Меню

Задания по повести пришвина кладовая солнца

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (Вопросы по содержанию повести)
материал по литературе (5 класс) на тему

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

(Вопросы по содержанию повести)

1. Как звали детей и по сколько им было лет?

(Митраше – 10, Насте – 12)

2. Как звали телушку и корову?

(телушку – Дочка, корову – Зорька)

3. Чем занималась Настя?

(работа по хозяйству)

4. Чем занимался Митраша?

(бондарством, делал деревянную посуду)

5. Были ли у них родители?

(нет, они – сироты: мать умерла от болезни, отец – погиб на войне)

6. Самый необходимый предмет в лесу, который не забыл взять с собой Митраша, идя за клюквой?

7. Как называлось опасное место в лесу?

8. Из-за чего поссорились дети?

(из-за тропинки, они хотели идти по разным дорогам)

9. Как звали охотника-сторожа и его собаку?

(Антипыч, собака Травка)

10. Был ли жив Антипыч, если нет – когда он умер?

(он умер 2 года назад)

11. Как звали волка в повести?

12. Как называлась трава – неизменный спутник человеческих троп?

13. Что случилось с Митрашей на болоте?

(его затянуло болото)

14. Кого встретила Настя, собирая клюкву?

15. Кем казался для Травки Митраша?

(Антипычем – её хозяином)

16. Кто помог Митраше выбраться из болота?

17. Кто пристрелил серого волка?

18. Кому отдала Настя целебную клюкву?

(эвакуированным из Ленинграда)

19. Какие у детей были прозвища?

(«Золотая курочка» — у Насти, «Мужичок в мешочке» — Митроша)

20. В каком месяце они пошли за клюквой?

21. Как звали отца Митроши?

Рассмотреть содержание сказки-были на приеме – антитеза

Поговорить о детях. Дать характеристику Митраше и Насте (вспомнить Платонова Васю – с малых лет он был полный человек).

Работать по вопросам в конце повести.

Озаглавить каждую главу (часть), их всего 10.

Скачать:

Вложение Размер
m.m.prishvin_-_kladovaya_solntsa.docx 13.9 КБ

Предварительный просмотр:

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

(Вопросы по содержанию повести)

  1. Как звали детей и по сколько им было лет?

(Митраше – 10, Насте – 12)

  1. Как звали телушку и корову?

(телушку – Дочка, корову – Зорька)

(работа по хозяйству)

(бондарством, делал деревянную посуду)

  1. Были ли у них родители?

(нет, они – сироты: мать умерла от болезни, отец – погиб на войне)

  1. Самый необходимый предмет в лесу, который не забыл взять с собой Митраша, идя за клюквой?
  1. Как называлось опасное место в лесу?
  1. Из-за чего поссорились дети?

(из-за тропинки, они хотели идти по разным дорогам)

  1. Как звали охотника-сторожа и его собаку?

(Антипыч, собака Травка)

  1. Был ли жив Антипыч, если нет – когда он умер?

(он умер 2 года назад)

  1. Как звали волка в повести?
  1. Как называлась трава – неизменный спутник человеческих троп?
  1. Что случилось с Митрашей на болоте?

(его затянуло болото)

  1. Кого встретила Настя, собирая клюкву?
  1. Кем казался для Травки Митраша?

(Антипычем – её хозяином)

  1. Кто помог Митраше выбраться из болота?
  1. Кто пристрелил серого волка?
  1. Кому отдала Настя целебную клюкву?

(эвакуированным из Ленинграда)

  1. Какие у детей были прозвища?

(«Золотая курочка» — у Насти, «Мужичок в мешочке» — Митроша)

  1. В каком месяце они пошли за клюквой?

Рассмотреть содержание сказки-были на приеме – антитеза

Поговорить о детях. Дать характеристику Митраше и Насте (вспомнить Платонова Васю – с малых лет он был полный человек).

Работать по вопросам в конце повести.

Озаглавить каждую главу (часть), их всего 10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: «Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути». Учебник: Литерат.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.

Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению.

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Источник

Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс
тест по литературе (6 класс) на тему

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа; наиболее сложным является третий уровень (С). К тесту прилагается инструкция по выполению, комментарий для учителя по выполнению заданий и их оценке, ключи.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_test_po_literature.docx 66.66 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по литературе.

М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

А3. От чьего лица ведётся повествование?

2) разведчиков болотных богатств

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

3) ему самому удалось спастись

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 — от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»

Источник

Система уроков по сказке — были Пришвина «Кладовая солнца»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.

Скачать:

Вложение Размер
uroki_po_prishvinu.docx 35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по сказке – были Пришвина «Кладовая солнца». ( 6 класс)

Предварительное домашнее задание: перечитать повесть, озаглавить каждую главу.

Формы работы на уроках:

  1. Загадки по тексту
  2. Подберите пословицы о дружбе.
  3. Назовите ключевые слова эпизода.
  4. Назовите слова – ассоциации к понятию: природа, кладовая, солнце, дети и т.д.
  5. Чтение эпизодов по ролям
  6. Работа с художественными средствами текста.

Вступительное слово учителя о Пришвине.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,

что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (К.Г.Паустовский)

Михаил Михайлович Пришвин — великий певец природы. Он любил природу и учил нас любить и охранять ее.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье купца. Провел здесь свое детство, приезжал и взрослым в родные места. Именно здесь открылась будущему писателю красота русских лугов, полей и лесов, музыка родного языка. Пришвин прошел большой трудовой путь, неутомимый путешественник, он исходил многие места нашей страны. М.М.Пришвин работал агрономом, корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

С наступлением весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. «Записывая мои наблюдения о природе, — говорил он, — я записываю о жизни самого человека». Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. « Самое главное, чему я у него научился, — писал об этом человеке Пришвин, вспоминая свое детство, — пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются».

К писательскому творчеству М.М.Пришвин пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году. Однако лишь в 1925 году вышла его первая детская книжка «Матрешка в картошке». Затем увидели свет и другие произведения, в том числе и сказка-быль «Кладовая солнца».

Среди писателей Пришвин занимает особое место. Он написал множество охотничьих рассказов, прекрасных произведений о природе. С ружьем за спиной, на плече – охотничья сумка, в которой блокнот и карандаш – так совершал свои путешествия в таинственную страну под названием «лес» Пришвин. Прочитав «Кладовую солнца» Михаила Михайловича Пришвина, мы понимаем, как относился к природе этот писатель.

Михаил Михайлович Пришвин многие произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем, со своими привычками, своим “характером”.

В сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”.

Чтение вступительной статьи учебника.

Целостный анализ текста. (работа с понятиями сюжет, композиция, система образов произведения)

Анализ произведения по темам:

  1. Настя и Митраша ( гл. 1-3)
  2. Природа в произведении. Что есть правда? ( гл. 4-6)
  3. В чём спасение человека? ( гл. 7-8)
  4. Кладовая солнца. Что здесь сказка, а что – ложь? ( гл. 9-10)

Характеры главных героев — Насти и Митраши ( гл. 1-3).

Беседа по вопросам:

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?

2. Чем начало произведения напоминает сказку?

3 . Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?

4. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?

5. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

1. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (курочка и мужичок-в-мешочке)

2. Назовите фамилию ребят (Веселкины)

3. Какое у ребят было хозяйство? (корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок)

4. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (бондарное)

5. Почему детей любили и уважали? (они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны)

6. Какая клюква самая-самая хорошая? (перезимовавшая клюква считается самой сладкой)

Природа в произведении. Что есть правда? ( гл. 4-6)

1).Что есть правда? — Какая она? — Где живет? — Как ее найти? — Почему каждый сам должен

искать правду?
2) Расскажите об Антипыче:

Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается?
Вывод: этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
3). Все-таки Антипыч жив или умер? ( Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом: сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал.
4). Почему именно к Антипычу идут за советом?
Он говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.
5). Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
(Не знавши броду, не лезьте в воду, Кто смел, тот два съел. Сколько лет Антипычу: 80 — мало, 100 — много?).
Антипыч — хранитель правды, тайны.
6). Что же это за правда?
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе. К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
7) Как узнавала Травка людей ? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)

Работа с образными средствами.

  1. Что такое олицетворение.
  2. Приведите примеры, когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства.

Вывод: во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

1. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Ружье, компас, топор, манку)

2. Что такое «палестинка»? (Палестинка в данном рассказе место, где росло много клюквы, урожайное место)

3. Откуда в болоте холмы-борины? (Когда-то это было древнее море, сохранились возвышенности – холмы, покрытые высоким бором, холмы были песчаные)

4. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу? («Здравствуйте! Доброе утро»)

5. О каких птицах рассказывает нам автор? (О выпи, глухаре, тетереве, вороне, сороке, дрозде, журавле, куропатке, крякве, снегире)

6. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа? (Ель и сосна)

7. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной, а Митраша – прямиком по компасу)

8. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой? (Тетерев и ворон)

9. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природы была недовольна)

10. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина)

Задание : «Отгадай загадку»

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина)

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина)

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива)

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки)

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)

6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок)

7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк)

8. Днем молчит, ночью кричит (филин)

9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы)

10. Не птица, а летает (летучая мышь)

11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка)

12. Вьется веревка, на конце головка (змея)

13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка)

14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач)

15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня)

16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка)

17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина)

18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина)

19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет (белка)

20. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками (еж)

В чём спасение человека? ( гл. 7-8)

1. Кто прав — Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

2. Чем похожи Митраша и Антипыч?

3. Какие отношения существовали между Травкой Антипычем?

4. Как ведет себя Травка после смерти Атипыча? (не может жить для себя)

5. О чем думала Травка, глядя на маленького человека? (Антипыч ли?)

1. Кто такой Серый Помещик? (Волк)

2. Что означают слова «собака скололась»? (Собака потеряла след, ходит по кругу)

3. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»? (Болото с запасами торфа – горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца)

4. Какие старушки обитали на болоте? (Елочки – хилые, слабые, скрюченные)

5. Как называется елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое? (Елань – самое топкое место в болоте; «слепая» — потому что обычно ее не видно, а эта хитро «замаскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал)

6. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (Тут же кладет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и перестает двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает)

7. Почему Настя забыла про брата? (Она попала на ягодное место)

8. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц)

Домашнее задание: . Напишите небольшое сочинение от лица собаки Травки «Как я нашла молодого Антипыча».

Кладовая солнца. Что здесь сказка, а что – ложь? (гл. 9-10)

1.Каким вы представляете рассказчика?

2. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

3. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратите внимание на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

Таким образом, в произведении «Кладовая солнца » «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»

1. Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый «Антипыч», хозяин)

2. Кто рассказывает нам всю эту историю? (Геологи, изучавшие Блудово болото и жившие в той же деревне, что и дети)

3. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда)

4. Какой смысл, по-вашему, М.М.Пришвин вкладывает в название повести? (Он пишет о несметных богатствах, хранящиеся даже в таких местах, как страшное Блудово болото. Нет в природе ничего «вредного, злого, глупого», все в ней соразмерно)

После появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

Прочитайте произведение Пришвина «Корабельная чаща», где вы вновь встретитесь с Настей и Митрашей.

Ребята, понравилась ли вам сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? Посмотрите, в нашем черном ящике лежит письмо, обращенное к вам: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы разобрались в моей сказке-были. Поверьте, все, что вы узнали сегодня, не выдумка. Все это я взял из жизни, из своих наблюдений за природой, за повадками и жизнью животных и растений. Берегите природу и охраняйте все живое, иначе вам будет неинтересно жить. С уважением к вам, писатель М.М.Пришвин».

Заключительное слово учителя:

Есть люди, которые до конца своих дней не утрачивают дара восхищения миром. Никакие бури и трудности человеческого пути не могут повлиять на впечатлительность их нестареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Михайлович Пришвин. Как ни на минуту он не мог отложить в сторону перо, так ни на миг не мог перестать радоваться жизни. Ее богатства находил он повсюду, где бы ни побывал и что бы ни увидел. Пришвин был писателем в такой степени в такой степени, что его невозможно представить себе без пера в руке, а в последние годы — не склоненным над пишущей машинке.

Книги Пришвина отличает не только любовь к природе. Природу в русской литературе любили и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво преданным.

И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин

1. Узнай героя по описанию.

1. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу, крупные, как золотые монетки.

2.Короткий, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

3.Сам позабыл, сколько ему лет.

4.И вот понемногу она подползла.

5.С высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку.

2. Узнай героя по его репликам.

1.Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей.

2.Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери.

3.Зачем тебе полотенце?

4.Давай-ка вместе полоть огурцы.

5.Пока я жив, сказать не могу, вы сами ищите.

3. Определи, это сравнение, эпитет или метафора.

1.Настя была, как золотая курочка.

2.Большая забота о живых существах.

3.Какие это были умные детишки!

4.Стрелка эта тебе вернее друга.

5.Палестинка, красная, а кровь.

6.Деревья разных пород боролись между собой.

7.Могучие стволы сосен стали, как зажжённые свечи в храме.

8.Облако, как холодная синяя стрелка.

10.Деревья жалобно стонали.

5. Отгадайте загадки:

1. Чудесная , по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу. ( компас).

2. Предмет, с помощью которого Мираша сумел удержаться на поверхности болота, опираясь на него. ( ружьё).

3. Что предложила Настя Травке? (хлеб).

6. Дай развёрнутый ответ на вопрос «Чему нас учит повесть М.М.Пришвина?»

Вопросы к уроку-экзамену «Счастливый билетик по повести М.М Пришвина «Кладовая солнца».

1. Кем был Антипыч при жизни?

2. Кто был самым лучшим другом Антипыча?

3. Прочти по ролям, привлекая в помощники соседа (соседку), диалог Антипыча с приезжающими к нему гостями. А ты понял, о какой правде беседуют разговаривающие?

4. Чем привлекает внимание Травка?

5. Расскажите кратко, как жила Травка после смерти Антипыча.

6. Кто такой Серый помещик? Какую автор даёт ему характеристику?

1. Какие основные события легли в основу 5 главы? Какое название вы бы дали этой главе?

2. Что автор называет кладовой солнца, которая находится у Блудова болота?

3. Что представляла собой тропа, которую выбрал Митраша?

4. Как оживала природа по мере продвижения Митраши по Слепой елани?

5. Как природа пыталась предупредить «мужичка в мешочке» о нависшей над ним опасности? Как хотела помочь ему в выборе правильного пути, направления?

6. Какие наставления мудрого Антипыча приводит автор? Почему?

7. Как природа наказала Митрашу за то, что он не захотел до конца быть с нею в единстве, потерял с нею связь?

8. Как ведёт себя главный герой, оказавшись в сложнейшей ситуации, которая могла стоить ему жизни?

1. Кому посвящена шестая глава? Какое название ты бы дал этой главе?

2. Опиши палестинку, куда попала Настя по выбранной ею тропе?

3. Как ведёт себя Настя, оказавшись на богатой клюквой поляне?

4. Как наказывает природа Настю за её разрыв с природой?

5. Как представители природы относились к потерявшей человеческий вид девочке?

6. Как и в лице кого представители той же природы помогли Насте, а затем Митраше исправить допущенные ошибки? Какие ошибки были допущены Настей?

1. Какие примеры подтверждают необычайный ум Травки?

2. Как Травка смогла выйти к попавшему в беду мальчику? Кто преследовал Травку, буквально шёл по пятам?

1. Как ведёт себя собака, увидев утопающего в болоте мальчика? Докажите, что это не просто животное, а разумное существо.

2. Каким образом Митраша использовал выпавший ему шанс на спасение? Опишите его поведение в момент, когда Травка появилась в Слепой елани.

3. Почему же собака после грубого с ней отношения со стороны Митраши (Антипыча) всё же осталась с ним и была рада от всей своей собачьей души?

4. Как Пришвин объясняет понятие «правды», о которой рассказывал когда-то Антипыч?

1. Как природа наградила обоих умненьких детишек за то, что они сумели признать допущенные ошибки? Почему?

1. Каким образом сельчане отреагировали на отсутствие брата и сестры дома?

2. Чему не поверили сельчане в рассказе детей о походе за клюквой? Каким образом убедились в обратном?

3. Чем удивила всех Настя? Почему она поступила так?

1.У повести есть подзаголовок «сказка-быль». Что же сказочного вы заметили в данном произведении?

2. Что говорит о том, что всё происходившее было на самом деле?

3. Что бы вы ещё вложили в понятие «кладовая солнца», кроме богатых залежей торфа на болоте?

Источник

Читайте также:  Пришвин кладовая солнца композиция произведения
Adblock
detector