Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Море — смеялось. (М. Горький)
Олицетворение и метафора
Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.
Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое ( «посмотри, как дремлют ивы »), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов (« зеркало реки» ), и на основе переноса свойств неживого на живое существо (« каменное лицо »).
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Олицетворение и аллегория — в чем разница?
Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
Источник
«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Источник
Как Тютчев показал грозу? Анализ стихотворения «Неохотно и несмело . «
Стихотворение написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы. Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет (с 1821 года) за границей и лишь в 1844 году вернулся в Россию.
Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление. Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.
В наши дни стихотворение читается легко, несмотря на некоторые устаревшие выражения. Например, сегодня устарело междометие » Чу!», означающее «слышно».
Жанр стихотворения
Поэт решил нарисовать словами этот весенне-летний грозовой пейзаж , который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).
Тема и сюжет стихотворения
Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает — это промежуточное состояние природы, ожидание грозы («принахмурилась земля»). Затем идет ливень и, наконец, все проходит, вновь земля «в сиянье потонула».
Основная мысль (идея) стихотворения
Основная мысль, или идея, этого произведения — это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе:
Зеленеющие нивы зеленее под грозой.
Поэт описывает особенную грозовую красоту весны или раннего лета, ведь злаковые поля имеют зеленый цвет лишь в это время года. Дождь очень желанен в эту пору года.
Гром, ливень, пыльный вихрь — все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться. Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье.
Все стихотворение воспринимается как контраст двух разных пейзажей: один хмурый, грозовой, и другой — потонувший «в сиянье».
Причем оба этих контрастных пейзажа освещены солнцем, но вначале солнце смотрит «неохотно и несмело», отчего земля «принахмурилась». В конце же солнце светит во всю мощь и земля радостно тонет в его «сиянье».
Вид рифмы
Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей :
Вид рифмовки
Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля — земля; порывы -нивы, порой- грозой). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.
Художественные средства
Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств .
эпитеты — «зеленеющие нивы», «неохотно и несмело» солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей».
сравнение («вихрем» пыль летит с полей) — это единственное в стихотворении сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.
Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений — метафор.
метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, «синей молнии струя»). Метафора — это скрытое сравнение. (Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словн о «исподлобья», земля словно «потонула» в сиянье, синяя молния — словно струя). Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: «неохотно и несмело солнце смотрит на поля», «смятенная земля».
аллитерация ( ч у, за т уч ей. ; прогрем ело, принахмур илась, зелен еющие . зелене е)
Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой») усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.
В стихотворении с помощью эпитетов используется цветопис ь — поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Синяя молния и белый пламень — это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный.
Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски «солнца», его «сиянья», которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.
Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом. Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением : солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».
» ветра теплого порывы , Дальний гром и дождь порой «.
Композиция стихотворения
Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния — это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы. Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии. Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.
Также в композиции поэт использует такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.
Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).
Лирический герой в стихотворении
В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья». Это позволяет нам заключить, что лирический геро й в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное. Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.
Произведение можно сопоставить со стихотворением Фета «Как ярко полная луна. » . В нем тоже выражено чувство восхищения красотой природы:
Сходство также в выразительности красок и звуков: у Фета ярко светит луна, звезда горит, а птица громко поет «ночную песнь» «у неостывшего гнезда». Причем эта песнь «гремит и тает», а звезда «горит и потухает», то есть определенный шум и блеск (сияние звезды, пение птицы) проходит, как в стихотворении Тютчева, и наступает тишина.
Художественная сила стихотворения
После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения. То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце.
Источник