Меню

Зил 135 луна м транспортная машина

Зил 135 луна м транспортная машина

Ракетный комплекс «Луна-М» (1964 – 1986 гг.)

Прототип пусковой установки ТРК «Луна-М» был разработан зимой 1960 года в ОКБ завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева. В соответствии с ПСМ от 16 марта 1961 года уже в апреле собрали первый макетный образец СПУ «Луна-М» (Бр-231), через месяц установленной на опытном шасси ЗИЛ-135Л. Только в марте 1964 года на испытания поступила «настоящая» пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 «Луна-М» с перегрузочным краном, автономным электропитанием и экипажем из семи человек, также базировавшаяся на автомобиле 135Л. После испытаний она была принята на вооружение 6 августа 1964 года, но в связи с пертурбациями с переделкой шасси 135Л в 135ЛМ и организацией его выпуска на БАЗе процесс внедрения ТРК «Луна-М» непростительно затянулся на 3,5 года, считая от момента сборки первого образца. Его созданием военные попытались устранить недостатки гусеничного ракетного комплекса 2К6 «Луна» на базе плавающего танка ПТ-76, принятого на вооружение в 1961 году и обладавшего недостаточной мобильностью и плавностью хода. Первые серии колесного варианта «Луна-М» появились лишь в конце 1964 года с началом промышленного изготовления шасси ЗИЛ-135ЛМ в Брянске. В отличие от гусеничных машин более мягкая подвеска автомобиля снижала удары и перегрузки боевой части, совершенно недопустимые при работе с ядерными зарядами.

Мобильная пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 «Луна-М» на шасси ЗИЛ-135ЛМ. 1964 год

Комплекс «Луна-М» предназначался для стрельбы осколочно-фугасными, ядерными, химическими и иными неуправляемыми одноступенчатыми твердотопливными ракетами серии 9М21 диаметром 544 мм, длиной 9,0 – 9,4 м, стартовой массой 2,4 – 2,5 т и дальностью полета от 15 до 68 км. Их разработкой занимался московский НИИ № 1 (с 1966 года – Московский институт теплотехники – МИТ). Для поддержания заданного температурного режима ядерных боеголовок в комплект СПУ входили термочехлы с электрическим обогревом и автоматическим датчиком-регулятором температуры. На СПУ помещались также сиденья для боевого расчета, откидные рабочие площадки, запасные канистры и огнетушители. Установка 9П113 имела собственную массу 14 890 кг и боевую (с ракетой) – 17 560 кг. Габаритные размеры – 10 690x2800x3350 мм. Ее допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 60 км/ч. Вся конструкция была рассчитана на 200 гарантированных запусков ракет.

С 1968 года опытный модернизированный вариант 9К52М «Луна-3» с СПУ 9П113М оснащался более точными ракетами 9М21М с увеличенной до 75 км дальностью поражения и возможностью коррекции траектории полета. На практике достичь высокой точности стрельбы не удалось, поэтому с окончанием разработки комплекса «Точка» его дальнейшая модернизация прекратилась летом 1971 года, хотя первый вариант 9К52 пока оставался в производстве. С 1968 года он поставлялся на экспорт в тропическом исполнении 9К52ТС с СПУ 9П113ТС, предназначенной для стрельбы только осколочно-фугасными ракетами 9М21Ф. От вариантов для Советской Армии эти машины отличались отсутствием электрогенератора в левом боковом кожухе и наличием блокиратора запуска ядерных ракет. С прекращением выпуска ТРК «Луна-М» для Советской Армии, до 1986 года их поставки на модернизированном шасси 135ЛМП продолжались в страны Варшавского договора и Ближнего Востока.

Пусковая установка 9П113 «Луна-М» с перегрузочным краном на базе ЗИЛ-135ЛМП. 1975 год

Вместе с СПУ 9П113 совершенствовались ТЗМ комплекса «Луна-М» для одновременной доставки трех ракет серии 9М21 с разными боевыми частями. Правда, с самого начала их необходимость ставилась под вопрос. Пусковые системы изначально оборудовали собственными гидрокранами для самостоятельной перегрузки ракет, исключавшими применение традиционных на то время громоздких полуприцепных транспортных машин и самоходных подъемно-транспортных средств. В результате появились специальные компактные и маневренные ТЗМ, не оборудованные перегрузочными устройствами и фактически исполнявшие функции транспортных машин. Первая ТЗМ 9Т29 с экипажем их двух человек появилась в марте 1964 года одновременно с первыми образцами СПУ и также базировалась на шасси 135Л. В декабре того же года ее переставили на специально доработанное шасси 135ЛТМ. Для поддержания заданной температуры ядерных боеголовок в комплект ТЗМ также входил электрогенератор и три обогреваемых термочехла с автоматическими регуляторами температуры. В составе комплекса «Луна-3» доработанные ТЗМ носили индекс 9Т29М. С началом экспортных поставок систем «Луна-М» в тропические страны они имели обозначение 9Т29ТС и отличались отсутствием генератора и спецчехлов. После 1972 года, как и комплексы «Луна-М», ТЗМ поступали за рубеж на новом шасси 135ЛМП.

Транспортно-заряжающая машина 9Т29 комплекса «Луна-М» на шасси ЗИЛ-135ЛТМ. 1969 год

ТРК «Луна-М» стал наиболее распространенным в СССР тактическим комплексом и экспортировался в 15 союзных стран. Кроме государств Варшавского договора он поступал в вооруженные силы Кубы, Египта, Ливии, Серии, Ирака, Йемена, КНДР и других стран. Впервые в реальных боевых действиях эти системы участвовали в 1973 году во время Арабо-израильской войны, затем применялись в Афганистане и в местных конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке. По состоянию на 1986 год боевых машин ТРК «Луна-М» в войсках разных стран насчитывалось около 750 единиц.

Читайте также:  Черная луна транзиты 2021

Источник

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ

Брянский автомобильный завод широко не известен ни в России, ни за рубежом в силу специфики своей продукции – он специализируется на трех- и четырехосных тяжелых колесных тягачах военного назначения. Основанный в конце 1950-х как филиал ЗИЛ, к началу 1960-х он приобрел определенную самостоятельность.

С получением из Москвы технической документации на четырехосные ракетные шасси Брянский автозавод из подсобного филиала ЗИЛа быстро превратился в одно из наиболее крупных и важных предприятий Советского Союза военно-автомобильного профиля с серийной организацией производства и собственным СКБ, способным самостоятельно проводить серьезные разработки.

Сначала весь свой неистраченный творческий потенциал брянские конструкторы вложили в доработку «механического» автомобиля ЗИЛ-135ЛМ, который со временем превратился в одну из самых популярных машин для монтажа систем вооружения и разведки. Одновременно была собрана партия шасси ЗИЛ-135К, а родственная модель ЗИЛ-135М после доработки превратилась в первый собственный автомобиль-шасси БАЗ-135МБ. Проектированием ракетных систем и сборкой боевых машин занимался завод «Баррикады» из Волгограда.

На параде шасси БАЗ-135МБ с комплексом «Редут» (фото А.

От ЗИЛ-135 к БАЗ-135

Брянскому автозаводу досталось богатое московское наследство в виде трех разношерстных автомобилей 135-й серии, представлявших типичный продукт школы Виталия Андреевича Грачева со всеми свойственными ему преимуществами и недостатками. В них воплотились все последовательно развивавшиеся интуитивные и спорные идеи мастера, заставлявшие его самого постепенно отказываться от своих же собственных постулатов. Исправлять вольные и невольные ошибки Грачева предстояло брянским конструкторам.

ЗИЛ-135К (1962 – 1964 гг.)

С этим автомобилем конструкторам БАЗ возиться не пришлось. В октябре 1962 года из московских комплектующих изделий они начали сборку машин ЗИЛ-135К, которые тут же отправляли на завод «Дзержинец» под комплектацию комплексами 2К17 с крылатыми ракетами С-5.
Единственной новинкой на этой серии стала опытная самоходная пусковая установка (СПУ) 9П123 для запуска крылатых ракет С-5М с новыми средствами управления. После снятия с вооружения таких систем выпуск ЗИЛ-135К прекратился. До конца 1964 года их собрали 80 единиц.

Пусковая установка 2П30 на брянском шасси ЗИЛ-135К (из архива 21 НИИЦ)

Семейство ЗИЛ-135ЛМ (1964 – 1994 гг.)

В декабре 1964 года в Брянске началась штучная сборка автомобиля ЗИЛ-135ЛМ – ее серийное производство развернется только в 1966-м. С конструктивной точки зрения эта девятитонная машина являлась олицетворением идей Грачева, подпорченных применением более понятной простому шоферу механической коробки передач. На шасси по-прежнему размещались два 180-сильных мотора ЗИЛ-375Я и ЗИЛ-375Я2, а единственной новинкой в бортовой трансмиссии были две пятиступенчатые коробки передач от грузовиков Урал-375.

Грузовик ЗИЛ-135ЛМ московской сборки с деревянным кузовом (из архива СКБ ЗИЛ)

Серийное шасси ЗИЛ-135ЛМ со стеклопластиковой кабиной (фото автора)

Шасси для боевой машины ракетного комплекса «Луна-М» (фото автора)

Двухдверную пластиковую кабину укомплектовали регулируемым сиденьем водителя, средствами радиационного контроля и местами для личного оружия. Первые образцы имели цельнометаллическую грузовую платформу, но на серийных машинах за кабиной обычно находилась открытая часть лонжеронной рамы длиной 5,2 м для монтажа надстроек. В конце 1960-х для предохранения экипажа от воздействия поражающих факторов ядерного оружия перед кабиной монтировали съемные бронированные экраны, но распространения они не получили.

ЗИЛ-135ЛМ брянской сборки с цельнометаллическим кузовом (из архива автора)

Шасси ЗИЛ-135ЛМ с передним защитным экраном (из архива 21 НИИЦ)

С началом сборки машины ЗИЛ-135ЛМ, созданной в Москве в обстановке крайней спешки и смятения, в Брянске начался нудный процесс многочисленных доработок, доделок и приспособления столичных прототипов к реалиям воинской службы. Доказательством этого малоизвестного факта являются воспоминания сотрудника 21 НИИИ инженер-капитана В. И. Бурлакова: «Шасси ЗИЛ-135ЛМ было сырой разработкой, но поскольку время не терпело, его сразу же передали на БАЗ. Уже в ходе серийного производства пришлось устранять конструктивные и технологические недостатки. Доработки оказались настолько существенными, что БАЗ поставил вопрос о переименовании шасси ЗИЛ-135ЛМ в БАЗ-135ЛМ, что не было принято…»

С 1964 года все варианты базовой машины с различными спецнадстройками применялись в Советской армии, поступали в страны Варшавского договора, а также союзные государства Азии и Африки. Их выпуск завершился только в 1994 году — в разгар конверсии и экономических реформ. К тому времени в Брянске собрали свыше 5 тыс. автомобилей ЗИЛ-135ЛМ.

Варианты и вооружение автомобиля ЗИЛ-135ЛМ

Еще в процессе постановки на производство модели ЗИЛ-135ЛМ в Брянске началась разработка собственных специализированных вариантов, которые в заводской маркировке носили аббревиатуру БАЗ. В 1964 году был построен первый опытный образец ЗИЛ-135Л1 с двухступенчатой раздаточной коробкой (вместо штатной одноступенчатой). Через год к нему добавился прототип ЗИЛ-135Л2 с торсионной подвеской средних колес. Так, БАЗ впервые взялся за работу над ошибками ЗИЛа, но пока эти образцы нуждались в долгой доводке, да и получились слишком тяжелыми.

Читайте также:  За какое время космонавт долетает до луны

Опытное шасси ЗИЛ-Э135Г с 395-сильной газовой турбиной (из архива БАЗ)

В 1968-м на шасси ЗИЛ-135Л2 построили экспериментальный образец Э135Г с танковой газотурбинной установкой ГТД-350Т мощностью 395 л. с., согласующим редуктором и гидромеханической трансмиссией НАМИ-090. На шоссе он развивал самую высокую скорость в 135-й серии — 83 км/ч.

Многоцелевой автомобиль ЗИЛ-135Л4 на ВДНХ. 1966 год (из архива БАЗ)

Военизированный грузовик ЗИЛ-135Л4 с лобовой бронезащитой (из архива 21 НИИЦ)

В середине 1960-х завод собрал партию девятитонных многоцелевых грузовиков ЗИЛ-135Л4 с металлическими кузовами и надставными деревянными бортами, рассчитанных на эксплуатацию в народном хозяйстве в сложных дорожных и климатических условиях. С 1968 года на них также монтировали бронированные экраны кабины и моторного отсека для предохранения экипажа от воздействия ядерного оружия.

Машины ракетного комплекса Луна-М (1964 – 1986 гг.)

Известная ракетная система Луна-М на шасси ЗИЛ-135ЛМ (фото автора)

Как и базовая машина ЗИЛ-135Л, серийный ЗИЛ-135ЛМ также проектировался с единственной целью монтажа СПУ 9П113 нового тактического ракетного комплекса (ТРК) 9К52 Луна-М для запуска ракет с дальностью поражения до 68 км и разными типами боеголовок, включая ядерные.

Уже в 1964 году установку 9П113 стали монтировать на специально подготовленные шасси ЗИЛ-135ЛМ. Их оборудовали гидроприводом для подъема пусковой стрелы в боевое положение, четырьмя винтовыми домкратами, аппаратурой предстартовой подготовки и пуска, автономными системами жизнеобеспечения и электроснабжения с бензогенератором, средствами связи, ночного видения и навигации.

Шасси ЗИЛ-135ЛМ с пусковой установкой комплекса 9К52 Луна-М (фото автора)

Для самостоятельной погрузки ракет машину оснастили стреловым 2,6-тонным гидрокраном с открытым пультом управления, что позволило отказаться от применения посторонних подъемно-транспортных средств. На СПУ находились также термочехлы для обогрева ядерных боеголовок, сиденья для боевого расчета и откидные рабочие площадки.

Возвращение ракетного комплекса Луна-М с парада. Москва, 1971 год (фото автора)

Пусковая установка 9П113 комплекса Луна-М в боевом положении (из архива автора)

С 1968 года параллельно выпускался модернизированный комплекс 9К52М Луна-3 с СПУ 9П113М и увеличенной до 75 км дальностью поражения. После окончания разработки ТРК Точка его дальнейшая модернизация прекратилась.

Модернизированные пусковые системы 9П113М на боевом дежурстве (из архива автора)

Серийные пусковые установки 9П113М Луна-М в Народной армии ГДР (из архива БАЗ)

Для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом служило специально подготовленное шасси ЗИЛ-135ЛМТ (ЛМ-тропик) с герметизированным электрооборудованием и усиленной системой охлаждения. На нем монтировали тропический комплекс 9К52ТС с СПУ 9П113ТС для стрельбы только осколочно-фугасными ракетами. От вариантов для Советской армии они отличались отсутствием электрогенератора и установкой блокиратора запуска ракет с ядерными боезарядами.

Боевая машина 9П113ТС тропического комплекса 9К52ТС (из архива автора)

Созданные для ТРК Луна-М компактные и маневренные транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) 9Т29 без собственных перегрузочных устройств базировались на специальном шасси ЗИЛ-135ЛТМ. В его комплект входили бензоэлектрический электрогенератор и выносные домкраты, а также ложементы для трех ракет с термочехлами. На экспорт поступала ТЗМ 9Т29ТС в более «бедной комплектации» – без генератора и спецчехлов.

Транспортно-заряжающая машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ (фото автора)

Машина 9Т29 для доставки трех ракет на параде в Берлине (из архива автора)

Перегрузка ракеты 9М21 с ТЗМ 9Т29 на пусковую установку (из архива автора)

Выпуск комплекса Луна-М для нужд Советской армии был прекращен в 1972 году, когда его заменил трехосный ТРК Точка , что поставило под вопрос целесообразность дальнейшего изготовления машин 135-й серии.

Впрочем, эта проблема вскоре разрешилась путем расширения экспортных поставок ТРК Луна-М на модернизированном шасси ЗИЛ-135ЛМП, созданном для системы «Ураган».

Боевая машина 9П113М на шасси ЗИЛ-135ЛМП на испытаниях в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)

Комплексы 9К52М на базе ЗИЛ-135ЛМП в Советской армии (из архива автора)

Комплекс Луна-М стал наиболее распространенным ТРК Советской армии и экспортировался в 15 союзных стран. Впервые в боевых действиях он участвовал во время Арабо-израильской войны, затем применялся в Афганистане и в местных конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке. По состоянию на 1986 год боевых машин этой серии в мире насчитывалось около 750 единиц.

Машины системы залпового огня «Ураган» (1972–1993 гг.)

Многозарядная система «Ураган» на шасси ЗИЛ-135ЛМП (из проспекта «Росвооружение»)

Первый образец СПУ 9П140 или боевой машины БМ-27 был изготовлен в феврале 1972-го. Через три года она поступила на вооружение как реактивная система залпового огня (РСЗО) 9К57 Ураган и была принята к производству на Пермском машиностроительном заводе имени В. И. Ленина. Ее базой являлось облегченное шасси ЗИЛ-135ЛМП с телескопическими амортизаторами и более мощным пневмоусилителем в тормозной системе.

Читайте также:  Эзотерика при убывающей луне

Система залпового огня 9К57 Ураган на шасси ЗИЛ-135ЛМП (фото автора)

Реактивная система залпового огня Ураган в Российской армии (фото Р. Данилова)

Его характерным внешним признаком был вынесенный на облицовку кабины кожух с дополнительным оснащением. СПУ снабжалась трехрядным пакетом из 16 трубчатых направляющих диаметром 220 мм, смонтированных на поворотной платформе с электрическим приводом. Она могла поражать цели на дальностях от 8,5 до 34 км, покрывая площадь в 43 гектаров.

Пусковая установка 9П140 с пакетом из 16 трубчатых направляющих (фото автора)

Ракетный залп боевых машин Ураган (из проспекта «Росвооружение»)

Для транспортировки и заряжания РСЗО применялась ТЗМ 9Т452 с низкобортной цельнометаллической платформой для транспортировки 16 реактивных снарядов для одного залпа, уложенных на специальных тележках. Их перегрузка производилось с помощью собственного крана-манипулятора с электроприводом и откидной площадкой для оператора. Процесс перезаряжания занимал не более 15 минут.

ТЗМ 9Т452 комплекса Ураган на шасси ЗИЛ-135ЛМП (фото автора)

ТЗМ с перегрузочным краном и стойками для 16 ракет (из архива автора)

Размещение в кузове сложенного крана и подвижных ракетных стоек (фото автора)

Система «Ураган» применялась в основном в Советской армии и ряде социалистических стран, а после развала СССР комплексы остались на вооружении практических всех бывших союзных республик. К настоящему времени их общее количество оценивается в 1 000-1 200 экземпляров.

Первая серия БАЗ-135МБ (1965 – 1996 гг.)

В конце 1963-го завод приступил к сборке московского шасси ЗИЛ-135М для монтажа берегового ракетного комп­лекса «Редут». Пока же не завершились его испытания и доводки в распоряжении брянских конструкторов неожиданно оказалась пара лет, чтобы достаточно серьезно переработать базовое шасси, превратив его в первый собственный 10-тонный автомобиль-шасси БАЗ-135МБ, ознаменовавший смелый отход от концепций Грачева.

Длиннобазное шасси БАЗ-135МБ с 300-сильным двигателем V8 (из архива Н. Щербакова)

Автомобиль БАЗ-135МБ с новой кабиной и нагрузочным макетом (из архива автора)

Прежде всего, на нем удалось заменить два бензиновых мотора и две автоматические трансмиссии на один дизельный двигатель ЯМЗ-238Н V8 мощностью 300 л. с. и одну механическую восьмиступенчатую коробку передач, сохранив пока все остальные агрегаты предшественника.

Правда, установка тяжелого ярославского двигателя пока не позволила радикально сократить массу машины: два прежних мотора весили на 90 кг меньше, чем один дизель. Установленная над моторным отсеком удлиненная кабина имела два ряда посадочных мест с максимальной вместимостью до шести человек, а задние сиденья трансформировались в спальное место. В 1966-м БАЗ-135МБ был принят на вооружение и поступил в серийное производство, которое продолжалось рекордно долго — 30 лет.

Военное оснащение на автомобиле ЗИЛ-135МБ

Большие размеры монтажной части рамы позволили сделать шасси главным продолжателем традиций монтажа крупногабаритных и не слишком тяжелых ракетных систем. В 1965 году на шасси БАЗ-135МБ появился первый образец СПУ берегового противокорабельного ракетного комплекса «Редут» для береговых и островных подразделений ВМФ СССР.

Пусковая установка СПУ-35Б комплекса «Редут» (фото Д. Мокрушина, Владивосток)

Боевая машина СПУ-35Б с транспортным контейнером в боевом положении (из архива автора)

Его основой являлась пусковая установка СПУ-35Б с подъемным транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Там хранилась 9,5-метровая крылатая ракета со сложенными крыльями, обеспечивавшая поражение надводных и наземных целей на дальностях до 460 км и высотах от 400 м до 7 км. Комплекс «Редут» находился в производстве до 1983 года.

Запуск мощной крылатой ракеты П-35Б со сложенными крыльями (из архива БАЗ)

На параде береговой ракетный комплекс «Редут» (фото И. Торгачкина, Новороссийск)

Наиболее распространенной системой, которую монтировали на БАЗ-135МБ, являлся тактический комплекс воздушной разведки «Рейс» ВВС СССР. В полном составе он появился в 1972 году и через три года поступил на вооружение. Его главной составной частью были малогабаритные реактивные дистанционно пилотируемые самолеты-разведчики Ту-143 многоразового использования с парашютной посадкой, проектированием которых занималось ОКБ Андрея Николаевича Туполева.

Пусковая установка СПУ-143 разведывательного комплекса «Рейс» (фото Н. Щербакова)

Размещение беспилотного самолета Ту-143 в укороченном контейнере (из архива автора)

Для их запуска применялась установка СПУ-143 с массивным подъемным ТПК длиной 9 м с направляющими и двумя герметичными крышками. Запускаемый самолет со стартовой массой 1 230 кг развивал максимальную скорость 925 км/ч, осуществляя воздушную разведку на расстоянии до 180 км и на минимальной высоте 100 м.

Запуск самолета Ту-143 с боевой машины комплекса «Рейс» (из архива Р. Данилова)

Для его перевозки из хранилища и погрузки на СПУ служила спецмашина ТЗМ-143 с безбортовой платформой и гидравлическим краном-манипулятором. Помимо своих главных функций, она являлась поисково-спасательным автомобилем для обнаружения, погрузки на платформу и доставки на базу самолета-разведчика, вернувшегося с задания.

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 на автомобиле БАЗ-135МБ (из архива автора)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Adblock
detector