Жан Люрса — «кислотный» Пикассо, создававший самые большие гобелены в мире
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жан Люрса на самом деле был одним из самых изобретательных художников Франции в XX веке, хотя и менее известным, чем Пикассо. Как и у знаменитого испанского художника, его карьера была связана с абстракцией и кубизмом, но потом француз увлекся керамикой, мозаикой и ювелирным делом.
Именно в период этих метаний от одного вида искусства к другому и нашлось истинное призвание Люрса: гобелены. Его стиль был уникальным: из фовизма француз взял яркие кричащие цвета, а из кубизма — мешанину из фигур. К этому всему художник добавил настоящую психоделику, нередко используя образы пылающих львов и радужных бабочек. По большому счету, это очень похоже на Пикассо, но «кислотного».
«Наши воспоминания часто возникают из галлюцинаций», — объяснил Люрса в документальном фильме 1965 года смысл своей работы «Le Chant du Monde». Когда художник вернулся с войны в 1917 году, его в течение длительного времени проследовали воспоминания о жестокой битве при Вердене. «Я выбрался из этой тьмы воспоминаний и депрессии только благодаря гобеленам. Произведение искусства всегда представляет собой совокупность шрамов психики его творца, — рассказывал Люрса. — А работа в группе (француз создавал гобелены с группой помощников) всегда оказывает терапевтический эффект». Это чувство командной работы заставило Люрса почувствовать, что он не просто создает произведение искусства, но и является частью сообщества, которому он нужен.
Что интересно, его студия была довольно роскошной. В то время как Пикассо в ранние годы перебивался на Монмартре в общественной студии Бато-Лавуар (которая в то время считалась чем-то вроде студенческого общежития), Люрса жил в «Вилла Сера» — потрясающей студии в стиле ар-деко, спроектированной его братом- архитектором в 1924 году. Эту виллу и ныне можно посетить во время французских «Дней европейского наследия», когда во многих городах исторические памятники открываются для публичного посещения на неделю. Несложно заметить, что стены этого дома украшает горящее солнце.
От современников Люрса отличал не только стиль, но и то, как он творил. Никто не делал гобелены, причем настоящие гобелены в средневековом стиле, как Люрса и его команда. «Нет ничего прекраснее создания, скажем, гигантского солнца вместе, — объяснил художник, — создавая это горящее на стене солнце, мы воплощали общую идею. В этом гобелене есть частичка не только меня, но и всей команды».
Вместо того, чтобы использовать все современные материалы для гобелена, Жан Люрса решил прибегнуть к традиционной старой школе. Он не стал выбирать среди 3000 доступных цветов, а использовал всего 44 цвета, которые могли существовать в XIV веке. Его увлечение поддержали десятки помощников, в том числе его бывшая жена Марта.
Когда художник увидел в 1938 году в городе Анже средневековый гобелен «Апокалипсис» — один из самых больших в мире гобеленов высотой более 100 метров — он был поражен яркими изображениями славы и насилия, которые напомнили ему о том, что Жан сам пережил во время войны. 19 лет спустя Люрса решил сделать цикл из 10 гобеленов в честь «Апокалипсиса» под названием «Песнь мира» (Le Chant du Monde). Сегодня эта коллекция демонстрируется в том же музее в Анже, что и эпическая средневековая работа.
«Песнь мира» была в общей сложности 80 метров в длину, и потребовалось более 10 лет, чтобы создать этот цикл. Фактически, он даже не был закончен, когда Люрса умер в 1966 году, и его жена Симоне закончила этот проект с командой Люрса. «В этой работе можно увидеть все, — говорит представитель Музея гобеленов Анже. — Первая и Вторая мировые войны. Оптимизм. Слава. Шампанское. Поэзия. Смерть. Это дань старому миру и поучительная история для будущих поколений».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Шпалеры Жана Люрса.
Великий французский реформатор шпалерного искусства Жан Люрса 1892-1966, брат не менее известного архитектора-модерниста Андре Лурса принадлежал к обществу передовой космополитичной молодежи Парижа начала ХХ века. Он учился в ателье Виктора Пруве в Нанси, в ателье гравера Бернара Нодана и у мастера фресковой живописи Жана-Поля Лафитта в Париже.
Люрса писал маслом и был постоянным участником художественных выставок актуального искусства в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, в том числе знаменитого «Салона независимых», создавал эскизы декораций и костюмов для многих легендарных постановок, и бесконечно путешествовал. География его перемещений охватывала страны Ближнего Востока и даже затронула Москву (коллективная выставка западных художников 1934 года).
Гобелены по канвеПервые текстильные произведения, «гобелены по канве», Жан Люрса вышивал сам под руководством своей матери, ими стали «Зеленые Девушки» и «Вечера в Гранаде» 1917 года.
Впоследствии более крупномасштабные проекты по его картонам выполняла его первая жена Марта Хеннеберт. Так, четыре известных гобелена из серии «Бюря» которые сегодня входят в собрание Национального музея современного искусства были вышиты Хеннеберт в 1927 году.
В конце 20-х–начале 30-х годов жена одного из видных французских политических деятелей Мари Кюттоли инициирует масштабный проект по возрождению популярности шпалерного искусства и приглашает ведущих художников, таких как Анри Матисс, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Фернан Леже и многих других к разработке актуальных концепций для мастерских Обюссона.Однако экспериментальным путем, учитывающим специфику техники плетения гобелена, пошел только Жан Люрса, он разрабатывает новую методику создания гобелена. Он вводит полноразмерный эскизный картон с системой цветовой нумерации и ограничивает число цветовых оттенков до 50.
Это позволило отказаться от живописной классической шпалеры и встать на путь поиска новых выразительных средств. Для получения новых декоративных эффектов он также уменьшил плотность плетения.
В 1957 году, на пике славы, он начал свою главную работу «Песнь мира» (Le Chant Du Monde) — гобелен размером 350 м², эпическое и поэтическое видение ХХ века, взгляд художника, который без устали возвеличивал тревоги и надежды человека, придавая своему творчеству вселенский масштаб.
Его диковинный бестиарий, населенный вымышленными животными, существующими на границе с миром растений и минералов, создает симфонию шерстяных нитей, которую художник творил на протяжении всей жизни. Имя Жана Люрса все еще царит в истории гобелена ХХ века – его наследие включает более тысячи работ, больше, чем у любого другого художника-картоньера.
Источник
Жан люрса гобелен солнце
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Жан Люрса в Москве. Jean Lurcat à Moscou. Часть/Partie 1. Его называли «искателем радости»
Уходящий Год Франции в России подарил нам встречу с творчеством уникального художника Жана Люрса (1892–1966) . Выставка, представленная Академией изящных искусств Франции, при содействии Российской академии художеств знакомит со многими гранями творчества прославленного мастера, начиная с 1920-х годов . Выставку сопровождает фильм Патрика Казаля « Солнечный сон ». Четырнадцать гобеленов, десять живописных работ, керамика и раритетные издания книг, которые были написаны или иллюстрированы художником, фотопортреты составляют коллекцию, переданную в 2001 году женой художника Симоной Люрса в дар французской Академии.
Выставка открыта с 20 ноября по 12 декабря 2010 г. в залах Галереи искусств по адресу: ул. Пречистенка, д. 19 .
P . S . В рассказе использованы фрагменты из статьи о выставке для журнала «Деко», моей книги «Гобелен за десять вечеров» и из будущей книги. Фото произведений Люрса с выставки дополняю фотографиями его времени.
Выставку открывает Зураб Церетели. Затем слово было предоставлено жене посла Франции в России.
Говорит художник, член Академии изящных искусств Ив Омер Фернан Милькам (рядом переводчица):
Он рассказал о своей встрече с Жаном Люрса в его замке Тур-Сен-Лоран и о сотрудничестве с ним (фрагмент):
Организаторы выставки от французской Академии
Область искусства, ставшую делом жизни Жана Люрса, он нашел не сразу. Живописец и график, он занимался также керамикой и мозаикой, создавал декорации и эскизы сценических костюмов, иллюстрировал книги, писал стихи и поэмы. В 1920-е годы он много путешествовал по странам Ближнего Востока, Африки, Греции. В 30-е годы выставки уже известного художника прошли во многих странах, в том числе в Москве.
В экспозиции представлены полотна 1926 – 1962 годов .
Человек из Гмара. 1926. Холст, масло. 117х72 см
Греческий пейзаж, или статуя в руинах. 1927. Холст, масло. 90х117 см
Греческий моряк. 1926. Холст, масло. 155х75 см
Женщина с красной вуалью. 1928. Холст, масло. 130х82 см
«Помню, это было где-то в 1928 году. Вдруг я сильно усомнился в необходимости рисования. К слову сказать, в то время живопись процветала. Меня охватили угрызения совести. Я говорил себе: в чем же польза рисования и живописи? Так ли это необходимо… Кому нужна моя живопись?» (Из фильма «Солнечный сон»).
Трафальгар. 1930. Холст, масло.114х146 см
Почерк художника, собственный, декоративный стиль ощущается во всех его произведениях. Пейзажи и портреты Люрса всегда необычны, стилизованы и темпераментны. Глядя на живопись 1920-х годов, становится ясно, что дальнейший путь Люрса уже тогда был предопределен его стремлением к орнаментальности, масштабу, приемам сценических декораций.
Большая марина. 1931. Холст, масло. 80х161 см
«Если я верю в живопись, искусство, это значит, что я вижу в этом занятии одну из движущих сил, которая развивает лучшие человеческие качества» (Жан Люрса).
Водуазские рыбаки: сон. 1934. Гуашь, бумага. 40х57 см
Греческий пейзаж. 1939. Гуашь, бумага. 36х65 см
В витринах – уникальные издания прошлых лет.
«Диковинный бестиарий». Стихотворения Патриции де ла Тур дю Пан по мотивам гуашей Жана Люрса. 1951
«Домен». Стихотворения Жана Люрса с иллюстрациями автора. Париж, 1957
«Сова» — там же
«Почему я должна быть жестокой вестницей судьбы?
Я – не колдунья, я – сама нежность!
Взгляните, мой цвет легок, как пробковая кора.
Моя песнь любви заставит отступить ночь,
Мой лик соткан из лунного света, нежности и воды;
Нос мой с горбинкой, но я так ласкова».
«Лягушка и вол». Из книги «Двадцать басен Лафонтена», иллюстрированные литографиями и орнаментом Жана Люрса. Лозанна, 1950. 250 экз.
В изломанности линий рисунка на больших фаянсовых круглых и овальных блюдах, их неровных краях, нарочитой не изящности, как будто возврат к первозданности, к опытам первых художников.
Блюда. Фаянс. Ок. 1951
Люрса расписывает блюда
Солнце и лист
Несомненно, что именно в искусстве гобелена Жан Люрса выразил себя наиболее полно. И это можно понять. Гобелен дает возможность создавать монументальные произведения, и при этом его легко транспортировать, а теплота и «вещественность» ковров близки человеку. Насколько велико было тяготение художника к материальности уже в 20-е годы видно в том, как он кладет живописные мазки на холст.
Греческий пейзаж, или статуя в руинах. Фрагмент. 1927
Но о гобеленах Жана Люрса поговорим во второй и третьей части.
Источник