Значение солнца для неживой природы
МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Тема. Солнце и его значение для жизни на Земле
Цель: формировать у учащихся представление о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека; показать значение Солнца в жизни животных и растений; раскрыть значение солнечного света и тепла в жизни человека; учить наблюдать за высотой Солнца и устанавливать простейшие связи между высотой Солнца и количеством тепла, которое Солнце посылает на землю; способствовать формированию у учащихся потребности к познанию мира.
— Какой сегодня день?
— Какое число и месяц?
— Какое состояние неба?
— Был ветер, когда вы шли в школу?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадками
• Днем в небе гуляет,
А вечером на землю садится. (Солнце)
• Постоянного места не имеет,
День и ночь бродит,
Весь мир обходит. (Солнце)
• Хорошее, доброе на всех смотрит,
А людям на себя смотреть не позволяет. (Солнце)
— Сегодня я расскажу вам о Солнце и его значение для жизни на Земле.
III. Изучение нового материала
1. Игра «Дары Солнца»
На доске — большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле, (например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста). Все названное детьми записывают на лучиках солнца.
— Солнце — источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
1) Солнце и животные.
— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле — от Солнца. ».
Для жителей планеты Земля большое значение имеет солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий мир.
— Всем животным нужен солнечный свет?
— А тем животным, у которых нет глаз?
— Всем животным требуется солнечное тепло?
— Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества — витамины.
М. Зверев рассказывает о принятии борсучатами солнечных ванн: «Нора борсучат — возле небольшой полянки. Как только прогреется земля, вытягивает борсучиха всех своих детенышей на солнышко. Борсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно повизгивать. Мать-борсучиха затягивает всех в нору. Ветер стихнет, снова в борсучихи работа: борсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.
Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».
Г. Скрябицький рассказывает: «Вы идете по лесному узліссю или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнце, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза замружила. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышко. Согреется ящерица, сделается быстрой и подвижной, и примется за охоту. Берегитесь, мухи, слизни и прочая мелкая живность!»
2) Солнце и растения.
— Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Жаркого летнего дня, когда Солнце нещадно палит, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
Солнце помогает растению питаться. Как именно?
Послушайте об этом сказку.
Живут в листьях растений маленькие волшебники — хлорофілові зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что хлорофілових зернышек в них много. Рано утром, как только Солнце протянет свои лучи, просыпаются волшебники — хлорофілові зернышки. Сразу берутся за работу.
Корінцям приказывают: «Корешки, корешки, берите воду с земли». Стебельке отдают команду: «Стеблинко, стеблинко, подавай воду от корешков до листиков». Листочке приказывают: «Листик, листик, открывай стомы, подавай нам воздух». (Стомы — это такие окошки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды.) Затем зеленые волшебники принимают солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород.
Сахаром кормятся и корешок, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который всем нужен для дыхания, хлорофілові зернышки отдают в воздух. С воздухом им тоже нужно рассчитаться.
Весь день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, насыщая растения и совершенствуя воздуха. Солнышко спать ложится, и хлорофіловим зерняткам наступает время отдохнуть. Мы должны их поблагодарить за то, что они воздух совершенствуют и растения кормят.
А вы подумайте, прежде чем сорвать или повредить лист растения, сколько волшебных зернышек можете погубить!
— Дети, вам понравилась сказка?
— Зачем растениям солнечные лучи?
Вывод. В природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они выросли и дали пищу всем рослиноїдним животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются большие по размерам хищные звери и птицы.
3) Солнце и человек.
— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным нужны солнечные свет и тепло.
— Нужны солнечные свет и тепло человеку?
— Зачем? (Рассказы детей.)
— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное Солнце».
— Что произошло на Земле без Солнца?
— Возможна ли жизнь на Земле без еды?
— Что, кроме солнечного света, тепла и почвы, нужно растениям для роста и развития?
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
На доске — рисунки, на которых изображено Солнце в разные времена суток.
— Что случилось бы, если бы вдруг исчезло Солнце?
— А что случилось бы с живой природой?
— В какое время суток Солнце греет теплее?
— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?
— Видно Солнце, когда небо затянуто тучами?
— Почему облачного дня прохладнее?
— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?
— Как высоко находится солнце над землей в течение дня?
— Почему летом утром и вечером прохладнее, а в полдень — жарко?
Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
Солнце всегда греет одинаково.
Облака задерживают тепло солнечных лучей.
Без тепла прорастает семян, цветут растения, созревают плоды.
В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.
Солнце нужно всему живому.
• Когда сутки короче — зимой или летом?
• Если небо закрыто облаками, есть ли за ними солнце?
• Если небо закрыто облаками, светит оно?
• Что дает Земле свет и тепло?
• Когда солнце сильнее греет: полдень, утром или вечером?
• В небе я тружусь,
Знает меня каждый.
Я на всех смотрю,
На меня же — нельзя.
А кто посмотрит —
• Греет, греет, припекает,
Всех в воду загоняет. (Солнце)
Вывод. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, ведь они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи.
— Однако, этого не произойдет, потому что Солнце — звезда, которая излучает в пространство уйму тепла и света. На небе Солнце кажется маленьким ослепительно ярким кружочком лишь потому, что нас от Солнца отделяют 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а у центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.
— Что такое Солнце?
— Далеко или близко оно от нас?
— Что Солнце дает человеку?
— Кому, кроме людей, еще нужно Солнце?
— Нужно Солнце растениям?
— Что Солнце дает животным?
— Одинаково светит и греет Солнце в разные части суток? в разные поры года?
Источник
Как Солнце влияет на Землю
Влияние Солнца на Землю осуществляется главным образом через испускаемое звездой излучение, но этим его роль не ограничивается. Воздействие и значение Солнца для жизни на Земле весьма многоплановое и проявляется в самых разных аспектах.
Солнце и живая природа
Большинству растений и животных солнечный свет жизненно необходим. В частности, листья растений содержат особый пигмент – хлорофилл, который и придаёт им зелёный цвет. С помощью хлорофилла происходит реакция фотосинтеза, конечным продуктом которой является кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Для осуществления реакции нужна энергия, которую и обеспечивает солнечный свет. Ещё одним продуктом реакции фотосинтеза
является глюкоза – органическое соединение, необходимое для синтеза целлюлозы, которая входит в состав клеток растений. Таким образом, растения используют солнечную энергию не только для выработки кислорода, но и для получения веществ, необходимых для дальнейшего роста.
Растения поглощают не так уж много энергии, лишь 0,3% от всего излучения, падающего на поверхность планеты. Но даже этой скромной цифры хватает для производства огромного количества органического вещества. В процессе своего роста, растения накапливают полезные вещества, которые извлекают из почвы. А сами они, в свою очередь, являются пищей для животных и людей. В той или иной мере, солнечная энергия достаётся всем жителям Земли.
Ещё один важный момент – смена дня и ночи. Большинство животных и людей бодрствуют и ведут свою деятельность в светлое время суток, а засыпают с приходом темноты. Конечно, есть исключения, но они в меньшинстве. Длительность солнечного дня и интенсивность света тоже оказывает определённое влияние за жизнедеятельность организмов. Зимой, когда день короткий, растения сбрасывают листья, а животные либо серьёзно сокращают свою активность, либо впадают в спячку. Ближе к экватору и в тропиках, где распределение солнечного света равномерное, такой картины не наблюдается.
Не будет преувеличением сказать, что Солнце – источник жизни на земле. Благодаря его свету планета обеспечена кислородом и всеми необходимыми для жизнедеятельности условиями.
Солнце и природа
Солнце и неживая природа
Влияние Солнца на Землю проявляется не только в воздействии на живую природу.
По мере приближения к поверхности около 60% излучения поглощается или отражается обратно в космос атмосферой. Иначе говоря, та часть атмосферы, где формируются облака (тропосфера) подвергается непосредственному воздействию Солнца, в частности, инфракрасного излучения. Это приводит к периодическому повышению или понижению атмосферного давления, из-за чего и возникают различные метеорологические явления, такие как дождь, снег, туман, ветер.
Нагреваясь под действием солнечного света, вода в океанах, реках и озёрах испаряется и перемещается в атмосферу, где она охлаждается и выпадает в виде осадков. Это обеспечивает относительно равномерное распределение влаги по поверхности планеты. Следствием этих процессов является перемещение огромных масс воды в виде океанических течений. Их значение трудно недооценить. Например, такое явление, как Эль-Ниньо, наблюдаемое в экваториальной части Тихого океана, представляет собой по сути перемещение огромных масс тёплой воды. В свою очередь, это приводит к изменению погодных условий, неурожаям и вспышкам эпидемических заболеваний. А Африка своим жарким и засушливым климатом во многом обязана изменению русла одного из тёплых течений, которое произошло несколько тысяч лет назад.
Несмотря на то, что наиболее значительную роль в приливах и отливах играет Луна, Солнце тоже участвует в этих процессах. Примечательно, что его гравитационное воздействие на нашу планету в сотни раз больше, чем воздействие Луны, но приливные силы в два раза меньше. Это объясняется тем, что воздействие на приливы зависит не от силы гравитационного воздействия, а от его неоднородности, которая с увеличением расстояния сглаживается. Соответственно, приливы, вызываемые Солнцем, слабее. Однако, самые сильные приливы и отливы происходят в тот момент, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в ряд.
Солнечный свет вместе с ветром и водой также принимает участие в геологических процессах, таких как эрозия и выветривание. В частности, одной из главных причин выветривания являются колебания температур, которые, как уже было сказано, происходят в результате смены дня и ночи. Наиболее ярко это проявляется в пустынях, где суточные колебания температур могут достигать весьма высоких величин. В ходе эрозии и выветривания формируется рельеф планеты и происходит почвообразование, эти процессы медленные, но необратимые. Таким образом, Солнце определённым образом воздействует и на формирование облика поверхности нашей планеты.
Солнце
Солнечное излучение
«Сколько времени свет идет от Солнца до Земли?» Именно так звучит один из вопросов, которые довольно часто возникают у людей, заинтересовавшихся данной темой. Так вот, фотоны света проделывают этот путь за восемь минут. Тогда возникнет другой вопрос: много это или мало? Если сравнивать с расстояниями до большинства других планет Солнечной системы, то получится, что мало. Например, чтобы свет Солнца достиг Юпитера нужно 43 минуты, а до Сатурна – 1 час 19 минут. А если учесть, что до других звёздных систем свет доходит за долгие годы, то время его пути до Земли кажется совсем скромным.
Так или иначе, солнечный свет достигает нашей планеты. При этом, он довольно неоднороден, большую часть составляет видимый свет и инфракрасное излучение, и лишь небольшая часть приходится на ультрафиолетовое излучение. Но несмотря на это, назвать его малозначимым нельзя. Ультрафиолет в больших количествах опасен для человека и может вызывать различные заболевания, но в небольших количествах он необходим организму. При помощи ультрафиолета образуется витамин D, который отвечает за усвоения кальция и фосфора в пищеварительной системе.
Воздействие ультрафиолетового излучения на молекулы кислорода приводит к образованию озона. На высоте 20-25 км находится так называемый «озоновый слой», который вместе с кислородом в высоких слоях атмосферы поглощает большую часть опасного излучения, и до поверхности доходит только малая его часть.
Озоновый слой образовался около 500 миллионов лет назад, когда в атмосфере накопилось достаточное количество кислорода. И только после его возникновения стал возможен выход живых организмов и растений на сушу. Иными словами, значение Солнца для жизни на Земле довольно противоречиво: с одной стороны, его излучение выжигало бы все организмы на суше, а с другой – это же излучение поспособствовало созданию защиты от наиболее опасного спектра.
Солнечный ветер
Помимо излучения разного спектра в атмосферу планеты проникает так называемый солнечный ветер – поток ионизированных частиц, идущий из солнечной короны. Он вызывает такие явления, как например, магнитные бури и полярное сияние. Магнитные бури могут довольно существенно влиять на деятельность человека, и способны повлечь за собой сбои в работе радиосвязи и энергосистем. К счастью, действительно сильные солнечные вспышки и выбросы вещества из короны происходят относительно редко.
Источник