урок «Движение Земли по околосолнечной орбите»
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
открытый урок по географии по учебнику А.А.Летягина (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока : обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Ткачук Елена Францевна
Тема урока: Движение Земли по околосолнечной орбите.
Цель: Сформировать у учащихся представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия,
1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме урока,
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.
Оборудование: карта тепловых поясов, карта пол у шарий,глобус.
- Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
Проводится в ходе фронтального опрашивания учащихся по вопросам:
-пояса освещенности на земном шаре?
-какие линии ограничивают пояса освещенности?
-в каком поясе освещенности находится наш город?
-в каком направлении вращается Земля?
-под каким углом могут падать лучи Солнца на Землю и как от этого зависит температура? (покажите)
-на какую звезду указывает северный конец земной оси?
-меняется ли направление земной оси в течение года?
- Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников
Учитель объявляет тему урока и ставит задачу перед учащимися: мы должны с вами выяснить почему происходит смена времен года . Для этого необходимо ответить на вопросы:
— сколько суток длится год на Земле?
-какое расстояние между Солнцем и Землей?
-назовите линию, которая разделяет Землю на два полушария?
-почему Земля нагревается неравномерно?
4. Формирование знаний, умений, навыков
— Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом. Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже — тем холоднее.
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой. Земля вращается вокруг Солнца с Запада на Восток, против часовой стрелки.
Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.
Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему — то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем — лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла. А на Южном полюсе солнечные лучи вообще не освещают территорию и здесь — зима. (Объяснение учителя — как в этом случае, так и в следующих — обработками рисунка).
Астрономы выделяют 4 основных даты, относительно которых начинаются времена года.
Сейчас вы самостоятельно в группах, по предложенным вам текстам, ответив на вопросы плана, расскажите какие положения может занимать Земля по отношению к Солнцу. Работа в группах (учащиеся делятся на группы (времена года) и по предложенному тексту отвечают на вопросы плана:
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
Учащиеся рассказывают про времена года по астрономическому календарю, учитель сопровождает рассказ слайдами.
Б) Задание для групп:
«Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»
«В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»
«Если в России зима, то в Северной Америке _______.»
«В России весна начинается в марте, а в Южной Америке в марте начинается ______ .»
— Определите, какая территория лучше прогревается солнцем?
— В каком направлении вращается Земля вокруг Солнца?
5.Физ.пауза. Группы показывают движение Земли вокруг Солнца о движение Земли вокруг своей оси.
6. Обобщение и систематизация знаний учеников
Ответьте на вопросы:
- что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?
- Почему на Земле происходит смена времен года?
- Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
- В чем особенность дней 22 июня и 22 декабря
Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина:
. Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответьте на вопросы:
- Какое время года описывается в отрывке?
- О каком времени суток говорится в этом отрывке?
- Почему поэт читает без лампады?
- О каком городе России идет речь?
6. Домашнее задание
&4, составить приметы времен года по природным признакам.
7. Подведение итогов урока.
Самооценка «Оцените свою работу!»
А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла
Г) я ничего не понял – 2 балла
Времена года в поэзии.
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Пахнет сеном над лугами.
В песне душу веселя.
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Тексты для учащихся
В этот день — 21 марта в День весеннего равноденствия, Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор, а воображаемая ось Земли находится в центральном положении по отношению к Солнцу , т.е. занимает строго вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.
С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня.
В это время на всём Северном полушарии, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов.
Со дня весеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном — астрономическая весна. После дня весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
22 июня — день летнего солнцестояния. С астрономической точки зрения 22 июня наступает лето и продолжается до 23 сентября.
Весна заканчивается, начинается астрономическое лето. В этот день северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца, Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком.
В день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от линии полярного круга и день длится круглые сутки.
Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи.
День летнего солнцестояния — это день начала лета в северном полушарии Земли и начала зимы в южном полушарии, то есть если жители Северной части Земли с этого момента находятся в начале астрономического лета, то для жителей Южного полушария в этот же период времени начнется астрономическая зима.
Этот день в народе называют солнцеворот.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
23 сентября для всего мира наступил день осеннего равноденствия. Он знаменует начало астрономической осени в северном полушарии Земли, а по народным приметам – вторую половину «бабьего лета». Считается, что по сегодняшней погоде можно определить, какой будет осень.
С астрономической точки зрения 23сентября наступает осень и продолжается до 22 декабря.
День осеннего равноденствия начинается, когда Солнце пересекает экватор и его лучи падают отвесно на него, Солнце переходит из северного полушария в южное. Земля же в этот день занимает строго вертикальное положение относительно Солнца. День и ночь разделяются поровну — по 12 часов. . Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. После осеннего солнцестояния продолжительность светового дня идет на убыль.
Со дня осеннего равноденствия времена года по полушариям меняются, в Южном полушарии Земли наступает астрономическая весна, а в Северном — астрономическая осень.
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
22 декабря — день зимнего солнцестояния, заканчивается осень и наступает астрономическая зима, которая продолжается до 21 марта. В день зимнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён от Солнца, солнечные лучи падают отвесно на линии Южного тропика, а на линии Южного полярного круга Солнце не заходит за горизонт.
За северным полярным кругом наблюдается полярная ночь, которая длится 6 месяцев, а за южным полярным кругом – полярный день.
На территории Москвы продолжительность светового дня в день зимнего солнцестояния составляет всего 7 часов, на линии северного полярного круга дневное светило и вовсе не появится над горизонтом. Там наблюдается полярная ночь.
Зимой в Северном полуш а рии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня.
В Северном п о лушарии зима, в Южном — лето.
Зимнее солнцестояние – самый короткий день в году. В народе этот день еще называется днем Анны–зимней. Согласно народным приметам, на Анну осень кончается, зима начинается. С этого дня по календарю начало зимы, почин ее коренной части. Иней в этот день предвещал хороший урожай на следующий год. Какая погода в этот день, такая и 31 декабря
— поставьте глобус в это положение.
-на какую линию Земли солнечные лучи падаю отвесно?
-какая продолжительность дня и ночи?
-какие явления природы можно наблюдать за северным полярным кругом?
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
-дата, соответствующая данному положению Земли и название даты по астрономическому календарю;
-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю;
-продолжительность дня и ночи в этот день;
-время восхода и захода солнца в этот день;
-линии, на которых солнце в полдень находится в зените;
-районы Земли, на которых наблюдается полярный день и полярная ночь.
Источник
Движения Земли- урок географии в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Данный урок является одним из самых сложных по степени усвояемости учебного материала детьми 5 класса. Данная разработка позволит познакомить учащихся с двумя видами движения Земли- осевым и орбитальным, а также с их последствиями в жизни Земли. Урок будет способствовать развитию пространственного воображения школьников и применению знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizheniya_zemli-_5_klass.docx | 42.58 КБ |
dvizheniya_zemli.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
ФИО: Прозорова Надежда Николаевна , учитель географии,
МБОУ СОШ имени Героя РФ Р.А. Китанина р.п. Тамала Пензенской области
Тема урока: «Движения Земли »
Учебник : Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский А.А. Плешаков « Введение в географию» 5 класс
М. «Русское Слово» — 2014 год
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.
- Какими бывают виды движения Земли;
- Чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;
- Каковы последствия разных видов движения Земли для жизни людей;
- Что такое глобус и теллурий.
- Географические следствия движений Земли;
- Влияние движения Земли на развитие географических знаний.
- Местоположение Солнца в разное время года;
- Освещенность полушарий Земли;
- Дни равноденствия и солнцестояния.
Универсальные Учебные Действия:
Предметные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие ответы, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания и жизненный опыт.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
Метапредметные умения: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в видеоролике, тексте, структурировать учебный материал.
- Находить в тексте информацию о видах движения Земли;
- Анализировать следствия смены времени суток и времен года;
- Используя ИКТ, уметь представлять интересную информацию;
- Развивать интерес к предмету.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения, природных процессов и явлений.
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь обосновать свою точку зрения;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Осевое движение Земли, орбитальное движение Земли, угол наклона земной оси, глобус, теллурий, следствия вращения Земли, дни равноденствия, дни солнцестояния.
Тема урока географии в 5 классе: «Движения Земли »
Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: — Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
А- Методический прием «Стихотворное настроение»
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Дальше, дальше день бежит
К вечеру скорей спешит.
Ночью на небе — луна,
Очень строгая она,
Закрывайте дети очи.
Говорит: «Спокойной ночи!»
(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)
Б- Методический прием «яркое пятно »: включить 1 видеоролик «Песни о медведях» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=d3W21Nh4ggs
— Какие слова из песни вас натолкнули на формулирование темы урока?
— Итак, тема урока «Движение Земли». (записать в тетради). Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?
— Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)
III . Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
. Во фрагменте мы видели белых медведей и слышали строки «трутся спиной медведи о земную ось…» . Что же такое «ось Земли»? (воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли)
Скажите, а обитатели какого материка могли бы сделать тоже самое? (Антарктиды)
— Разобраться в этих вопросах нам поможет… Загадка:
На ноге стоит одной,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
(демонстрация глобуса ). Что это такое? ( глобус ). А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
Методический прием практической деятельности :
— Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?
(Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки).
— Так что же такое земная ось? ( Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)
-Угол наклона земной оси = 23,5 °
= Запись/ рисунок в тетради:
— Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? ( При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).
— Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? ( Сутки)
— Чему равны одни сутки? ( 24 часа)
— Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? ( Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).
— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси ? ( Смена времени суток или смена дня и ночи)
-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля? включить 2 видеоролик «Вращение Земли вокруг своей оси» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw
— Движение Земли вокруг своей оси называют осевым , из-за него происходит смена дня и ночи.
— Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? ( полюса ) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? ( ночь )
= Запись в тетради:
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:
— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца ? ( Смена времен года)
-Как происходит смена времен года, когда движется Земля? включить 3 видеоролик «От чего на Земле смена времен года происходит?» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=qFB54ZnLcZU
— Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? ( Смена времен года)
— В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.
= Запись в тетради продолжить:
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:
— В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.
= демонстрация Теллурия и объяснение принципов его работы. ( В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси). Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).
IV. Первичная проверка понимания
Методический прием практической деятельности:
-Приглашаю, вас, ребята, поработать с теллурием, определив эти особые дни в жизни Земли.
(По очереди пригласить 4-х учеников к теллурию. Они показывают сезонную дату, отвечают на текущие вопросы: Куда светит солнце? Какое полушарие освещено лучше? Где зима? Где на планете лето? Где солнце в зените, куда солнечные лучи не поступают? и т.п.)
= Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:
Положение Солнца в зените
Характеристика сезонов года
День весеннего равноденствия
На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном.
День летнего солнцестояния
на северном тропике
Лето в Северном полушарии,
День осеннего равноденствия
На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна — в южном
День зимнего солнцестояния
на южном тропике
Зима в Северном полушарии, лето– в южном.
V. Первичное закрепление.
Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета , если не согласны, то карточку красного цвета)
А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +
Б) День зимнего солнцестояния -22 января-
В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-
Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +
Д) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов —
Е) 22 июня – это день летнего солнцестояния +
Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А) Из §4 п.2 и по записям в тетради подготовить рассказ о осевом и орбитальном вращении Земли.
Б) В рабочей тетради выполнить задания картографического практикума на стр. 12-13.
В) Подготовить рисунки по теме.
VII. Рефлексия. — Ребята, кто хочет похвалить своего одноклассника за хорошую работу на уроке?
(учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: « — … (имя), ты молодец,
— я доволен, …, твоей работой на уроке,
— мне понравились рассуждения….
— … сегодня много дал правильных ответов на вопросы…»
Учитель комментирует свою оценку работы класса на уроке.
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Геоид Экватор Ось Земли
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Аристотель М. Бехайм
Полюс Глобус Теллурий
№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Геоид Экватор Ось Земли
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Аристотель М. Бехайм
Полюс Глобус Теллурий
№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
Г-5. Проверочная работа по теме
«Форма и размеры Земли. Движения Земли»
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Геоид Экватор Ось Земли
№1. Объясни, КТО или ЧТО это:
Аристотель М. Бехайм
Полюс Глобус Теллурий
№2. Выбери последствия ОСЕВОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№2. Выбери последствия ОРБИТАЛЬНОГО движения Земли:
А- Смена дня и ночи.
Б- Смена времен года.
В- Сезонные природные процессы и явления.
Г- Приплюснутость Земли у полюсов.
Д- Отклонение воздушных потоков,
морских течений вправо/ влево по полушариям.
№3. Охарактеризуй особые дни (зимой и весной) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
№3. Охарактеризуй особые дни (летом и осенью) в жизни планеты:
Дата — Название дня— Положение Солнца
в зените — Времена года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. 2 Земля вращается вокруг своей оси. Если смотреть с Северного полюса, то заметим, что Земля движется ПРОТИВ часовой стрелки с Запада на Восток со скоростью 107 000 км/ч.
Экватор С.п. Ю.п. Угол наклона оси = 23,5° Земная ось Осевое движение Земли: Земля вращается вокруг СВОЕЙ ОСИ и происходит смена ДНЯ и НОЧИ. 3
Виды движения Земли: 4 1. Осевое Следствия:
2. Орбитальное движение Земли: Земля вращается вокруг СОЛНЦА и происходит смена ВРЕМЁН ГОДА. 5
Виды движения Земли: 6 1. Осевое 2. Орбитальное/ годовое Следствия: Следствия:
7 Положение солнца на небе:
8 Теллурий — прибор, показывающий годовое и суточное вращение Земли. Покажи на теллурии особые дни года в жизни Земли:
Дата Название Положение Солнца в зените Характеристика сезонов года 21 марта День весеннего равноденствия на экваторе На всей Земле день равен ночи. Весна в Северном полушарии, осень- в южном. 22 июня День летнего солнцестояния на северном тропике Лето в Северном полушарии, зима – в южном. 23 сентября День осеннего равноденствия на экваторе На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна — в южном. 22 декабря День зимнего солнцестояния южном тропике Зима в Северном полушарии, лето– в южном. 9
Рефлексия. Согласны ли вы: Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° День зимнего солнцестояния -22 января 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь 21 марта на всей Земле день равен ночи Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов 22 июня – это день летнего солнцестояния 22 декабря в южном полушарии лето 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект урока по географии по теме: «Движения Земли» Урок с использованием презентации.
Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС.
Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли» (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме «Земля и космос». Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий.
Материалы викторины «К неведомым землям» могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы «Географическое положение России» в курсе географии 8 класса «География Рос.
Данная презентация составлена к уроку географии 7 класса для повторения и обобщения темы «Полярные области Земли».
Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си.
Источник