Запятая между частями сложносочинённого предложения
Знаки препинания в сложном предложении
Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни…ни ), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем ), разделительные (союзы или, либо, ли… или, ли… ли, то ли… то ли, то… то, не то… не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит ) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):
а) Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);
б) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.); Дорого, зато хорошая вещь; Антон Семенович, разрешите проводить девчат из Пироговки, а то они боятся (Мак.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Все ребята хотели тебя здесь дожидаться, да я отговорил (Фад.); В этом году ему не удалось поступить в институт, впрочем все еще было впереди ;
в) Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.); То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.);
г) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм; и притом осторожность никогда не мешает (Я.); Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться (Сим.); Тучи надвигаются, значит будет дождь ;
д) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.
Примечание. Союзы ли…или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). – Видит ли он это или не видит – не столь важно. |
В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса́ шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.); Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); К полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди (Пауст.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела ; если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой: Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа ;
2) если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Было у Анны необъяснимое ощущение : еще чуть-чуть и вся эта история кончится (Щерб.); Останавливаться было нельзя : ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); однако если номинативных предложений больше, чем два, и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения (см. § 26): Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части – казенный дом и дальняя дорога – запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом );
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления ;
5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица.
Источник
раставить запитые.Месяц светит но не греет. Терпенье и труд все перетрут. Взойдет солнце росу высушит. Декабрь год кончает а зиму начинает.
Месяц светит, но не греет терпение и труд все пере тут. Взойдет солнце, росы высушит. Декабрь год кончает, а зиму начинает
Месяц светит, но не греет. Терпенье и труд все перетрут. Взойдет солнце — росу высушит. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Другие вопросы из категории
соревнования. 2. Главная . вела к парадному входу в здание. Флаг развевался на ветру, . на фоне неба. Слова для выбора: алея, теннисный, аллея, тенистый. Графически покажи связь главных членов в каждом предложением.
Читайте также
разгрызешь ореха не съешь и ядра. Поспешишь людей насмешишь. Кто вчера солгал тому завтра не поверят.
мороз озёра и реки, но не навеки. Мороз и вьюга не могут друг без друга.
честью,кот услышал голос петушка,прибежал и спас его,осень украсила деревья они стали разноцветными,солнце светит но не греет.
Солнце светит,но не греет.Сквозь волнистые туманы пробирается луна,на печальные поляны льёт печально свет она.Белка песенки поёт,да орешки всё грызёт.
и схемы
1. Упустишь минуту. час.
2.Месяц светит, но не. .
3.Не разгрызёшь ореха — не . ядра .
4.Поспешишь людей насмишишь.
5.Кто вчера солгал , тому завтра не . .
Потом мне антонимы почеркнуть надо плиз помогитеее!!
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
раставить запитые.Месяц светит но не греет. Терпенье и труд все перетрут. Взойдет солнце росу высушит. Декабрь год кончает а зиму начинает.
Месяц светит, но не греет терпение и труд все пере тут. Взойдет солнце, росы высушит. Декабрь год кончает, а зиму начинает
Месяц светит, но не греет. Терпенье и труд все перетрут. Взойдет солнце — росу высушит. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Другие вопросы из категории
соревнования. 2. Главная . вела к парадному входу в здание. Флаг развевался на ветру, . на фоне неба. Слова для выбора: алея, теннисный, аллея, тенистый. Графически покажи связь главных членов в каждом предложением.
Читайте также
разгрызешь ореха не съешь и ядра. Поспешишь людей насмешишь. Кто вчера солгал тому завтра не поверят.
мороз озёра и реки, но не навеки. Мороз и вьюга не могут друг без друга.
честью,кот услышал голос петушка,прибежал и спас его,осень украсила деревья они стали разноцветными,солнце светит но не греет.
Солнце светит,но не греет.Сквозь волнистые туманы пробирается луна,на печальные поляны льёт печально свет она.Белка песенки поёт,да орешки всё грызёт.
и схемы
1. Упустишь минуту. час.
2.Месяц светит, но не. .
3.Не разгрызёшь ореха — не . ядра .
4.Поспешишь людей насмишишь.
5.Кто вчера солгал , тому завтра не . .
Потом мне антонимы почеркнуть надо плиз помогитеее!!
Источник
Запятая перед союзом И
Ввиду неправдоподобно огромного количества ошибок, которые делаются «по вине» союза И, давайте присмотримся к нему еще раз, отдельным параграфом, и повторим всё то, что заметили про поведение этого лукавого союза в нашем языке.
Итак, встретив его в тексте, сначала определите, что именно он соединяет между собой: слова или целые предложения. Сравните:
Поднялось солнце и осветило всё вокруг.
Поднялось солнце, и осветилось всё вокруг.
В первом предложении союз И соединяет два однородных сказуемых: солнце поднялось и осветило, запятая, естественно, не ставится. А у второго предложения – почти такого же по смыслу – иная синтаксическая структура; здесь две грамматических основы: солнце поднялось, всё осветилось, поэтому мы обязаны обозначить границу между двумя сообщениями запятой.
Это основное, чему нужно научиться (если в начальной школе вы по каким-то причинам этого не сделали).
Упражнение 286.Расставьте знаки препинания.
1. Река едва мерцала в полумраке и тихо лились ее темные воды. Река едва мерцала в полумраке и тихо несла свои темные воды. 2. Поднялось солнце и осветило все вокруг. Поднялось солнце и осветилось все вокруг. 3. Ветер шумел в кронах деревьев и срывал с них листву. Ветер шумел и с крон деревьев срывалась листва. 4. Снег повалил сплошной пеленой и скрыл тропинку окончательно. Снег повалил сплошной пеленой и тропинка окончательно скрылась из глаз. 5. Тучи все наползали от горизонта и почти закрыли солнце. Тучи все наползали от горизонта и солнце почти закрылось. 6. Луна вышла из-за деревьев и озарился темный сад. Луна вышла из-за деревьев и озарила темный сад. 7. Заиграло над лесом веселое солнышко и зажгло тысячью искр белый снежный наст. 8. Подмораживает и звезды светят как-то особенно ярко. 9. Светало и становилось прохладно. 10. Мало-помалу своды пещеры начали расширяться и слились постепенно с прозрачным воздухом. (Солоух.) 11. Темнело и сбоку несло резким холодом. 12. Взошло солнце и все вокруг ожило. 13. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня в те самые места. (П.) 14. Ребята от слез ничего не видели и оттого им становилось еще страшнее. (В.См.) 15. Солнце село и мне уже пора было идти домой.
Упражнение 287.Расставьте знаки препинания.
1. Ночью костер погас и к утру стало совсем холодно. 2. Наконец закончилась долгая полярная ночь и наступила весна. 3. Небо потемнело и набухло и где-то вдалеке послышались первые раскаты грома. 4. Смеркалось и дождь по-прежнему стучал по крышам и барабанил в окно. 5. Не надо расстраиваться и опускать руки и тогда все будет хорошо. 6. За окном моросило и Федя решил захватить плащ и зонтик. 7. Было тихо и только далекий лай собак и пение петухов напоминали о человеческом жилье. 8. Небо нахмурилось и сразу стало холодно и неуютно. 9. Вдруг дверь закрылась и нас отрезало от мира. 10. Равновесием держится весь мир и это равновесие нашли мы в одной только любви. 11. Солнце на пустой набережной сильно пригревало сквозь туман и все сияло и блестело перед глазами. 12. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (П.) 13. Уже почти рассвело и темные и серые фигуры молчаливых рыбаков отчетливо виднелись на льду залива. 14. Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел. (Л.) 15. В поле человека не видать и грачи и жаворонки куда-то все подевались.
Упражнение 288.Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Вошла в песчаные берега и поголубела Волга. (В.См.) 2. Безветрие и все небо залито ровной синевой. (Т.) 3. Погода всегда имеет сильное влияние на расположение духа и вам как-то невольно становится грустно. (Дост.) 4. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (Бун.) 5. Появились первые танки и первые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (Ю.О.) 6. Белка песенки поет и орешки все грызет. (П.) 7. Дверь в сарай была приоткрыта и они заглянули в щелку. (В.См.) 8. Лошади незаметно менялись и тарантас несся все далее и далее, мимо полей, селений и городов. (Сол.) 9. Поднялся ветер и как будто оживил всё вокруг. 10. Поднялся ветер и как будто всё вокруг ожило. 11. Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (Ч.) 12. Солнце поднимается и все тише становится в просеке. (Бун.) 13. Каренина стояла неподвижно держалась чрезвычайно прямо и глаза ее улыбались. (Л.Т.) 14. Сумерки совершенно закутали морозные улицы и суету и тревогу смягчил крупный мягкий снег, полетевший в пятна света у фонарей. (Булг.) 15. Начинался дождь и мы поспешили в укрытие.
Теперь два очень важных добавления.
Первое. В том случае, если интересующий нас союз соединяет слова (то есть однородные члены предложения), нужно убедиться, что этот союз одиночный и что однородных членов всего два. В противном случае, как вы, надеюсь, помните, запятые могут и появиться. Сравните:
В наших местах встречаются зайцы и белки.
В наших местах встречаются и зайцы, и белки.
В наших местах встречаются зайцы, и белки, и лоси.
Как только союз Иначинает повторяться, связывая между собою однородные члены, нужно разделять их запятыми.
Второе. Если союзом И соединены именно предложения – удостоверьтесь, что ничего общего у этих предложений нет (разумеется, не с точки зрения логики, а сугубо формально — то бишь общих слов или предложений). Потому что если есть нечто объединяющее их, такие предложения запятой не разделяются. Мы воспринимаем их как однородные явления и соответственно ставим знаки препинания – по правилу для однородных членов предложения. Сравните:
Зазеленели деревья, и прилетели птицы. Запятая перед И обязательна: согласно основному закону русской пунктуации, мы должны разделить два предложения.
Весной зазеленели деревья и прилетели птицы. Запятую между предложениями ставить нельзя, поскольку слово «весной» по смыслу явно входит и в первое предложение, и во второе. Отсутствием этой, казалось бы, законной запятой мы и указываем на смысловое и формальное единство двух предложений.
Когда пришла весна, зазеленели деревья и прилетели птицы. То же самое, только время для двух событий указано не одним словом, а целым придаточным предложением. Но суть от этого не меняется: из-за общего придаточного два предложения не разделяются запятой.
Весной мы увидели, как зазеленели деревья и прилетели птицы. Два придаточных (про деревья и про птиц) соединены союзом И, оба относятся к одному главному предложению – дополняют его; и главное предложение опять-таки является для них общим. Стало быть, мы и воспринимаем их как однородные, и знаки ставим соответствующим образом.
Весной мы увидели, как зазеленели деревья, и прилетели птицы, и побежали ручьи.
Здесь однородных придаточных уже три, они соединяются повторяющимися союзами, значит, запятые опять появляются, но уже по другому правилу – для однородных членов предложения.
Упражнение 289.Расставьте знаки препинания.
1. Весной зазеленеют деревья и прилетят птицы. 2. Солнце закрылось тучами и стало быстро темнеть. 3. В это время распахнулась дверь в гостиную и на пороге показался лакей. 4. Кругом лежат сугробы и стоят заиндевевшие деревья. 5. Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 6. При этом известии глаза у нее заблестели и щеки порозовели от удовольствия. 7. В походе она простудилась и ей пришлось на неделю улечься в постель. 8. Уже стемнело и плохо было видно в степи. 9. В сентябре еще ласково пригревало солнце и дождей почти не было. 10. Стемнело и над тротуаром зажглись фонари. 11. Все немедленно уставились на Сережу и это смутило его окончательно. 12. На берегу сегодня необычно тихо и только вдалеке шумят деревья и раздается собачий лай. 13. Небо затянуло облаками и пошел густой крупный снег. 14. В эту самую минуту сильный порыв ветра раздвоил тучу и бледным светом озарилась та часть поля. 15. К двенадцати часам комнаты были набиты битком и жара была невыносимая.
Упражнение 290.Расставьте знаки препинания.
1. Как-то очень быстро стемнело и мы невольно прибавили шагу. 2. Не свищут иволги и соловьев не слышно. 3. В непроглядном мраке слышался только шум дождя и изредка вспыхивала молния. 4. Вокруг нас шумит безбрежный лес и заливаются лесные птицы. 5. Ветер разогнал тучи и выглянуло солнце. 6. Было уже совсем темно и снова забилось тревожно сердце и в голову полезли шальные мысли о разбойниках. 7. У Ольги радостно сияли глаза и губы морщились счастливой улыбкой. 8. В небе грохотал гром и на лужах вздувались и лопались белые пузыри. 9. Голоса смолкли и только мерное тиканье часов нарушало воцарившуюся тишину. 10. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 11. В такую погоду птицы не поют и звери прячутся по берлогам и норам. 12. Дождь кончился и только лужи на мостовой и мокрые деревья напоминают о нем. 13. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. (П.) 14. Выражение его лица изменилось и брови нахмурились. 15. В начале марта уже пригревало солнышко и снег таял на лесных опушках.
Упражнение 291.Расставьте знаки препинания.
1. Геологи были первыми кто появился здесь и кто сразу оживил эти безлюдные места. 2. Они не знали куда идти и что их ожидает. 3. После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне дается отпуск до первого сентября. 4. Она говорит что хочет простить меня и что непременно сама навестит меня. (Дост.) 5. Она мечтала о том как будет жить в Москве и какая это будет интересная жизнь. 6. Тарас видел как смутны стали казацкие ряды и как уныние стало тихо обнимать казацкие головы. (Г.) 7. На поле где цвела рожь и где кричали перепела теперь бродили спутанные лошади. 8. Особенно привлекал ее рассвет когда постепенно рассеиваются сумерки и по дворам кричат первые петухи. 9. Страшно ночью в лесу когда отовсюду доносятся смутные шорохи и чудятся чьи-то голоса. 10. Мы не заметили как начало темнеть и как сгустился перед нами лес. 11. Ира забыла что родители должны были задержаться на работе и что взять братишку из детского сада было поручено ей. 12. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота патриотизма которую Пьер замечал вчера и которую он понял совершенно после разговора с князем Андреем. (Л.Т.) 13. Лес еще не шумел потому что было очень рано и ветер еще только-только нарождался вдали. 14. Когда люди молоды и весна на дворе всё кажется веселым и радостным. 15. Там где еще вчера слышались веселые голоса и раздавался детский смех теперь царила тишина.
Обобщим всё сказанное в едином алгоритме. Чтобы не ошибиться в постановке запятой перед союзом И, выполните два действия:
Упражнение 292.Расставьте знаки препинания.
1. Прохожие постояли потолковали о происшедшем и пошли по своим делам. 2. Чернеет лес розовеет небо и медленно на горизонте встаёт оранжевое солнце. 3. С утра дул теплый ветер и пекло невыносимо. 4. С утра дул теплый ветер и к полудню пекло невыносимо. 5. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. 6. Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась и Таня входит в дом пустой (П.) 7. Как взор его был быстр и нежен стыдлив и дерзок а порой блистал послушною слезой (П.) 8. Олег дернул удочку оборвав зацепившуюся леску и поспешно выскочил на дорогу. 9. Ему послышалось что кто-то отворил дверь и что чей-то неуловимый вздох пронесся над ним. 10. Я вытащил из чемодана восковой огарок и засветив его стал раскладывать вещи. 11. Здравствуй сказал брат сумрачно усмехаясь и поклонившись Алене продолжал говорить с соседом. 12. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые круглые листья и промокая ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно-зеленую траву. 13. Не прошло и пяти минут как со всех сторон затрещали и задымились костры рассыпались солдаты раздувая огни руками и ногами подтаскивая сучья и бревна. (Л.Т.) 14. Отец мой говорил что он не видал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. 15. Он три месяца искал встречи с Андреем и когда встретился не мог найти нужных слов.
Упражнение 293.Расставьте знаки препинания.
1. На южных склонах бугров растаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля уже покрылась сиреневой дымкой испарений. 2. Звезды уже начинали бледнеть и небо становилось серым когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (Т.) 3. Трава и листья на деревьях были покрыты пылью и дороги и солончаки обнажены и звучно тверды. 4. Осенью мы побывали в Петербурге и Архангельске и Петрозаводске. 5. Он оказался напротив нее и твердо и настойчиво взглянул в ее глаза. 6. Юля внезапно запнулась как будто смутившись и повернувшись к Василию Петровичу продолжала говорить уже для него. 7. Чернов стоял картинно опираясь на перила и поигрывая тросточкой. 8. Я рано начал читать и вскоре чтение сделалось любимейшим моим занятием. 9. В пятнадцать лет он уже окончил школу и поступил на филологический факультет. 10. Рано утром деревня еще спит и даже петухи еще не оглашают окрестности своим кукареканьем. 11. Он радостно объявил что работа окончена и что до завтрашнего утра все совершенно свободны. 12. Я знал что уже слишком поздно и что все в доме давно спят и что мой визит будет выглядеть по меньшей мере странным и все-таки решился постучать в дверь. 13. От неожиданности она вздрогнула и отскочив в сторону уставилась на меня непонимающими глазами. 14. Почему-то неприятно мне стало и вспомнился конторщик и как он тонко скулил, положив голову на руки. (Булг.) 15. По вечерам я стал читать и оценил вполне и лампу над столом и седые угольки на подносе самовара и стынущий чай и сон после бессонных полутора лет. (Булг.)
|
|
|
|
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник