Меню

Жена бога солнца сурьи

Сурья. Солнце

Сурья — Солнце или его божество. Сурья является одним из трех главных божеств в Ведах, он упоминается как большой источник света и тепла, но упоминания о нем чаще носят поэтический характер, чем характер точных описаний. Иногда Сурью называют Савитри и Адитья, иногда считают их различным персонажами. Иногда его называют сыном Дьяус, иногда Адити. По одной из версий его жена Ушас – утренняя заря, по другой версии он сам является ребенком утренней зари , он движется по небу в колеснице, запряженной семеркой красных лошадей или кобыл.

Сурья имеет несколько жен, согласно более поздним преданиям, его сыновья-близнецы Ашвины, молодые и красивые, передвигающиеся на золотой колеснице как предшественники утренней зари, были рождены нимфой по имени Ашвини, спрятавшей себя в форме кобылы. В Рамаяне и Пуранах Сурья упоминается как сын Кашьяпы и Адити, но в Рамаяне его также называют сыном Брахмы.

Согласно Махабхарате, Карна был незаконнорожденным сыном Сурьи и Кунти. Сын Сурьи Ману Ваивасвата, является отцом Икшваку, внука Солнце, от которого берет происхождение Сурьяванша — солнечная раса царей. В виде коня, Сурья обращается в Белой Яджурведе к Яджнавалкья, и дарит Сатраджиту волшебную жемчужину Сьямантака.

Ужасные ракщасы Mandehas напали на Сурью и хотели сожрать его, но были разогнаны его светом. В Вишну Пуране рассказывается, что Сатраджит видел Сурью в образе «низкого роста, с телом как блестящая медь и с красноватыми глазами». Сурья изображается в колеснице, запряженной семью лошадьми, окруженным лучами. Его возничим является Аруна или Вивасват, и его город Вивасвати или Бхасвати. Есть храмы солнца, и Сурья получает поклонения.

Имена и эпитеты Солнца бесчисленны. Он Савитри — кормилец, Вивасват — блестящий, Бхаскара — создатель света, Динакара — создатель дня; Арха пати — правитель дня, Лока Чакшух — глаз мира, Кармасуши — свидетель дел людей, царь планет, король созвездий, Габхастиман — обладатель лучей, Сахасра Кирана — имеющий тысячи лучей; Викарттана — лишенный своих лучей (Вишвакармой), Мартанда – потомок Мританда. Жены Сурьи имеют имена Саварна, Свати и Махавирья.

Источник
John Dowson «A Classical Dictionary of Hindu Mythology & Religion, Geography, History, Literature»

Источник

Чхая — Chhaya

Деванагари छाया
Транслитерация санскрита Чхая
Принадлежность Деви , тень Сараню
Обитель Suryaloka
Мантра Ом Чхаяве Намах
Персональная информация
Консорт Сурья
Дети Саварни Ману , Шани , Тапати

Chhaya или Хая ( санскрит : छाया , латинизируется : Хая , лит «тень» или «тень») является индуистский персонификация или богиня из тени , и спутница Сурья , индусского бога солнца . Она является теневым образом или отражением Саранью (Санджны), первой жены Сурьи. Чхая родилась из тени Санджны и заменила Санджну в ее доме после того, как последняя временно ушла от своего мужа.

Чхая обычно описывается как мать Шани , планеты Сатурн и бог кармы и справедливости: грозная граха ; богиня Тапти, олицетворение реки Тапти ; и сын Саварни Ману, которому суждено стать следующим и восьмым Ману (прародителем человечества) — правителем следующего периода Манвантары .

Ранние ведические и эпические легенды

В Ригведе (ок. 1200–1000 гг. До н. Э.), Которая является самым ранним повествованием о прототипе Чхая. После рождения близнецов у Вивасвана (Сурьи) его супруга Саранью — дочь Вишвакармы — бросает его и бежит в образе кобылы. Божественная Саранью помещает на ее место женщину по имени Саварна («такая же»): похожая на Саранью, но смертная, в отличие от более поздних Пуран, где Чхая — всего лишь тень Саранью. У Саварны нет детей от Сурьи. В более позднем (500 г. до н.э.) дополнении к Ригведе Яски в его « Никуте» говорится, что Ману (прародитель человечества, которого в более поздних текстах Пуран называли Саварни Ману) родился у Саварны. В то время как в оригинальном тексте говорится, что «они» (интерпретируемые как боги) заменили Саранью Саварну , Никута Якши говорит, что Саранью создал Саварну и заменил ее. Брихад девата называет прототип Чхайи Садришейдвойник »), женщиной, похожей на Сараню. Садриша родил Ману от Сурьи, который стал царственным мудрецом.

Читайте также:  Привет солнце мое хорошего дня

Ко времени Харивамсы (ок. 5 в. Н. Э.), Приложения к эпосу Махабхарата ; Саранью называют Санджной, а ее двойник превращается в ее тень или отражение Чхая. В нем рассказывается: что Санджна, родив троих детей Солнца, оставляет его и оставляет Чхайю, которую она создает иллюзией, чтобы заботиться о своих детях. Сурья ошибочно принимает Чхаю за Санджну и порождает от нее Ману. Поскольку Ману был похож на своего отца, его звали Саварни Ману. Когда Чхая, также называемая партхви («земной») Санджна, стала пристрастной к своему сыну и проигнорировала сына Санджны, Яма угрожает ей, поднимая ногу. Чхая налагает проклятие на Яму, что его ноги отвалятся, но Сурья ослабил это проклятие, так что некоторые части ног Ямы упадут и будут поглощены земными червями. Обнаружив это, Сурья угрожает Чхае, и она раскрывает историю своего создания; после чего Сурья находит Санджну и возвращает ее. В тексте также говорится, что Шани был братом Саварни Ману, хотя его рождение явно не указано. По словам Венди Донигер , замена темной тени была уместна Саранью на затемненную ею Сурью.

Пуранические легенды

Маркандейа Пурана повествует о Sanjna-Chhaya дважды, сказка похожа на том , что в Хариванше , но Sanjna оставляет Сурия , как она не в состоянии нести свою пышность и тепло. Проклятие Ямы немного другое. Яма оскорбляет Чхаю и поднимает его ногу, чтобы пнуть ее. Чхая проклинает Яму за то, что его нога поражена глистами и язвами. Сурья дает Яме, петуха, чтобы съесть червей с его ноги. В другом рассказе проклятие почти такое же, как и в Харивамсе . Чхая также ловко говорит, что она жена отца Ямы, но не говорит, что она его мать.

В Вишну-пуране также записана легенда, похожая на « Маркандейа-пурану» , но с некоторыми отличиями. Не в силах перенести сильный жар Сурьи, Санджна после рождения троих детей удаляется в лес, чтобы практиковать суровые аскезы в форме кобылы, оставляя свой теневой образ Чхайю, свою служанку, чтобы занять ее место и ухаживать за своим мужем и потомством. Сурья ошибочно принимает Чхаю за Санджну и воспитывает от нее троих детей. Чхая рождает Шани, Саварни Ману и Тапти. Однако Чхая пристрастилась к своим собственным детям и проигнорировала детей Санджны. Яма заподозрил поведение того, кого он считал своей матерью, и обидел ее. Чхая наложил проклятие на Яму (подробности проклятия не разглашаются), что показало Яме и Сурье, что Чхая не был истинным Санджной. После извлечения правды из Чхая Сурья находит Санджну и возвращает ее.

Читайте также:  Азалия где сажать тень солнце

Matsya Пурана также представляет подобный счет о Chhaya, однако дети Chhaya названы саварни Ману сын и две дочери: Тапти и Vishti, который был темно — синий цвет и персонификация Калы (времени или смерти) , который обитает в аду . Рассказ Чхая также встречается в Катхасарицагаре 11 века нашей эры . В « Маркандейа-пуране» говорится, что у Чхая было три сына: Шани, Саварни Ману и Реванта , божественный повелитель лошадей. Курма Пурана описывает только Саварни Ману как своего сына. В то время как в некоторых версиях сказки Сурья оставляет Чхаю после того, как узнал правду о ней, Сурья покидает Чхаю, прежде чем вернуть Санджну, однако современная версия говорит, что Чхая был прощен и после этого жил с Сурьей, Санджной и их детьми.

В то время как большинство источников считает, что Чхая является отражением или тенью Саранью (Санджны) — первой жены Сурьи; В «Бхагавата-пуране» говорится, что Чхая была сестрой Санджны и дочерью божественного архитектора Вишвакармы .

Маркандейа-пурана, а также Вишнудхармоттара-пурана предписывают изображать Сурью в образах с Чхайей и другими его женами по бокам.

Источник

Санджна — Sanjna

Другие названия Саранью, Сараню, Сурену, Сандхья, Санджана, Суварчала, Рэндал, Саури Деванагари संज्ञा Транслитерация санскрита Самджня Принадлежность Деви Пол женский Персональная информация Родители Братья и сестры Трисирас (брат-близнец)
Чхая (отражение) Консорт Сурья Дети Яма , Ями , Ашвины , Шраддхадева Ману и Реванта

Санджна или Самджна (санскрит:, IAST: самджня ), также известная как Сараню ( санскрит : सरन्यू , IAST: Сарадью ) и Сандхья (санскрит: सन्ध्या), является индуистской богиней и главной женой Сурьи , бога Солнца. Она — одна из первых богинь пантеона, фигурирующая в Ригведе . Саранью также появляется в более поздних текстах, включая Харивамсу и Маркандейа Пурану . Самая известная легенда о Саранью — о временном отказе от Сурьи и создании Чхая . В большинстве текстов Сараню — мать бога смерти Ямы , богини реки Ями , нынешнего Ману , божественных врачей-близнецов Ашвинов и бога Реванты .

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология и эпитеты

Сараю — женская форма прилагательного saraṇyú , означающего «быстрый, быстрый, ловкий», которое используется для обозначения рек и ветра в Ригведе (сравните также Сараю ). Саранью описывают как «стремительно несущееся грозовое облако». В более позднем тексте, названном Харивамса (V век н.э.), Сараню известен как Санджна или Самджна, что означает «образ», «знак» или «имя». В Пуранах Самджна известна под многими другими именами, включая Сандхья, Санджана и Суварчала.

Текстовые источники и семья

Самое раннее свидетельство Санджны находится в Ригведе (около 1200-1000 гг. До н.э.), где она упоминается как Сараню и описывается как дочь божества Твастара (которое в более поздних текстах известно как Вишвакарма ), и у нее есть брата-близнеца по имени Трисирас . Ее муж упоминается как Вивасван, что интерпретируется как синоним Сурьи . С ним у нее шестеро детей. Спустя несколько столетий та же история повторяется в « Нирукте» Якши (ок. 500 г. до н. Э.). Спустя несколько столетий после Якши текст Брихаддеваты также повествует ту же историю с дополнительными подробностями о рождении Ашвина. В эпосе Харивамса (ок. V века н. Э.) Она упоминается как Санджна, а позже в пуранах, таких как Маркандейя-пурана , Матсья-пурана и Курма , Санджна упоминается как дочь Вишвакармы, а ее тень — Чхая . Однако в Бхагавата Пуране Чхая — ее биологическая сестра. Большинство источников указывают, что детьми Сурьи от Саранюй являются:

  • Шраддхадева Ману — предок людей
  • Яма — Повелитель смерти
  • Ями — Госпожа Ямуны
  • Ашвины — божественные врачи-близнецы.
  • Реванта — Мастер лошадей
Читайте также:  За нас солнце за вас овцы

В некоторых текстах приводится другой список ее детей. Согласно Курма Пуране и Бхагавата Пуране , у Санджны только трое детей — Шраддхадева Ману , Яма и Ямуна (Ями).

Легенды

Согласно многим текстам, божество-ремесленник Вишвакарма , также известное как Твастар , имеет двоих детей, Самджну и Трисирас. После того, как Саранью вырастет в красивую девушку, он устраивает сваямвару своей дочери — обычай, по которому женщина выбирает своего мужа из группы подходящих женихов. Самджна женится на Сурье (он же Вивасван), боге солнца.

Самджна недовольна своей семейной жизнью. Харивамса утверждает, что сила и жар Сурьи заставили его неприятно смотреть на нее, в то время как, согласно Маркандейа Пуране, поведение Самджны меняется, поскольку она не может переносить жар великолепия или тепла Сурьи. Ее поведение злит Сурью, и он проклинает ее следующих детей. После рождения Ямы и Ями она не может больше терпеть и решает бросить мужа. Перед тем, как уйти, она создает похожую женщину из своей тени ( Чхая ) и просит ее позаботиться о детях. Однако в ведических повествованиях эта женщина похожа на женщину по имени Саварна. Согласно Харивамсе и Маркандейе Пуране, Самджна достигает обители своего отца, но тот просит его вернуться. Беспомощная, она принимает облик кобылы и бродит по лесу Куру . В Вишну Пуране , подобная легенда читаются по шалфею Парашарам но санджне оставляет Сурию , чтобы получить контроль над своим теплом, выполняя тапас в лесе.

Тем временем Сурья, не подозревая о замене, пропитывает двойника. После их рождения она становится неравнодушной к своим детям. Позже Яма оскорбляет и угрожает ей ногой в Харивамше, в то время как Маркандейя Пурана говорит, что он бьет ее ногой. Во всех текстах упоминается, что Чхая налагает на него проклятие. В некоторых версиях она проклинает ногу Ямы, чтобы тот заразился червями, развалился или и то, и другое. Сурья узнает, что она не была матерью Ямы из-за сурового наказания, о котором мать не может думать. Такое поведение матери по отношению к своему ребенку делает Сурью подозрительной, и после столкновения с Чхайей она раскрывает весь инцидент.

Обеспокоенный, Сурья идет к своему тестю и просит его исцелить его великолепие. Затем Вишвакарма уменьшает славу Сурьи, делая его приятным. Затем Сурья находит Самджну, которая была в форме кобылы, и, найдя ее, он принимает форму жеребца и занимается любовью с ней в форме жеребца. Самджна рождает близнецов Ашвинов через нос. Сурья показывает ей свою нормальную форму. Санджана рада видеть красоту своего мужа и возвращается в свою обитель со своими новорожденными близнецами. В отличие от предыдущей версии Харивамсы, Маркандейа Пурана утверждает, что Сурья просит своего тестя уменьшить жар после рождения Ашвинов. Некоторые тексты также добавляют Реванта , божественного повелителя лошадей, как сына Санджаны.

Во многих пуранах Вишвакарма использует тепло Сурьи для создания множества небесных оружий.

Источник

Adblock
detector