Интересные факты о египетском боге Солнца Ра
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Египетский бог Ра — это древнеегипетский бог Солнца. Для египтян Солнце означало свет, тепло и рост. Ра был одним из важнейших божеств в египетской религии.
Поклоняться Ра начали в 25-24-х веках до нашей эры. Именно с того периода каждого фараона начали считать земным воплощением Ра.
И сегодня, специально для вас, мы подготовили очень интересные факты, которые должны понравиться детям, школьникам и даже взрослым.
Он был высшим богом в космической вселенной. К 25-му веку до нашей эры он приобрел статус одного из самых важных божеств в древнеегипетской мифологии. Египтяне верили в то, что он правил абсолютно всем миром: небом, землей и подземным миром. Его важность можно понять оценив несколько египетских мифов. В одном говорится о том, что он был правителем всех богов. В другом, что он был единственным богом в мире, а остальные божества были его подчиненными.
Пика своей популярности Ра достиг в период с 16 по 11 века до нашей эры.
Он в основном изображался как человек с соколиной головой. Однако были у него и другие формы. Ра также был изображен как божество с человеческим телом и головой жука или барана. Однако, что не менялось в его облике, так это Солнечный диск над его головой. Кроме вышеописанных форм Ра приписывали форму феникса, цапли, змеи, быка, кота и льва. Египтяне верили, что в разное время дня он переходил из одной формы в другую, однако при этом он всегда символизировал Солнце.
Бог Солнца Ра создал людей из своих слез. В Древнем Египте существует множество мифов о том, как же создавался мир. В некоторых мифах фигурирует бог Солнца. В одном из мифов говорится о том, что он встал на первозданном холме и создал 8 других божеств. Таким образом в древнеегипетской мифологии образовалась группа из 9 верховных богов, известная как «Великая Эннеада». В другом мифе говорится о том, что после создания мира Ра плакал от счастья, так как все вокруг было идеально. Слезы, которые падали на землю, превращались в людей.
Он путешествовал по небу днем, а ночью по подземному царству. Согласно древнеегипетской мифологии он днем плавал по небу на своей лодке, после чего на закате его проглатывала богиня неба Нут. После этого Ра попадал в подземное царство и плавал там. Роль светила он передавал Луне. В подземном царстве он сталкивался с Апопом, огромным змеем, который хотел проглотить Солнце и повергнуть мир во мрак. Однако во время подземного плавания Ра сопровождал бог хаоса Сет, который побеждал Апопа. Когда плавание Ра по подземному царству заканчивалось, он возрождался и начинался новый день. И все происходило по кругу.
Он часто объединялся с иными божествами. Например, его нередко объединяли с всесильным египетским богом Амоном, в результате чего появился Амон-Ра. Он был «королем всех богов». Хнум, еще один бог, с каким объединяли Ра, образуя Хнум-Ра. Третьим божеством, с которым объединяли Ра, был Гор, бог неба. Объединение создавало новую форму Ра-Горахти.
У Ра три глаза. Когда его дети Шу и Тефнут потерялись и их не могли найти, бог Солнца вырвал свой глаз и отправил на поиски детей. Глаз нашел Шу и Тефнут, однако когда вернулся с детьми, у Ра появился новый глаз. Увидев его, предыдущий глаз он разгневался и впал в ярость. Чтобы его успокоить, Ра расположил у себя на лбу «Око Ра» и оно стало женским аналогом бога Солнца Ра.
Силы Ра были безграничными. Он создал людей, мир, мог управлять погодой. Однако помогало ему в этом «тайное имя», которое давало ему безграничные силы. Так как это «тайное имя» знал только Ра, только он мог владеть такой безграничной силой.
Как мы отметили ранее, силы Ра придавало его «тайное имя». Об этом хорошо знала Исида, богиня брака и плодородия. Она хотела узнать это имя, чтобы стать всесильной. Она собрала слюну бога Солнца и смешав ее с глиной создала змея. Он должен был укусить Ра. И он укусил. Боль была невыносимой и Ра позвал других богов ему на помощь. Исида пообещала ему, что излечит его, однако ей нужно знать его тайное имя. Он сказал «имя» и все силы Ра перешли Исиде. Но она обманула его и сделала царем всех богов своего сына Гора.
Фараонов считали земным воплощением бога Солнца. Древние египтяне верили в то, что они обязаны Ра, так как именно он создал мир и людей. Фараон считался его приемником. Считалось, что фараоны посланы богом в Египет для того, чтобы защитить его от хаоса и установить порядок.
С 25-го века до нашей эры, когда его популярность начала расти, все фараоны связывали себя с Ра, чтобы установить свое превосходство над всеми.
Древо жизни является важным религиозным символом разных древних религий. Древнеегипетская мифология не стала исключением. Древо жизни находилось в солнечном храме Ра, расположенном и Гелиополе и считалось священным. На этом древе росли плоды, которые нельзя было есть простым смертным. Они были предназначены для фараонов. Дерево также носило имя Ишед. На листочках этого дерева Тот и Сешат записывали годы правления фараонов, тем самым защищая их от всех возможных напастей.
Бенну (она же Бен-Бен) — священная птица в древнеегипетской мифологии. Она считается аналогом феникса. Египтяне верили в то, что Бен-Бен — это душа бога Солнца Ра.
Как гласит легенда, эта птица родилась из огня, горевшего в храме бога Солнца Ра в Гелиополе.
Есть и другая легенда, которая гласит, что Бен-Бен — это птица, рожденная из сердца Осириса. Есть и третья легенда, в какой говорится о том, что это первое существо, появившееся из водного хаоса, то есть эта птица является первым живым существом в мире. Бен-Бен в понимании египтян была серой, голубой или белой цаплей с длинным клювом. Также они изображали ее как человека с головой цапли.
На этом наша статья подошла к концу. Надеемся эта информация была для вас интересна.
Источник
Священные животные Египта
Священные животные Египта пользовались почётом и уважением, им поклонялись и считали божествами. Наличие в пантеоне божеств со звериными головами и мумифицированные захоронения свидетельствуют о том, что в мировоззрении египтян четвероногие и пернатые могли влиять на их судьбы подобно небожителям.
Докучливые грызуны были одной из насущных проблем Древнего Египта: они уничтожали посевы и подъедали урожай. Кошки были единственным спасением, поэтому к ним относились с огромным уважением. Хвостатые борцы с вредителями были полноправными членами семьи, причём их жизнь ценилась выше человеческой. За убийство кошки полагалась смертная казнь. В случае пожара первым делом спасали кошку – этот факт отмечен Геродотом. Когда четвероногий член семьи отправлялся в царство мёртвых, безутешные хозяева в знак траура сбривали себе брови. Так, по одной из легенд, этим культом воспользовались персидские захватчики: они привязали к своим щитам кошек, и египетские воины не смогли нанести ни одного удара противнику. Найденные кошачьи кладбища впечатляют количеством мумий – а ведь забальзамировать тело в Древнем Египте было недешёвым удовольствием. В кошачьем облике изображали богиню Баст, олицетворявшую плодородие и домашний очаг, а с львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет.
Быки
Жившим за счёт земледелия обитателям страны пирамид было не справиться без быков в возделывании полей. Священный бык – Апис – почитался как самостоятельное божество или был посвящён Птаху или Осирису. В любом случае к рогатому объекту поклонения предъявлялись требования: он должен быть чёрным с определёнными отметинами – треугольником на лбу и скарабеем на спине. Когда жрецы находили такой экземпляр, они отправляли его на довольствие при храме до конца жизни. Быка окружали самыми нежными заботами и почитанием, а после его смерти устраивали торжественные похороны.
Могучий Нил был настоящим спасителем египтян, питая своими водами плантации. Жители Древнего Египта верили, что повышению уровня воды в реке способствуют крокодилы – они же вырабатывают столь полезный для почвы ил. Бог Себек с головой рептилии как раз занимался контролем этих немаловажных природных явлений и одним своим свирепым видом отпугивал силы тьмы. Впрочем, это не мешало ему периодически выступать против Ра и Осириса, так что персонаж был неоднозначным. Но на всякий случай крокодилы тоже были священными животными Египта, и в храме Крокодилополя (Шебита) держали земное воплощение Себека, которое при должном уходе почти не кусало жрецов.
Птицы
Если вы не орнитолог, вам сложно будет понять разницу между Гором, Монту и Ра. Бог солнца изображался с головой сокола – она же перешла по наследству к его сыну Гору. А вот у Монту была голова кобчика – хищной птицы из того же рода. Преисполненного чувства собственного достоинства ибиса приравнивали к мудрому богу Тоту, подарившему людям письменность и календарь. Пернатые почитались и охранялись: за убийство птицы следовало суровое наказание.
Изображения жуков можно найти на папирусах, магических предметах, в росписях гробниц. Основное занятие скарабея – катание шариков из навоза. Это и пропитание, и дом, и гнездо для потомства. Древние египтяне в этом сложном процессе увидели путь солнца – небесное светило рождается на востоке и движется к западу, даря жизнь всему окружающему. Так и трудолюбивые жуки неустанно катают шарики с востока на запад, пока не созреют и не выйдут на свет зародыши. Поскольку древние люди не были сильны в биологии, они не задумывались о спрятанных в навозном шарике яйцах и считали, что скарабеи сами собой появляются из неживого материала. Бог Хепри с головой скарабея олицетворял силу воскресения, и почитавшие его египтяне внимательно смотрели под ноги, чтобы ненароком не придавить священное жёсткокрылое насекомое.
Сведения о божествах со звериными и птичьими головами являются ценным материалом для исследования древнейшей цивилизации, а красноречивые продавцы сувениров из страны пирамид получают хорошую выручку от туристов, желающих купить каменного скарабея или статуэтку кошки с вытянутой шеей.
«Дом Египта» в ЭТНОМИРе
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Сердце парка — Улица Мира, каждый павильон которой задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира. На Улице Мира в павильоне «Вокруг света» всегда светло, тепло и хорошая погода — идеальные условия для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. Можно гулять по Улице Мира самостоятельно или в составе группы с обзорной экскурсией. В любом случае вы обязательно попадёте в Дом Египта, экспозиция которого весьма достоверно знакомит с древним наследием этой страны.
Источник
Культ солнца. Солнцепоклонники в Древнем Египте.
В статье «Религия и государство Древнего Египта» (адрес на сайте) подробно рассказано, что в Древнем Египте существовало большое количество культов, еще большее количество богов и огромное количество храмов. Традиционный интерес любопытного читателя всегда вызывает культ солнца как самый древнейший человеческий культ.
Культ солнца в Древнем Египте (единство Ра, Гора и Атума)
Культа солнца не было разве что у самых темных в прямом и переносном смысле народов, правда, вряд ли можно сходу назвать такой народ. Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.
Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Однако каких-либо специфических функций данная богиня не выполняла. Таким образом, далее мы будем говорить о боге солнца «он».
Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической («единобожной»), а потому и у солнечного божества было множество имен.
Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом и связывали природные и жизненные циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Именно поэтому западное побережье Нила представляет собой громадное кладбище, где древние египтяне в течение тысячелетий хоронили своих умерших.
Так вот «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор, в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.
Так как у каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у каждого божества был свой дом. «Дом» солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Арабы вплоть до нашего времени называли этот водоем Источником солнца, а мать Иисуса Мария стирала в нем пеленки своего сына, когда добралась до Египта, спасаясь от преследований Ирода, когда святое семейство бежало из Палестины.
Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.
Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.
Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал, собственно говоря, Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.
Символы египетских богов солнца
Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.
Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).
Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.
Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.
Почему именно феникс, а затем ястреб ассоциировался у египтян с солнцем, достоверных сведений нет. Однако есть гипотеза, согласно которой египтяне нередко наблюдали за стремительным полетом вниз ястреба, готовящегося нанести своей жертве смертельный удар, и олицетворяли полет этой птицы с посланцем солнца, стремительно несущимся вниз и дарующим как жизнь, так и смерть. Впоследствии греки и римляне развили эту теорию, утверждая, что ястреб состоит из крови и духа. Ну чем не сын божий и человеческий? Кстати, египтяне очень серьезно относились к божественному происхождению ястребов, выращивали их в священных рощах, а после гибели – бальзамировали.
Боги солнца Древнего Египта
Гор с головой ястреба и множество его ипостасей
Итак, Ра – это наиболее широко употребляемое имя бога солнца, представляемого в виде человека с головой ястреба. Но Ра – это далеко не единственное его имя.[1]
Именем Гор изначально назывались два разных бога – бог солнца и другой бог – сын Исиды. Впоследствии оба имени слились, а сам миф об Исиде трансформировался. Вообще Горов в Египте было великое множество, почти как Иванов в России. Приведем лишь наиболее распространенные и хорошо известные его ипостаси: Гор-Ур, сын священной коровы Хатхор; Гер-Мер-Ти, двуглазый бог одновременно и солнца, и луны; Гор-Кхент-Ан-Ма, слепой бог, символизирующий солнечное затмение; Гор-Эм-Кху-Ти или Гор Гармакис (Хармахес), владыка двух горизонтов – восточного и западного (поговаривают, что именно Гармакису был посвящен Великий Сфинкс); Гор-Нуб, Золотой Гор, бог восходящего солнца и золота зари. А еще были Гор-Хекенну, Гор-Бехутди, Гор-Дема, Гор-Ка и так далее. Так что весьма опрометчивым было бы говорить, что бога солнца зовут просто Гор. Как и у многочисленных Иванов или Джонов, у Горов были не только «фамилии», но и «профессии», и даже «прописка» в определенном доме или вид на жительство в каком-нибудь храме.
Есть еще Хепри (Кхепера) – тот, кто находится в процессе подъема, или бог восходящего солнца, которого обычно изображали в виде человека со скарабеем на голове или вместо головы. Кстати, скарабей – это весьма символичное животное для Древнего Египта. В иероглифическом древнеегипетском письме знак скарабея означает слово «остановиться», а также часто символизирует солнце, мудрость, вечность.
И, наконец, самый величественный из солнечных богов – Атум (Тум), у греков – Томос. Это бог заходящего, западного солнца, который уже прошел свой дневной путь, обрел мудрость и готовиться к путешествию в страну мертвых Дуат. Он Великий Создатель и Владыка Вселенной. Он произошел из первозданных вод Ну (Нут, Нун), сам оплодотворил себя и изрыгнул первую пару богов – Шу и Тефнут (по другим древнеегипетским источникам отцом Шу и Тефнут – богини с головой львицы – были Ра, а затем Амон).
Атум – это добрый бог, повелитель северного ветра, который спасал египтян от обжигающего жара пустыни и дарил свое «свежее дыхание» несчастным жителям Дуата. Атума обычно изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове. Жрецы Атума (Тема) включили «в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимы к подобным вещам» (У. Бадж).
Шу также является солярным божеством. Он известен тем, что был близнецом богини-львицы Тефнут, а также своим неординарным поступком. По древней легенде детьми Шу и Тефнут была другая божественная пара – Геб (Себ) и Нут. Геб олицетворял землю, а Нут – небеса (ее часто изображали в виде священной коровы, по которой движутся солнце и звезды, а также в виде громадной женщины, опирающейся о землю руками и ногами). Геб и Нут не хотели разрывать свои объятия, однако людям в это время уже нужна была земля для обустройства и развития, поэтому «добрый» папаша Шу оторвал свою дочь Нут от Геба. Стоять в полусогнутом положении для крошки Нут было тяжеловато, поэтому папаша Шу теперь вынужден поддерживать дочь в полувисячем положением над землей. Кстати, древнеегипетский корень шу означает глагол «поднимать», «подниматься» (по другим версиям он означает «тепло»), в чем, собственно, и таится главная роль папаши Шу. Богиня же Тефнут – божественная супруга Шу и мама Геба и Нут – изображалась в образе человека с головой львицы и слыла весьма кровожадной особой.
Самый абстрактный из солярных богов – Атон, солнечный диск. Долгое время он был не самостоятельным божеством, а лишь одним из божественных атрибутов и символов. Однако в период правления Аменхотепа IV, которого мы больше знаем как Эхнатона, Атон стал самостоятельным, но весьма абстрактным божеством. Его не изображали в человеческом облике, он не держал жезлов и не имел лица, а способы доставки его благ на землю ограничивались использованием солнечных лучей, вытекающих из солнечного диска и оканчивающихся кистями рук. Гимны Атону сохранились в так называемых амарнских архивах – собрании надписей, уцелевших после того, как культ Атона был свергнут, а его храмы уничтожены. В этих гимнах Эхнатон весьма большую роль в мироздании отводил своему покровителю Атону:
Рыба в реке поднимается к поверхности, к твоему лику
И твои лучи проникают в толщу воды.
Они даруют женщинам плодовитость,
А мужчинам – способность стать отцами.
Они заставляют ребенка шевелиться во чреве матери
Ты даешь дыхание жизни во всех ее проявлениях.
Она исходит из тела матери… в день каждого рождения.
Ты открываешь ей рот, чтобы она могла говорить.
Цыпленок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.
Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить;
Ты завершаешь его развитие,
чтобы он мог проклюнуться из яйца!
И в таком же стиле еще несколько страниц. Нельзя не отметить справедливость и натуралистичность наблюдения относительно цыпленка, учитывая, что древние египтяне хорошо умели управлять процессом высиживания яиц в отсутствие их генетических мамаш, для чего вполне успешно пользовались инкубаторами, принцип действия которых был основан, вероятнее всего, именно на энергии солнечного диска, Атона.
Если внимательно вчитаться в гимны Атону, то становится очевидным весьма потребительское отношение египтян к солнечным божествам. У. Бадж писал: «Язык и стиль этих текстов весьма интересен. В них справедливо оцениваются выгоды, которые и люди, и звери получают от созидательного и оплодотворяющего влияния солнечного света и тепла. Но я не могу найти в них ни единого суждения, заключавшего какое-либо духовное начало или побуждавшего к чистой жизни, ни одного намека на сознание греха…».
Вообще же в отношении гимнов и восхвалений египтяне были щедры к солярным божествам, как ни к каким другим – столько гимнов и молитв, сколько их пелось по обращению к солнцу, не пелось ни одному другому богу. И этому есть простое психологическое объяснение. В самом деле, подумайте, как легко хвалить очевидного, зримого бога, который ежечасно, ежедневно и ежегодно демонстрирует свое доброе расположение, одаривает живительным теплом, позволяя расти растениям, рождать животным, жить людям? Легко ли убедить верующих в величии и могуществе такого бога, могуществе, которое доказывает самое себя и не требует никаких дополнительных ухищрений со стороны жрецов и правителей? Легко! И благодарные верующие в экстазе потащат в храмы свои богатые жертвенные дары! И такое поклонение будет приятно всем, так как доброго бога совершенно очевидно есть за что благодарить.
Совсем другое дело, когда благодарить бога приходится из страха, как, например, страшного и таинственного Себека – бога в образе крокодила. Но крокодилопоклонники не являются героями данной статьи, так как они традиционно пребывали (а возможно и пребывают) в антагонизме к солнцепоклонникам.
Литература:
- Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
- Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
- Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л.А Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
[1]Описание ключевых божеств приводится по версии Альфреда Видемана, немецкого историка, египтолога, жившего на рубеже XIX-XX веков. Есть множество других версий и толкований, однако в принципиальных моментах они сходятся, а в деталях объять религиозные верования древних египтян и по сей день нереально и не только потому, что данные слишком велики и разнородны, но и потому, что многое нам и поныне неизвестно.
Дизайн сайта – студия Stratomedia, г. Вашингтон
Источник