Меню

Явления природы солнце окружающий мир

Явления природы

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды
Читайте также:  Значение фразеологизма солнце светит всем

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Источник

Урок окружающего мира. 1-й класс. Тема: «Явление природы»

Класс: 1

Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.
  • Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • рабочая тетрадь по окружающему миру.
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки.
  • Ход урока

    I. Самоопределение к учебной деятельности

    – Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
    – О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
    – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
    – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
    – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
    – Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

    II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

    Слайд 2. Учитель читает загадку:

    Посмотри, мой милый друг,
    Что находится вокруг?
    Небо светло-голубое,
    Солнце светит золотое,
    Ветер листьями играет,
    Тучка в небе проплывает.
    Поле, речка и трава,
    Горы, воздух и листва,
    Птицы, звери и леса,
    Гром, туманы и роса.
    Человек и время года –
    Это все вокруг … природа.

    – Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

    III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

    – Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

    – Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

    – А как вы понимаете слово “явление”?

    – Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

    IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

    1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.

    “Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

    – Итак, мы начинаем наше путешествие.

    2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

    Кроет уж лист золотой
    Влажную землю в лесу,
    Смело топчу я ногой
    Вешнюю леса красу.
    С холода щеки горят,
    Любо в лесу мне бежать.
    Слышать, как сучья трещат,
    Листья ногой загребать.

    – Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
    – Как догадались?
    – Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

    3. Видеоролик “Золотая осень”

    Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
    – Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
    – А чем же огорчит нас осень?
    – Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4

    Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

    “Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

    4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

    – Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

    Учитель показывает свинец.

    – Сравните свинец и небо.

    – Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

    Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

    – Почему небо называют свинцовым?

    – А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

    – Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

    Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

    5. – А мы продолжаем своё путешествие.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет.
    Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

    О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

    А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.

    А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

    Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.

    А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

    Кто знает загадку об этом явлении?

    Старик у ворот
    Тепло уволок,
    Сам не бежит,
    Стоять не велит. Мороз

    А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

    Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
    – Отгадайте загадку:

    Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке,
    Все сквозные – вырезные,
    А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Слайд 11

    – Что особенно красиво при снегопаде?

    – Изобразите действием мой текст.
    Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

    6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

    Выросла сосулька
    За ночь у окна.
    Ручеек забулькал.
    Что это. Весна. Слайд 12

    – Какие же явления характерны для весны?

    7. Работа по учебнику.

    Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

    Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

    Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

    Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

    Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
    Если луг – в ромашках и комочках клевера.
    Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
    Это значит, что пришло…Что пришло, ребята
    ? (Лето) Слайд 15

    Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

    – Какие же явления природы можно наблюдать летом?

    Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.

    Назовите эти явления.

    (Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

    Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)

    8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

    Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

    Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

    Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

    Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

    Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

    Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

    – Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

    – О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

    – А кто знает загадки о радуге?

    Что за чудо – красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!
    В них ни въехать, ни войти.
    Раскинулся золотой мост
    На семь сел, на семь верст.

    Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

    “Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

    – А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

    Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

    – Сколько цветов у радуги? Перечислите.

    V. Первичное закрепление (8 мин)

    1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

    Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)

    У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    – Наше путешествие по временам года закончилось.

    – О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

    Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

    – Достигли ли поставленных целей?

    – Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

    – У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

    Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.

    Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали.

    Источник

    Adblock
    detector