Меню

Зашло солнце или заиграл каплями росы

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.

С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.

На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

(на) весенние (3) (поля)

1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Заяц с трудом скачет по снегу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Поставьте знак ударения в следующих словах:

(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. мест. глаг. прил. сущ
Над головой у нас свистел ледяной ветер.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Возьмите меня с собой ребята
  2. Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
  3. Мне сказали что автобус будет только через час
  4. Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
  2. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  3. Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
  4. Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Туча поднялась и заслонила всё небо
  2. Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
  3. Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
  4. Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

Читайте также:  Если солнце мое уйдет туда

(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17) Роман пожал плечами.

— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…

— (22) Потому что мы люди…

(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Человек не должен забывать о благодарности.

Задание 9

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?

Ответ

Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Источник

Помогите мне пожалуйста с заданием по русскому

1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Причина нашего праз.. нич.. ного настр.. ения краски ру (с, сс) кого леса.
Бе (з/с) конеч.. но р.. знообразны они летом. Со всех ст.. рон в.. днеют.. ся оранжевые (3) ств.. лы сосен соч.. ная зел.. нь елей и б.. лоснежный наря (д/т) (1) б.. рёзок. Проступают снизу г.. лубые полутона мха. (4) Гл.. за ск.. льзят по гла (д/т) кой тр.. ве п.. лянк.. и вдру (г/к) на барх.. тном её к.. вре вспыхива.. т яркая бусинка. З.. мл.. ника!
Алый цвет яго (д/т) сразу броса.. т.. ся в гл.. за. Соб.. ра.. шь з.. мл.. нику и вид.. шь, что много неспелой. Если бы вся она была з.. лёной, мы бы прошли мимо. З.. лёные ягоды на з.. лёном фон.. (не) найдёшь. А спелая яго (д/т) ка (2) сама прос.. т.. ся в к.. рзинку. Как р.. зумно всё устроено в природ.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) фонетический разбор;
(2) морфемный разбор;
(3) морфологический разбор;
(4) синтаксический разбор предложения.
3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Щавель, перезвонит, документ, диалог.
4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На стене висела картинка в раме из дерева.
5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам продавца молоко только сегодня поступило в продажу
2) Жильцам сообщили что ремонт подъезда будут делать только осенью
3) Кошкин выходи к доске с домашним заданием
4) А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Покажи мне девица дорогу к княжескому терему.
2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.
7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо
2) Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
.

Читайте также:  Пьяное солнце кто поет оригинал

1.Причина нашего праздничного настроения-краски русского леса.
Бесконечно разнообразны они летом. Со всех сторон виднеются оранжевые (3) стволы сосен, сочная зелень елей и белоснежный наряд (1) берёзок. Проступают снизу голубые полутона мха. (4) Глаза скользят по гладкой траве, полянке и вдруг на бархатном её ковре вспыхивает яркая бусинка. Земляника!
Алый цвет ягод сразу бросается в глаза. Собираешь землянику и видишь, что много неспелой. Если бы вся она была зелёной, мы бы прошли мимо. Зелёные ягоды на зелёном фоне не найдёшь. А спелая ягодка (2) сама просится в корзинку. Как разумно всё устроено в природе!
3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ЩАвель, перезвонИт, докумЕнт, диалОг.
4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На (предлог) стене (сущ.) висела (гл.) картинка (сущ.) в (предлог) раме (сущ.) из (предлог) дерева (сущ.) (Отсутсвуют прилагательные, местоимения)
5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

3)» А кто у нас сегодня дежурный?» -спрашивает Мишка.
«П?» -А

6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Покажи мне, девица, дорогу к княжескому терему. (Обращение)
2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.

7
Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы

Источник

ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.

С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.

На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

(на) весенние (3) (поля)

1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Заяц с трудом скачет по снегу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Читайте также:  Солнце больше не возбуждает

Поставьте знак ударения в следующих словах:

(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. мест. глаг. прил. сущ
Над головой у нас свистел ледяной ветер.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Возьмите меня с собой ребята
  2. Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
  3. Мне сказали что автобус будет только через час
  4. Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

  1. Составление схемы предложения :

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
  2. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  3. Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
  4. Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Туча поднялась и заслонила всё небо
  2. Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
  3. Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
  4. Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17) Роман пожал плечами.

— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…

— (22) Потому что мы люди…

(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Человек не должен забывать о благодарности.

Задание 9

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?

Ответ

Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Источник

Adblock
detector