Основы стиховедения
Познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_stihoslozheniya.doc | 44.5 КБ |
osnovy_stihovedeniya_.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
239-875-948 Глушань Наталья
239-876-089 Корнеева Алёна
102-206-072 Руководитель Ефимова Ольга Александровна
1-й слайд Основы стиховедения . Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества. Работу подготовили учащиеся 8 класса
МОУ «Ушаковская СОШ» Глушань Наталья, Корнеева Алена
2-й слайд В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая, силлабическая, тоническая ,практикуются и смешанные формы
3-й слайд Стихотворный размер. Двусложный ( один ударный и один безударный слог). Трёхсложный ( один ударный и два безударных)
4-й сайд Двусложные размеры. Ямб двусложный размер стиха — с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский
Я знаю — город будет, 2,4,6
Я знаю — саду цвесть, 2,4,6
Когда такие люди 2,4,6
В стране советской есть. 2,4,6
— хорей — двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы 1,3,7
Пробирается луна, 3,7
На печальные поляны 1,3,7
Льет печально свет она. 1,3,5,7
5-й слайд трёхсложные.
l — U U l — дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10
Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l — амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11
Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l — анапест — трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог. Пример (А. Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9
И колодцы земных городов! 3,6,9
6- слайд Стопа. СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l l
Пример: Буря l мглою l небоl кроет l – l — U l — 4 стопы
7-й слайд Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифма делится по:
1.расположению 2. Ударению 3. Звучанию 4. Составу (гиперссылка)
8-й слайд Строфа. Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
1. двустишие 2. трёхстишие или терцина 3. четверостишие или катрен 4. октава- это восьмистишие 5. сонет 6. «онегинская строфа» (гиперссылка)
9 слайд- Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики
1.Пронумеровать гласные в строке; 2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность; 4.Характеристика рифмы
а) по расположению; б) по ударению; в) по звучанию; г) по составу; 5. Вид строфы
10-й слайд «Летний вечер» (А. Блок)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПоследІ ниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная ; ІААІ – женская ,точная, простая; ІББІ – мужская ,точная, простая. Катрен. (гиперссылка)
11-й слайд Метрическая
Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U. (гиперссылка)
12-й слайд Силлабическая
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия. (гиперссылка)
13 –й слайд. Тоническая система
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов
Система получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение. (гиперссылка)
14-й слайд Силлабо-тоническая система
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным. (гиперссылка)
15-й слайд По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ, когда рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А (гиперссылка)
16-й слайд По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
Пример: вода — беда
весло — унесло
2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка — нитка
3. Дактилическая — ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается – называется (гиперссылка)
17-й слайд По звучанию
1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словах
2. неточные- это несовпадение
18-й слайд По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами
Лет до ста расти
Нам без старости (гиперссылка)
19-й слайд Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl Пример:
-Би-би-би! – гудит машина. А
-Не поеду без бензина! А (гиперссылка)
20-й слайд Трёхстишие
или Терцина — это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери) Пример:
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А (гиперссылка)
21-й слайд Четверостишие или катрен -это строфа, состоящая из 4-х стихов Пример (Н. Некрасов)
1.Задумав правдивую повесть
2.Без всяких эффектных затей,
3.Я взять не решаюсь на совесть
4.Погибель крестьянки моей, (гиперссылка)
22-й слайд Октава — это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха божественные тайны
2.Не думай разгадать по книгам мудрецов:
3.У брега сонных вод, один бродя, случайно,
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный
6.Прочувствуй и пойми. В созвучии стихов
7.Невольно с уст твоих размерные октавы
8.Польются, звучные, как музыка дубравы (гиперссылка)
23-й слайд Сонет -четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовки Пример (И. Анненский)
1.Есть книга чудная, где с каждою страницей
2.Галлюцинации таинственно свиты:
3.Там полон старый сад луной и небылицей,
4.Там клен бумажные заворожил листы,
5.Там в очертаниях тревожной пустоты,
6.Упившись чарами луны зеленолицей,
7.Менады белою мятутся вереницей,
8.И десять реет их по клавишам мечты.
9.Но, изумрудами запястий залитая,
10.Меня волнует дев мучительная стая:
11.Кристально чистые так бешено горды.
12.И я порвать хочу серебряные звенья.
13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
14.И режут сердце мне их узкие следы. (гиперссылка)
24-й слайд Онегинская строфа Состоит из 3-х катренов и двустишия (Пример (А. С. Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А
2.Когда не в шутку занемог, Б
3.Он уважать себя заставил А
4.И лучше выдумать не мог. Б
5.Его пример — другим наука; В
6.Но, Боже мой, какая скука В
7.С больным сидеть и день и ночь, Г
8.Не отходя ни шагу прочь! Г
9.Какое низкое коварство Д
10.Полуживого забавлять, Е
11.Ему подушки поправлять, Е
12.Печально подносить лекарство, Д
13.Вздыхать и думать про себя: Ж
14.Когда же черт возьмет тебя! Ж (гиперссылка)
25-й слайд «Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом» (А. Фет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1314
Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж
1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке 2. 5-ти стопный дактиль 3.Характеристика рифмы:
а)IААI — парная, б) женская в) точная г) простая 4. Двустишие
26-й слайд Литература
• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. — 448 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. — 360 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. — 488 с.
• Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. — 5-е издание. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». — 208 с.
Источник
Мастерская «Стихотворные размеры»
Разделы: Литература
Девиз урока в условиях мастерской:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс)
Задание 1 (индуктор)
Предлагаю посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
Задание 2 (самоконструкция)
Какие ассоциации возникают со словом «размер». Где еще мы встречались со словом «размер»?
Задание 3 (социоконструкция)
Предлагаю строки из стихотворения с 2-х стопными (сложными) и 3-х стопными размерами. Они обозначены разными цветами (желтым, розовым).
Вопрос: Есть ли разница в звучании отрывков стихотворений?
Работа в парах Обсуждаем. Слушаем. Дополняем.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин «Бесы»)
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)
Задание 4 (социоконструкция)
Предлагаю каждой группе примеры стихотворений разных авторов. Надо создать схемы этих стихотворений пользуясь обозначениями «-» безударный слог, «-‘» ударный слог.
Индивидуальная работа. Работа в группах. Обсуждение.
Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой,
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский «Лесной царь»)
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
(А.А. Сурков «Песня смелых»)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин «К***»)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
(А. Блок «Ворона»)
Задание 5 (афиширование)
Предлагаю вывесить на доску полученные схемы.
Жуковский «Лесной царь» — амфибрахий.
Пушкин «Зимняя дорога» — хорей.
Сурков «Песня смелых» — дактиль.
Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье. ») – ямб.
Блок «Ворона» — анапест.
Задание 6 (разрыв)
Задаю вопрос: А знаете ли вы, что каждая схема соответствует определенному стихотворному размеру?
Найдите в учебнике определения данных размеров. Пропишите схемы.
Работа в группах Уточняем. Дополняем.
Задание 7 (разрыв)
Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.
Индивидуальная работа. (Готовые детские работы представлены в Приложении.)
Задание 8 (рефлексия)
1. Что не знал — узнал?
2. Что было трудно (легко)?
3. Что (не) понравилось?
Источник
Ямб или хорей сквозь волнистые туманы пробирается луна
Литература ОГЭ | СОТКА запись закреплена
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Стихотворные размеры.
Стихотворные размеры в русском стихосложении бывают двусложными и трехсложными.
Двусложными размерами называют стихотворный размер со стропой из двух слогов.
В русском стихосложении есть два двусложных размера: ямб и хорей.
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ( _ _́ ).
Проследим, как использует ямб А.С. Пушкин.
Трехстопный ямб:
Подру́га дýмы пра́здной, _ _́ _ _́ _ _́ _
Черни́льница моя́… _ _́ _ _́ _ _́
Четырехстопный ямб:
У лу́комо́рья ду́б зеле́ный; _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Злата́я це́пь на ду́бе то́м… _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Пятистопный ямб:
Еще́ одно́ после́днее сказа́нье — _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
И ле́топи́сь око́нчена моя́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге ( _́ _ ).
Слово «хорей» в переводе с греческого языка значит « плясовой» от слова «хор», «пляска», «хоровод».
Трехстопный хорей:
В ды́мке-не́види́мке _́ _ _́ _ _́ _
Вы́плыл ме́сяц ве́шний… _́ _ _́ _ _́ _
(А.А. Фет)
Четырехстопный хорей:
Скво́зь волни́стые тума́ны _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Про́бира́ется луна́… _́ _ _́ _ _́ _ _́
(А.С. Пушкин)
Пятистопный хорей:
Вы́хожу́ оди́н я на́ доро́гу _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́ _
Сквозь туман кремнистый путь блестит… _́ _ _́ _ _́ _ _́ _ _́
(М.Ю. Лермонтов)
Ямб и хорей – самые популярные размеры в русской поэзии, например, четырехстопным ямбом написано 80-85% стихотворений.
Трехсложные размеры стиха
Рассмотрим строки стихотворения «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
Расставим ударения и построим схему стиха:
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Вы заметили, что повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трехсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль: _́ _ _.
Возьмем другие строки – из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́ _
_ _́ _ _ _́ _ _ _́ _ _ _́
Здесь повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий: _ _́ _
Алгоритм определения стихотворного размера.
• Расставьте ударения.
• Определите безударные гласные.
• Запишите полученную схему.
• Определите размер.
Я тебе ничего не скажу.
Я тебя не встревожу ничуть.
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни на что намекнуть.
А.Фет.
Источник