Конспект урока природоведения 1 класс: Солнце и его значение для жизни на Земле
Цель: формировать у учащихся представление о Солнце, о роли и значении солнечного света и тепла для природы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать любовь к природе и желание узнавать новое.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки.
Ход урока.
I. Организация класса
1. Повторение изученного материала
2. Фронтальные опрос
— Давайте вспомним что такое природа?
— Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1)
Цветок, человек, лиса, дом. Живые объекты
— К какой природе относятся оставшиеся предметы?
— По каким признакам определяют живые предметы? Картинки
2. Показываю живую и неживую природу дети хлопают в ладоши. Живой предмет говорю топают ногами, неживой предмет
3. Звезды, собаки, планеты, дерево, луна.
— Как можно назвать эти тела
III. Мотивация учебной деятельности
Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.
Ты весь мир наш освещаешь,
Ты тепло всем посылаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя … (Солнце)
— Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?
— Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?
— А что вы знаете о солнце
IV. Сообщение новой темы.
На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна. Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным, людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений
Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце — источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.
Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник жизни на Земле.
Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.
А ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.
Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее нашего светила? Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.
Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца.
— А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для людей.
Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется!
И даже песенка в пути,
Само собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады…
— Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква – ква-
Погреться любит тоже…
— Какую пользу Солнце приносит животным?
Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.
— А для растений чем важно Солнце?
Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
— А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.
Встаньте дети, улыбнитесь
И планете поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Дружно к Солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь
И юлою покрутитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
IV. Закрепление и осмысление знаний
— А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?
Закройте глаза и представьте эту встречу.
— Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.
Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
— Солнце рано встает, как это явление называется (восход)
— «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
— Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я – человек. Мне нужно солнышко… »
— Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)
— Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы знаем что у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)
На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу
— Спасибо за его дары.
— Спасибо за тепло.
— Спасибо за свет
— Спасибо за хорошее настроение
— Спасибо за жизнь
— Спасибо за радость
— Спасибо за энергию
— Спасибо за смену дня и ночи
— Спасибо за смену времен года
— Спасибо за лето
— Спасибо за жизнь т.д.
А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.
V. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
— Солнце – это планета? (нет)
— Солнце очень горячее? (да)
— Солнце — это звезда? (да)
— Солнце гораздо больше земли? (да)
— Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
— Земля двигается вокруг Солнца? (да)
— Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
Источник
Урок по природоведению. 1 класс. Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле»
Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле».
Цель: формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе, уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.
I. Организационный момент
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг. (природа)
II. Повторение изученного
1.Фронтальный опрос. ( Прием «Мозговой штурм»)
1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)
2. Что принадлежит неживой природе?
3. Что принадлежит живой природе?
4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?
5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?
6 . Почему надо беречь, любить и уважать природу?
(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)
— Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?
2. Упражнение «Синоптик».
- Какое сейчас время года? Какое число и месяц? Какой сегодня день? Какое состояние неба? Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
- Отгадывание загадок, их обсуждение
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой
И потом за лесом скрылся. (Солнце)
— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?
— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)
— А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.
IV. Сообщение темы, задач урока
— Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле, как оно греет в течение дня и как относились наши предки к солнышку.
V. Изучение нового материала
1. Игра «Дары Солнца» ( прием «Ассоциативный куст»)
На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т. д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.
2. Прием «Мозговой штурм»
— Что вы знаете о Солнце?
— К какой природе относится солнце?
— Нужно ли оно живой природе?
— Что мы получаем от Солнца?
— Какие времена года вы знаете?
— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
– Руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу
– Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу
– Это к нам птицы летят
– Как они сядут, тоже покажем
– Крылья сложили назад.
3. Рассказ учителя с элементами беседы
1) Солнце и животные ( в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)
— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»
Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.
— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?
— А тем животным, которые не имеют глаз?
— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?
Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.
М. Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.
Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».
Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»
— А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?
— Можно ли ловить животных, забирать их домой?
2) Солнце и растения
— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
— Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.
— Вспомните свои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.
— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?
Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.
Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.
Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.
А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!
— Дети, вам понравилась сказка?
— Зачем растениям солнечные лучи?
Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы. Ведь в природе все взаимосвязано.
3) Солнце и человек
— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.
— А необходимы ли они человеку?
— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное солнце»
— Что случилось на Земле без Солнца?
Физминутка « Солнышко – тучка»
VI. Обобщение и систематизация знаний
1.Беседа по рисункам
На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.
— В какое время суток Солнце греет теплее?
— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?
— Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?
— Почему в пасмурный день холоднее?
— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?
— Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?
2.Работа с учебником
— На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро? Почему вы так думаете?
3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)
- Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла. Солнце всегда греет одинаково. Тучи задерживают тепло солнечных лучей. Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды. В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла. Солнце необходимо всему живому.
Когда сутки короче – зимой или летом? Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце? Если небо закрыто тучами, светит ли оно? Что дает Земле свет и тепло? Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?
5. Работа в тетради
— Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)
6. Игра «Солнечные предметы»
— Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.
- Какой день недели можно назвать солнечным? Назовите самый солнечный месяц года. Самый солнечный цветок? Самое солнечное событие в жизни человека? Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица? Самое солнечное качество?
7. Рассказ учителя
Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все — и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.
— Какие сказки, мультфильмы вы знаете, где героем является Солнце?
Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки просят конфетки.
Если божья коровка ринется ввысь — скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья — то тучи закроют солнце.
Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.
Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».
— Рассмотрите рисунок в учебнике
— Что больше – Солнце или наша планета Земля?
Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли — 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а возле центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.
VII. Итог урока. Рефлексия.
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что вам особенно запомнилось??
— У вас на парте солнышко, дорисуйте ему улыбку, если урок вам понравился
Источник