Конспект урока по литературе М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели: — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
— выявить жанровые особенности сказки-были;
— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prishvin.docx | 180.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_m.m._prishvin_kladovaya_solntsa.pptx | 322.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели : — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
— выявить жанровые особенности сказки-были;
— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Метапредметные результаты : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Предметные результаты : умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.
- Организационный момент. Мотивация к уроку.
Прозвенел звонок весёлый,
Давайте начнём урок.
1)Вам знакомо имя М.М. Пришвин?
2)Какой он человек?
3)Какие произведения вы читали?
Если ребята затрудняются ответить на данные вопросы предлагаются отрывок из произведения «Старый гриб».
Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами
пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой.
Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду…Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.
4)Из какого произведения взят отрывок?
4.Объяснение нового материала.
Сегодня, ребята, на этом уроке мы углубленно познакомимся с творчеством и жизнью писателя и познакомиться с произведением «Кладовая солнца».
Слово учителя. М.М. Пришвин родился в 1873 году и скончался в 1954 году.
Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и ,наконец, писателем.
Вывод. Все эти профессии помогли стать ему писателем
5.Беседа с детьми
1)Ребята, у вас есть среди родственников агрономы? Агрономы – люди, занимающиеся с сельским хозяйством.
В нашем районе главным направлением работы является сельское хозяйство.
2) Ребята, почему люди путешествуют? (чтобы укрепить свое здоровье и путешествуют со стремлением открывать неизведанное)
Обратите внимание на годы жизни писателя. Сколько лет прожил? Не зря он прожил столько лет. Путешествуя, люди укрепляют здоровье и еще путешествие связано со стремлением открывать неизведанное.
3)Знакомо ли вам слово этнограф?
Этнограф — специалист по этнографии.
Этнография — наука, изучающая происхождение народов, материальную и духовную культуру, особенности быта, какого -нибудь народа. Он ещё охотник без оружия.
Вот эти все перечисленные профессии какую важную роль играли в становлении писателя?
Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное. Уже одни названия ранних произведений писателя «В краю непуганых птиц» (1906г.), «За волшебным колобком» (1907г.), «Лисичкин хлеб», «Охота», «Родная земля» — показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность.
Он жил в очень многих местах. В Дунине, где он жил в деревне Усолье. В Усолье он встретил осиротевших детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.
Об этих ребятах он пишет в своём произведении «Кладовая солнца»
7. Работа с жанром произведения.
Обратите внимание на жанр и название произведения. Сказка-быль. Среди жанров УНТ сказки занимают особое место.
— Что вы знаете о жанрах сказки?
Словарная работа. 2 учащихся находят из словаря значение слов быль, кладовая (словообразовательный разбор слова)
Быль – (перен.) то, что было в действительности.
Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове солнце
8. Чтение сказки –быль «Кладовая солнце». Обратить внимание детей, что в учебнике данная сказка дана в сокращении. После чтения начало сказки ребята друг другу задают вопросы. Примерные вопросы:
— как начинается сказка?
— с какими героями мы познакомились?
9.Работа в группах.
Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст.
Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы
Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы
Источник
М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_kladovaya_solnca_skazka_-_byl.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».
Учитель Вебер Г.А.
Цель: познакомить с автором и фактами его биографии, знать некоторые моменты творческой деятельности; познакомить с понятием сказка –быль; доказать, что «Кладовая солнца « сказка –быль», знакомство с главными героями произведения.
- На доске эпиграф «Я ведь, друзья мои пишу о природе, а сам же о людях только и думаю»
- Портрет М.М.Пришвина.
- Презентация «М.М.Пришвин»
- Выставка книг.
— С литературой какого периода мы знакомимся? (Литература ХХ века)
— С творчеством каких писателей познакомились?
— К каким жанрам относятся указанные произведения?
— Что такое феерия?
2. а) Знакомство с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина.,
Б) С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» 11 .
В) На основе презентации, слова учителя и учебника стр 38 -39 ответить на вопросы стр 39 учебника. ( Обратить внимание на эпиграф)
3. Решение проблемы: можно ли «Кладовая солнца» назвать сказкой –былью? Обоснуйте ответ.
Знакомство с произведением.
- «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Я создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.
События в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила »
- Чтение учащимися 1 главы стр 39 -51
- Ответы на вопросы.
- Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
- Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
6. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
7. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
Итог урока. Прочитаем еще раз эпиграф.
Следуя своей заповеди, Пришвин в «Кладовой солнца» большое место отводит природе. Он хочет показать единство природы и человека., неразрывную связь всего существующего на земле.
Домашнее задание: подготовить рассказ о Насте. Выделить эпизоды, связанные с образом Насти.
Источник
Конспект занятия по знакомству с творчеством М. М. Пришвина «Путешествие в Кладовую солнца»
елена малашкина
Конспект занятия по знакомству с творчеством М. М. Пришвина «Путешествие в Кладовую солнца»
Тема: «Знакомство с творчеством М. М. Пришвина»
Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память.
Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения. Уметь анализировать поступки героев, формировать умения у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Развивать память, диалогическую речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Портрет М. Пришвина, выставка книг М. Пришвина, фото или картинки с изображением одуванчиков, уток, белки и кусочки ваты для дыхательного упражнения, аудиозапись «Шум леса».
Ход занятия:
Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина.
Человек — часть природы. Вырубит человек леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц — и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».
На нашем занятии я прочту вам несколько интересных рассказов Михаила Пришвина. Первый рассказ, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка про одуванчик
Горел в траве росистой
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Беседа об одуванчике
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Подошло время к следующему рассказу. Он называется «Ребята и утята».
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Ребята и утята»
Вопросы по содержанию рассказа:
-1 О ком говорится в рассказе?
— 2 Что случилось с утятами во время путешествия?
— Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)
— Кто помог утке в данной ситуации?
— Что им сказал автор?
— Какое поведение было у мальчиков?
— Какими были мальчики по отношении к утке с утятами? (злые, в начале рассказа бессердечные, не воспитанные)
— А какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?
— Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Физминутка «Как у наших у зверят»
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)
А потом вприсядочку (Приседания)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)
А как пустятся бежать- (Бег на месте)
Никому их не догнать.
Молодцы! Слушайте следующий рассказ, а называется он «Беличья память».
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Беличья память»
Вопросы по содержанию рассказа:
1. О ком этот рассказ?
2. что прочитал на снегу по следам автор? (автор прочитал на снегу, как белочка пробилась сквозь снег и находила припрятанные с осени свои припасы)
3. что доставала из под снега белочка? (орехи)
4. расскажите как белка искала и находила орехи
(она пробивалась и ныряла сквозь снег находила там орехи не по запаху а по памяти (т. е там где был орех)
5. Чему позавидовал автор (он позавидовал беличьей памяти и смекалке)
6. Как назывался рассказ, который мы сейчас прочитали?
Молодцы! Ребята, с рассказами какого автора мы сегодня с вами познакомились?
Давайте вспомним, какие рассказы мы сегодня читали?
О чём писал М. М. Пришвин?
Вам еще предстоит познакомиться со многими произведениями М. Пришвина, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать.
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их. Давайте будем беречь и охранять нашу природу!
А сейчас я предлагаю вам нарисовать понравившегося героя из рассказов, которые мы прочитали. Какие это герои? (белочка, утята, одуванчики). Чтобы лучше представить картину, которую вы будите рисовать, я включу вам звуки леса.
На этом наше занятие закончено. В книжный уголок нашей группы я поставлю книги с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.
Фотоотчет «Путешествие в кладовую солнца» в реабилитационном лагере «Путешествие в кладовую солнца» в реабилитационном лагере «Мираклион». 26 марта мы с моей коллегой, Вихаревой Натальей Николаевной, приняли.
Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о.
Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Чтение рассказа М. Пришвина.
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина» Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. • Формировать умение внимательно рассматривать.
Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия». Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты.
Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.
Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей) Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорийлогопедическая подготовительная к школе группа Цели занятия:.
План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой» План-конспект НОД по знакомству с нетрадиционной техникой рисования «Рисование вилкой». Автор: Демина Екатерина Александровна Описание:.
Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.
Источник