Ярило — бог солнца и посвященный ему праздник Ярилин день
Ярило — бог солнца, тепла, весны и плотской любви, отличающийся ярким темпераментом. По легендам, люди произошли от союза этого божества с Матерью Сырой Землей, которая до той поры была безжизненной. Узнайте о легендах о Яриле, а также посвященному ему празднику.
Ярило — бог солнца у славян
Ярило — бог солнца у древних славян, самый младший среди солярных богов. Его принято считать младшим братом Хорса и Даждьбога, незаконнорожденным сыном Додолы и Велеса. Однако родословные славянских богов настолько запутаны, что разобраться в них сейчас крайне сложно — слишком мало сведений дошло до наших дней. Известно, что бог славян Ярило относился к поколению сыновей или внуков богов.
Ярило-Солнце был также божеством неистовой страсти, деторождения, расцвета сил человека и природы, юности и плотской любви. Ещё его называли богом весны или воплощением весеннего солнца. Если бог Коляда отождествлялся с молодым, только рожденным вновь после холодной зимы светилом, то Ярило представлялся славянам как уже набравшее силу солнце.
Отличительными чертами этого божества является искренность, чистота и неистовость, яркость темперамента. Все «весенние» черты характера традиционно считали присущими ему. Ассоциации этого бога с весной заметны по названию яровых культур зерновых, которые сажают ближе к весне. Изображали Ярило в виде молодого и статного парня с голубыми глазами. На большинстве изображений он был наг по пояс.
Некоторые считают, что Ярило является богом любви и покровителем влюбленных. Это не совсем правильно, он отвечает только за плотскую составляющую отношений. По одной из старинных славянских легенд, богиня Леля влюбилась в Ярило и призналась ему в этом. Он же ответил, что также любит ее. А еще Мару, Ладу и всех остальных божественных и земных женщин. Ярило выступал покровителем неукротимой страсти, но не любви или брака.
Ярилин день — солнечный праздник
Ярилин день в старину отмечали в начале июня, если иметь в виду современный календарь, праздник выпадал на один из дней в период с 1 по 5 июня. Однако солнечного бога чествовали и в другие праздники, например, весеннее равноденствие, Сороки в начале марта, на Масленицу и Ивана Купала. Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае.
День Ярилы-Солнца был праздником окончания весны и начала лета. По народные поверья, в этот день нечистая сила прячется подальше — солнца она боится и в обычные дни, не то что в посвященный дневному светилу праздник. Отмечали его вплоть до 18 века, по крайней мере, в Воронежской и некоторых других губерниях.
В старину в этот день устраивали праздничные ярмарки с песнями и танцами. Есть такое устойчивое выражение — на этот праздник все святые с Ярилой борются, а побороть не могут. Поэтому устраивались также кулачные бои — Ярило не отличается мягким и покладистым характером, такие занятия вполне в духе этого божества. Нередко устраивали пиры в полях с обязательными блюдами — яичницей, пирогами и сладостями. Никогда не обходился праздник без требы кумирам Ярилы. Обычно жертвой служило пиво.
По вечерам молодежь разводила костры, возле которых водили хороводы, пели песни и веселились. Девушки и парни одевали самые лучшие и яркие наряды, угощали друг друга сладостями, устраивали шествия с барабанным боем. Мужчины рядились в пестрые платья забавы ради, надевали шутовские колпаки, украшали наряды лентами и бубенчиками. Прохожие угощали ряженых выпечкой и сладостями — встреча с ними сулила удачу, урожай и счастье в личной жизни. Девушки, как правило, украшали себя цветами, плели венки.
Поскольку Ярило — бог не только солнца, но и плотской любви, поощрялись игрища брачного характера. В этот день, как и на Ивана Купалу, отношения между парнями и девушками были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности. Заключенные на Ярилу браки признавались законными, а рожденных после праздника детей считали рожденными в браке. Если любовь была невзаимной, обращались к присушкам и приворотам, которые в этот день были более эффективными, чем обычно.
Знающие люди старались не упустить Ярилин день. Считается, что в этот праздник Мать Сыра Земля менее тщательно следит за своими тайнами, поэтому их можно разгадать. Перед восходом солнца колдуны и знахаря ходили в отдаленные места «слушать клады». Если клад пожелает явить себя, можно легко и быстро разбогатеть. В старину магический поиск клада был самым надежным средством, ведь специальных приборов тогда не было.
Простые люди тоже верили, что на солнечный праздник можно увидеть иные миры. Для этого в полдень брали крепкие березовые ветки и сплетали их в косу. С этой косой шли на крутой речной берег и смотрели сквозь них. Сохранились предания о том, что таким образом можно увидеть духов умерших родственников и живых близких людей, которые находятся совершенно в другом месте.
Была еще одна традиция – оставлять угощение домовому, который тоже отмечает Ярилин день. Есть такая примета — если к вечеру угощения исчезнут, в доме будет царит счастье и благополучие, домовой остался доволен и рад жить вместе с хозяевами дома. Оставляли угощения и на могилах родственников, навещая их и поздравляя с солнечным праздником.
Утренняя роса на Ярилин праздник считается целебной, дарующей молодость и красоту. Росу старались собирать практически на любой праздник. Ей умывались, набирали в небольшие емкости, чтобы давать тяжелобольным, смачивали простыни и оборачивались в них. Похожим образом поступали и с целебными травами — как и в большинство праздников славян, они набирают силу. Из собранных в этот день трав заваривают лечебные чаи, но для этого нужно знать свойства растений и разбираться в народной медицине.
Славянский миф о Яриле-Солнце
Славянский миф о Яриле-Солнце рассказывает о любви между божеством и Матерью-Землей. Это легенда о зарождении жизни на Земле, а также о возвращении тепла после долгой зимы – каждый год Ярило возвращается к своей возлюбленной, и приходит весна, пробуждая Земля от зимнего сна.
Изначально Мать Сыра Земля была холодной и пустой. На ней не было ни движения, ни звуков, ни тепла, ни света — такой ее увидел Ярило-Солнце. Он пожелал оживить Землю, но другие боги не разделяли его желания. Тогда он пронзил ее своим взглядом, и там, куда он упал, появилось солнце. Живительный свет дневного светила упал на безжизненную землю, наполняя ее теплом.
Под светом солнца Мать Сыра Земля начала просыпаться, подобно невесте на брачном ложе, она принялась расцветать. За взаимность Ярило обещал ей создать моря, горы, растения и, конечно, животных и людей. Мать Сыра Земля тоже полюбила солнечного бога. От их союза и произошло все живое на земле. А когда появился первый человек, Ярило ударил его солнечными стрелами-молниями в самое темечко. Так люди обрели мудрость.
В целом Ярилу считали самым младшим среди солярных богов, однако не стоит недооценивать уважительное отношение наших предков к его культу. В старину в честь Ярилы устраивали шумные игрища, нередко на брачную тематику, пиры, ярмарки и кулачные бои. Ярилин день имеет сакральное значение, на солнечный праздник можно заглянуть в будущее, примириться с домовым, обрести здоровье и сохранить молодость.
Источник
Славянский миф о Яриле-солнце
Миф о Яриле Солнце многие из нас знают еще со школьной скамьи. Во многих учебниках можно прочитать славянский миф «Ярило солнце» — о древнем славянском боге весеннего солнца. Ярило — молодой бог, который появляется людям в образе юноши с прекрасной внешностью. У Ярилы светлые волосы, развивающиеся на ветру, красивые голубые глаза, мощный торс и приятная улыбка. Недаром все эти «прелести» сделали из него настоящего ловеласа, так как по преданиям Ярило любил многих богинь и даже земных женщин. так и миф о Яриле имеет темой его любовь с Матерью-Землей.
Начинается древний славянский миф с описания, как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Мрак окутал ее с головы до пят, а на ее поверхности не было ничего живого, светлого и приятного. Не было заметно на ней ни движенья какого, ни звуков, ни тепла или света. Так и жила бедная Сырая Земля. Такой и увидел ее вечно молодой и прекрасный, теплый и жаркий Ярило. Остальные боги не разделяли желания молодого и пылкого Ярилы принести на Землю свет и тепло. Им до Земли не было дела, но рьяный Ярило сам взглянул на Сырую Землю и пронзил холод и мрак своим светлым, теплым взглядом-стрелой. Увидел Яр спавшую Землю, а в том месте, где его взор пронизал тьму, появилось красное солнышко. И через солнце на Землю полился яркий свет и тепло от Ярилы.
Мать Сырая Земля стала пробуждаться ото сна под теплым солнышком, засияла своей юной красой, раскинулась буйством зелени и красок, как невеста на своем брачном ложе. Живоносный свет разлился по всем глубинам Земли, пила она золотые лучи Ярилы, да не могла напиться. На Земле-Матушке появилась жизнь, и нега разлилась по всей ее поверхности, достигая самых глубин. Тут и влюбился Ярило в такую прекрасную Землю. Взмолился бог солнца перед Сырой Землей, чтобы та полюбила его, ответила взаимностью. А за это Ярило обещал раскинуть на ней синие моря, алые цветы, желтые пески и зеленые леса с травами. От Ярилы и родила Земля-Матушка множество живого — несметное количество.
И полюбила Земля Ярилу. И на месте жарких божественных поцелуев стали появляться злаки и цветы, темные леса и светлые поляны, голубые реки и синие моря. И чем больше пила Земля поцелуи Яриловы, тем больше из ее недр появлялось животных и птиц, рыб и насекомых. Все они ожили и стали петь хвалебные песни отцу-Яриле и матери-Земле. А Ярило все не унимался, предлагая Земле полюбить его пуще прежнего. И полюбила Сырая Земля, и родила от бога солнца самое любимое свое детище — человека. Как только человек появился на Земле, так и ударил Ярило его своими стрелами-молниями в самое темечко. Так и зародилась в человеке мудрость, разум. На этом и заканчивается миф о любви между Ярилой и Землей-Матушкой.
Подобные мифы — это истории о зарождении жизни на земле. Также существуют несколько подобных мифов о том, как каждый год на землю Ярило опускает свои яркие лучи. Под ними оживает Земля от своего зимнего сна-смерти, вновь рождая все новую жизнь. и так повторяется из года в год, а неутомимый молодой Ярило продолжает делать детишек земных.
Источник
Ярило: Сказка
Славянский мифологический персонаж, символ яркого солнечного света, связан с плодородием земли и началом расцвета природы. Праздник в честь него отмечался в начале или в конце весны. В этот день водили хороводы и закликали солнце.
* * *
Ночь рассеивается. На востоке, где земля сходится с небом, Золотой Петух пробуждает утреннюю Деву-Зарю, и она в злато-багряных одеждах расстилает по небу свою розовую фату. Рассвет-кудрявич для неё выводит запряжённую алыми конями ослепительную повозку. Дева-Заря выезжает перед восходом солнца, открывает небесные врата света и затворяет врата тьмы. Земля просыпается.
За Девой-Зарёй выезжает на светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими конями, Солнце и совершает свой обычный путь по небосводу. Чем ретивее погоняет Солнце своих коней, тем трусливее поджимают хвосты духи мрака и тьмы: приходит конец их времени.
Ночь – божество мрака, ждёт-выжидает своего часа, когда можно будет отворить небесные врата тьмы. Не дремлет её сестра – Дева Полуночная Заря. Плывёт на водоплавающих птицах по подземному океану, завершая дневной путь. Выждав положенное время, выводит тройку лихих чёрных коней. Как только открываются небесные врата тьмы, мчится она в чёрной повозке, выпускает на волю духов мрака и тьмы.
День и Ночь – раздорники. День – божество света, укрывает мир от враждебных чар, отгоняет всякое зло. Ночь – божество тьмы, покровительствует нечистой силе. Идёт между ними вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром.
Ночь говорит:
– Вечно ты, братец День, больше меня по земле гуляешь, а мне времени властвовать над миром совсем мало оставляешь.
День отвечает:
– Гляди, приходит время Осени, и ты всё больше времени землю не покидаешь, во тьме пребываешь. Не спеши, дай мне насладиться миром и покоем.
* * *
Осенница-царица едет по земле на золотой колеснице. А за ней вслед спешит Листогон, срывает с деревьев листья вон. Дорогу ими устилает, словно золотой парчой накрывает.
Подули холодные ветры, полили частые дожди…
Живёт среди топей и трясин на краю болота владычица лечебных трав и кореньев Мокоша. Умеет творить добро. К ней осенью спускается Солнце. У неё и проводит все долгие осенние и зимние ночи. Мокоша заботится об ослабевшем зимнем Солнышке, лечит его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становится сильным и могучим.
Ночь узнала, что Солнце ослабело и его лучи не в силах пробивать тёмные облака и согревать землю. Надумала она, как ей остаться вечной владычицей мира. Прошептала страшное заклятие и пробудила злого мрачного духа Несвета. Он взмыл в небо, окутал его покровом темноты, напустил на землю клубы мрака, похожие на тучи. Ночь сделалась длиннее, пришло её владычество на землю.
В подземный мир пришла весть о победе тьмы над светом. Карачун – дух зимних бурь – узнал, что пришло его время властвовать на земле. Принялся готовиться к дикой охоте.
* * *
На земле в кромешной тьме раздался протяжный вой, гул и свист. Появился свирепый Карачун – подземный владыка, повелевающий морозами. Грозный и неумолимый, напускает он на землю холод и стужу. Призывает тёмные силы на дикую охоту:
– Медведи-шатуны, оборачивайтесь буранами, стаи белых волков – метелями, а вы, мои гончие псы, – позёмками и вьюгами! Эй, Зимобор, бери ледяной топор, выходи на двор! На земле мрак и тьма, пришла наша пора!
Проносится по небу вместе с зимней бурей сонм призраков и злых духов. Во главе их зловещий Карачун в сопровождении своих гончих псов. Несётся дикая охота с рёвом и воем над землёй. Опасна встреча с ней для путника, оказавшегося в дороге. Вьётся вокруг него снежный вихрь, заметает хлопьями снег, и пути ему нет, гибнет он от холода в дороге.
Идёт по следам дикой охоты Морозун, сковывает воду ледяными оковами, ставит снеговые заслоны на лесных тропах; бегает по полям, стучит по деревьям и пням. От его ударов трескаются брёвна в домах, лопается кора на деревьях. Сипят Ма́россы – позёмку и снеговую порошу надувают. Трудятся Снегосей и Снегогон на дорогах, наметают сугробы.
* * *
Свет месяца померк, вихри воют и гудят, деревья ломаются и с треском падают. В разрушительной буре несётся по воздуху Карачун – в сопровождении злобных духов. Продолжается дикая охота. Ветры гонят перед собой облака, они в виде невиданных чудовищ с рогами, хоботами и клыками, и нет им конца.
Помнит свирепый Карачун о своей мести людям. Вывел из ледяной горы, из чёрной дыры истукана из инея и льда. И говорит:
– Нет в твоём теле сердца, ты непобедим! Иди, убей всякого путника на дороге!
Показался на дороге ледяной истукан. Из его рта холод-стужа белым туманом по земле стелется, из ушей пороша во все стороны летит. Где он ступает ногой, там сугроб встаёт горой; где трясёт рукой, там покрывается всё ледяной корой. От его голоса земля дрожит, воздух гудит. Великан подходит к домам, кричит:
– Выходите ко мне, земные букашки! Я вас всех заморожу, в сосульку превращу, в лёд закую! У-ух, берегись…
Принялся ледяной истукан кричать так, что поднялся ветер и стал поднимать снежные вихри, ломать в лесу деревья. Чем больше истукан кричит, тем голос его становится тише. Начал он уставать, полился с него холодный пот. От крика совсем ледяной истукан лишился силы. На землю упал и рассыпался, одни ледяные осколки от него остались.
Дикая охота подошла к концу. К утру буря утихла, небо очистилось от туч, но на нём не появился блеск зари.
* * *
Во мраке и стуже лежит Мать-Сыра-Земля, словно мёртвая – ни света, ни тепла. Зима всем надоела, весь хлебушек подъела, скотинку голодом поморила и всё не уходила. Вышел народ из дворов, встал у ворот и Ярилу зовёт:
Разъярись, Ярило,
Свети во всю силу!
Разъярись покруче,
Разгони тучи!
Разъярись вовсю —
Развей мрак и тьму!
Ярило услышал песню в поднебесном золотом тереме. Взглянул сквозь тьму кромешную, пронизал мрак своим светлым пламенным взором, прорезал тьму, и там воссияло красное солнце. Полились через мрак жаркие волны лучезарного Ярилина света. Могучий враг Зимы тусклоокой – Ярило-молодец идёт, снежный саван по всей Руси рвёт. Мать-Сыра-Земля проснулась от сна. Пьёт золотые лучи живоносного света. Разукрасилась цветами, зелёными лугами, цветущими садами.
Летят птицы вереницей в родные края гнездиться. Возвращаются журавли и кричат: «Курлы-си, курлы-си – летим с юга по Руси!» За ними грачи. Им кричат: «Вы чьи, вы чьи?» Они отвечают: «Мы свои, мы свои, мы домой пришли!» Крестьяне с сохой-бороной в поле спешат. Дети в горелки играют, солнышко величают:
Солнышко-погодушко,
Выйди из-за облышка!
Не свети далеко,
Принеси нам тепло!
Прогони мороз,
Чтоб никто не мёрз!
Растопи ледок
На весь годок!
В Ярилин день праздник «Ярилки» на холме справляют.
Источник