Игра-викторина «Космическое путешествие» (1-4 классы)
Игра – викторина для учащихся 1-4 класса
Подготовила Евлашова В.М.
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО Дворец творчества детей молодежи
Цель: познакомить детей с днем космонавтики.
Задачи:
1.Расширить представления детей о космонавтике.
2.Формировать чувства патриотизма и гражданственности.
3.Развить творческие способности учащихся, внимания, память, ловкость,
смекалку путём использования игровых элементов.
4.Организовать соревновательную деятельность между командами, создать
активное взаимодействие учащихся в команде, способствовать сплочению
Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки,
листы бумаги, карточки с заданиями, конструктор, звездочки, медальки для
Форма: игра-викторина, соревнование.
Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рады приветствовать вас! А вы знаете какой праздник будет отмечать весь мир? Верно. День авиации и космонавтики.
— Сейчас мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство.
С глубокой древности таинственный, загадочный мир планет и звезд манил к себе внимание людей. В наше время люди знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Когда наши предки начали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, опирающейся на гигантского слона, важно стоящего на панцире огромной черепахи. Эта черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. (Демонстрация изображения)
С тех пор прошли тысячи лет. Люди начали строить корабли и,
совершать кругосветные путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что земля не плоская, а шарообразная.
Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель (IV век до н. э.)
первым доказал, что Земля круглая. Наблюдая за Луной он заметил, что тень от Земли падающая на ее всегда круглая. И только шар отбрасывает круглую тень. Кроме того, он заметил, что корабли, уплывающие вдаль, всегда скрываются за горизонтом.
Другой великий астроном Николай Коперник доказал, что Земля находится в космосе и вращается вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за 365 дней.
Спустя много лет люди научились строить летательные аппараты, воздушные шары, дирижабли, самолёты и
стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не
остановились на достигнутом, их манил космос.
— Ребята, что такое космонавтика? (ответы детей)
Космонавтика — совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства и внеземных объектов.
— Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)
Правильно Юрий Алексеевич Гагарин . 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР — Юрий Алексеевич Гагарин (портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на
лету. В 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение
авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище.
Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не
любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека,
пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли:
«Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человек, проложившего дорогу к звездам.
Поэтому именно 12 апреля мы празднуем ‹‹День космонавтики››.
Этому празднику посвящается наше мероприятие.
-Сейчас вы разделитесь на две команды будете соревноваться в смелости,
ловкости, сноровке и смекалки. За победы в конкурсных заданиях вы
будите получать звёзды, в конце мероприятия мы подведём итоги и наградим
команды. (образование команд)
Задание №1. Разминка.
Задача — придумать название и девиз команды.
— Ребята, а вы знаете, что такое ‹‹космос››? (ответы детей)
В целом космос – пространство, которое простирается бесконечно во все
стороны, включая в себя галактики и звезды, черные дыры и планеты,
космическую пыль и другие объекты.
-Сегодня мы совершим путешествие в космическое пространство. Но для
этого нам понадобиться ракета.
Задание №2. Строение ракеты.
Командам даётся конструктор. Задача — собрать ракету и дать ей название («Апполон», «Восток», «Союз», «Мир», . ).
-Наши ракеты готовы, нам нужен капитан. Выбираем капитана.
-А сейчас я вам расскажу интересные факты.
Ну а сейчас можно отправляться. В добрый путь!
Остановка №1. Марс.
Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики. Марс — четвертая от Солнца. По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности
планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на
полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта
множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек.
— Посмотрите нам оставили письмо на этой планете! Только оно
зашифровано.
Задание №3. Зашифрованное письмо.
Задача команды расшифровать письмо.
Командам выдаются письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо.
(Помогите! У нас авария! Наш корабль потерпел крушение на планете
Меркурий.)
— Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Меркурии. А
чтоб попасть на него и помочь команде, нам надо ответить на вопросы.
Задание №4. Вопросы.
Задача – ответить на вопрос быстрее соперника.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
Вопросы:
1.Спутник земли? (Луна)
2.Как звали человека, который совершил первый полет в космос и
благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
3.Самая маленькая и наиболее удалённая от Солнца планета? (Нептун, Плутон лишился статуса «планета»))
4.Сколько планет в солнечной системе? (8 планет)
5.Перечислите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
6.Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток — 1»)
7.Какая планета названа в честь богини любви? (Венера)
8.Назовите клички собак, летавших в космос до людей и которые
благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)
9.Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина
Терешкова)
10.Как космонавты принимают пищу? (с помощью тюбиков)
— Молодцы! Продолжаем путь!
Остановка №2. Юпитер.
Юпитер пятая по счету планета является самой большой. В объем
Юпитера поместилось бы 1300 планет типа Земли, а масса его в 317 раз больше земной. В основном эта планета
состоит из газа, единственная твёрдая часть – каменное ядро.
— Ребята, чтобы нам отправится с Юпитера на другую планету нам придётся найти потерянные слова.
Задание №5. Найди слова, спрятанные в буквах.
Задача команд найти 6 слов в таблице, плюс бал за два дополнительных слова.
Командам раздаются карточки, на которых изображена следующая таблица.
(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)
-Продолжаем путешествие.
Остановка №3. Сатурн.
Это второй по величине газовый гигант, названный в честь античного бога земледелия. Он состоит из водорода и гелия, но на его поверхности были
обнаружены следы метана, аммиака и воды. Самая главная особенность
Сатурна — это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна — это самое
удивительное явление в Солнечной системе. Необычно то, что внутренние
кольца движутся быстрее, чем наружные.
— Ребята, наше следующие задание отгадать загадки.
Задание №6. Загадки.
Задача команды как можно больше отгадать загадок.
Учитель читает загадки, дети отгадывают.
Загадки:
1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
6.Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)
7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. (Небо)
8.Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)
-Летим дальше!
Остановка №4. Уран.
Седьмая от Солнца планета — Уран. Она самая холодная из всех –
температура опускается до -224 °С. Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов.
Удивительная особенность данного небесного тела в том, что вращается
оно, лежа на боку. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников. Целых 13 колец
вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна,
планета удерживает 27 спутников.
— Смотрите все буквы перепутаны. Вероятно, инопланетяне не знают
русского языка. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так. Чтобы получились слова.
Задание №7. Перевёртыши.
Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами.
Слова перевёртыши:
СОСОМК — космос
АНАФКСДР — скафандр
ИДОНАМУГ — гуманоид
АТИОРБ — орбита
ОНАВТКОСМ — космонавт
ЦЕОЛСН — солнце
-Молодцы, навели порядок в буквах. Летим дальше.
Остановка №5. Нептун.
Нептун окружён яркими голубыми облаками. Отличается буйством сильнейших ураганов, скорость которых часто достигает за час величины в пару
тысяч километров. Все ветры обдувают планету вдоль экватора,
навстречу ее движению.
— На этой планете мы будем разгадывать кроссворд. Ребята здесь вам надо будет немножко подумать, но кто был внимательным быстро с этим
справится.
И только после этого мы сможем полететь на Землю, домой.
Задание №8. Кроссворд.
Задача команды разгадать кроссворд.
Учитель раздаёт кроссворды, дети разгадывают.
Вопросы (по горизонтали):
Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.
1.Представляет собой каменную или металлическую глыбу, движущуюся вокруг Солнца? (Астероид)
2.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
3.Спутник Земли? (Луна)
4.Единственная планета Солнечной системы, которая вращается против часовой стрелки? (Венера)
5.Бывает искусственный и естественный? (Спутник)
6.Самая холодная планета? (Уран)
7.Небесное тело небольших (по космическим меркам) размеров, состоящая изо льда, пыли и вкраплений металла? (Комета)
8.Планета, на которой мы живём? (Земля)
-Молодцы ребята. Справились с заданием.
Остановка №6. Земля.
Единственное место в Солнечной системе, да и во всей известной
астрономам Вселенной, где существует жизнь, — это планета Земля.
Задание №9. Допиши слово.
Задача команды разгадать слова.
Учитель раздаёт карточки, дети разгадывают слова.
(1. Космос. 2.Скафандр. 3.Самолёт. 4.Космонавт.)
-Молодцы ребята! Мы справились со всеми заданиями и вернулись на Землю.
— А сейчас мы подведём итоги нашего путешествия (посчитываются балы).
Дети награждаются медалями (медаль победителя, медаль участника).
Источник
Игра викторина на тему «Космос» для младших школьников 1-2 класса
Цель: привлечение к чтению, знакомство с историей возникновения и развития космонавтики в СССР, а в дальнейшем в России, а также знакомство с фактами из жизни первых космонавтов.
Задачи:
Образовательные: закрепить детей представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, так же о космонавтах: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, В. Терешковой;
Воспитательные: воспитывать любовь к родине, интерес к чтению.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, развивать двигательные качества и умения: чувство ритма, пластичность, ловкость, координацию движений.
Оформление: книжная выставка «Полетели в космос!».
Материал к викторине: изображения Земли, Луны, Солнечной системы, фото Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, собак Белки и Стрелки, изображение ракеты и космонавта, созвездия Большой медведицы, кометы и метеорита; чистые листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры, медали из фанеры или значки или угощения. магнитола или видеопушка.
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме, постройка ракеты из конструктора, просмотр мультфильмов/презентаций по теме. заранее детям даётся задание — познакомиться с книгами:
«Большая книга о космосе» пер. с англ. Е. И. Саломатина,
Энциклопедия «Космос» из серии «Хочу все знать»,
«Звёзды и планеты» пер. Ю.Н. Касаткина и др. Авант плюс, иллюстрированная энциклопедия
«Космос» пер. А. А. Орехов,
Е.П. Левитан книги из серии «Астрономия для умненьких детей»
«Петя Рыжик и его верные друзья Мик и Мук на Луне, под землёй» истории в картинках, И. Носов.
«Космонавты» Артур Гиваргизов,
«Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв,
Ефрем Левитан: Сказочная Вселенная
Астроном: «А кто такой Юрий Гагарин?»
Я приглашаю всех вас в космический полет, вы- команда космонавтов и сейчас я проверю, готовы вы к полёту или нет.
Первое задание «Солнце и звезды».
Солнце-это звезда, оно холодное, тёплое или горячее? (демонстрация картинки из энциклопедии). (горячее) Какой формы солнце? (ответы детей) Оно тоже круглое, как и наша планета? А какие цвета вы видите на Солнце? Желтый и оранжевый. Это потому что Солнце- раскаленный шар, поэтому мы не можем приземлиться или даже подлететь близко, иначе мы сгорим! Мы же не хотим сгореть? Тогда пошли дальше.
Вопросы:
• Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).
• Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).
• Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (дыра)
• Есть в небе звёздочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь. (Полярная звезда)
• В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
• Осколок от планеты
Второе задание «Зарядка астронавтов».
Физминутка:
Раз — подняться, подтянуться (На начало физминутки нужно присесть, встать и потянуться вверх)
Два — согнуться, разогнуться (наклон вперед-назад)
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – приседаем (присели-встали), ноги выше поднимаем.( мах правой ногой вперед, затем левой)
Пять- наклон туда-сюда (в стороны), закружилась голова (круг головой).
Шесть- взлетели на ракете (высокий прыжок)
Приземлились! (присели) – Всем приветик!( встали и помахали рукой)
Молодцы, ребята!
Третье задание «Изучаем космос»
Астроном: Чтобы покорить космос, необходима серьёзная подготовка! И в первую очередь умственная! Начинаем нашу подготовку!
Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски … (космонавт)
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный … (телескоп)
Как называется специальный аппарат, для передвижения по поверхности Луны? (Луноход).
Быстрая, словно комета, в космос взлетает… (Ракета)
Назовите самую большую планету солнечной системы? (Юпитер)
Назовите самую маленькую планету солнечной системы? (Плутон).
Какие планеты называют газовыми гигантами? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Чем похожи все планеты Солнечной системы? (Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.)
Какие планеты, имеют кольца? (Сатурн, Уран, Нептун).
На какой планете солнечной системы есть воздух и вода? (Земля).
Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? … (Орбита).
На доске размещены картинки – планеты и луна.
Астроном: Найдите лишний предмет (Луна – спутник).
Астроном: Что такое спутник? (спутник – это небесное тело, которое движется вокруг планеты).
— Имеют ли спутники другие планеты? Да, у Юпитера целых 15 спутников.
— Какие планеты не имеют спутники? (Меркурий и Венера).
Молодцы! А сколько всего планет в нашей солнечной системе? 8 (показать на пальцах 8) Закрепляем название планет и в этом нам поможет считалочка!
Пальчиковая гимнастика. На число пальцами показываем цифру, под которой обозначена планета, на название планеты идет хлопок. (на пример «Три – Земля!» — на «три» показываем три пальца, «Земля» — хлопок).
Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),
Астроном: И последнее задание- творческое! Вы умеете придумывать и фантазировать? Тогда слушайте внимательно!
Пятое задание
1. Вам нужно продолжить предложение: «Мой космический корабль вынужденно приземлился на планету под названием» …», потому что…
2. Вспомните книги, мультфильмы, связанные с космосом.
(Незнайка на Луне Н. Носов, «Тайна третьей планеты К. Булычев,
м/ф «Белка и Стрелка: лунные приключения»,
м/ф «Смешарики о космосе и звездах»,
«Петя Рыжик и его верные друзья Мик и Мук на Луне, под землёй» истории в картинках, И. Носов.
«Космонавты» Артур Гиваргизов,
«Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв,
Ефрем Левитан: Сказочная Вселенная, Маленькие планеты, Длинноволосые звёзды, Твоё Солнышко.
Энциклопедии
3. Нарисовать (или раскрасить) инопланетное животное или космический корабль.
Раскраски для примера
Источник