ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.
С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.
На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание
(3) Морфологический разбор
(на) весенние (3) (поля)
1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
Заяц с трудом скачет по снегу. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).
Поставьте знак ударения в следующих словах:
(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | предл. | мест. | глаг. | прил. | сущ |
Над | головой | у | нас | свистел | ледяной | ветер. |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Возьмите меня с собой ребята
- Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
- Мне сказали что автобус будет только через час
- Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.
- Составление схемы предложения :
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
- Подари мне дедушка на день рождения удочку!
- Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
- Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Туча поднялась и заслонила всё небо
- Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
- Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
- Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.
(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.
(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.
— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
(17) Роман пожал плечами.
— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…
— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…
— (22) Потому что мы люди…
(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.
(По В. Сухомлинскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Человек не должен забывать о благодарности.
Задание 9
Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?
Ответ
Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.
Источник
Помогите мне пожалуйста с заданием по русскому
1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Причина нашего праз.. нич.. ного настр.. ения краски ру (с, сс) кого леса.
Бе (з/с) конеч.. но р.. знообразны они летом. Со всех ст.. рон в.. днеют.. ся оранжевые (3) ств.. лы сосен соч.. ная зел.. нь елей и б.. лоснежный наря (д/т) (1) б.. рёзок. Проступают снизу г.. лубые полутона мха. (4) Гл.. за ск.. льзят по гла (д/т) кой тр.. ве п.. лянк.. и вдру (г/к) на барх.. тном её к.. вре вспыхива.. т яркая бусинка. З.. мл.. ника!
Алый цвет яго (д/т) сразу броса.. т.. ся в гл.. за. Соб.. ра.. шь з.. мл.. нику и вид.. шь, что много неспелой. Если бы вся она была з.. лёной, мы бы прошли мимо. З.. лёные ягоды на з.. лёном фон.. (не) найдёшь. А спелая яго (д/т) ка (2) сама прос.. т.. ся в к.. рзинку. Как р.. зумно всё устроено в природ.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) фонетический разбор;
(2) морфемный разбор;
(3) морфологический разбор;
(4) синтаксический разбор предложения.
3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Щавель, перезвонит, документ, диалог.
4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На стене висела картинка в раме из дерева.
5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам продавца молоко только сегодня поступило в продажу
2) Жильцам сообщили что ремонт подъезда будут делать только осенью
3) Кошкин выходи к доске с домашним заданием
4) А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Покажи мне девица дорогу к княжескому терему.
2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.
7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо
2) Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
.
1.Причина нашего праздничного настроения-краски русского леса.
Бесконечно разнообразны они летом. Со всех сторон виднеются оранжевые (3) стволы сосен, сочная зелень елей и белоснежный наряд (1) берёзок. Проступают снизу голубые полутона мха. (4) Глаза скользят по гладкой траве, полянке и вдруг на бархатном её ковре вспыхивает яркая бусинка. Земляника!
Алый цвет ягод сразу бросается в глаза. Собираешь землянику и видишь, что много неспелой. Если бы вся она была зелёной, мы бы прошли мимо. Зелёные ягоды на зелёном фоне не найдёшь. А спелая ягодка (2) сама просится в корзинку. Как разумно всё устроено в природе!
3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ЩАвель, перезвонИт, докумЕнт, диалОг.
4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На (предлог) стене (сущ.) висела (гл.) картинка (сущ.) в (предлог) раме (сущ.) из (предлог) дерева (сущ.) (Отсутсвуют прилагательные, местоимения)
5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
3)» А кто у нас сегодня дежурный?» -спрашивает Мишка.
«П?» -А
6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Покажи мне, девица, дорогу к княжескому терему. (Обращение)
2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.
7
Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы
Источник
ВПР по русскому языку за 5 класс 2019 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.
С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.
На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание
(3) Морфологический разбор
(на) весенние (3) (поля)
1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
Заяц с трудом скачет по снегу. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).
Поставьте знак ударения в следующих словах:
(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | предл. | мест. | глаг. | прил. | сущ |
Над | головой | у | нас | свистел | ледяной | ветер. |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Возьмите меня с собой ребята
- Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
- Мне сказали что автобус будет только через час
- Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.
- Составление схемы предложения :
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
- Подари мне дедушка на день рождения удочку!
- Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
- Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Туча поднялась и заслонила всё небо
- Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
- Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
- Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.
(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.
(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.
— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
(17) Роман пожал плечами.
— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…
— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…
— (22) Потому что мы люди…
(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.
(По В. Сухомлинскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Человек не должен забывать о благодарности.
Задание 9
Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?
Ответ
Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.
Источник