Меню

Жанр произведения кладовая солнца притча

Тема. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

урока по литературе

Тема. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты:

М.Пришвин назвал свое произведение сказкой – былью?

Текст художественного произведения.

Соединение жанра сказки и правды – одна из возможностей сближения мечты и реальности, которая помогает показать единство человека и природы.

Определить, как слияние сказочного и реального позволило писателю выразить мечту о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле, быть гуманными по отношению друг к другу и окружающей среде, находить взаимопонимание, уметь договариваться.

  1. Выяснить, что такое сказка, быль, притча.
  2. Найти в тексте произведения реальные и сказочные мотивы.
  3. Соотнести эти элементы с общим замыслом сказки – были.
  1. Выборочное чтение произведения. Выборочный пересказ.
  2. Сбор информации по толкованию литературоведческих терминов: сказка, быль, притча, эпитет, метафора, олицетворение.
  3. Анализ текста художественного произведения.
  4. Обобщение и вывод.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас заключительный урок по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Тема. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина

Вы много знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем серьёзные выводы. Также мы знаем, что писатель назвал своё произведение сказкой – былью.

М.Пришвин назвал свое произведение сказкой – былью? (Слайд 2)

Текст художественного произведения.

Соединение жанра сказки и правды – одна из возможностей сближения мечты и реальности, которая помогает показать единство человека и природы. (Слайд 3)

Определить, как слияние сказочного и реального позволило писателю выразить мечту о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле, быть гуманным по отношению друг к другу и окружающей среде, находить взаимопонимание, уметь договариваться.

Итак, М.М. назвал свое произведение сказкой – былью, дав нам понять, что в нём переплелись сказочное и реальное.

  1. Что означает слово «быль»? (по словарю Ожегова) Быль – это, что было на самом деле. Слайд 4
  2. Что же можно считать былью в этом произведении? (зачитать).
  3. А что такое сказка? Сказка — произведение унт повествовательного характера с участием волшебных или фантастических сил. Слайд 5

Пришвин, обращаясь к жанру сказки, полагал, что мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, её мечта о совершенном человеке была для писателя образцом. Автор умело использовал некоторые приёмы традиционной сказки. Вспомним композицию сказки. ( посмотреть записи в тетради)

  1. С чего начинается сказка? (Зачин) Найдите его. (В одном селе, возле Блудова болота …) Слайд 6
  2. А где же сказка находит своё продолжение? ( Там, где начинается повествование о природе. Это притча о двух сросшихся деревьях, ели и сосне. Слайд 7
  3. А как вы понимаете слово «притча»? (Зачитать) Это иносказание поучительного характера.

Чтение отрывка. Беседа по вопросам

  1. Какие изобразительно – выразительные средства использует автор, создавая перед нами фантастическую картину сказочного леса?
  1. Какие слова определяют взаимоотношения сосны и ели? (Деревья боролись между собой корнями за питание …)
  2. В чём причина несчастий деревьев? (В эгоистическом стремлении выжить за счет другого, в их разобщенности) Слайд 9
  3. Как эта притча раскрывает дальнейшее повествование о приключениях детей в Блудовом болоте?
Читайте также:  Бальзам для волос после солнца

От Лежачего камня, как и во всех сказках, начинается выбор собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, где живут и плачут сосна и ель, где разговаривают птицы и звери. Вся природа реагирует и помогает детям.

  1. Почему пути их разошлись? Ссора
  2. А что в это время происходило в природе? Зачитать о солнце, серой хмари
  3. Как сам автор относится к происходящему? С горечью, старается предупредить об опасности
  4. Давайте вспомним, что случилось с Митрашей?

Рассказ ученика. Митраша в беде. Слайд

  1. А с Настей? Как вела себя во время сбора ягоды?

Рассказ ученика. Приключения Насти в лесу. Слайд

  1. Какие сказочные образы вы можете назвать?

Ворон, сорока, ёлочки – старушки, волк по кличке Серый помещик, Лежачий камень, тетерев Косач, трава белоус, лесные жители говорят, собака по кличке Травка, заяц русак.

17. Каких героев можно назвать добрыми, а каких – злыми?

Травка – друг Волк — враг

Слово учителя. Ребята, мы совсем забыли о названии нашего произведения. Какое оно? Сказочное или реальное? Саша провёл исследование и сейчас нам расскажет.

Вывод: Настя и Митраша не сразу прислушались к голосу природы и чуть было не попали в беду, но, как всякая сказка, имеет счастливый конец: добро побеждает зло. И все же ребята поняли свои ошибки, не растерялись, проявили не только силу характера, но и сообразительность — и благополучно выпутались из беды. А это — еще один урок не только для них, но и для нас, читателей замечательной поучительной сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

  1. А чему же эта сказка учит? Слайд

Как вы думаете: «Гипотеза наша подтвердилась?»

Да. Элементы сказки и были помогли нам увидеть смелых и сильных, Настю и Митрашу, которые относились с любовью друг к другу, разумно относились к природе.

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
“Раз, два, три, четыре, пять”
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать читать.

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Читайте также:  Кладовая солнца урок митраши

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

Читайте также:  Химический состав солнца сообщение

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Adblock
detector