Обращение Земли вокруг Солнца
Аттестационный урок по географии в 5 классе по теме «Обращение Земли вокруг Солнца»
Целевая установка урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.
· создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;
· формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;
· формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.
· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
· продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
· продолжить работу над развитием устной монологической речи;
· развивать умения организовывать свою деятельность;
· развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
· формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
· овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:учебник, ПК, проектор, глобус, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Ход урока
I. Организационный момент (вводное слово учителя).
II. Проверка — обобщение изученного материала с прошлых уроков.
Задание №1: Во время выполнения второго задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес”(Вселенная — Млечный Путь — Солнечная система — Планета Земля и т.д.)
Задание №2: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной).
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.
(Слайд №1)
Обобщение. Оценка результатов.
III. Изучение нового материала.
— Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси).За сколько полный оборот? (за 24 часа).
(Слайд№2)
— Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут — на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)
— Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
Теперь попробуйте сформулировать тему урока.(Обращение земли вокруг Солнца)
— За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 36 учебника. (365 дней, 6 часов)
— За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.
(Слайд №4)
-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)
Демонстрационный показ с использованием теллурия
1) Вращение Земли вокруг Солнца.
— Ось изменяет своё положение? (Нет)
— Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)
— На слайде отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
— Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.
Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.
-Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде. (Слайд №5)
22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь). (Слайд №6)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) (Слайд №5)
23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) (Слайд №6)
Физкультминутка.
— Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена?(Да)
(Слайд № 8)
— Как называется это время? (Полярный день)
— А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)
— Вот так выглядит полярная ночь. (Слайд №9)
— А так – полярный день. (Слайд №10)
Обобщение:
— Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
— Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
— На дворе декабрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
— Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко) Слайд №11
— А потом вновь начнёт подниматься!
Работа с глобусом
— На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
— Это параллели или меридианы? (Параллели)
— Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.)(Слайд № 11)
— Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. (Слайд №12)
— Сколько тепловых поясов можно выделит? (5). Назовите их.
— В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)
Заключение.
— Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. (Слайд №13)
— Время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
— А какова скорость вращения? (250 км/с)
— Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. (Слайд №14)
Обобщение: — Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)
Д/з: Слайд 15, изучить параграф 10, в рабочих тетрадях вопросы 18,19,20.
Просмотр содержимого документа
«Обращение Земли вокруг Солнца »
Планеты Солнечной системы
Тема: Обращение Земли вокруг Солнца
Выполнила учитель географии МОБУ СОШ с.Старосубхангулово
Шамигулова Айсылу Рифовна
Изучить параграф 10, в рабочих тетрадях вопросы 18,19,20
Источник
Урок по географии в 5 классе по теме «Движение Земли»
Тема урока : Движение Земли
Цель: расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Обучающие:
– Систематизировать ранее полученные знания.
– Узнать, какие изменения происходят при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Развивающие:
– Развивать умения работать с дополнительной литературой.
– Развивать умения обобщать, делать выводы; умения аргументировать свою точку зрения
Воспитывающие:
– Воспитывать любовь к планете, на которой живем.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютеры, теллурий.
Мотивация (работа над высказыванием).
Один мудрец однажды сказал: “ Не для школы, а для жизни мы учимся!”
– Как вы понимаете эту мудрость.
I. Проверка домашнего задания
I. Проверка домашнего задания
– О чем мы вели разговор на прошлом уроке? (О Вселенной и о Солнечной системе.)
Учащиеся приготовили сообщения о планетах. В порядке удаления от Солнца, учащиеся зачитывают свои сообщения.
Сатурн – большая планета, состоит из газа. Его диаметр в 9 раз больше диаметра Земли. Полосы, которые можно наблюдать на поверхности Сатурна, это длинные слои облаков. Окружающее его кольцо очень тонкое. На самом деле это сотня маленьких колец, прилегающих друг к другу. Они состоят из частиц льда и камня. У него 18 спутников.
Уран похож на Сатурн и Юпитер. Правда, он намного меньше. Из всех планет Уран имеет наиболее наклоненную ось вращения. У Урана 15 спутников. Но 10 из них настолько малы, что пришлось отправлять к планете космический аппарат, чтобы их увидеть.
Нептун – самая маленькая из планет – гигантов. Его диаметр в 4 раза больше диаметра Земли. У Нептуна есть спутники, самый большой из них – Тритон. Его поверхность покрыта льдом. На этой планете есть темное пятно величиной с Землю. Это циклон.
Венера всегда окутана облаками, удерживающими тепло. На ее поверхности очень высокая температура, более 450 градусов. Тяжелая атмосфера Венеры состоит из ядовитых газов. На планете нет ни растений, ни животных. Только горы и вулканы.
Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в ее почве содержится много окислившегося железа. У Марса есть 2 маленьких спутника – Фобос и Деймос. Это каменные глыбы неправильной формы. Летающие лаборатории изучили грунт планеты. Обнаружили следы воды и углекислого газа.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. В нем уместилось бы 1330 планет, равных по размеру Земле. Это сгусток газа, у которого нет грунта. Вокруг Юпитера вращается 12 спутников. Они состоят из каменистой породы и льда. На Юпитере красуется огромное красное пятно, вызывающее интерес астрономов на протяжении 400 лет. В наши дни известно, что это постоянно бушующий циклон.
Ребята, а вы знаете, что раньше было 9 планет, это планета Плутон – наиболее удаленная от Солнца планета. Она покрыта льдом. Там очень холодно (– 210 градусов).
Ребята мы с вами знаем, что солнечная система входит в скопление звезд – Галактику Млечный путь.
Вопрос: А кто может рассказать о Млечном пути? (Это гиганская звездная система, насчитывающая десятки миллиардов звезд, облаков межзвездной пыли и газа.)
Вопрос: Какой постоянный спутник имеет наша планета Земля? (спутник ЛУНА. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов. ) – новолуние, нарождающаяся луна, неполная луна, полнолуние, убывающая луна
II. Знакомство с темой урока, постановка учебных задач.
Зима и лето почему так происходит. Что является причиной суточных и сезонных изменений на планете?
Над какой темой мы сегодня будем работать?
Какой главный вопрос нас с вами интересует?
Ребята, сегодня на уроке какие задачи нам придется решить, чтобы добиться поставленной цели.
(- узнать, какие изменения происходят при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца)
Запись в лист темы урока: Движение Земли.
Ребята, скажите Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси) .
Астрономы установили, что Земля одновременно участвует в нескольких видах движения. Например в составе Солнечной системы она движется вокруг Млечного Пути, а в составе нашей Галактики участвует в межгалактическом движении. Но главных видов движения, известных человечеству с давних времен, 2. Один из них – Вращение Земли вокруг своей оси.
Земля вращается вокруг своей оси и делает полный оборот за 24 часа.
(Согласно существующей системе исчесления времени сутки делят на 24 часа, час-60 мин, минуту на 60 секунд.)
Запись в лист. За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
С нашей стороны — на Земле — мы наблюдаем движение неба, Солнца, планет и звёзд. Небо вращается с востока на запад .
(Запись в лист) В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси?
поэтому Солнце и планеты восходят на востоке и заходят на западе. Главным небесным телом для нас, разумеется, является Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси приводит к тому что Солнце поднимается над горизонтом каждый день и опускается за него каждую ночь. Собственно, это и является причиной того, что день и ночь сменяют друг друга. Большое значение для нашей планеты имеет ещё и Луна. Луна светит отражённым от Солнца светом, так что от неё не может зависеть смена дня и ночи, однако, Луна — очень массивный небесный объект, поэтому она способна притягивать к себе жидкую оболочку Земли — гидросферу , слегка деформируя её. По космическим меркам притяжение это ничтожное, но по нашим — достаточно ощутимое. Дважды в сутки мы наблюдаем прилив и дважды в сутки — отлив. Приливы наблюдаются на той части планеты, над которой находится Луна, а также — на противоположной от неё. Отливы смещены относительно приливов на 90°. Луна делает полный оборот вокруг Земли за месяц (отсюда и название неполной луны на небе), за это же время и делает полный оборот вокруг своей оси, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны. Как знать, если бы Луна вращалась на нашем небе, возможно, люди бы догадались и о вращении своей планеты гораздо раньше.
Какие выводы вы можете сделать ?
Выводы : вращение Земли вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи, возникновению приливов и отливов.
Запись в лист. Что происходит при вращении земли вокруг своей оси?
(происходит смена дня и ночи, возникновению приливов и отливов)
Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
1) Вращение Земли вокруг Солнца.
Земля двигается по своей орбите вокруг солнца со средней скоростью 30 кил. в секунду.
Земная ось нашей планеты расположена к Солнцу под углом 66,5 0 . Благодаря этому солнечное тепло и свет распределяются неравномерно на поверхности Земли. В любой точке Земли угол падения солнечных лучей и длительность освещения в течение года постоянно меняются. В результате меняется количество поступающего тепла и происходит смена времён года.
Кто скажет какие у нас есть времена года.?
Один оборот вокруг Солнца она совершает за один год . – Отрезок времени 365 суток 6 часов 9 минут 9 секунд. Поэтому для удобства год считают равным 365 суткам.
За 4 года набирается один лишний день. 366 й день. Такой год называют високосным.
Запись в лист: Сколько дней в високосном году? (366 дней)
Слайд 16
— Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут: — на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)
Запись в лист . Какие последствия вызовет исчезновение вращения Земли?
А вы знаете, что такое солнечное затмение? (При солнечных затмениях Луна закрывает свет Солнца, проходя между ним и Землей. При лунных затмениях земная тень падает на Луну, не позволяя Солнцу освещать лунную поверхность.
Слайд № 17Вот примерно так выглядит затмение.
Я предлагаю вам поработать в группах. Давайте разделимся на 2 группы:
Ребята сейчас мы с вами мысленно отправимся на прогулку. Закройте глаза, представьте как ветер колышет рожь, поднимите руки вверх, наклонитесь всем туловищем то вправо, то влево, имитируя при этом шум ветра. Затем, как изящные бабочки, на месте, размахивая руками, на цыпочках покружитесь вокруг себя. Остановитесь, опустите руки, откройте глаза.
На слайде отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу. На какие месяцы они приходятся? Вот сейчас это вы и должны выяснить , поработав самостоятельно с учебником на стр.60-61
Работа с учебником
22.декабря – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.марта – день весеннего равноденствия (день = ночь) .
22.июня – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь)
23.сентября – день осеннего равноденствия (день = ночь)
Обратите внимание на слайд.
— Земную поверхность разделяют на пять поясов освещённости: жаркий, 2 умеренных и 2 холодных. Границами между ними служат тропики и полярные круги.
Запись в лист — Сколько тепловых поясов можно выделить? (5) .
Северный и южный полярные круги- это паралели (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.), на которых в течении одних суток в год, 22 июня и 22 декабря бывают полярный день и полярная ночь
Слайд про ночи № 20,21
Северный и южный Тропик – это параллели, на каждой из которой Солнце находится в зените по одному разу в год 22 июня и 22 декабря
Мы с вами живем в (В северном умеренном)
Ответьте пожалуйста на вопросы в своем листе.
— В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)
Тест – выберите правильный ответ
Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за
а) 12часов
б) 24 часа
В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси
а) с востока на запад
б) с запада на восток
в) с севера на юг
Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене
а) времен года
б) дня и ночи
Сколько дней в високосном году?
а) 365
б) 366
в) 367
Вывод: Что нового вы узнали на уроке?
За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси
Что происходит при вращении земли вокруг своей оси
Сколько дней в високосном году?
За какое время Земля проходит один круг по орбите?
Молодцы ребята, а сейчас оценки за урок.
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
зеленый – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Источник