Меню

Желтое солнце ван гога

Ван Гог. Жёлтый цвет смерти

У меня есть любимый альбом с иллюстрациями живописных работ Винсента Ван Гога. Даже держание альбома в руках, не говоря о рассматривании картин, ощущается мной, как праздник. Я купила его давно в каком-то маленьком ярославском магазинчике, торгующем сувенирами для туристов, и с тех пор этот альбом стал значить для меня больше, чем воспоминание о той поездке в Ярославль: он познакомил меня с уникальным творчеством гениального художника!

Интересно то, что когда я беру альбом в руки, то сначала пугаюсь (что могла бы не иметь его), а уже потом чувствую радость от обладания этой замечательной вещью! С помощью альбома я знакома со всеми произведениями Ван Гога. Иллюстрации настолько качественно выполнены, что, переворачивая плотные, мелованные страницы, я даже ощущаю исходящий от картин запах ван-гоговских красок — непередаваемое ощущение присутствия рядом с живой картиной!

Я видела работы Ван Гога в петербургском Эрмитаже — восемь полотен маслом и одну акварель. Большая часть работ художника, разумеется, находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, остальные разбросаны по другим музеям мира и частным коллекциям. Разумеется, я их никогда не увижу лично, поэтому я ценю свой альбом за возможность общаться с картинами Ван Гога со всеми сразу и в любое время.

Есть в альбоме репродукция картины «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца». Я не любила на неё смотреть и всегда старалась побыстрее перевернуть страницу. Обилие жёлтого цвета разного оттенка, копошащаяся вдали фигура жнеца, резкая граница между небом и землёй, пышущее адским пеклом солнце — всё это не располагало заострять на картине внимание, изображение тревожило и напрягало, и мне становилось не по себе.

Помню погоду летом 2010 года — стояло невыносимое пекло, в воздухе колыхалось горячее марево, а на раскалённое докрасна солнце можно было смотреть невооружённым глазом. Я тогда вспомнила картину Ван Гога и подумала, а не конец ли света изобразил художник? Но тут же отогнала от себя эту мысль -ну как же, жёлтый цвет — цвет солнца, а значит, цвет радости и жизни, тут и речи не может быть о глобальной катастрофе.

Но с того времени жёлтый цвет картины стал для меня знаком вопроса — почему всё жёлтое? Неужели причина всего лишь в жаре? В чём истинный смысл изображения? Ведь видно, что это не просто пейзаж, что-то другое, более значительное, и оно скрыто от меня.

Время от времени я раскрывала альбом на странице с иллюстрацией «Жнеца» и придумывала объяснения обилию на ней жёлтого цвета. Объяснения, конечно, находились, но по-детски наивные и нелепые, например, художник вдруг внезапно полюбил жёлтый цвет; в лавке, где он покупал краски, осталась только жёлтая; картина писана на заказ, а заказчик помешан на жёлтом цвете; у Ван Гога случилось расстройство зрения; он хотел ободрить себя солнечным светом; жёлтый цвет был олицетворением душевного тепла, которого Винсенту не хватало .
Или, может быть, картина — плод одной из галлюцинаций душевнобольного художника?

Галлюцинация? Неужели так просто?
«Жнец» написан в сентябре 1889 года, Ван Гог уже третий месяц находился в госпитале в Сан-Реми, где лечился от душевного непокоя. Неужели картина — это ассоциация с сумасшедшим домом? В России, я знаю, подобные лечебные заведения окрашивали в жёлтый цвет, в народе эти лечебницы так и называли: «жёлтый дом». Кто об этом знает, тот понимает о чём речь, но вряд ли знал об этом Ван Гог.

Мои объяснения меня не удовлетворяли, потому что не были похожи на правду. Мне хотелось докопаться до смысла, не обращаясь за помощью исследователей творчества Ван Гога. Я хотела, чтобы художник сам объяснил мне причину моей тревоги, которую я испытываю от этой картины.

Я стала читать письма Ван-Гога, которые он, в-основном, писал своему младшему брату Тео. Кстати, Ван Гог замечательный рассказчик, его письма можно читать, как самостоятельную увлекательную книгу с интересными рассуждениями и выводами. Но в этот раз я не наслаждалась искусством эпистолярного жанра, моей целью было найти объяснение художника по поводу написания «Жнеца».
Нашла, и объяснение меня поразило.

Читайте также:  Как защитить родину от солнца

Оказывается, художник изобразил жёлтым цветом смерть. Непостижимо — смерть изображена самым животворящим цветом солнца, цветом жизни! Вот как сам Винсент Ван Гог пишет о своей картине «Жнец»:

—«У меня надежда на одну картину, начатую мной за несколько дней до моего припадка, — «Жнец». Желтый этюд, нанесенный страшно толстым слоем, но его сюжет хорош и прост. В этом жнеце мне представлялась некая неясная фигура, наподобие дьявола, бьющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы довести до конца свое дело. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что человечество — колос, который должен быть сжат.

—Но в этой смерти нет ничего печального, она совершается при полном свете, под солнцем, заливающим все своим сиянием и чистым золотом. Эго — картина смерти, о которой говорится в великой книге природы. Чего я в ней добивался, так это «подобия улыбки». Странно, что через железные прутья моей камеры я увидел это именно так».

То, что я узнала «тайну» картины «Жнец», не принесло мне радости, наоборот, мне стало невыразимо печально. Если раньше я «проскакивала» эту картину, повинуясь чувству самосохранения, то теперь она притягивает меня и, раскрывая альбом, я первым делом открываю страницу со «Жнецом». Я смотрю на картину, и сердце моё плачет .

Это не какой-то там гипотетический жнец убирает колосья, а сам Художник Винсент Ван Гог сопротивляется Смерти. И солнце не испепеляет всё вокруг жаром, а собирает свои яркие, горячие, живительные лучи для помощи этому одинокому, исстрадавшемуся человеку в соломенной шляпе в его ежедневной битве за жизнь.
Снопы с колосьями — уже прожитые дни. Кончится поле, кончится жизнь?

Ну почему это жёлтое поле не бесконечно!

Иллюстрация — Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца». Сен-Реми, сентябрь 1889.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Живопись (43)
  • Фото (42)
  • Стихи (38)
  • Природа (29)
  • Настроение (25)
  • Цветы (18)
  • Интересные статьи (18)
  • Это интересно (17)
  • Осень (11)
  • Флора (10)
  • Животные (10)
  • Биографии (10)
  • Астрология (9)
  • пейзаж (8)
  • Кошки (8)
  • Здоровье (7)
  • Полезные советы (7)
  • Художник (6)
  • Хокку (6)
  • Медицина (6)
  • Фразы (5)
  • Кулинария (5)
  • натюрморт (4)
  • Двое (4)
  • Люблю (4)
  • Люди (4)
  • Гороскоп (4)
  • Знаки зодиака (3)
  • Акварель (3)
  • бабочки (3)
  • Китай (3)
  • Цитата (3)
  • Афоризмы (3)
  • Япония (2)
  • Танка (2)
  • Праздники (2)
  • новости (2)
  • Открытки (1)
  • Добрый вечер (1)
  • Птицы (1)
  • Деревья (1)
  • Мать и дитя (1)
  • Смешно (1)
  • Винсент Ван Гог (1)
  • Торты (1)
  • Юмор (0)
  • Фантазии (0)
  • Салаты (0)
  • Выпечка (0)

Я — фотограф

Зеликов Виктор Петрович,художник

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Желтое солнце Винсента Ван Гога. К 120 летию со дня смерти великого живописца.

«. Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно, но есть и другие, которые благодаря своему искусству и мудрости превращают желтое пятно в солнце. » Пикассо

Оливковые деревья с желтым небом и солнцем, 1889. Холст, масло, 74х93.
Художественный Институт Миннеаполиса, США

Сеятель на закате солнца, 1888. Холст, масло, 64х80. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо

Песнь о хлебе.

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
С. Есенин

Пшеничное поле со жнецом на закате солнца. Сен-Реми, сентябрь 1889. Холст, масло, 73х92.
Амстердам, Музей Винсента Ван Гога, Нидерланды

Красные виноградники в Арле, Арль, ноябрь, 1888. Холст, масло, 73х93.
Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва

Пшеничное поле с заходящим солнцем, 1889. Холст, масло, 71х91.
Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо

Ночью 29 июля 1890 года в возрасте тридцати семи лет умирает Винсент Ван Гог. Земная жизнь Ван Гога закончилась — и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля.

Рубрики: Живопись

Метки: живопись знаменитости биографии ван гог желтый цвет солнце

Читайте также:  Каждому свое солнце под дождем среди ста дорог мы свою найдем

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Жёлтое солнце Винсента Ван Гога

Ариэль Городецкий

Илья Маршак

По данным социологов, сегодня наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи — из старых мастеров, Винсент Ван Гог — мастерская импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, и Пабло Пикассо — лучший среди абстракционистов и модернистов XX столетия. Но именно Ван Гог остался в исторической памяти, как истинный художник и полубезумный гений. Во многом это произошло благодаря бестселлеру Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». К сожалению, гений и безумие часто оказываются двумя сторонами одной медали. До сих пор специалисты расходятся во мнении, какого рода безумием страдал великий художник. В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей», но его личный врач Феликс Рей (его портрет – один из шедевров Ван Гога) считал, что он страдает эпилепсией. Сегодня самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.

Среди психических заболеваний существует одно, именуемое «синдромом Ван Гога». Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения. Это случилось с Ван Гогом, страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, он отрезал себе мочку уха. Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нём был пистолет, который он держал для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: «Печаль будет длиться вечно». В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.

Ван Гог покончил с собой, когда, как казалось, уже преодолел кризис и был выписан из клиники с диагнозом «выздоровел». Из записей врачей: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Причиной развития заболевания мог стать абсент, который Ван Гог употреблял в большом количестве. Так как абсент содержал экстракт полыни альфа-туйон, вещество, проникающее в нервную ткань и головной мозг, это привело к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения. Кроме того, изменяется восприятие цветового спектра, наблюдается преобладание жёлтой краски. Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. Но для художника жёлтый цвет жатвы приобретает символическое значение итога жизни и смерти. Вот что он написал о картине с изображением сбора урожая: «Это образ смерти, как нам открывает её великая книга природы». Смерть для него — подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. Выражаясь метафорично, он собрал свой урожай – нашёл смерть.

В 20-х числах июля 1890 года, всего за неделю до смерти, Ван Гог написал своё знаменитое «золотое» полотно — «Пшеничное поле с воронами».

Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото — картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»

В картинах Ван Гога есть и пугающие сверхсветлые, обжигающие оттенки жёлтого цвета. Наиболее наглядно это проявилось в его знаменитом автопортрете в яркой серно-желтой соломенной шляпе.

Фото: «Вечерняя Москва»

В портрете госпожи Жину («Арлезианка», ноябрь 1888 года) лимонно-жёлтый цвет используется как фон и создает контраст с чёрно-синими тонами. Эту картину критики назвали «символом судьбы».

Читайте также:  Средство от солнца симс 4

Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Он писал: «Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зелёное или красное золото, золотой жёлтый цвет, жёлтый цвет бронзы». Начиная с пребывания в Арле жёлтый цвет приобретает всё большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой задавался эксцентричностью возбужденного художника. В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. «Под серно-жёлтым солнцем . вся земля жёлтая. а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно. Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича» — писал он. Для украшения дома Ван Гог создал композицию подсолнухов — несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл «симфонией синего и жёлтого цвета».

Винсент писал брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябесс, что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнечники. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи — ничего больше. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония жёлтого и синего». Жёлтый цвет был любимым цветом Ван Гога, хотя в его время «жёлтым домом» называли больницу для душевнобольных. Но для него он был символом открытости, лёгкости, радости и широты, освобожденных отношений. Так появились знаменитые «Подсолнухи» — два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая была нарисована через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.

Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото — картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»

Справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя жёлтую комнату, для которой даже заказал жёлтую посуду. Художник Василий Кандинский описывал жёлтый цвет как безумие, бешенство. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.

В последний год своей жизни, в июне — сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину «Жнец». «В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, — писал Ван Гог, — наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что — человечество — колос, который должен быть сжат. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает всё золотым светом». Картина проникнута напряжением, которое выражает желтый цвет, напряжением, погружающимся в безумие духа.

Сегодня полотна великого художника стоят десятки миллионов долларов. В Амстердаме был создан музей Ван Гога – один из самых посещаемых музеев в Голландии. Гениальный безумец стал одним из самых дорогих в мире художников. И цены на его произведения продолжают расти.

КСТАТИ

В 1990 году легендарный американский режиссёр Роберт Олтмен снял один из самых личных своих фильмов — «Винсент и Тео» (Vincent & Theo), в котором рассказал трагическую историю жизни Ван Гога (Тим Рот), фокусирующуюся на его взаимоотношениях с братом Теодором (Пол Рис), который помогал и поддерживал художника на протяжении всей жизни. Американские критики, которые в 1980-е вынудили Олтмена оставить Голливуд, неожиданно принялись воздавать хвалу этой красочной биографии, в первую очередь отмечая её нетипичность и актёрскую игру.

[OBJ Фрагмент из фильма «Винсент и Тео» (1990)]

Источник

Adblock
detector