Бог Гелиос и остров Родос. — Знаки зодиака в античном искусстве. — Колесница Гелиоса. — Миф о Фаэтоне. — Кони Гелиоса. — Падение Фаэтона. — Гелиады, или Фаэтонтиды.
Просветительский проект ZAUMNIK.RUУ ГОЛОК ЗА У МНЫХ НА У К уроки древних языков
Гелиос, Эос, Фосфор поднимаются из моря. Фосфор (светоносец) — это олицетворение утренней звезды. NB Под копытами коней Гелиоса и Эос — морские рыбы.
Гелиос, бог-солнце
Бог Гелиос и остров Родос. — Знаки зодиака в античном искусстве. — Колесница Гелиоса. — Миф о Фаэтоне. — Кони Гелиоса. — Падение Фаэтона. — Гелиады, или Фаэтонтиды.
Бог Гелиос и остров Родос
Культ бога Гелиоса, или Солнца, вначале разнился от культа Аполлона, с которым его впоследствии отождествили.
Бог Гелиос, освещая всю вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому Гелиоса называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, бог Гелиос открыл Гефесту измену Афродиты. Богине Деметре бог Гелиос рассказал о том, кто похитил Персефону.
На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке Гелиос держит шар, в другой — рог изобилия; подле него видны головы его коней.
Знаменитый Колосс Родосский (одно из античных семи чудес света), между ног которого проходили свободно парусные суда, есть также не что иное, как изображение бога Гелиоса.
Когда после свержения Титанов олимпийские боги поделили вселенную, бог Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Гелиос стал жаловаться Зевсу, и тот выдвинул со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.
Знаки зодиака в античном искусстве
Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает бог-солнце на своей колеснице в течение года.
Путь бога Гелиоса разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими зодиакальными знаками:
Лев (август), около него корзина Деметры, ее обвивает змея;
Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Вулкана;
Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Марса;
Скорпион (ноябрь) с собакой Дианы;
Стрелец (декабрь) и лампа Весты с ослиной головой;
Козерог (январь) и павлин Юноны;
Водолей (февраль) и дельфины Нептуна;
Рыбы (март) и сова Минервы.
При этом в античности полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.
Солнечный путь, по мифологическим сказаниям античности, совершенно не согласуется с принципами современной астрономии. По этим сказаниям, бог Гелиос, выходя из реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название Солнечных ворот. Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Ночью бог Гелиос описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь.
Колесница Гелиоса
Лишь только бог Гелиос показывался на востоке, как тотчас же Часы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в колесницу Гелиоса крылатых коней, изрыгающих пламя.
Дни, Месяцы, Годы, Века вместе с Часами (Горы) составляли свиту бога Гелиоса, жилище которого — роскошный золотой дворец — находилось на самом дальнем востоке.
Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Эос (Аврора, заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы Гелиоа.
На своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого Часами и Днями, а впереди колесницы летит богиня зари Эос (Аврора), рассыпая на своем пути цветы.
Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, находился на том именно пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь.
Геспериды, страна на конце вселенной, принадлежала Атланту. Атлант владел огромными стадами, которые паслись в стране Гесперид, и ему принадлежал знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.
Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые античные авторы указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию.
В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В этом же виде изображался Атлант чаще всего на резных камнях.
Бог Гелиос своими горячими и благотворными лучами способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла; вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею и внучкой — «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею: они обе умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них губительные волшебные напитки.
Миф о Фаэтоне
Кони Гелиоса
Падение Фаэтона
Гелиады, или Фаэтонтиды
Миф о Фаэтоне указывает на тот вред, который иногда причиняли земному шару палящие лучи Гелиоса.
Фаэтон, или «Блестящий» (в переводе с древнегреческого языка), был сын бога Гелиоса и Океаниды Климены. Поспорив однажды с одним из сыновей Зевса, который отрицал его божественное происхождение, Фаэтон отправился к отцу и весь в слезах стал умолять Гелиоса доказать перед всей вселенной его происхождение.
Бог Гелиос, тронутый горем сына, обещал сделать для Фаэтона все, что только в его силах, и даже поклялся исполнить его первое желание, хотя бы самое безрассудное. Тогда Фаэтон попросил бога Гелиоса позволить ему один только день управлять его золотою колесницею. Гелиос, предвидя опасность от управления такой неопытной рукой его крылатыми конями, пришел в ужас, но, поклявшись Стиксом, Гелиос должен был сдержать свою клятву.
В обычное время Гелиос приказал Часам запрячь коней; сам намазал лицо юноши волшебною мазью, чтобы предохранить Фаэтона от пламени, вылетающего из ноздрей этих коней.
Фаэтон, гордясь, что явится перед вселенной на золотой колеснице, смело взял вожжи, но кони, почувствовав тотчас же неумелые руки, понесли, сбиваясь с обычного пути. Испуганный Фаэтон, забыв все наставления отца, начал терять голову. Когда же Скорпион, к которому кони подъехали слишком близко, замахнулся на него клешней, Фаэтон бросил вожжи, и кони понеслись с ужасающей быстротой.
Вот что говорит об этом римский поэт Овидий: «Несясь с неудержимою быстротою, кони приблизились к земле: трава сохнет, деревья загораются, земля трескается и становится бесплодной, города объяты пламенем, моря высыхают и превращаются в песчаные пустыни. С тех пор жители Африки, кожа которых обуглилась от пламени, сохранили навеки темный цвет кожи, а Нил, испугавшись такого необычайного явления, бросил свое прежнее русло, и источник его скрылся от людских взоров. Властелин богов Юпитер, видя, что половина земли объята пламенем, хочет залить ее дождем, но не может вызвать его. Тогда, чтобы спасти вселенную от гибели, он берет свои громоносные стрелы и поражает ими несчастного юношу, который падает на землю. Гелиос, пораженный горем, отказывается освещать небесный свод, и только настоятельное приказание Юпитера заставляет его вновь совершать свой обычный путь. Сестры Фаэтона, Гелиады, в продолжение четырех месяцев не покидают его могилы, оплакивая безвременную кончину брата».
Гелиады, сестры Фаэтона, превращаются в деревья. Иоганн Вильгельм Баур, к поэме Овидия «Метаморфозы», около 1639 г.
Тронутые жалобами и слезами Гелиад, сестер Фаэтона, боги превратили их в деревья, а неиссякаемые слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превратились в прозрачные капли янтаря, так высоко ценимого в античной древности.
Много художников изображали на своих картинах миф о Фаэтоне, в том числе и Рубенс, написавший прекрасную картину на эту тему. Из античных произведений сохранился на вилле Боргезе прекрасный барельеф, изображающий весь миф.
Солнце 04-ого июля 2010-ого г, 16:08 МСК. Фото: Владимир Князь. Снимок сделан с помощью солнечного телескопа Coronado PST.
Каждое утро бог Солнца Гелиос пересекает небо на своей прекрасной золотой колеснице, запряжённой четвёркой златогривых коней. В полдень лучезарный экипаж Гелиоса достигает вершины неба, а затем спускается по небесной дороге на запад к берегу великого Океана, омывающего землю. Здесь бога Солнца ожидает золотой челн, на котором он возвращается по водам Океана на восток, в свой прекрасный дворец, чтобы повторить свой путь на следующий день.
Нет на свете колесницы более прекрасной, чем золотой экипаж Гелиоса, ведь его выковал сам Гефест в своей кузнице, расположенной под священным Олимпом. Драгоценные камни и тончайшая серебряная резьба сверкают на золотом корпусе квадриги, а её ослепительные золотые колёса бесшумно катятся по небесной дороге. Но ни один смертный не сможет увидеть великолепной колесницы бога Солнца, ведь ослепительный свет его золотого венца, столь ярок, что тот, кто попытается посмотреть на Гелиоса, тотчас ослепнет.
Этот красочный миф объяснял жителям Древний Греции восход и заход Солнца, а также его перемещение по небу, которое они могли наблюдать каждый день. Но, как ни странно, во многих мифах древнегреческим сказителям удалось угадать астрономические явления, которые учёным удалось открыть лишь спустя тысячи лет.
Пятно №1084 в ультрафиолетовых лучах. Снимок сделан космической обсерваторией SDO 1-ого июля 2010 г.
В самом деле сложно будет найти более изящный, необычный и ослепляющий узор, чем тот, что удалось запечатлеть космической обсерватории SDO 1-ого июля 2010 г. На снимке, сделанном в ультрафиолетовых лучах, мы видим активную область, окружающую пятно №1084. Диаметр этого пятна, которое выглядит как тёмно-коричневая область на фото вверху, примерно вдвое превышает диаметр Земли. Несмотря на то, что силовые линии магнитного поля, которое создало пятно №1084 сплетаются в сложный, запутанный узор, эта активная область является весьма стабильной и наблюдается уже около двух недель, с того момента, когда пятно появилась на восточном крае солнечного диска 26-ого июня. Благодаря этому, множество астрономов любителей из разных стран смогли самостоятельно увидеть и сфотографировать прекрасное колесо квадриги Гелиоса, которое неспешно катится по солнечному диску.
Вы также можете посмотреть видеозапись проекции диска Солнца в видимом диапазоне, сделанную для проекта Meteoweb.ru 4-ого июля 2010 г.
ВНИМАНИЕ! Никогда не смотрите на Солнце без использования специальных защитных светофильтров — это может привести к полной потере зрения. Солнечные очки, CD и DVD диски, закопчённое стекло и другие самодельные фильтры не предоставляют достаточной защиты.
Источник
Бога Солнца Гелиос
В Древней Греции полагали, что богиня Ночь (Нюкта) проезжает по небу на колеснице, запряжённой чёрными конями. Вокруг колесницы клубится тьма, только звёзды толпятся около неё и льют на землю мерцающий неверный свет. Богиня Луны Селена приезжает на небо на круторогих быках. Она одета в длинную белую одежду, с серпом луны на голове. Когда проезжает Селена, всю землю заливает серебристое сияние. Проехав по небосводу, она скрывается в глубокой пещере до следующей ночи. Ближе к утру появляется богиня утренней зари Эос. Она льёт на землю росу, и роса осыпает траву и цветы, горя алмазами, а земля просыпается. Эос взлетает на розовых крыльях, одетая в шафрановые одежды, чтобы открыть ворота для лучезарного бога солнца Гелиоса.
Колесница Гелиоса
Четыре коня запряжены в золотую колесницу Гелиоса, которую выковал бог-кузнец Гефест. Когда колесница поднимается по небосводу, освещаются верхушки гор, а звёзды скрываются одна за другой. Всё выше поднимается колесница Гелиоса, в лучезарном венце и длинной сверкающей одежде едет он по небу и льёт свои живительные лучи, даёт земле свет и тепло. В конце своего дневного пути колесница спускается к священным водам Океана. Там стоит золотая лодка, в которой Гелиос плывёт в свою страну, во дворец, чтобы отдохнуть и на следующий день вновь проехать на колеснице по небу.
Даже бессмертные боги не могли управлять колесницей Гелиоса. Сначала дорога так крута, что даже крылатые кони едва взбираются по ней. Под конец дня дорога так крута, что колесница без опытного управления может понестись вниз и разбиться. Путь по небу идёт среди опасностей, ужасов и диких зверей: если уклониться в сторону, то со всех сторон будут угрожать телец, кентавры, яростный лев, рак и скорпион.
Фаэтон
Только самому Гелиосу под силу удерживать и управлять конями. Но один раз был нарушен этот порядок.
Сын Гелиоса Фаэтон однажды попросил отца позволить ему проехать на колеснице. Тот обещал выполнить любую его просьбу, поклявшись водами священной реки Стикс. Но услышав, что именно просит у него Фаэтон, пытался отговорить. Гелиос умолял сына не просить того, что не может сделать смертный, потому что не хотел быть причиной его гибели. Однако это не изменило намерения Фаэтона. Гелиос с грустью согласился. Он намазал лицо Фаэтону священной мазью, чтобы его не опалило пламя солнечных лучей. Привели коней, вскормленных нектаром и амброзией. Гелиос просил не подниматься слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и не опускаться слишком низко, чтобы не опалить землю.
Фаэтон быстро вскочил на колесницу. Кони почувствовали, что наездник слишком лёгок, и понеслись по небу без дороги, не было у Фаэтона сильной руки, чтобы удержать их. Кони понесли Фаэтона прямо в клешни чудовищного скорпиона. Юноша в ужасе выпустил из рук вожжи, и огненная неуправляемая колесница помчалась по небу. Землю охватило пламя, закипела в ручьях и морях вода, гибнут люди, от жара трескается земля, лучи солнца проникают даже в царство Аида. Взмолилась Гея-земля, просит Зевса остановить колесницу и защитить всё живое от огня. Зевсу пришлось бросить в колесницу свою молнию и разбить её. В ужасе разбежались по небосводу кони, а Фаэтон, как горящая звезда, упал с неба. Только много дней спустя нашла гробницу сына безутешная мать Фаэтона. Её слёзы превратились в капли прозрачного янтаря.