Меню

Занятие знакомство с солнцем

«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Алёна Колесникова
«Солнце». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию

«Солнце»

Цель занятия: 1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.

2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:

Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.

А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро….).

Ответьте мне на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым….). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.

В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, что бы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.

Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.

А в древности малые народы считали Солнце — богом: В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).

Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны.Вот так пели в честь бога Ра в Египте:

«Была земля во мраке,

И стал свет, после того, как ты возник.

Озарил ты Египет – лучами своими,

Когда диск твой засиял.

Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,

Левый же глаз твой прогнал тьму ночную».

А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя.При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!

Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.

Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.

Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.

Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу

Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.

«Объезжаешь ты на колеснице

Читайте также:  Верное утверждение солнце меньше земли

Света стороны четыре. Слева

От тебя летят по небу Страхи,

Справа от тебя несется Ужас [. ]

Справа от тебя летит Бунене —

Колесаичий и советник верный.

Слева от тебя летит Мишару,

Праведный помощник и слуга [. ]

Небо все ты объезжаешь, Солнце

А в древнем Египте придумывали совсем другой миф. Каждый день бог Солнца Ра проплывал по небесной реке в дневной ладье. Вечером он подплывает западным горам, где расположен вход в подземный мир. Ра переходит с дневной ладьи в ночную и начинает плавание по подземной реке, протекающей через 12 подземелий, в которых живёт огнедышащий дракон Апоп — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. Через отверстие в восточных горах бог Ра выплывает на поверхность земли, пересаживается в дневную ладью и вновь плывёт по небесной реке.

У славян Даждьбог, идол, стоял, на холме в городе Киеве. Древние славяне также задабривали бога Солнца, восхваляли и воспевали его, покой.

Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.

Итак: возьмите, пожалуйста альбомный лист и на одной половине нарисуйте состояние погоды при ласковом солнце, а на другой при злом (пожар, засохшие растения). И само Солнцедолжно быть ласковым на одной стороне и злым на другой:

Дома придумайте загадки о том, что мы делаем днём, а что ночью.

Развлечение во второй младшей группе «Остров сокровищ» Уважаемые коллеги! Вот и закончилось лето. Я вышла из отпуска и решила провести развлечение своим детям. Где закрепила знания о времени.

Знакомство с Якутией Цель: Дать представления о Якутии, как части России. Научить определять на карте территорию Якутии. Познакомить с гербом, флагом республики.

Источник

Конспект занятия в группе раннего возраста. Знакомство с солнцем

Занятие в детском саду. Младший дошкольный возраст

Тема: Знакомьтесь, солнце

Программное содержание. Дать детям первоначальные представления о солнце и луне. Солнце большое, круглое, желтое. Бывает на небе днем. Оно дает нам тепло, согревает Землю. Луна-круглая, желтая, меньше, чем солнце. Ее можно увидеть вместе со звездами на безоблачном темном небе. Вечером, когда на улице темно, люди в домах зажигают свет.

Воспитывать у детей интерес и желание наблюдать за солнцем и луной.

Оборудование: панно «День» и «Ночь — со звездами», съемные солнце и луна, домик, оснащенный электрической лампой, на листе бумаги домики с окошками на каждого ребенка, желтые фломастеры, грамзапись.

Ход занятия

(На столе у воспитателя стоит панно с изображением голубого неба, рядом стоит деревянный домик. На глазах у детей педагог укрепляет солнце.)

Воспитатель. Что это? (Показывает на солнце.)

Какого оно цвета?

Какой формы солнце? На что похоже солнце? (На мячик, на шарик.)

Покажите, какое круглое солнце?

Да, дети, это солнце. Оно круглое и желтое.

Встаньте и подойдите к окошку.

Посмотрите на небо. Какое оно? Саша, какого цвета небо?

Есть ли солнце на небе? Покажите, где оно?

Какое наше солнце? (Круглое, большое, желтое.)

Таня, скажи, какое солнце?

Послушайте стихотворение про солнышко:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

Если б мы его достали –

Мы б его расцеловали.

Солнце дает нам тепло, оно греет своими лучиками. Греет и нас с вами, и деревья, и кусты, и птиц, и животных. Все живое на земле оно согревает.

А еще солнце дает нам свет. Когда солнце светит, на улице светло — день. Наше солнышко приглашает вас на полянку, оно хочет с вами поиграть.

Читайте также:  Хоризон зеро давн город солнца

Игра «Солнышко» (под музыку дети поднимают и опускают руки).

Молодцы, хорошо поиграли. Приглашаю вас сесть на стульчики.

На столе у воспитателя стоит панно «Ночь».

Дети, пока мы играли, солнышко куда-то делось. Куда же пропало солнце, как вы думаете?

Солнце ушло и стало темно, наступила ночь.

Вспомните, что мы видели с вами на темном небе?

Правильно, мы видели луну вечером, когда на небе не было облаков.

Воспитатель выставляет на панно Луну.

Какого она цвета?

Луна тоже желтая и круглая, как солнце, только меньшего размера.

Покажите, какое большое солнце. А теперь покажите луну. Луна меньше, чем солнце.

Когда мы видим луну? (Когда темно, вечером и ночью.)

Что еще мы видели на вечернем небе? (Звезды.)

Воспитатель зажигает звезды на панно.

Дети, посмотрите, и на нашем небе зажглись звезды. Вот сколько их много.

На улице темно, и в нашем домике тоже темно. Что же надо сделать, чтобы было светло?

Правильно, надо зажечь свет. (Воспитатель включает свет.)

Что я сделала? А как я включила свет? (Нажала на кнопочку.)

Кто хочет попробовать включить свет? (Воспитатель вызывает несколько человек.)

Дети, когда на улице темно, мы все ложимся спать. Послушайте, какую потешку я вам прочитаю:

Вот и люди спят, вот и звери спят.

Птицы спят на веточках. Лисы спят на травушке.

Утки на муравушке. Детки спят по спаленкам.

Спят-поспят, всем вставать велят.

Послушайте, я еще раз вам ее прочитаю. (Повторное чтение потешки.)

Давайте вместе со мной ее прочитаем.

Приглашаю вас, поиграем в игру «День и ночь». Выходите все на коврик. Когда я покажу вам солнышко, значит, на улице — день. Мы с вами играем, гуляем, кушаем. А когда увидите луну — значит, наступила ночь. Все ложимся спать. Будьте внимательны.

(Игра проводится под музыку 2-3 раза.)

Дети, на столах у нас с вами лежат домики. Но в них очень темно. Нет света. Давайте в окошках зажжем огоньки. Я беру желтый фломастер и рисую в каждом окошке «лампочку» — кружочек. Включаю свет — чик.

А теперь вы все возьмите желтые фломастеры и включите свет в своих домиках.

Итог: Вот как светло стало в наших домиках. Молодцы.

Источник

НОД к проекту «Солнце»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Нашла неожиданный ход в ознакомлении детей с влиянием Солнца на всё живое и неживое на Земле. Конспект может быть первой частью знакомства и далее использоваться как переход к ознакомлению с Солнечной системойю

Скачать:

Вложение Размер
знакомство с влиянием Солнца на Землю 14.36 КБ

Предварительный просмотр:

НОД к проекту «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование целостной картины мира

Задачи: расширять представление детей о влиянии Солнца на всё живое на Земле

Развивать желание узнавать новое об известном, учить делать заключения

Воспитывать чувство гордости от того, что мы живём на такой удивительной планете

Материалы и оборудование: свеча, фонарик, лампа электрическая; лист ватмана, гуашь разведённая красного и желтого цветов (оранжевая получится путём смешивания), иллюстрации, глобус. Для проигрывания презентации «Солнышкино платье» — ноутбук или компьютер.

На столе у педагога стоит горящая свеча и включенный фонарик.

Вопросы к детям – Может ли свеча осветить весь мир?

— может ли фонарик осветить весь мир?

Может быть, настольная лампа сможет осветить всю нашу комнату? (включает) (нет)

А что может осветить всю комнату и почему?

(люстра, висит на потолке, выше всех).

А что может осветить весь мир? (солнце).

(оно висит в небе выше всей Земли)

Воспитатель пальцами зажимает фитиль свечи, и она гаснет.

— Можно ли погасить Солнце? (нет)

Воспитатель нажимает на кнопку выключения фонарика.

— Можно ли выключить Солнце? (нет)

— А что человек может сделать с Солнцем (ничего)

— Согласна, Солнце не зависит от воли, действий человека. А на человека Солнце оказывает большое влияние. Если Солнце долгое время закрывают тучи, человек чувствует себя неуютно, ему скучно, грустно. Особенно, если идут дожди. Человек даже может заболеть он недостатка солнечного света.

Но может быть и наоборот. Когда солнечного света в избытке, оно оказывает вредное воздействие на человека. Например, в пустыне без воды человек может высохнуть, как растение.

Солнце оказывает влияние не только на жизнь и самочувствие человека, но и на всю природу – живую и неживую.

— Вы можете рассказать об этом, привести примеры?

— Без Солнца не растут растения. Без Солнца не будет Лета, Зимы, Весны и Осени. Солнце в пустыне сильно нагревает песок и там не растут растения. Солнце нагревает воду в море и можно купаться летом. Есть на Земле животные, которые прячутся от Солнца в глубоких пещерах или глубоко в море, и они почти слепые. А другие животные, любят полежать на солнышке, погреться.

— Вы сказали, что можно полежать на солнышке. Погреться. А можно ли погреться у свечки? (только руки).

— Может ли свет фонарика согреть нас? (пробуем).

Свет настольной лампы тоже может согреть руки и, даже обжечь, если дотронуться до неё пальцем.

Воспитатель предупреждает детей о технике безопасности (не дотрагиваться руками до лампочки накаливания) и проносит лампу близко к рукам детей.

— А что ещё может согреть человека, когда ему холодно?

(костёр, тёплая одежда, печка с горящими дровами, батареи в комнате, горячая ванна)

— А что может согреть весь мир? (солнце).

И опять мы можем сказать о влиянии тепла, которое даёт Солнце на самочувствие человека. Если его через чур много – всему живому плохо, если тепла недостаточно – тоже плохо всему живому.

Влияние тепла Солнца на всю Землю очень хорошо видно на модели Земли – глобусе.

Земля вращается вокруг Солнца с определённым наклоном в своей оси. И получается, что какая-то часть Земли больше освещается Солнцем (середина Земли экватор). А верхняя и нижняя части Земли находятся как бы в тени. И от недостатка тепла Солнца, там расположены наши холодные полюса – Северный и Южный. Это видно по раскраске глобуса. Белый цвет внизу Земли – континент Антарктида.

Что же это за удивительное создание Солнце?

Солнце – это звезда, состоящая из газов. Так же как из горящего костра вырываются языки пламени, которые не имеют формы, у Солнца есть языки пламени, которые могут то удлиняться, то укорачиваться. Температура Солнца так велика, что оно раскалено до бела, и испускает и световые, и тепловые лучи. Солнце по размеру очень большое. Дотронуться или долететь до Солнца невозможно. Только на Земле мы можем ощущать на себе силу солнечного тепла и света.

Без Солнца не существовало бы жизни на Земле. Наша планета могла бы быть замёрзшим тёмным шариком, путешествующим в космическом пространстве. Солнце даёт свет, тепло и энергию, которая перемешивает атмосферу и порождает ветер и дождь. С помощью этой энергии растут растения и питаются люди и животные.

Люди любят солнышко. Недаром все ваши рисунки начинаются с рисования солнышка. С солнышком сравнивают самого дорогого человека на Земле — маму. Мама – солнышко моё!

Мама, как солнце – на свете одна! При солнце – тепло, при матери – добро.

А какие вы добрые, ласковые слова, можете сказать о Солнце? (дети называют солнышко ласково).

Предлагаю вам сейчас нарисовать солнышко на нашем плакате голубого цвета (как небо). Рисование (прикладывание) ладошками, обмакнутыми в смесь краски жёлтого, красного и оранжевого цветов от желтого круга.

Рисование проводится под музыку песни Е. Гомоновой «Солнышкино платье».

Источник

Adblock
detector