Меню

Задачи по астрономии 10 класс солнце

Задачи по астрономии 10 класс солнце

В общем случае сказать трудно — это зависит от задачи и от того, насколько сильно Вы «немного ошиблись» в вычислениях. Как правило, если задача достаточно сложная, то просто арифметическая ошибка означает снижение результата с 8 баллов (даваемых за полное решение) до 7.

Однако возможны варианты, когда баллов будет меньше:
1) Полученный ответ является очевидно нелепым. Например, если в 5-й задаче этой параллели при вычислении гравитационного радиуса ошибиться на порядок, то это сойдет за арифметическую ошибку. Но если участник получил (из-за ошибки при подсчете) величину гравитационного радиуса, заметно превышающую размеры типичной галактики, то это ему обойдется дороже.
2) Вычисления являются существенной частью задачи. На районном туре такое встречается редко, но вообще бывают задачи, где идея решения тривиальна, а сложность состоит в придумывании алгоритма вычисления результата с нужной точностью при приемлимых затратах времени.

Нестандартный путь — это хорошо. Нередко нестандартные решения оцениваются даже «дороже», чем стандартные (9 или 10 баллов вместо обычных 8 ). Другое дело, что «нестандартное решение» может на самом деле оказаться некорректным, обеспечивающим совпадение результата с правильным только вследствие некоторой случайности. Тогда, конечно, баллов будет меньше: 1-2 за «попадание» в ответ (если оно было) и еще 1-3 за более или менее разумные детали, если они были в решении.

Источник

Задачи по астрономии

Данная работа позволит рассмотреть все виды задач всего курса астрономии

Просмотр содержимого документа
«Задачи по астрономии»

Решение астрономических задач

полное решение всех

типов задач по астрономии

1. В местный полдень путешественник отметил 14 ч 13 мин по гринвичскому времени. Определите географическую долготу места наблюдения.

λ=12 ч -14 ч 13 мин = 2 ч 13 мин з.д.

Ответ: 2 ч 13 мин з.д.

1. Каков синодический период Марса, если его звездный период равен 1,88 земного года?

Ответ: 2 ,136 года

1. Определите афелийное расстояние астероида Минск, если большая полуось его орбиты равна 2,88 а.е., а эксцентриситет составляет 0,24.

2. Определите среднее расстояние от Юпитера до Солнца, если известно, что его звездный период обращения вокруг Солнца равен 11,86 года.

1. Определите массу Сатурна (в массах Земли), если известно, что спутник Сатурна Титан отстоит от него на расстоянии 1220 тыс. км и обращается с периодом 16 суток.

1. Расстояние от Земли до Луны в ближайшей к ней точке своей орбиты составляет 363 тыс.км, а в наиболее удаленной точке 405 тыс.км. Определите горизонтальный параллакс Луны в этих положениях.

1. Рассчитайте время полета по полуэллиптической орбите до Марса.

1. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник около 300км. Можно ли было бы увидеть его с Земли невооруженным глазом, если бы оно находилось на обращенном к Земле полушарии. Разрешающая способность глаза 1 ‘ .

Минимальный размер объекта, видимого глазом определим по формуле:

Так как размеры моря Москвы превышают полученный результат, то его можно было бы увидеть невооруженным глазом.

1.Какие увеличения можно получить с помощью школьного телескопа, в котором установлен объектив с фокусным расстоянием 800 мм и имеются сменные окуляры с фокусными расстояниями 28, 10, 20 мм?

2. Определите разрешающую и проницающую способности школьного телескопа с диаметром объектива, равным 60 мм.

0 ,то звезда удаляется. Ответ: удаляется, 83 км / с » width=»640″

1. Линия водорода с длиной волны 434,00 нм на спектрограмме звезды оказалась равной 434,12 нм. К нам или от нас движется звезда и с какой скоростью?

Так как 0 ,то звезда удаляется.

2. Поверхность Солнца близка по своим свойствам к абсолютно черному телу. Определите температуру солнечной поверхности и мощность излучения единицы поверхности, если максимум лучеиспускательной способности приходится на длину волны 0,48 мкм.

1. Вычислите линейный размер солнечного пятна, если его угловой диаметр равен 17,6 » . Линейный и угловой размеры Солнца соответственно равны 13,92 · 10 5 км, 32 ‘ .

2. Определите массу Солнца, если Земля обращается вокруг Солнца на расстоянии 1 а.е. с периодом 1 год. Орбиту Земли считать круговой.

Сила всемирного тяготения является центростремительной

1. Новая звезда в момент вспышки имела видимую звездную величину 3,2 m . Вычислите расстояние до нее, если известно, что большинство новых звезд этого типа имеют абсолютную звездную величину -8 m .

1. Найдите размеры звезды Альтаир, если ее светимость равна десяти светимостям Солнца, а температура фотосферы 8400К.

1. У двойной звезды Центавра период обращения составляет 79 лет. Большая полуось орбиты 17,6 ” , а годичный параллакс 0,75 ” . Определите сумму масс и массы компонентов звезды в отдельности, если они отстоят от центра масс на расстояниях, относящихся как 3:4.

1. При изучении масс звезд и их светимостей установлено, что для звезд, принадлежащих к главной последовательности, в интервале от 0,5М С до 10М С светимость пропорциональна четвертой степени ее массы. Проведите необходимые расчеты и укажите на диаграмме местонахождение звезд.

Читайте также:  Солнце окружающий мир 4 класс учебник

2. Какова средняя плотность красного сверхгиганта, если его диаметр в 300 раз больше солнечного, а масса в 30 раз больше, чем масса Солнца?

1. У звезды Альтаир годичный параллакс равен 0,198 ” ,собственное движение 0,658 ” и лучевая скорость –26,3 км/с. Определите тангенциальную и пространственную скорости звезды.

Ответ: 15,8 км/с; 30,7 км/с

2 Сколько раз за время своего существования Солнце успело обернуться вокруг центра Галактики?

1. Определите массу Большой газопылевой туманности в Орионе, если ее видимые размеры составляют около 1  , а расстояние до нее 400пк , а плотность газопылевой среды 10 -19 кг/м 3 .

2 Планетарная туманность в созвездии Лиры имеет угловой диаметр 83 ’’ и находится от нас на расстоянии в 660пк. Каковы ее линейные размеры в астрономических единицах?

2. Галактика удаляется от нас со скоростью 6000км/с и имеет видимый угловой размер 2 ’ . Определ и те расстояние до галактики и ее линейные размеры.

Ответ: 80 Мпк, 47 кпк

1. В спектре галактики, которая имеет видимую звездную величину 15,2 m , линия водорода (  0 =656,3нм) смещена к красному концу спектра на  =21,9нм. Вычислите скорость удаления галактики, расстояние до нее, абсолютную звездную величину и светимость галактики.

2 . Величина, обратная постоянной Хаббла, дает примерную оценку времени, которое прошло с момента начала расширения Вселенной. Подсчитайте это время.

1. Представьте, что на радиосигнал, принятый от цивилизации из галактики М 106, нами в адрес этой цивилизации отправлена ответная радиограмма. Сколько времени пришлось бы ждать ответа на нее, если расстояние до галактики М 106 составляет 10Мпк?

2. Какое время (по счету на Земле) отец должен пробыть в космическом полете со скоростью 0,9с, чтобы после возвращения на Землю сравняться по возрасту со своим сыном? Возраст отца при отправке в полет принять равным 25 годам, сына – 1 году.

Источник

Задания по астрономии для школьной олимпиады в 10 классе

Задания для проведения школьной олимпиады

по астрономии в 10 классе

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Тропик Рака и тропик Козерога с точки зрения астрономии”. Поясните по возможности, термин “тропик” и как указанные названия связаны с соответствующими созвездиями.

Определение понятий “тропик Рака” и “тропик Козерога” (их связь с нахождением Солнца в зените) – 3 балла. За указание широт тропиков – 2 балла. За перевод термина “тропик” – 1 балл. За указание дополнительных подробностей, например, о предварении равноденствий – еще 1-2 балла.

Чему равен период максимального удаления Меркурия от Земли, если его звездный период равен 0,24 земных года?

За упоминание о синодическом периоде – 2 балла, за приведение правильной формулы – 3 балла, за правильное вычисление – 3 балла.

Это – одна из ярких звезд на юге горизонта, в Ростове, Волгограде и Хабаровске не поднимающаяся выше 14  над горизонтом. Название этой звезды связано с рыбой. Назовите звезду и вычислите ее склонение. Широту точек наблюдения примите равной  = 47  .

Решение задачи основано на знании формулы для высоты светила. Знание формулы – 4 баллов, правильное вычисление и вывод – 2 балла, указание названия звезды – 2 балла

Используя термины “выше”, “ниже”, “левее”, “правее”, укажите положения указанных известных звезд относительно положения Солнца на диаграмме Герцшпрунга-Рессела: а) Полярная, б)  Центавра, в) Альдебаран, г) Спика.

За правильное указание положения на диаграмме Герцшпрунга-Рессела. каждой из 4 звезд – 2 балла.

Максимум излучения звезды Спика находится в ультрафиолетовой области спектра и приходится на длину волны  = 1350 Å. Оцените температуру ее поверхности.

Решение задачи основано на знании закона Вина. За запись формулы – 4 балла. Остальные баллы – за правильный перевод ангстремов в метры и вычисления.

Рассмотрим ситуацию, связанную с выходом космонавта в открытый космос. Допустим, он облачен в легкий скафандр, обеспечивающий нормальное дыхание и защищающий от перепадов давления и радиации. Однако скафандр не обеспечивает тепловой изоляции. Насколько опасно пребывание космонавта в открытом космосе, температуру которого в закрытой от Солнца области можно считать близкой к абсолютному нулю? Оцените, сколько энергии потеряет человек, не совершающий никакой механической работы, за 1 минуту. Площадь поверхности скафандра принять равной 1,7 м 2 .

Решение основано на понимании того, что теплоотвод возможен исключительно путем излучения. За эту идею, упомянутую в решении – 2 балла. 2 балла – за знание закона Стефана-Больцмана и его правильную формулировку. За правильное вычисление – 2 балла. За комментарии и/или оценку величины переохлаждения – еще 2 балла.

Источник

Проверочная работа по астрономи на тему «Общие сведения о Солнце»(10-11 класс)

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики

Проверочная работа по теме «Общие сведения о Солнце».

Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает применения и других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д.

Читайте также:  Империя над которой никогда не заходит солнце по английски

1. Сколько примерно минут нужно солнечному свету, чтобы пройти расстояние в 1 а.е. (примерно 150 млн. км)?

А.10мин.

Б. 7мин.

В. 8мин.

2. Солнце вращается вокруг своей оси в том же направлении, как и Земля, т.е. с запада на восток. Каким представляется нам это вращение при наблюдении с Земли?

А. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток по часовой стрелке, как и Земля.

Б. С точки зрения наблюдателей с Земли и земных ориентиров Солнце вращается вокруг своей оси с востока на запад против часовой стрелки, как и Земля.

3. Где у Солнца находится северный и южный полюсы?

А. Северный полюс Солнца находится в верхней части солнечного диска, а южный – в нижней части.

Б. Северный полюс Солнца находится в нижней части солнечного диска, а южный – в верхней части.

В. У Солнца нет полюсов, так как Солнце звезда, а не планета.

4. Каков период вращения Солнца вокруг оси и в чем состоит особенность этого вращения?

А. На экваторе около 25 суток, близ полюсов 30-35 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.

Б. На экваторе 30 суток, близ полюсов 25 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.

В. На экваторе 30-35 суток, близ полюсов 30 суток. Различие периодов вращения характерно для жидких и плотных газообразных тел.

5. Каким образом можно определить полное излучение Солнца?

А. Полное излучение Солнца можно определить зная солнечную постоянную.

Б. Зная солнечную постоянную и вычислив площадь поверхности шара, радиус которого равен расстоянию от Земли до Солнца, можно рассчитать полное излучение Солнца.

В. Полное излучение Солнца можно определить зная законы Кеплера.

6. Солнечной постоянной называется …

А. …поток электрически заряженных частиц большой энергии, которые все время улетают из солнечной короны в направлении границ Солнечной системы.

Б. …неожиданный гигантский взрывной выброс света и вещества из Солнца.

В. …величина, определяемая полной энергией, которая попадает в 1с на площадку 1м², расположенную перпендикулярно солнечным лучам вне земной атмосферы на среднем расстоянии Земли от Солнца.

7. Почему на фотографиях, сделанных в лучах разных длин волн, таких, как видимый свет, ультрафиолетовые или рентгеновские лучи, проявляются различные особенности Солнца?

А. Волны различной длины излучаются из областей Солнца с разными температурами, где происходят вследствие этого различные процессы.

Б. Наличие магнитного поля оказывает на проявление различных процессов на Солнце.

В. Различные особенности Солнца проявляются из-за близости к планетам.

8. Какие явления, происходящие на Солнце, обусловлены наличием магнитного поля?

А. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение пятен, вспышек, характер движения протуберанцев.

Б. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение солнечного ветра и магнитных бурь.

В. Наличие магнитного поля обусловливает возникновение вспышек на Солнце.

9. Во сколько раз Солнце больше Луны, если их угловые диаметры одинаковы, а горизонтальные параллаксы соответственно равны 8,8″ и 57′?

А. Солнце больше Луны почти в 300 раз.

Б. Солнце больше Луны почти в 400 раз.

В. Солнце больше Луны почти в 100 раз.

10. Как взвесить Солнце?

1. « Самолету, который может облететь за трое суток вокруг земли, понадобится целый год, чтобы совершить путешествие вокруг Солнца». Зная, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, рассчитайте, верно ли это?

2. Сплюснуто ли Солнце у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси подобно земному шару?

А. Нет, Солнце имеет шарообразную форму.

Б. Да, Солнце сплюснуто у своих полюсов вследствие своего вращения вокруг оси подобно земному шару.

В. Солнце сплюснуто, но из-за сравнительно медленного вращения это сплюснутость так мала, что не поддается измерениям.

3. Видны ли с Земли северный и южный полюса Солнца?

А. Да, с Земли северный и южный полюса Солнца видны всегда.

Б. Вследствие наклона солнечной оси к плоскости эклиптики только иногда можно увидеть оба полюса Солнца, а чаще всего только один из них.

В. Нет, с Земли не видны полюса Солнца.

4. Чему равен период вращения Солнца, если наблюдениями установлено, что пятно, расположенное близ экватора, сместилось за 3 суток на 40°?

5. От чего зависит светимость звезды?

А. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды.

Б. Светимость звезды прямо пропорциональна квадрату радиуса звезды и 4-й степени температуры ее поверхности.

Читайте также:  Как сделать чтобы появились веснушки от солнца

В. Светимость звезды прямо пропорциональна площади светящейся поверхности.

6. Энергия, излучаемая в единицу времени с единицы поверхности, пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры.

В. Закон Стефана – Больцмана.

7. Какие характеристики Солнца связаны с действием гравитационных сил?

А. С действием гравитационных сил связана температура Солнца.

Б. С действием гравитационных сил связана шаровая форма и стационарность Солнца (стабильность размеров).

В. С действием гравитационных сил связаны масса, плотность, объем Солнца.

8. Назовите два вида движения Солнца в нашей Галактике.

А.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 20 км/с.
Б.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 20 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 250 км/с.
В.1) Солнце движется в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 250 км/с, увлекая с собой все планеты; 2) Так как Солнце вместе с планетами находится внутри нашей Галактики, оно обращается вокруг ее центра, в то время как сама Галактика вращается в пространстве со скоростью 250 км/с.

9. Как доказать, что Солнце по своей светимости является обычной звездой?

10. В конце XIX в. некоторые ученые полагали, что источником энергии Солнца является химические реакции горения, в частности, горения угля. Приняв, что удельная теплота сгорания угля q = 10 7 Дж/кг, масса Солнца 2 · 10 30 кг, а светимость 4 · 10 26 Вт, приведите веские доказательства неправильности этой гипотезы.

Вариант I : 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – А; 9 – Б.

Вариант II : 1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – В; 5 – Б; 6 – В; 7 – Б; 8 – Б.

Задание №1: скорость света 300 000 км/с; 1 а.е. = 150 000 000км.;

t = 150000000/30000 = 500с =. 8мин.

Задание 9: Задача на определение размера светил по их параллаксу. Из формул связи параллакса светила и его линейных и угловых размеров и в результате сокращения повторяющейся части получим:

В ответе получаем, что Солнце больше Луны почти в 400 раз.

Задача 10: Пусть некоторая планета массой m имеет спутник массой m 1. Массу Солнца обозначим через М, а периоды обращения планеты вокруг Солнца и спутника вокруг планеты соответственно через Т и Т1.Тогда по уточненному закону Кеплера:

M + m / m + m 1 = ( T / T 1) 2 · (a/a1) 3 , где а и а1 – полуоси орбит планеты и спутника. Так как масса планеты мала по сравнению массой Солнца, а у спутника много меньше, чем у планеты, приходим к приближенному равенству M / m

( T / T 1) 2 · (a/a1) 3 . Используя в качестве планеты и ее спутника Землю и Луну, получаем, что масса Солнца приблизительно равна 2·10 30 кг.

Задание №1: так как путь вокруг Солнца в 109 раз больше длины земного экватора, то на его прохождение понадобилось бы 3 · 109 сут, т.е. = 327 сут.

Задание №4: Если за 3 суток пятно сместилось на 40° , то полный оборот (360°) оно сделает за 27 суток.

Задание №9: Нужно рассчитать видимую звездную величину Солнца на расстоянии одной из ближайших звезд, имеющих тот же спектральный класс.

Задание 10: Запасы тепла без учета кислорода составляют Q = q · M = 2 · 10 37 Дж . Этого запаса хватит на время t = Q:L = 2 · 10 37 / 4 · 10 26 = 5 · 10 10 с = 1700 лет . Юлий Цезарь жил более 2000 лет назад, динозавры вымерзли около 60 млн. лет назад, так, что за счет химических реакций Солнце светить не может.

1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. / И. М. Малахова, Е.К. Страут; — М.: Просвещение, 1989. — 96с.

2. Орлов В.Ф. «300 вопросов по астрономии», издательство; / В.Ф. Орлов «Просвещение», Москва, 1967.

3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна. /Д. Моше; – М.: Просвещение, 1985г. — 255с.

4. Воронцов-Вильяминов Б.А: «Астрономия» / Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут Издательство «Дрофа».

5. Левитан Е.П., «Астрономия», / Е. П. Левитан: М.: «Просвещение»,1994. — 207с.

6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия», — Д.: ВАП, 1994.

7. Шеффер О.Р. «Методика изучения астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школе»;/ О.Р. Шеффер, В. В. Шахматова, Челябинск, Издательство: ИИУМЦ «Образование», 2010

8. Зигель Ф. Ю.: Астрономия в ее развитии: Кн. для учащихся 8-10 кл. сред. шк. /Ф. Ю. Зигель – М.: Просвещение, 1988. – 159 с. – 159с.

Источник

Adblock
detector