Меню

Заход солнца над адриатикой боронали

«Заход солнца над Адриатикой», или Как осел с Монмартра стал знаменитым художником

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Итальянский художник Боронали, чья картина «Заход солнца над Адриатикой», вызвала огромный отклик, через парижские газеты предложил манифест школы эксцессивистов, к которой себя и относил. В манифесте провозглашалась идея чрезмерности, яркости и власти фантазии вопреки устоявшимся в среде художников традициям и ограничениям.

Зрителям и критикам картина понравилась, и молодому итальянцу уже предрекали творческий успех, как вдруг выяснилось, что итальянцем-то автор картины не был, как впрочем, не был он Боронали и вообще – человеком. «Заход солнца над Адриатикой» написал осел по имени Лоло.

Справедливости ради, организатором затеи был-таки человек — 25-летний не то журналист, не то критик Ролан Доржелес. В компании с другими завсегдатаями кафе «Ловкий кролик», что на Монмартре, он решил таким способом высмеять снобизм и неразборчивость посетителей выставок. Технически все было не особенно сложно. С разрешения папаши Фреде, хозяина осла и кафе, к хвосту Лоло привязали кисть, а позади поставили мольберт с холстом и банки с краской, куда окунали кисточку.

Осла угостили его любимой морковкой, и он радостно замахал хвостом из стороны в сторону. Так были нанесены первые мазки. Дальше процедура повторялась – до тех пор, пока полотно не оказалось полностью закрашенным, а Доржелес не констатировал, что написанное является изображением морского заката. С самого начала процесс был запротоколирован официально заранее приглашенным судебным приставом, который подтвердил авторство произведения. На полотне было выведено имя Боронали – анаграмма к лафонтеновскому Алиборону, тоже ослу.

«А кисть гуляла и гуляла по полотну, и мало-помалу невообразимая пачкотня покрыла поверхность последнего. «Картина», которой предстояло вызывать восхищение снобов, была готова. По правде говоря, это произведение недолго обдумывалось его творцом. Но тюбики с краской быстро пустели, – и среди пачкотни на полотне можно было уловить по временам очень любопытные красочные эффекты, оригинальные замыслы, символы и образы» — вспоминал Франсис Карко, современник и приятель Доржелеса.

Название картины «Заход солнца над Адриатикой» отсылало к работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» — с нее в 1872 году началась эра импрессионизма. Имел ли в виду Доржелес, что «Заходом солнца» этой эре положен конец или что обе картины равны по значимости с точки зрения роли в искусстве – вопрос спорный. Тем не менее нужно признать, что Париж начала 20 века был пронизан новаторскими идеями художников, отрицавших то перспективу, то форму, то цвет, то все вместе. Пикассо уже пробует силы в кубизме, а Анри Матисс в том же 1910 году будет освистан и раскритикован за картину «Танец».

Произведение за авторством осла, отрицавшее на этот раз самого художника как необходимый элемент при создании картины, в целом пришлось публике по душе. Были и те, кого покоробил и оскорбил эксперимент, ведь исполнителем замысла был избран не кролик и не кот, а именно осел – уж не намекали ли шутники на уровень художественного вкуса и образования почтенной публики? Для ряда ценителей классической живописи картина Боронали стала символом всего авангарда – символом упадка и деградации живописного искусства.

Тем не менее, сами толки, циркулировавшие в связи с невероятной картиной, подтверждали, что авантюра удалась. К тому же вскоре после выставки картина была продана скульптору Андре Мэйо за 20 луи (современные 500 евро), которые Доржелес пожертвовал в адрес детей-сирот. Самого Доржелеса впереди ждала литературная слава – в 1919 году он написал роман «Деревянные кресты», который был номинирован на Гонкуровскую премию, но уступил книге Марселя Пруста «Под сенью девушек в цвету». Скончался он в 87 лет в Париже. Что касается ослика Лоло, после смерти хозяина он был отправлен доживать свои дни на ферму в Нормандию.

Читайте также:  Амулет солнца с лучами

Картина «Заход солнца над Адриатикой» в настоящее время находится в частном владении, она выставлена для осмотра посетителями в городке Мийи-ла-Форе неподалеку от Парижа. В 2016 году она была выставлена в парижском культурном центре Гран-Пале (Большой дворец) и подтвердила, таким образом, свой статус произведения искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Заход солнца над адриатикой боронали

Иоахим-Рафаэль Боронали (Joachim-Raphaël Boronali) — это выдуманный персонаж, от имени которого на Салон независимых 1910 года была выставлена абстрактная картина «Заход Солнца над Адриатикой» (Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique).
Картина оказалась крайне популярна и произвела фурор среди посетителей салона и журналистов.
Вскоре после Салона, от имени художника Боронали был опубликован нарочито провокационный манифест выдуманной школы эксцессивистов (Excessivism), призывающий рисовать бессмысленные абстрактные картинки.

Цитаты из этого манифеста:
«Чрезмерность во всем — это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зеленым, отдаленное море слишком красным, сумерки слишком черными…»
«Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!»

В конечном итоге мистификация была раскрыта самими её организаторами — они признались, что на самом деле картину нарисовал ослик по имени Лоло. Чтобы осёл «рисовал», мистификаторы давали ему морковку — хомяча её, он радостно размахивал хвостом с закреплённой на нём кистью, оставалось лишь держать холст в радиусе её размаха.
Мистификация была придумана писателем Роланом Доржелесом (Roland Dorgeles), в реализации ему помогали друзья. Этой акцией Ролан хотел щёлкнуть по носу отупевшую публику, лишённую художественного вкуса и бездарных художников, среди произведений которых наиболее привлекательно выглядит картина, нарисованная ослом.
Судьба Лоло сложилась крайне трагично. Спустя несколько лет после написания «Адриатики» ослом, скончался его хозяин Фредерик Жерар. Животное после этого было отдано на какую-то ферму в Нормандии, а пару лет спустя ослик был найден утонувшим в пруду. Многие считают, что он покончил с собой. Вероятно, что не выдержал свалившейся славы.
В честь этой мистификации, работающие в России художники примитивисты и абстракционисты (категория художников, против которых и была направлена акция Доржелеса) основали художественное объединение «Ослиный хвост», при этом они полностью исказили смысл мистификации, используя её для продвижения своих идей. Гнусные жулики и шарлатаны, что ещё сказать.

Источник

Как осел картину хвостом написал

Одна из самых популярных фраз, которой массовая публика комментирует шедевры живописи ХХ века (помимо «да мой ребёнок нарисует лучше» и «король-то голый»), это реплика про «написано ослиным хвостом». Откуда взялся этот образ?

Для этого надо вернуться к важной вехе в истории искусства: картина «Впечатление. Восходящее солнце» считается официальным началом течения импрессионизм. А вот полотно «Заход солнца над Адриатикой» — можно считать его концом. Первую написал Клод Моне, великий. А вторую-то кто? Почему это важно, и причем тут Пусси-Райот?

Когда в 1872 году картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (вместе с другими полотнами кисти его друзей) была выставлена в Париже, это вызвало скандал. Расплывчатые пятна, недосказанность, техника наброска все это раздражало общественность, привыкшую к гладкой, можно сказать, глянцевой, реалистичной живописи.

Читайте также:  От солнца бывает рвота

Хотя картины не понравились массовой публике все, но именно эта стала символом и вошла в историю, поскольку ее французское название звучит как Impression, soleil levant.

Тогда в 1872 году один консервативный журналист выбрал именно «Впечатление. Восходящее солнце» главной мишенью, критикуя выставку. «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!»

Вот так, из-за этого пейзажа, и родилось название знаменитого художественного течения импрессионизм. Сначала словами «импрессионисты» обзывались, теперь же принадлежность к этому направлению знак качества, славы, и огромных цен на аукционах.

Наступил 1910 год, прошло почти сорок лет с того скандала. Импрессионистам уже не надо было ничего доказывать, они стали знаменитыми мэтрами и, честно говоря, многих уже утомили, казались однообразными и скучными. Появился постимпрессионизм (т.е. «после импрессионизма»), где было уже совсем мало от реализма. Революция в искусстве была очень сильна: зарождался кубизм, беспредметная живопись абстракционизм.

И вот тогда на престижной выставке Салон независимых была представлена картина «Заход солнца над Адриатикой» (фр. Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique, букв: «И солнце засыпает над Адриатикой») за подписью итальянского художника Иоахима-Рафаэля Боронали.

Итальянец Боронали сопроводил выставление картины, как это было принято в то время, публикацией энергичного манифеста с призывом свергать старое искусство, создавать новое и т.п.

Легенды гласят, что картина была восторженно принята публикой, критики увидели в ней новый художественный язык, художники завидовали новаторству, коллекционеры дрались за покупку. Увы, это всего лишь логика развития устной истории (то бишь вранье), на самом деле картина, как свидетельствуют современники и первые газетные публикации, прошла достаточно незамеченной. Тогда такого много уже было. Мунк, например, давно уже в полную силу работал.

Но вот внимание второй волны публикаций эта картина действительно привлекла.

После того, как картина внятное время повисела на выставке, к директору популярного издания L’Illustration пришел богемный журналист и писатель Ролан Доржелес. Он предъявил редакторам сенсацию: на самом деле картина была написана обыкновенным ослом!

Группа приятелей, собравшись в кабачке на Монматре, весело проводила время и решила устроить розыгрыш. Они пригласили нотариуса, и в его присутствии привязали к хвосту осла кисточку. Каждый раз, когда ослу протягивали морковку, он судорожно водил хвостом. Так получилась картина. (Ослика звали Лоло, если вам вдруг нужна эта информация).

Нотариус действительно засвидетельствовал журналистам, что все так и было, и вот тогда-то картина и стала известной! А вы представляете, с каким наслаждением СМИ всех стран вцепились в такой смачный инфоповод? Их же всегда хлебом не корми, дай поразжигать. Поднялся шум такой, что даже до России дошел! (Именно поэтому наши художники-авангардисты назвали свою группировку «Ослиный хвост»).

На самом деле, если мы вглядимся в картину, то увидим, что и это брехня. Ослиным хвостом явно написан только оранжевый «иероглиф» на первом плане и пара желтых штрихов на фоне моря. Впрочем, Ролан Доржелес (который позже станет знаменитым и даже Гонкуровскую премию получит) и не скрывал, что ослу дали не голый холст, а подготовленный, на котором уже были написаны море и небо участниками розыгрыша (людьми).

Тема заката, возможно, намеренно перекликалась с шедевром Моне, а может и нет, но вышло символично.

Главным в этом событии было не то, что животное написало картину (на самом делеведь не написало, а лишь приложило пару раз хвост). А то, что гулякам с Монмартра удалось устроить такой розыгрыш, что он ввел в заблуждение отборочную комиссию выставки (и, согласно легенде, журналистов, арт-критиков, коллекционеров, других художников). И то, что потом им удалось раздуть веселый такой скандальчик.

Читайте также:  Как выглядит настоящее солнце

Именно это стало само по себе произведением искусства. Потому что наступает 20 век эпоха, когда изобрели перформансы, хэппенинги и всякое такое. И существование картины осла-Боронали стало одним из самых первых перформансов в истории. А качество перформансов меряется не так, как качество картин (полотна маслом мы ценим за красоту, гармонию, тему и т.п.). Перформансы же оцениваются тем, насколько сильно они запомнились. И, поскольку «картинами, написанными ослиным хвостом» продолжают обзывать современное искусство никогда не слышавшие о Боронали россияне 109 лет спустя, это значит, что произведение искусства оно вышло очень крутое, невероятно крутое.

Вряд ли каким перформансам нашего времени удастся стать настолько легендарными и архетипичными.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня есть инстаграмм про искусство красивый.

Источник

Осел рисовал

К таким, несомненно, относится яркое полотно «Закат над Адриатикой», под которым стоит подпись Иохима Рафаэля Боронали. В 1910 году картина выставлялась на престижном «Салоне независимых», участие в котором также принимали Леже, Синьяк, Пикассо. «Закатом» наравне с другими полотнами восторгалась публика, его хвалили критики. Однако когда стало известно, что ее автором был отнюдь не молодой художник с итальянской фамилией, как писали в каталоге выставки, а… осел, разразился громкий скандал.

«Закат над Адриатикой» — один из самых громких розыгрышей в истории живописи. Его устроил писатель Ролан Доржелес, решивший подшутить над набиравшим в ту пору силу авангардом. Идея осенила его на Монмартре в популярном среди парижской артистической богемы кабачке «Резвый кролик». Дело в том, что его хозяин, эксцентричный бородач Фредерик Жерер, помимо всего прочего по утрам торговал на близлежащих улицах рыбой, для чего держал повозку, запряженную ослом по кличке Лоло. Остальное время дня Лоло проводил во дворе кабачка в компании других милых сердцу владельца питейного заведения обезьяны, ворона, собаки и выводка белых мышек. Привязав к хвосту осла кисть, Доржелес и пара его приятелей повернули парнокопытное задом к белому холсту на подрамнике и стали подкармливать Лоло то морковкой, то листьями табака. Время от времени, похохатывая, окунали ослиную «кисть» в краску и подставляли холст. Лоло от удовольствия помахивал хвостом, нанося мазки. Так постепенно рождался «шедевр». При этом действии присутствовал фотограф, фиксировавший процесс, а также судебный исполнитель, которого специально пригласили, чтобы никто не усомнился в подлинности фарса.

Был составлен акт, и его торжественно заверили свидетели. Тогда же придумали имя автора картины: Боронали — это анаграмма ослика Али-Борона из басни Лафонтена. Когда картина была готова, показали членам выставочной комиссии, и возражений у них не нашлось. Фурор, вызванный веселой мистификацией, привлек внимание к «Закату» покупателей. Картину приобрели за 250 франков, деньги по тем временам вполне приличные, которые затейник Доржелес передал в детский приют. «Закат над Адриатикой» с тех пор переходил из рук в руки, пока не оказался в небольшом музее города Милли-ле-Форе, что в 80 километрах к югу от французской столицы. Теперь в течение нескольких месяцев творением Лоло смогут полюбоваться парижане.

Источник

Adblock
detector