и дождя такую шляпку, ручки зонтов тоже стали делать более длинными. К 1913 году сложились три типа дамских зонтиков: с высоким куполом (фасон «Клёш»), с высоким, но менее выгнутым куполом (так называемый фасон «Пирамида»), и с низким, более плоским куполом (фасон «Амбре-Помпадур»).
К приобретению зонтика подходили со всей серьезностью. «Выбор зонтика — своего рода искусство, — можно прочитать в журнале „Мозаика нового мира“ от 1900 года. — Зонтик должен быть не слишком тусклым и не слишком ярким, ни непомерно малым, или же слишком плоским, или выпуклым. Плоский зонтик прижимает фигуру, а выпуклый производит впечатление более высокого роста. Цвет зонтика имеет большое влияние на цвет лица. При румянце не должно носить зонтика, цвет которого придает коже еще большую красноту. Вообще хороши зонтики с обтяжкою василькового цвета». Впрочем, модницы приобретали зонтики самых разных цветов — в тон платью, шляпке или, напротив, контрастные.
Изготавливался купол зонтика во второй половине 19 века из шелка, шерстяного крепа, кружева, хлопчатобумажных тканей. Иркутянок можно было увидеть и под бумажными китайскими или японскими зонтиками. Эффектно выглядели зонтики из шелка с вытканными купонными узорами или из кружев на шелковом чехле с расшитыми вставками. Края куполов обшивались шелковой бахромой, кистями, оборками, лентами, тесьмой, кружевными рюшами, перьями птиц. Иногда на края зонтиков наносили легкие тисненые рисунки с неповторимой игрой светотени.
Изнутри все устройство зонтиков — шарниры и спицы — скрывались под легкой белой шелковой подкладкой, края которой вырезались фестончиками и мелкими зубчиками. Края эти напоминали прозрачные лепестки цветов или крылышки мотыльков. Концы спиц отделывались костяными шариками и даже резными изображениями человеческих кистей рук из розового коралла. Ручки дамских зонтиков были своего рода украшениями и отличались вычурностью и неслыханной роскошью: они выполнялись из слоновой кости, оникса, перламутра, коралла, серебра, черепаховых пластин; покрывались сеткой из драгоценных металлов. Часто ручка зонтика была украшена рельефной монограммой владелицы.
Модными были и деревянные ручки с вырезанными на них цветами или плодами. Часто ручки имели цвет обтяжки зонтов: например, ручка из розового дерева и обтяжка из шелка такого же оттенка или ручка из лимонного дерева с зеленоватым отливом, обтяжка в тон.
Так совершенно утилитарное изделие становилось предметом роскоши. Российские мастера 19 века предлагали модной публике особый товар — зимние зонты, например из белого муара, с горностаевой оторочкой с черными хвостиками в виде бахромы. Изящные дорогие ручки делали из граненого хрусталя, похожими на ледяные сосульки, украшали драгоценными камнями. Журнал «Дамский листок» за 1910 год предлагал своим читательницам новинку сезона, сообщая, что «Doncet выпустил модель. зимнего зонтика из черного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев».
Что касается дождевых зонтов конца 19 — начала 20 столетия, то они были темного цвета, практически без декора. Иногда по краю проходила полоса другого цвета. В отличие от солнечных зонтиков, дождевые зонты были очень длинными — до метра, и венчал их шпиль длиной 11—13 см.
Наталья Гончаренко, зав. отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.
Другие материалы на сайте:
Источник
История вещей: зонт
Как скрывался от солнца Робинзон Крузо, жители какой страны упорно сопротивлялись внедрению зонтов и как их называли на Руси — «Моя Планета» рассказывает о сложной судьбе этого полезного аксессуара
Солнечники и робинзоны
Зонт, этот незаменимый аксессуар, сопровождает человека больше 3000 лет. Он появился в XI веке до н. э. на Востоке: в Китае и Египте — и еще долго защищал не от дождя, а от солнца. Даже его название во многих языках связано именно с этой функцией.
Русский «зонтик» происходит от голландского zonnedeck: так моряки называли навес от солнца на корабле. Впрочем, существовало и исконно русское слово — «солнечник». «Для солнца» — так дословно переводится французское parasol. А вот английское umbrella заимствовано у римлян: зонт из натянутой на деревянный каркас кожи они называли umbraculum (от латинского umbra — «тень»). Кроме того, был и оригинальный вариант — «робинзон», появившийся с легкой руки Даниеля Дефо: в его знаменитой книге Робинзон Крузо соорудил себе зонт из козлиных шкур.
Прообразом первого зонтика послужила пальмовая ветвь, которую слуга нес над головой господина в жаркие дни. Сначала бамбуковые, а затем бумажные и шелковые, со временем зонты стали статусным аксессуаром. Чем больше зонтов, тем знатнее их счастливый обладатель — так считали в Индии.
В Европе зонт не являлся предметом первой необходимости, а когда появился в XVII веке, стал исключительно дамским аксессуаром. Изготавливали зонты из шелка, украшали лентами, бантами, кружевами и даже драгоценными камнями; ручки были костяными.
Использовать зонт для защиты от дождя европейцы догадались лишь к XVIII веку. И были это, как ни странно, не англичане, а французы. А вот жители Туманного Альбиона зонт не приняли, несмотря на свою откровенно паршивую погоду. Когда некто Джонас Хенвей, коммерсант и путешественник, впервые вышел на лондонские улицы с зонтом, его обсмеяли. Дальше — хуже: кличка «человек среднего рода» прилипла к новатору намертво. Ведь истинному джентльмену вполне достаточно плаща и шляпы, а уж если идет дождь «из кошек и собак» , можно укрыться в кэбе. Владельцы экипажей свирепствовали, боясь потерять доход. Они забрасывали Хенвея камнями и грязью, а он отбивался от них зонтом — внушительный предмет весил почти 4 кг. Лишь 30 лет спустя, уже после смерти почтенного эсквайра, полезному аксессуару нашлось место в прихожей британцев. Первые английские зонты из промасленного шелка были не очень удобными: намокнув, они с трудом открывались и закрывались. Позже шелк заменили прочной водоотталкивающей тканью.
До России зонт добрался в XVIII веке: по одной версии, при Петре I, по другой — в конце столетия с французскими модными вещицами. Самыми популярными тогда были кружевные зонтики от солнца, позже русские умельцы разработали оригинальные конструкции — от овальных до квадратных.
Изменчивый и неизменный
В наши дни древнее изобретение не отстает от умных гаджетов: в Китае выпускают зонты, складывающиеся наоборот, в Японии придумали вариант с беспроводным интернетом, а в США — зонт, предупреждающий о приближении дождя. Встроенный приемник связывается с метеостанцией, и на ручке загорается лампочка. Есть даже «нанозонт», высыхающий мгновенно — достаточно его просто встряхнуть.
Эволюция продолжается, количество версий множится, но бесхитростная конструкция: каркас с натянутой тканью — остается практически неизменной.
Источник
Была ли польза от зонта в викторианской Англии?
Как часто вы выходите из дома, захватив с собой зонт на случай дождя? А на случай солнечной погоды? Является ли для вас зонт стильным аксессуаром или вы воспринимаете его как обузу?
Сегодня о том, какими были зонты в викторианской Англии
Изначально зонт появился с Англии исключительно как приспособление для защиты от солнца. Слово umbrella происходило от латинского»umbra», обозначающего «тень». Через какое-то веря материал, из которого изготовлялись зонты стали пропитывать воском из-за чего он становился вогонепроницаемым и мог защитьить от дождя. До 1800 годов, какую бы функцию не исполнял зонт — он неизменно считался женским аксессуаром.
Модные джентльмены приняли этот зонт «на вооружение» только в начале XIX века, зонт от дождя представлял собой массивную конструкцию. Сделанный из вощеной или промасленной парусины или же шерсти альпаки, а так же деревянных стержней и китового уса зонт весил около четырёх с половиной килограмм. Ручки такох зонтов изготавливались из палисандрового дерева и имели причудливую загнутую форму.
Первый магазин зонтов в Лондоне «Джеймс Смит и сыновья» был открыт в 1830 году на Нью-Оксфорд-Стрит, 53. И он до сих пор существует по этому адресу. В магазине продавались зонты, которые были настоящими произведениями искусства. Зонты из этого магазина были дороги и передавались по наследству.
Снизить вес зонтов помогла изобретенная в 1852 году Самюэлем Фоксом стальная конструкция. Уж с этого-то момента мужчины не упускали возможностиприобрести зонт, в сухую погоду используя его вместо трости. Длиной они были оголо метра, так же имели шпиль в 13-15 см, и изготовлялись преимущественно из тёмной ткани.
И всё же зонты от солнца в XIX веке оставались куда более популяными. Дамский зонтик от солнца назывался «парасоль» уступал в размерах мужскому и был длиной чуть более 50 сантиметров.
Зонтики подбирали к подбирали по цвету к платьям, шляпкам и перчаткам. Украшались зонты вышивкой, кружевами, бисером, оборками, перьями. Каркас зонта изнутри закрывала та же ткань как та из которой был сделан купол.
Даже если сам зонт выглядел весьма скромно, ручка его могла быть своеобразным произведением ивкусства. Их делали из золота, серебра, оникса, агата и других камней, слоновой кости, и часто украшали росписью,эмалью, рельефной монограммой, редко драгоценными камнями. Модными были и деревянные ручки с вырезанными на них цветами или плодами.
Ну и в конце заметки хочется отметить два изобретения, которые так и не стали популярными в свое время.
Первое — это зонт-очки. Изобретательные викторианцы не могли отказать себе в попытке как-то усовершенствовать уже существующие вещи. В этот зонт были вмонтированы линзы. которые по мнению изобретателя должны были выполнять функцию очков
Второе — это кольчужный зонт, который принц Альберт излбрел для своей супруги после очередного покушения на нее. Однако, королева Виктория говорила, что уж лучше умрёт, чем будет ходить с таким страшним зонтом.
А как выбираете зонтик вы?
Спасибо за то, что читаете нас!
Ставьте лайки и высказывайте свои мысли под этой статьей.
Подписывайтесь на наш канал и вы точно не пропадёте оказавшись в викторианской Англии.
Источник
Зонтик от солнца 19 век
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Зонтики-парасоли Викторианской эпохи.
В Викторианскую эпоху зонтики от солнца («парасоли») были неотъемлемым элементом модного прогулочного костюма. Такие зонтики вошли в моду ещё в XVII веке, загорелое лицо и руки стали считаться дурным тоном.
В XIX столетии «зонтичное» искусство достигло своего расцвета. Купола зонтиков изготавливали из различных материалов: шёлка, шерстяного крепа, кружева. Края куполов часто обшивали шёлковой бахромой, иногда декорировали перьями. Механизм зонтика скрывался под шёлковой подкладкой, края которой отделывали мелкими фестончиками.
Палка, на которой крепился купол зонтика, часто была из дерева, а ручка могла быть из дорогих художественно обработанных материалов: кости, полудрагоценных камней.
1870-е гг.The Metropolitan Museum of Art
1840-1845 гг. The Metropolitan Museum of Art
1850 г. Америка. Парасольки этого периода столь малы, что почти не спасали от солнца. The Metropolitan Museum of Art
1850 г. Европа. Зонтик для открытого экипажа, введен в мода королевой Викторией в 1840-х годах. The Metropolitan Museum of Art
1860 г. Америка. Зонтик для открытого экипажа. Мотив лапы, сжимающей шар, пришел из эпохи королевы Анны. The Metropolitan Museum of Art
1870-80-е гг. V&A Museum.
1870-е гг. Шёлковое платье для прогулок. Внимание на специальный карман для зонтика!
Auguste Toulmouche. Прогулка по саду. 1870-е гг.
Модные гравюры эпохи «натуральных форм» (1875-1883)
С зонтиками дамы не расставались, даже будучи в трауре.
Траурный ансамбль из чёрного крепа. 1870-е гг. The Metropolitan Museum of Art.
1885-1890 гг. The Metropolitan Museum of Art
1880-1890 гг. The Metropolitan Museum of Art
1885-1890 гг. The Metropolitan Museum of Art
1860-1869 гг. The Metropolitan Museum of Art
1880-1890 гг. The Metropolitan Museum of Art
Зонтик-трость. 1890 гг. The Metropolitan Museum of Art
Black Lace Parasol, American, 1895-1900.
Траурный зонтик. 1896 г. The Metropolitan Museum of Art
Fernand Toussaint (Belgian artist, 1873-1955) Lady with Parasol
Источник
Старинные кружевные зонтики 17-19 веков (parasol)
Зонт — это не только защита от дождя и солнца или дань моде. Он может служить тростью, надежнее вуали спрячет вас от назойливых глаз, а если нужно, может защитить.
Как ни странно, зонт, который известен тысячи лет, использовали сначала только для защиты от солнца, по примеру жителей жарких стран. Примечательно, что в те времена зонт был скорее свидетельством статуса: с ним могли появляться только мандарины фараоны и прочие важные персоны. Вес и размеры зонта в буквальном смысле были прямо пропорциональны положению его владельца в об ществе.
В Западной Европе зонт появился во Франции в XVII веке.
Защита от солнца была тогда единственной обязанностью зонтика. Европейские модники страшно боялись загореть, ведь бледная кожа свидетельствовала об аристократическом происхождении, а загорелое лицо было приметой простолюдина.
К дождю женщины относились намного безразличнее, чем к гигантскому светилу. В пасмурную погоду они просто не выходили на улицу.
Стараниями французов зонт из статусного предмета npeвращается в весьма распространенный модный аксессуар — «парасоль» (от фр. «parasol» — зонтик от солнца). «Парасоль» был доступен всем желающим — особам приближенным к королевскому двору, и супругам владельцев кондитерских или бакалейных лавок. Впрочем несмотря на общедоступность, «парасоли» также делились на простые и статусные и могли «с головой» выдать своего владельца чем больше рюшей, кружева и ленточек, тем, соответственно, выше положение в обществе. Считается, что первым «дизайнерским» зонтиком щеголяла Мария Антуанетта: его каркас был изготовлен из китового уса, а вес составлял более полутора килограммов. Разумеется, подобную тяжесть королева носила не сама при дворе появилась специальная штатная должность — почетный «зонтоносец».
В первой половине XVIII века зонты по-прежнему продолжали использовать в качестве защиты солнца: в дождливую погоду приличные дамы и господа на улицу просто не выходили. Однако в 1772 году в истории зонта произошло знаменательное событие — над его дизайном основательно поработал англичанин Джон Ханвэй — заядлый путешественник и экспериментатор.
Он заменил тафту и кружево на более скромную, но зато более практичную и плотную ткань и стал периодически совершать под таким необычным по тем временам прикрытием прогулки под лондонским дождём. Прохожие смеялись, однако недолго: скоро выяснилось, что изобретение Ханвэя — настоящее спасение для тех, кто не имеет собственного экипажа. К слову, складной зонтик — тоже дело рук Ханвэя. Британцы-традиционалисты с подозрением отнеслись к новинке. Джонс Хэнвэй, которому, собственно, и приписывается изобретение «зонта от дождя», совершил свой первый променад под свист и хохот толпы.
К сороковым годам XIX века удобные складывающиеся зонтики распространились уже повсеместно. Их часто делали с красивыми костяными ручками и с прикрепленными к наконечникам кольцами, чтобы было удобно носить. Украшенные бахромой и кружевом элегантные дамские зонтики от солнца по-прежнему быпи самым актуальным товаром, однако все активнее стали входить в обиход и более практичные «дождевые» модели. Во второй половине XIX века практичные зонтики наконец вырвались вперед, оставив позади кружева и рюши. Причем утилитарные модели носили и мужчины, и женщины.
Источник