За солнцем идущие, за миром смотрящие
Создать первый национальный театр малого народа – великая честь и непростая задача. Однако находятся смельчаки, которых не пугают никакие сложности.
— Главное в нашем театре — ритуал и обряд, потому что именно в них содержатся сакральная сила и истинная ханты-мансийская магия. Это невозможно объяснить словами, — убеждает Ольга Александрова, художественный руководитель Театра обско-угорских народов «Солнце». — Язык народного творчества не требует перевода. Символ может преодолеть все языковые границы, стать своеобразным «мостиком» между людьми, принадлежащими к разным этническим и религиозным мирам.
Совершенно не обязательно знать национальный язык, чтобы получить удовольствие от спектакля театра «Солнце» — единственного профессионального театра народов ханты и манси. Вот уже шесть лет он открывает зрителям волшебный мир древней музыки, обрядовых песен, молитв, завораживающих танцев Югорской земли.
Создательница театра «Солнце» Ольга Александрова родилась и выросла в Удмуртии. Уже став актрисой, Ольга Яковлевна специально пошла на филологический факультет Удмуртского государственного университета, чтобы изучить языки и традиции финно-угров. А потом и диссертацию написала «Мифологические основы современного финно-угорского зрелищного искусства». Теперь она профессионал не только в театральном деле, но и в этнографии. Это позволяет глубоко погружаться в культуру любого народа, бережно использовать ее своеобразие в театральных и концертных постановках.
Ее моноспектаклям «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке и «Три свадебных напева» по удмуртскому фольклору аплодировали зрители во многих странах. Но не долго была Александрова лишь сама себе режиссером. Пригласили в Ханты-Мансийск создавать театр, оказалось, что и с другими она неплохо управляется.
Сегодня в труппе театра «Солнце» 14 молодых артистов — носителей культуры местных малочисленных народов. Собирала их первый ханты-мансийский режиссер по талантам. Профессиональное образование актеры получали, уже работая в театре. Так же как и восполняли пробелы в знании родного языка. Все постановки обско-угорского театра основаны на хантыйском и мансийском литературном, фольклорном материале — тут знать языки нужно в совершенстве.
«Солнце» тепло принимают многочисленные театральные и этнические фестивали в России, Финляндии, Франции, Голландии и Соединенных Штатах Америки.
— Сложнее всего выступать у себя в Ханты-Мансийске, — неожиданно признается Ольга Александрова, — когда на спектакли приходят настоящие носители культуры, у нас нет права быть неубедительными.
Источник
За солнцем идущие, за миром смотрящие
№ 49(135) от 04.12.2008 [«Аргументы Недели », Наталья СТРЕБНЕВА ]
— Главное в нашем театре — ритуал и обряд, потому что именно в них содержатся сакральная сила и истинная ханты-мансийская магия. Это невозможно объяснить словами, — убеждает Ольга Александрова, художественный руководитель Театра обско-угорских народов «Солнце» . — Язык народного творчества не требует перевода. Символ может преодолеть все языковые границы, стать своеобразным «мостиком» между людьми, принадлежащими к разным этническим и религиозным мирам.
Совершенно не обязательно знать национальный язык, чтобы получить удовольствие от спектакля театра «Солнце» — единственного профессионального театра народов ханты и манси. Вот уже шесть лет он открывает зрителям волшебный мир древней музыки, обрядовых песен, молитв, завораживающих танцев Югорской земли.
Создательница театра «Солнце» Ольга Александрова родилась и выросла в Удмуртии. Уже став актрисой, Ольга Яковлевна специально пошла на филологический факультет Удмуртского государственного университета, чтобы изучить языки и традиции финно-угров. А потом и диссертацию написала «Мифологические основы современного финно-угорского зрелищного искусства». Теперь она профессионал не только в театральном деле, но и в этнографии. Это позволяет глубоко погружаться в культуру любого народа, бережно использовать ее своеобразие в театральных и концертных постановках.
Ее моноспектаклям «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке и «Три свадебных напева» по удмуртскому фольклору аплодировали зрители во многих странах. Но не долго была Александрова лишь сама себе режиссером. Пригласили в Ханты-Мансийск создавать театр, оказалось, что и с другими она неплохо управляется.
Сегодня в труппе театра «Солнце» 14 молодых артистов — носителей культуры местных малочисленных народов . Собирала их первый ханты-мансийский режиссер по талантам. Профессиональное образование актеры получали, уже работая в театре. Так же как и восполняли пробелы в знании родного языка. Все постановки обско-угорского театра основаны на хантыйском и мансийском литературном, фольклорном материале — тут знать языки нужно в совершенстве.
«Солнце» тепло принимают многочисленные театральные и этнические фестивали в России, Финляндии, Франции, Голландии и Соединенных Штатах Америки .
— Сложнее всего выступать у себя в Ханты-Мансийске, — неожиданно признается Ольга Александрова, — когда на спектакли приходят настоящие носители культуры, у нас нет права быть неубедительными.
Источник
«За солнцем идущие, за миром смотрящие» вернулись из Нидерландов
Накануне в столицу Югры из Дордрехта (Нидерланды) вернулся театр Обско-угорских народов, который участвовал в 19-м международном фестивале театров кукол. Всего в мероприятии приняли участие 25 актерских коллективов из разных стран мира.
Сегодня в Ханты-Мансийске прошла пресс-конференция, на которой руководитель театрального коллектива Ольга Александрова поделилась с журналистами впечатлениями о поездке. Она отметила, что югорским актерам в Дордрехте был оказан радушный прием, а их спектакль стал «большим открытием фестиваля». Люди с интересом знакомились с уникальной культурой народов Севера, которую в странах Европы и Запада почти не знают. Национальные танцы, песни, элементы быта и традиций ханты и манси сделали постановку уникальной.
Спектакль «За солнцем идущие, за миром смотрящие», который югорчане показали на фестивале, создан по мотивам хантыйского и мансийского фольклора. Он рассказывает об образе жизни ханты и манси, и основных видах их промысла — охоте и рыболовстве. В нем, наравне с актерами, принимают участие куклы — «представители нижнего, среднего и верхнего миров», лежащих в основе мифологии северных народов (это рыбы, животные и птицы). По словам Ольги Александровой, некоторые зрители, ранее видевшие ее моно-спектакли, специально приехали на фестиваль «посмотреть на коллектив из Сибири».
Как пишет ИА «Югра-Информ», в труппе Александровой — семь актеров. Большинство из них — студенты Югорского государственного университета. Поэтому, «с профессиональной точки зрения, может быть, их игра и уступала другим». Но, как подчеркнула Александрова, «многие, более профессионально сделанные спектакли, были эмоционально холодны, а мощную молодую энергетику работы югорской труппы отметили все».
Источник
«За солнцем идущие, за миром смотрящие»
Спектакль под таким названием успешно идет на сцене дома дружбы народов в Ханты-Мансийске. Для уникального театра обско-угорских народов это визитная карточка, первый опыт постановки на основе традиционной культуры ханты и манси.
В традиционной культуре ханты и манси не было театра, только обрядовые игрища, песни и танцы. Этот экспериментальный театр попытка представить широкому зрителю верования и культуру своего народа.
Владимир Меров пришел в новый театр одним из первых. Родился в поселке Саранпауль, с детства участвовал в самодеятельных постановках по произведениям югорских писателей. В Ханты-Мансийске получил актерское образование. Говорит, интересно было бы сыграть Гамлета, но пока важнее родная культура, её сохранение.
Ханты-Мансийский театр обско-угорских народов — уникален в своем роде. Все актеры труппы — представители коренных народов Югры. Материалы для концертных программ и спектакля песни, инструменты, эскизы костюмов собирают в национальных поселках у носителей традиционной культуры ханты и манси. Конечно, присутствует сценическая условность, но именно она позволяет проникнуть в удивительный мир верований, быта, промыслов аборигенов северного края жителю любой страны мира.
Пока молодой труппе не просто — параллельно с работой над новыми постановками формируется театр в целом. Но не унывают, знают, что нужны своему зрителю, народу.
В ближайшее время представят премьеру по картинам художника Геннадия Райшева, оригинальные концертные программы. А в июне отправятся на фольклорный фестиваль в Лапландию, заявить о себе на международном уровне.
Источник
«За солнцем идущие, за миром смотрящие» вернулись из Нидерландов
Накануне в столицу Югры из Дордрехта (Нидерланды) вернулся театр Обско-угорских народов, который участвовал в 19-м международном фестивале театров кукол. Всего в мероприятии приняли участие 25 актерских коллективов из разных стран мира.
Сегодня в Ханты-Мансийске прошла пресс-конференция, на которой руководитель театрального коллектива Ольга Александрова поделилась с журналистами впечатлениями о поездке. Она отметила, что югорским актерам в Дордрехте был оказан радушный прием, а их спектакль стал «большим открытием фестиваля». Люди с интересом знакомились с уникальной культурой народов Севера, которую в странах Европы и Запада почти не знают. Национальные танцы, песни, элементы быта и традиций ханты и манси сделали постановку уникальной.
Спектакль «За солнцем идущие, за миром смотрящие», который югорчане показали на фестивале, создан по мотивам хантыйского и мансийского фольклора. Он рассказывает об образе жизни ханты и манси, и основных видах их промысла — охоте и рыболовстве. В нем, наравне с актерами, принимают участие куклы — «представители нижнего, среднего и верхнего миров», лежащих в основе мифологии северных народов (это рыбы, животные и птицы). По словам Ольги Александровой, некоторые зрители, ранее видевшие ее моно-спектакли, специально приехали на фестиваль «посмотреть на коллектив из Сибири».
Как пишет ИА «Югра-Информ», в труппе Александровой — семь актеров. Большинство из них — студенты Югорского государственного университета. Поэтому, «с профессиональной точки зрения, может быть, их игра и уступала другим». Но, как подчеркнула Александрова, «многие, более профессионально сделанные спектакли, были эмоционально холодны, а мощную молодую энергетику работы югорской труппы отметили все».
Источник