Меню

Зачем по теме солнце

Про Солнце для дошкольников

Зачем детям знать про Солнце

Малыши постоянно задают вопросы, им интересно все, что их окружает. Одна из задач воспитателя ДОУ – находить правильные и понятные детскому разуму ответы, удовлетворять любопытство воспитанников, интересно и увлекательно знакомить с окружающим миром. Среди множества методических разработок для дошкольников проект «Солнце» занимает одно из ключевых мест, так как помогает формировать представление об устройстве мира и явлениях природы.

В ходе занятия воспитатель может реализовать следующие цели и задачи:

— формировать у детей представление об окружающем мире, о явлениях природы;

— познакомить с основами астрологии, интересными фактами о солнце, дать представление о планетах;

— развивать навыки наблюдения;

— развивать у детей фантазию, воображение, творческие способности;

— воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;

— внушить необходимость соблюдения правил безопасности при длительном нахождении на солнце.

Реквизит: глобус,репродукции икартинки с изображением солнца, солнечной системы, луны, радуги, зеркальце для солнечного зайчика;

Для подвижной игры – аудиозаписи детских песенок о солнце.

Для творческого занятия, рисунков – бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ватные палочки.

В группе перед началом занятия предлагается расположить картины известных художников, на которых изображено солнце.

Репродукции «солнечных» картин

— «Солнечный день» И.И. Левитан,

— «Восход солнца в Феодосии» И.К. Айвазовский,

— «Солнечный свет в парке» А.И. Куинджи,

— «Закат в степи на берегу моря» А. И. Куинджи,

— «Закат, Кашмир» Н. Рерих,

— «Впечатление, восход солнца» Клод Моне,

— «Солнце» Эдвард Мунк, и другие.

Создать «солнечное» настроение перед занятием поможет прослушивание аудиозаписей соответствующей тематики. Интернет предлагает много детских песенок про солнышко, да и в арсеналах музработников всегда имеются подборки. Например, песенка «Я на солнышке лежу» из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».

Для введения в тему воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Раньше всех оно встает,

Всем светить не устает,

Заглянет в каждое оконце,

Это — ласковое (солнце).

Педагог предупреждает детей, что тот, кто внимательно будет слушать сказку, тот сможет ответить на вопросы викторины в конце занятия.

Интересные факты про солнце для детей по тексту выделены курсивом.

Сказка про солнце и луну или приключения солнечного зайчика

Жил – был маленький солнечный зайчик. Он состоял из света, он был просто крохотным лучиком солнца. Когда на улице было солнечно и тепло, зайчик был веселый и яркий. Он радостно перескакивал с предмета на предмет, со шкафа на пол, с тумбочки на стену. Когда на небе были тучки, было пасмурно или шел дождь, а также когда наступала ночь, зайчик прятался куда – нибудь за шторку и крепко спал. Поэтому солнечный зайчик никогда не видел луну и звезды.

(Если во время занятия в окно группы светит солнце, то воспитатель с помощью зеркальца может продемонстрировать детям солнечного зайчика)

Однажды наш солнечный зайчик сидел на подоконнике и смотрел за окно. По небу плыли тучки, одна из них загородила солнышко, и зайчик тоже сразу спрятался. Прошел теплый летний дождь, выглянуло солнце и наш зайчик тоже выглянул в окошко. На небе появилась большая цветная радуга! Она состояла из нескольких полосок разных цветов. Зайчик стал их считать:

Он насчитал семь цветов.

Здравствуй, радуга! – весело крикнул солнечный зайчик – ты так высоко на небе! Ты можешь достать до солнца? Я мечтаю до него дотянуться и поближе с ним познакомиться, ведь я – маленький солнечный лучик.

— Привет, солнечный зайчик! – ответила радуга, — я не могу достать до солнца. Обычно я появляюсь после дождика, когда светит солнышко, но я нахожусь в стороне от него.

— Тогда расскажи мне о нем то, что ты знаешь? – попросил малыш.

И радуга рассказала, что

солнце – это большая звезда. Все звезды на небе, которые мы видим ночью – это тоже чьи – то далекие солнышки. У них есть свои планеты, целые системы планет. А наша система называется Солнечной. Вокруг нашего солнца вращаются 8 планет:

Мы живем на планете Земля.

— Как жаль! Я никогда не видел ночь и звезды! – воскликнул солнечный зайчик, — ночью меня нет, я сплю. Я не могу без солнца!

Потом радуга рассказала ему, что

без солнца невозможна жизнь на нашей планете. Оно – самый главный источник тепла и света. Если не будет солнца, если оно перестанет светить, то сразу станет темно и холодно и все живое на планете погибнет.

(Воспитатель демонстрирует детям планету – глобус, можно поднести его к окну под солнечный свет)

— А почему солнышко светит только днем? – спросил солнечный зайчик, — Куда оно девается ночью?

Радуга рассказала, что наша планета Земля движется — летает вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси, поворачивается постепенно разными боками. Какой бок освещает солнце, там день. Каким боком планета отвернулась от солнца – на той стороне Земли настает ночь.

— Как интересно! – удивился солнечный зайчик, — А как же все ходят ночью? Те, кто не спит. В темноте? Кто им светит?

— Ночью с неба всем светит луна. Но я о ней совсем ничего не знаю. – вздохнула радуга. – Тебе о ней может рассказать кто – нибудь другой.

Читайте также:  Тернер закат солнца над озером

— Благодарю тебя, радуга! – сказал солнечный зайчик, — передавай привет солнышку!

— Конечно передам! – ответила радуга, — Солнце получит твой привет через 8 минут.

— Как? Почему так долго? – удивился малыш.

Радуга рассказала ему, что солнечный свет достигает Землю за 8 минут, потому что светило находится очень далеко от Земли – на расстоянии 150 миллионов километров.

Любопытный зайчик стал искать, кто бы смог рассказать ему про луну. Ему очень захотелось узнать про звездное небо, про луну, и, когда – нибудь увидеть его. Он скакал по подоконнику и смотрел на улицу. За окном была отличная погода, солнечные лучи освещали дома, деревья, цветы. Некоторые цветы были так похожи на маленькие солнышки: одуванчик, ромашка, подсолнечник. Радуга исчезла, а на небе появилось маленькое белое облачко.

— Вот кто мне сможет рассказать про луну, — подумал солнечный зайчик.

— Здравствуй, облачко! – обратился он вверх на небо, — я никогда не видел луну. Расскажи, пожалуйста, мне о ней?

Облако плавало по небу и днем, и ночью. Оно было знакомо и с солнцем, и с луной.

Оно рассказало, что луна – это спутник Земли, она всегда рядом, сопровождает Землю и вращается вокруг нашей планеты. Луна в 4 раза меньше Земли.

— Значит, луна не может без Земли так же, как и я не могу без солнца…- вздохнул солнечный зайчик. – Как же мне увидеть луну? Неужели я никогда – никогда с ней не встречусь? Не увижу звезды, планеты…

— Может быть ты станешь не солнечным зайчиком, а лунным? – предложило облачко, — тогда ты увидишь ночное небо. Для этого надо дождаться ночь, когда на небе будет полная круглая луна и не будет ни облаков, ни туч. Это будет полнолуние. Если поставить на окошко зеркальце, то можно поймать отражение луны и получится лунный зайчик. Попробуй?

— Ах, какая заманчивая идея! – обрадовался солнечный зайчик, — Обязательно попробую. И моя мечта сбудется, я увижу луну и звезды.

Он дождался тот день, когда должно быть полнолуние, приготовил зеркальце на подоконнике и сел в ожидании. Наступил вечер, солнце спряталось за горизонт, на улице стало темнеть. Небо окрасилось в темно – синий цвет, появились звезды – чьи – то далекие солнышки. Наш солнечный зайчик исчез. Он не смог без солнца. А когда луна стала ярко освещать комнату, зайчик отразился в лунных лучах, но очень слабо. Он был неяркий, очень тусклый. Но для него это было уже не так важно, ведь исполнилась его мечта.

Подвижная игра «Солнце и луна»

Воспитатель разъясняет дошкольникам правила игры. Дети делятся на две группы, кроме этого, выбирают одного ребенка – Луну.

Часть детей встает в большой круг посередине комнаты, держась за руки. Это солнце. Луну ставят в центре круга. Вторая часть детишек – солнечные зайчики. Они находятся за кругом. Им надо проникнуть в круг и прикоснуться к луне, чтобы стать лунными зайчиками, а потом выбежать обратно из круга. Те, кто образуют солнце, должны крепко сцепить ручки и не пускать к луне никого. «Солнце» может двигаться по кругу и поднимать и опускать ручки, но главное – не пускать в круг соперников. Солнечным зайчикам нельзя толкаться, а можно пробегать или проползать в круг к луне.

Воспитатель может усложнить игру, периодически включая аудиозаписи, меняя соперников местами или выбирая из победителей новую луну.

Вопросы про солнце

Для закрепления знаний, полученных во время прослушивания сказки, дошкольникам предлагается ответить на вопросы про солнце:

  • что такое солнце? (Звезда)
  • Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
  • Какие планеты вы запомнили? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
  • Как называется наша планета? (Земля)
  • Звезды в небе – это планеты или далекие солнышки? (солнышки)
  • Зачем нужно солнце? Что будет с нашей планетой без солнечного света? (солнце – источник тепла и света, без него погибнет все живое)
  • Земля движется вокруг солнца или солнышко вокруг нашей планеты? (Земля движется вокруг солнца)
  • Как, почему на Земле наступают день и ночь? (Земля вращается вокруг своей оси, на той стороне, которая освещена солнцем, настает день, а на обратной – ночь)
  • За какое время солнечный свет достигает Землю? (8 минут)
  • Какое расстояние от Земли до солнца? (150 млн км)
  • Какие цветы похожи на солнце? (Ромашка, одуванчик, подсолнечник)

По итогам викторины педагог может отметить самого «всезнающего» ребенка.

Солнечная лаборатория

На прогулке в день осуществления проекта воспитатель может предложить дошкольникам поучаствовать в работе «Солнечной лаборатории», самим провести опыты с солнцем, понаблюдать за действием солнечных лучей. Практический опыт будет возможен в безоблачную ясную погоду. Варианты опытов:

  1. Воткнуть палку в песочницу или землю, затем сделать заметку в том месте, куда падает тень от палки — прочертить тонкую линию или положить гладкую веточку, а через 15 – 20 минут проверить, сдвинулась ли тень.
  2. Если это зимний день и есть снег, то сделать два снежных колобочка. Один положить на солнце, а другой в тени, в конце прогулки посмотреть какой из них начнет подтаивать или изменит свое состояние.
  3. Положить на солнце (на скамейку) два гладких камня. Один из них накрыть ведерком, шарфом, дощечкой (на выбор). Через несколько минут проверить какой из камней стал теплым, а какой холодным.
  4. Взять на прогулку зеркальце, кусочек фольги, блестящий фантик и попробовать пускать ими солнечных зайчиков. Какой зайчик будет ярче?
  5. Взять на прогулку бутылочку с водой и накапать воду на асфальт или другую поверхность, освещенную солнцем, такое же количество воды накапать в тени. Наблюдать, где влага быстрее испарится.
  6. Взять на прогулку черный и белый листы бумаги формата А-4, бутылочку с водой и ватные диски. Намочить ватные диски и нарисовать ими мокрые узоры на черном и белом листах, положить листы на солнце и наблюдать, на бумаге какого цвета узор быстрее высохнет.
  7. В начале прогулки поставить малыша на солнце и обвести его тень мелом. В конце прогулки поставить ножками точно на то же место и обвести тень мелом другого цвета. Посмотреть, совпадают ли тень № 1 и тень № 2.
  8. Взять на прогулку лупу, лист бумаги и попробовать сфокусировать солнечные лучи, выжигая узор. Посмотреть, задымится ли бумага.
  9. Взять на прогулку пульверизатор и попробовать создать радугу, либо прогуляться к ближайшему фонтану.
  10. Взять на прогулку два одинаковых носовых платочка или отреза ткани, намочить их. Один положить в тени, другой на солнце. Наблюдать какой быстрее начнет высыхать.
Читайте также:  Позы для приветствия солнца

Стоит отметить, что для закрепления практических знаний, полученных в «Солнечной лаборатории» воспитатель должен обсудить с детьми каждое задание, результат полученного опыта, попросить детей самих рассказать какие они сделали выводы и почему.

Ознакомление с правилами нахождения детей на солнце

Одно из важных направлений в проекте «Солнце» для дошкольников – ознакомление с правилами нахождения детей на солнце. Правила может зачитать вслух воспитатель, можно включить их в вопросы викторины, а можно нарисовать в виде памятки и разместить в группе.

  1. Находясь на солнце, необходимо следить за временем! Длительное пребывание может быть опасно!
  2. При длительном нахождении на солнце головной убор обязателен! Летом это может быть панама, косынка или бейсболка.
  3. Одежда должна защищать от солнечных ожогов! Загорать на солнышке может быть опасно!
  4. Если планируется длительная прогулка на солнце, то необходимо взять бутылочку с водой.
  5. Для защиты кожи от вредных ультрафиолетовых лучей и предотвращения солнечных ожогов следует использовать специальные солнцезащитные средства, детскую косметику.

Завершить проект «Солнце» и выразить свои эмоции и впечатления можно предложив дошкольникам один из творческих вариантов:

  • Нарисовать солнце карандашами или красками. Можно использовать кисти, ватные палочки, пальчиковые краски.
  • Нарисовать интересный момент из «Сказки про солнце и луну»
  • Вылепить из пластилина солнце, луну, радугу, солнечную систему
  • Сделать аппликацию «Солнышко», «Радуга», «Космос».
  • Выложить солнце, луну, радугу из цветного конструктора

В качестве домашнего задания по теме проекта дошкольникам можно предложить выучить с родителями пословицы и поговорки про солнышко.

Источник

Зачем по теме солнце

Глава I. О том, что такое солнце и как оно выглядит …………………. 4

Глава II. Зачем нужно солнце …………………………………………….. 5

Введение

Каждый день на небе мы видим солнышко. Всем известно, что свет Солнца важен и растениям, и животным, и людям. Мы просыпаемся и гуляем тогда, когда светит Солнце. А когда его нет на небе, то мы спим.

«В небе солнце светит ярко.

А зачем? И земле от света жарко Вместе с тем. Я хочу узнать скорее, Что к чему. Солнышко, свети сильнее! И пойму!»

Цель работы: Узнать, что такое Солнце, показать его значение в жизни животных, растений и человека.

Найти ответы на вопросы: Что такое Солнце? Как оно выглядит? Какого размера Солнце? Зачем нужно Солнце? Далеко ли до него? Почему оно греет? Почему бывает день и ночь? Почему бывают лето и зима, весна и осень? Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца?

Провести опыты и понаблюдать за растениями и животными.

Мы будем проводить наблюдения, читать книги о Солнце.

Наша работа нужна всем, чтобы все поняли, что важно быть наблюдательным, любить природу, беречь её.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. О том, что такое Солнце и как оно выглядит

Когда наступает вечер, небо темнеет и на нём появляются самые яркие звёзды. Постепенно звёзд становится всё больше. Сколько их? Много миллионов! – скажут учёные, которые изучили фотографии звёздного неба.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она представляет собой раскалённый газовый шар. Другие звёзды находятся от нас в миллионы раз дальше, поэтому они нам кажутся лишь слабенькими точками на тёмном небе.

По нашим представлениям Солнце выглядит так:

По сравнению с миллиардами звёзд Вселенной наше Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше. Солнце в 109 раз больше Земли.

Глава II. Зачем нужно солнце

Планеты – это холодные небесные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их можем видеть. Восемь больших планет вращаются вокруг Солнца – это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Читайте также:  Лечение синдрома заходящего солнца

От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю – 200 лет, самолёту – 20 лет, а искусственному спутнику – 7 месяцев.

Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности — 15 млн градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.

Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливает испарение. Без солнечного света и тепла на Земле не могло бы существовать все живое.

Свет – это жизнь! А тепло – необходимое условие для жизни.

Нам стало интересно понаблюдать, что произойдёт, если растение поместить в тёмное место. Для опыта мы взяли 2 луковицы и поставили в стаканы с водой на прорастание: одну на подоконник, другую в шкаф. Через две недели сравнили: на свету перья у лука выросли короче и зеленые, в шкафу тоньше, длиннее и желтые (Приложение). Лук с жёлтыми перьями оставили стоять на подоконнике. Через день он тоже стал зелёным. Из книги я узнал, что при свете растения выделяют кислород и получают хлорофилл (зелёную окраску) — пищу для растений.

Мама часто на подоконнике разворачивает комнатные цветы в другую сторону, потому что листочки всё время тянутся к свету.

Наши родители каждый год заносят весной картофель в тёплое и светлое место для прорастания. В тепле он быстро даёт ростки, а на свету зеленеет. Это важно для посадки.

В декабре мы принесли в класс веточку ивы и поставили в воду. Заметили, что почки стали набухать и к концу января появились «пушинки» (Приложение).

Наша учительница не закрыла на ночь форточку в классе и цветок на подоконнике замёрз (Приложение).

Растения служат пищей для животного и человека. Животные при свете лучше видят и ориентируются.

На территории нашего села есть птицефабрика, где работают наши родители. По рассказам мы знаем, что в корпусах устанавливают специальное искусственное освещение и тепло, для того, чтобы куры лучше и больше несли яйца.

Мы прочитали, что лягушка, когда тепло активна, а при холоде, где находится, там и замирает.

При свете люди и животные получают витамин Д, нужный для здоровья. Положительно Солнце влияет на настроение человека.

Сделали вывод, что для жизни растений, животных и человека необходим свет и тепло.

Все знают, что днём светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повёрнута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина Земли в это время повёрнута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар всё время вращается, как волчок, и поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Летом Солнце поднимается высоко в небе. Дни длинные и тёплые. А зимой Солнце ходит по небу низко. Дни короткие и холодные. Почему такая разница? Земля – спутник Солнца, и за год она обходит вокруг него один раз. Когда Земля располагается так, как показано на первом рисунке (Приложение), Северное полушарие, в котором мы живём, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето.

В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, как показано на втором рисунке (Приложение), Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето.

Солнце может быть полезным и вредным. Вредным – если не соблюдать правила поведения на улице, когда жарко. Можно получить солнечный удар, если не носить головной убор или ожог, если долго быть на пляже. Полезным, так как солнце даёт тепло и свет всем живым организмам.

Солнце светит не всегда, поэтому солнечные батарейки накапливают солнечный свет и вырабатывают электричество.

Заключение

Изучив литературу и проведя наблюдения, мы сделали вывод, что Солнце дает жизнь всему живому на Земле. И жизнь без Солнца на Земле невозможна.

Цель работы достигнута – мы узнали, что Солнце – это звезда, которая представляет собой огромнейший шар раскалённого газа. Оно имеет большое значение в жизни животных, растений и человека. Солнце является источником света и тепла для жизни животных, растений и человека. Свет – это жизнь для живых организмов. А тепло – это необходимое условие для жизни.

Познакомились о смене дня и ночи, почему бывает зима и лето, весна и осень. Научились работать с книгами.

Наша работа нужна всем, чтобы понять, как важно быть наблюдательным, любить и беречь природу.

Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое, Доброе, лучистое.Если б мы его достали,Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)

Библиографический список

Д.В. Кошевар «Отличная энциклопедия» издательство «АСТ», Москва, 2015.

Д. Эллиот и К. Кинг «детская энциклопедия» издательство «Росмэн-Пресс», Москва, 2005.

Источник

Adblock
detector