Зенитальное положение Солнца
Зенитальное положение Солнца. 22 июня над северным тропиком (23.5 ?с.ш.) 21 марта и 23 сентября – над экватором 22 декабря – над южным тропиком (23.5 ?ю.ш.) В остальные дни — над широтами между северным и южным тропиком. Севернее 23,5 ?с.ш. и южнее 23,5 ? ю.ш. С?олнце не бывает в зените никогда. За сутки зенитальное положение Солнца смещается на 0,26 ?
Слайд 47 из презентации «Систематизация знаний в процессе подготовки ЕГЭ по географии»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Систематизация знаний в процессе подготовки ЕГЭ по географии.pptx» можно в zip-архиве размером 239 КБ.
Уроки географии
«Уроки по географии 10 класс» — Географическая карта – особый источник информации о действительности. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. 8. Формы учебной деятельности. 2. Краткая характеристика программы. учебник — Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Источники географической информации. (4 часа) Положение географии в системе наук.
«Уроки географии» — «Амазонки». Слайды. Игровые методы обучения. На реке Ухра. Как обеспечить развитие и саморазвитие ученика? Репродукции картин. Проблемный вопрос. Икт. География – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук. Путешествия. Развитие обучение. Формирование компетентностей. Дифференцированный подход.
««География» 6 класс» — Знакомство с новым материалом. Средства Microsoft Office или другое ПО. Ресурсы дидактического материала. Цель урока. Подготовка уроков с применением интерактивных технологий Mimio. Карта полушарий. Цели и задачи дидактического материала. Учащиеся выходят к доске и подписывают названия материков. Титульный слайд.
«Задания ЕГЭ по географии» — Земля поворачивается вокруг своей оси. Доля лиц пожилого возраста. Сильные землетрясения. Московское время. Средняя соленость поверхностных вод. Климатические пояса. Подзолистые почвы. АСЕАН. Структура ВВП. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу. Определите регион России. Пастбищное овцеводство.
«Конспект урока по географии» — Запыленностью. Индостан. Аравийский. 7 класс Тема «Географическое положение Евразии». Особенности восприятия визуалов: Наша задача на данном этапе урока: Опорные сигналы. Индокитай. Большой V воздуха с одинаковыми свойствами. Использую идеи и опыт педагогов-новаторов: Мегалополис: Пиренейский Апеннинский.
«ГИА по географии» — Тула. Демонстрационный вариант. Проанализируйте климатограмму. Типовые экзаменационные варианты. Назначение КИМ для ГИА. Система оценивания. Вопросы по ГИА. Подходы к отбору содержания. Землетрясение. Школьники. Направления. Информация о режиме реки Амур. Элементы содержания. Расстояние на местности.
Всего в теме «Уроки географии» 10 презентаций
Источник
Практическая работа №2 по географии «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года»
Практическая работа №2.
Определение зенитального положения Солнца
в разные периоды года.
Цель работы – научиться определять зенитальное положение Солнца в разные периоды года, устанавливать связь между положением Земли по отношению к Солнцу и природными явлениями.
Оборудование: учебник «География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; атлас «География. Введение в географию. Физическая география» 5 – 6 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Используя текст учебника с. 20 – 22 и схемы атласа с. 3 заполните таблицу:
Географическое название указанной даты
Положение Земли по отношению к Солнцу
Где наблюдается зенит?
Продолжительность дня и ночи
В северном полушарии
В южном полушарии
В северном полушарии
В южном полушарии
Сделайте вывод о проделанной работе.
Номер материала: ДБ-1500930
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ
Время чтения: 3 минуты
В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений
Время чтения: 1 минута
Участники патриотических проектов смогут получать дополнительные баллы к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
География 5 класс. Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»
Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.
Задачи урока:
Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Содержимое разработки
Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»
Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.
Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Проверка домашнего задания
— Расскажите о следствии вращения Земли вокруг оси
— Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)
Изучение нового материала
— Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха.
Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе Северного полушария в июне, и в это время там разгар лета.
Самое низкое — в декабре, и в это время там зима, большая часть нашей страны покрыта снегом. Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то Северным, то Южным полушарием.
Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла. В холодное время года Солнце низко над горизонтом, и тепла Земля получает меньше. Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным.
Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом бывает ближе, а зимой -дальше от Земли.
Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет.
В тот момент, когда Земля Северным полюсом как бы «повернулась» к Солнцу, а Южным — «отвернулась» от него, в Северном полушарии лето. Солнце стоит высоко над горизонтом на Северном полюсе и вокруг него, оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день. Южнее параллели 66,5° с.ш. (полярный круг) слияние дня и ночи происходит каждые сутки. Обратная картина наблюдается в Южном полушарии. При движении глобуса зафиксировать внимание учащихся на четырех положениях Земли: 22 декабря, 21 марта, 22 июня и 21 сентября. При этом показать границы света и тени, угол падения солнечных лучей на отмеченные флажками параллели.
Далее ставим глобус в летнее положение для северного полушария, светим фонариком на Землю.
— Какая часть Земли получает больше тепла? (Северное полушарие)
— Где сейчас лето? (в северном полушарии)
— На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (это линия – северный тропик)
«А где Солнце в зените?» (на южном тропике).
— А что такое тропик? (линия, над которой солнце бывает в зените)
— Сколько тропиков? Какие они бывают?
— Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном и южном полюсе?
(на северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток). Обращаем внимание учащихся на явления: полярный день и полярная ночь.
Полярная ночь – период времени, когда Солнце определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних полярных суток на полярном круге до 178 суток на Северном полюсе.
— А теперь найдите на карте и глобусе полярный круг и с помощью текста учебника дайте определение в тетради.
Полярный круг – параллель, отстоящая от экватора на 66°33´. Есть два полярных круга – северный и южный. В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная ночь и полярный день.
— Давайте введем понятие что такое «дни равноденствия» и «солнцестояния» с помощью текста учебника.
Далее раздать карточки и учащиеся самостоятельно с помощью учебника заполняют их. После заполнения фронтальная проверка.
Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.
Полярные пояса: северный и южный.
Умеренный пояс: северный и южный.
Параллели 66,50 с. ш и 66,50 ю. ш называют полярными кругами.
Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т. е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь. От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 — 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам. На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи <покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи). Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.
Практическая работа. Заполнение таблицы
Зенитное положение Солнца в разные периоды года
«Освещение Земли Солнцем в разные времена года»
22 июня – День летнего солнцестояния
В северном полушарии — лето
День длиннее ночи
Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)
На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день
В южном полушарии — зима.
День короче ночи.
На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь
23 сентября – день осеннего равноденствия
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
22 декабря – день зимнего солнцестояния
В северном полушарии — зима.
День короче ночи.
На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь
В южном полушарии — лето
День длиннее ночи
Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)
На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день
21 марта– день осеннего равноденствия
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
Источник
Практические работы по географии для 5-6 класса
Практические работы для 5- 6 класса по географии.
5 класс. П.Р Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
Цель работы: используя различные источники информации (картографические, текст учебника, интернет — ресурсы) описать и нанести на карту маршрут одного путешествия (по выбору учащегося).
Оборудование: учебник, атлас, доступ в Интернет, контурная карта.
— ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
— представлять в различных формах (в виде карты) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
1. Выберите маршрут путешествия, который вы будете описывать в практической работе.
2.Определите и нанесите на к/к страну (город), где началось выбранное вами путешествие.
3.Определите и нанесите на к/к страну (город), где окончилось выбранное вами путешествие.
4. Обозначьте выбранный маршрут с помощью условных знаков (стрелок любого цвета).
5. С помощью различных источников информации (атласа, учебника, интернет – ресурсов), определите географические объекты (моря, океаны, острова, материки и т.д.), открытые и исследованные во время путешествия. Отметьте (подпишите название) их на контурной карте.
6. Найдите (по возможности) на карте географические объекты, названные в честь выбранного вами исследователя.
7. Систематизируйте полученную информацию в виде таблицы:
Результат (значение) экспедиции
Инструкция по работе с контурными картами.
1. Надписи, условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку – равномерно и аккуратно.
2. Над верхней рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты-схемы). В нижней части карты наносятся условные знаки (легенда карты)
3. Выполнять задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки затрудняют чтение карты.
4. Надписи на карте делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит атлас.
5. Границы обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.
6. Надписи рек делают у истока и устья по направлению течения.
7. Горные хребты, заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль их протяжения, а города, острова и озёра – по направлению параллелей.
8. Направления горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Контурные карты «География. Планета Земля. 5-6 классы» Котляр О. Г. Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
5 класс. П.Р. Определение зенитального положения Солнца
в разные периоды года.
Цель работы: используя различные источники информации (картографические, текст учебника, учебное оборудование) определить зенитальное положение Солнца
в разные периоды года.
Оборудование: учебник, атлас, теллурий, Интернет – ресурсы.
— ориентироваться и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— представлять в различных формах (таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
— объяснять географические явления и процессы (их свойства, условия протекания и географические различия) на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации;
— различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
— моделировать географические объекты и явления;
Проследите осевое и орбитальное движение Земли с помощью теллурия.
Используя различные источники информации, проанализируйте движения Земли в разное время года и заполните таблицу:
2.На параллели 23,5 о с.ш………………
3.На параллели 65,5 о с.ш. …………………
2.На параллели 23,5 о ю..ш………………
3.На параллели 65,5 о ю.ш. ………………..
2.На параллели 23,5 о с.ш………………
3.На параллели 65,5 о с.ш. …………………
2.На параллели 23,5 о ю.ш………………
3.На параллели 65,5 о ю.ш. ………………..
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова: из-за наклона земной оси к плоскости орбиты при орбитальном движении Солнце больше освещает то…. ……, то ……….полушарие. Неравномерность освещения и нагрева земной поверхности вызывает смену ………………..
(Таблица: учебник Герасимова Т.П., Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», Дрофа, 2010г.).
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
5 класс. П.Р. Определение направление и расстояний по глобусу и карте.
Цель работы: Научиться ориентироваться и определять направления по карте.
Научиться определять расстояния по карте и глобусу с помощью масштаба и градусной сетки.
Оборудование: учебник, географический атлас, глобус.
— ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
— выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
— представлять в различных формах (таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
— различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
— ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
— моделировать географические объекты и явления;
1.Определите с помощью масштаба протяженность Африки с севера на юг по глобусу и карте. Сравните полученные результаты. Какие из них более точные и почему?
2.Определите по карте : а) направления от г. Ярославля до Балтийского, Белого и Черного морей; б) с помощью масштаба расстояние от г. Ярославля до Балтийского, Белого и Черного морей;
3. Определите расстояние по карте с помощью градусной сетки от г. Ярославля до экватора, Северного тропика, Северного полярного круга и Северного полюса.
Северный полярный круг
а) где меньше искажений, на глобусе или карте?
б) какими способами можно измерить расстояния на глобусе и карте?
в) с помощью чего определяется направление по карте и глобусу?
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Л.Н. Хомутова Преподавание географии Ярославской области в основной общеобразовательной школе: Методическое пособие. – Ярославль, 2008.
5 класс. П.Р. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин
Цель: Научиться определять высоты и глубины земной поверхности по карте.
Оборудование: учебник, географический атлас.
— ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
— выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
— представлять в различных формах (таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
— различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
— моделировать географические объекты и явления;
1. По карте с помощью отметок высот определите высоту географических объектов: вулкана Килиманджаро, горы Джомолунгмы, вулкана Везувий, горы Косцюшко, вулкана Ключевской Сопки.
2. По карте с помощью шкалы высот и глубин определите преобладающие высоты пустыни Гоби, Западно-Сибирской равнины, Тибета.
3. По физической карте мира определите абсолютную глубину:
Пролива между островом Тасмания и Австралией
Пролива между островом Мадагаскар и Африкой
Гудзонова залива на севере Северной Америки
Наибольшую глубину Индийского океана
Наибольшую глубину Атлантического океана
4. По физической карте мира определите, в каком из заливов Северной Америки – Гудзоновом или Мексиканском – больше воды? Обоснуйте свой ответ.
5. По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Объясните свой ответ.
6. По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Объясните свой ответ.
Приёмы работы. Инструкция.
1. По абсолютной высоте равнины подразделяются на 3 типа. Равнины высотой до 200 м над уровнем моря (например, Западно-Сибирская равнина) называются низменностями и, как правило, обозначаются ярко-зеленым цветом. Равнины высотой от 200 до 500 м (например, Валдайская) называются возвышенностями и обычно обозначаются желтым цветом. Равнины высотой от 500 до 1000 м (например, Среднесибирская) – это уже плоскогорья. Чаще всего они обозначаются светло коричневым цветом. Кроме того, есть участки суши, которые расположены ниже уровня моря (например, южная часть прикаспийской низменности). Такие равнины обозначаются на карте темно-зеленым цветом, а также может указываться их высота со знаком минус.
2. Горные массивы, как и равнины , подразделяются на 3 типа по абсолютной высоте. Для их обозначения обычно выбирается коричневый или красный цвет, причем, чем больше высота гор, тем темнее и насыщеннее оттенок. Горы высотой до 1000 м (такие как Средний Урал) считаются низкими и обозначаются достаточно светлым коричневым цветом. Горы высотой от 1000 до 2000 м (например, Урал) называются средними и на карте выглядят более ярко. Горы выше 2000 м (например, Кавказ) принято называть высокими – на карте они выглядят темно-красными.
3. Внутри категории высоких гор также присутствует цветовое деление: горы высотой более 3000 метров, более 5000, а также еще более высокие. Кроме того, на физической карте черной точкой обозначается высочайшая вершина каждого горного массива, а рядом подписывается ее название и абсолютная высота с точностью до метра. По такому же принципу обозначаются самые низкие точки нашей планеты — глубочайшие впадины
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс. П.Р Работа с картографическими источниками:
нанесение объектов гидрографии.
Цель работы: Научиться правильно, наносить географические объекты на контурную карту с помощью картографических источников.
Оборудование: географический атлас, глобус, контурная карта мира (физическая)
—ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
—определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
— выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
— представлять в различных формах (в виде карты) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
— моделировать географические объекты и явления;
1.Подпишите названия океанов и их частей (морей, проливов, заливов), обозначенных на карте цифрами (или указанных учителем)
2.Обозначьте стрелками течения: Гольфстрим, Лабрадорское, Северо – Тихоокеанское, Перуанское, Западных ветров. Названия течений, несущих воды по направлению от экватора к полюсам, подпишите красным цветом, от полюсов к экватору – синим.
3. Подпишите названия крупных рек мира: Амазонка, Миссисипи, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Енисей, Лена (по усмотрению учителя). Стрелкой обозначьте направление течения данных рек от истока к устью.
4.Подпишите названия озер: Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Каспийское море, Аральское море. Рядом с названием самого глубокого озера планеты подпишите его глубину.
Инструкция по работе с контурными картами.
1. Надписи, условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку – равномерно и аккуратно.
2. Над верхней рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты-схемы). В нижней части карты наносятся условные знаки (легенда карты)
3. Выполнять задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки затрудняют чтение карты.
4. Надписи на карте делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит атлас.
5. Границы обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.
6. Надписи рек делают у истока и устья по направлению течения.
7. Горные хребты, заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль их протяжения, а города, острова и озёра – по направлению параллелей.
8. Направления горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Контурные карты «География. Планета Земля. 5-6 классы» Котляр О. Г. Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс. П.Р. Описание объектов гидрографии.
Цель: с помощью приборов и различных источников информации (картографических, текстовых, интернет — ресурсов) составить описание одного объекта гидрографии (по выбору учителя).
Оборудование: географический атлас, учебник, Интернет – ресурсы, компас, водный термометр, поплавок, пластиковая бутылка.
—ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
—принимать решения, основанные на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
—определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
— выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
— проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков;
— оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
— моделировать географические объекты и явления;
— использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
Практическая работа может проводиться либо в два этапа, либо только в классе (в случае проведения отдельной комплексной полевой практики).
1.Полевое исследование (осенние каникулы): описание реки Волги: а) с помощью водного термометра измерить температуру воды (погрузить на 5 мин.); б) измерить температуру воздуха и сравнить с температурой воды, сделать вывод о различии; в) при помощи пластиковой бутылки на глаз определить прозрачность и цвет воды (прозрачная, слегка мутная, мутная, очень мутная); г) с помощью компаса сориентируйтесь и определите направление течения реки; д) рассчитайте скорость реки с помощью легкого поплавка, отложив вдоль берега расстояние 10 метров. Измерьте время, за которое поплавок проплывет данное расстояние. Сделайте вывод о характере течения реки (спокойное, бурное). Все полученные данные занесите в таблицу:
Направление течения реки
Характер течения реки, скорость (м/с)
Котляр О. Г. География. Планета Земля. Тетрадь – практикум 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
2. Работа в классе: описание реки Волги с помощью различных источников информации по следующему плану:
б) Длина реки (протяженность).
в) Направление течения реки.
г) Правые и левые притоки (привести примеры).
д) Бассейн реки (площадь и границы)
д) Питание и режим реки.
е) Крупные города, расположенные на берегах реки.
Значение реки для человека.
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК «География. Планета Земля. 5-6 классы» Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс: П.р. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)
Цель работы:1.Закрепить знания учащихся о метеорологических приборах и их назначении; 2. На примере заполнения дневника погоды, рассмотреть порядок проведения наблюдений и измерений, фиксации и обработки результатов наблюдений с помощью метеоприборов;
Оборудование: учебник, термометр, барометр-анероид, гигрометр, анемометр, флюгер, осадкомер, электронное приложение к учебнику.
— ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
— принимать решения , основанные на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
— представлять в различных формах (таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— составлять простейшие географические прогнозы;
— выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
— объяснять географические явления и процессы (их свойства, условия протекания и географические различия) на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации;
— использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
— рассчитывать количественные показатели, характеризующие явления и процессы;
— проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
— описывать погоду своей местности;
Выпускник получит возможность научиться:
— моделировать географические объекты и явления;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
Используя различные источники информации (текст учебника, презентацию учителя и оборудование) объяснить назначение метеоприборов и выводы занести в следующую таблицу:
Назначение (цель использования)
На примере дневника погоды, разбирается порядок проведения наблюдений и измерений, правила фиксации и обработки результатов наблюдений. Обработка может быть проведена в виде: таблицы, графика температур, розы ветров, описания погоды.
1.Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. География: Планета Земля: электронное приложение к учебнику для 5-6 класса / под редакцией Дронова В. М. –М.: Просвещение, 2015.
Источник