Игра викторина на тему «Космос» для младших школьников 1-2 класса
Цель: привлечение к чтению, знакомство с историей возникновения и развития космонавтики в СССР, а в дальнейшем в России, а также знакомство с фактами из жизни первых космонавтов.
Задачи:
Образовательные: закрепить детей представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, так же о космонавтах: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, В. Терешковой;
Воспитательные: воспитывать любовь к родине, интерес к чтению.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, развивать двигательные качества и умения: чувство ритма, пластичность, ловкость, координацию движений.
Оформление: книжная выставка «Полетели в космос!».
Материал к викторине: изображения Земли, Луны, Солнечной системы, фото Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, собак Белки и Стрелки, изображение ракеты и космонавта, созвездия Большой медведицы, кометы и метеорита; чистые листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры, медали из фанеры или значки или угощения. магнитола или видеопушка.
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме, постройка ракеты из конструктора, просмотр мультфильмов/презентаций по теме. заранее детям даётся задание — познакомиться с книгами:
«Большая книга о космосе» пер. с англ. Е. И. Саломатина,
Энциклопедия «Космос» из серии «Хочу все знать»,
«Звёзды и планеты» пер. Ю.Н. Касаткина и др. Авант плюс, иллюстрированная энциклопедия
«Космос» пер. А. А. Орехов,
Е.П. Левитан книги из серии «Астрономия для умненьких детей»
«Петя Рыжик и его верные друзья Мик и Мук на Луне, под землёй» истории в картинках, И. Носов.
«Космонавты» Артур Гиваргизов,
«Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв,
Ефрем Левитан: Сказочная Вселенная
Астроном: «А кто такой Юрий Гагарин?»
Я приглашаю всех вас в космический полет, вы- команда космонавтов и сейчас я проверю, готовы вы к полёту или нет.
Первое задание «Солнце и звезды».
Солнце-это звезда, оно холодное, тёплое или горячее? (демонстрация картинки из энциклопедии). (горячее) Какой формы солнце? (ответы детей) Оно тоже круглое, как и наша планета? А какие цвета вы видите на Солнце? Желтый и оранжевый. Это потому что Солнце- раскаленный шар, поэтому мы не можем приземлиться или даже подлететь близко, иначе мы сгорим! Мы же не хотим сгореть? Тогда пошли дальше.
Вопросы:
• Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).
• Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).
• Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (дыра)
• Есть в небе звёздочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь. (Полярная звезда)
• В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
• Осколок от планеты
Второе задание «Зарядка астронавтов».
Физминутка:
Раз — подняться, подтянуться (На начало физминутки нужно присесть, встать и потянуться вверх)
Два — согнуться, разогнуться (наклон вперед-назад)
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – приседаем (присели-встали), ноги выше поднимаем.( мах правой ногой вперед, затем левой)
Пять- наклон туда-сюда (в стороны), закружилась голова (круг головой).
Шесть- взлетели на ракете (высокий прыжок)
Приземлились! (присели) – Всем приветик!( встали и помахали рукой)
Молодцы, ребята!
Третье задание «Изучаем космос»
Астроном: Чтобы покорить космос, необходима серьёзная подготовка! И в первую очередь умственная! Начинаем нашу подготовку!
Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски … (космонавт)
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный … (телескоп)
Как называется специальный аппарат, для передвижения по поверхности Луны? (Луноход).
Быстрая, словно комета, в космос взлетает… (Ракета)
Назовите самую большую планету солнечной системы? (Юпитер)
Назовите самую маленькую планету солнечной системы? (Плутон).
Какие планеты называют газовыми гигантами? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Чем похожи все планеты Солнечной системы? (Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.)
Какие планеты, имеют кольца? (Сатурн, Уран, Нептун).
На какой планете солнечной системы есть воздух и вода? (Земля).
Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? … (Орбита).
На доске размещены картинки – планеты и луна.
Астроном: Найдите лишний предмет (Луна – спутник).
Астроном: Что такое спутник? (спутник – это небесное тело, которое движется вокруг планеты).
— Имеют ли спутники другие планеты? Да, у Юпитера целых 15 спутников.
— Какие планеты не имеют спутники? (Меркурий и Венера).
Молодцы! А сколько всего планет в нашей солнечной системе? 8 (показать на пальцах 8) Закрепляем название планет и в этом нам поможет считалочка!
Пальчиковая гимнастика. На число пальцами показываем цифру, под которой обозначена планета, на название планеты идет хлопок. (на пример «Три – Земля!» — на «три» показываем три пальца, «Земля» — хлопок).
Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),
Астроном: И последнее задание- творческое! Вы умеете придумывать и фантазировать? Тогда слушайте внимательно!
Пятое задание
1. Вам нужно продолжить предложение: «Мой космический корабль вынужденно приземлился на планету под названием» …», потому что…
2. Вспомните книги, мультфильмы, связанные с космосом.
(Незнайка на Луне Н. Носов, «Тайна третьей планеты К. Булычев,
м/ф «Белка и Стрелка: лунные приключения»,
м/ф «Смешарики о космосе и звездах»,
«Петя Рыжик и его верные друзья Мик и Мук на Луне, под землёй» истории в картинках, И. Носов.
«Космонавты» Артур Гиваргизов,
«Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв,
Ефрем Левитан: Сказочная Вселенная, Маленькие планеты, Длинноволосые звёзды, Твоё Солнышко.
Энциклопедии
3. Нарисовать (или раскрасить) инопланетное животное или космический корабль.
Раскраски для примера
Источник
Интеллектуальная игра «Зажги свою звезду»
Космос. Тысячи лет люди вглядывались в небо и размышляли о тайнах Вселенной. Вот и сегодня мы с вами попытаемся разгадать тайны космоса и зажечь свою звезду на нашей звездной карте.
Цель: формирование знаний о становлении космонавтики, о первых полётах в космос.
Задачи: развивать познавательную активность, коммуникативные способности; формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса; воспитывать умение работать в команде.
Интеллектуальная игра составлена для учащихся 4-5 классов, проводится она в форме соревнования между командами. В ходе игры ребятам необходимо будет ответить на вопросы об освоении космоса. Игра состоит из пяти заданий.
Оборудование: презентация; карта звездного неба; звезды; бланки ответов №1,2,3,4,5; скакалки, кольца.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру! А тему мы с вами узнаем, разгадав ребус:
Итак, это – космос. Тысячи лет люди вглядывались в небо и размышляли о тайнах Вселенной. Вот и сегодня мы с вами попытаемся разгадать тайны космоса и зажечь свою звезду на нашей звездной карте. А в космическое путешествие отправляются экипажи космических кораблей (Представление команд). За нашим полетом наблюдает ЦУП Центр управления полетами – наше жюри (Представление жюри).
На ваших столах находятся бланки ответов № 1,2,3,4,5. Ваша задача сейчас определить, кто из вас будет заносить ответы в бланк, кто будет ласточкой, хранителем времени. Не забывайте подписывать бланки ответов.
Итак, первое задание – разминка «Наша солнечная система»
Перечислите планеты в порядке удаления от солнца.
Ответ: Солнце– Меркурий– Венера– Земля– Марс– Юпитер– Сатурн– Уран– Нептун– Плутон.
Второе задание «Их знают все или Великолепная шестерка»
Перед вами шесть космонавтов. Их фамилия, имя, отчество, фотография, позывной. Ваша задача соединить в одно целое.
1.Юрий Алексеевич Гагарин |