Помогите найти весь текст В. Пескова Торопитесь на праздник
Торопитесь на праздник.
На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в
мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед
седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дома, лучше с самой зарей. Тогда весь
праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки,
увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб»
трудолюбивый дятел.
Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте
тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство. Нагулявший тело барсук
проковыляет через вашу тропинку. Лося встретите…
Грибов немного, но тем дороже находка в пропахшем осенью
дубняке. А под елями прячутся холодные, с затянутыми шляпками грузди…
Паутина на облетевших березовых ветках. У горящего клена
греют лапы монашки-елочки. Глубокая колея от телеги засыпана золотом. Под
кустом на желтом матраце – побелевший раньше времени заяц. Прижаты уши, бусинки
глаз – боится, знает, что выдает его белая шуба. Счастье зайца, что вы не
охотник. Вы свистнули, и заяц не усидел – шорох листьев, ник озадаченной сойки.
Под вечер вы присядете на старом пеньке. Слаще меда
покажется хлеб с горсткой собранной под ногами брусники. А когда отряхнете с
коленей крошки и нагнетесь к ручью напиться, в зеленом зеркальце вы увидите
лицо чрезвычайно знакомого вам помолодевшего человека. Он улыбнется: хороша
жизнь.
Источник
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Онтонио Веселко
Найдите метафоры в тексте. Объясните, как они образованы. Измените предложения так, чтобы в них отсутствовали метафоры (общий смысл предложений сохраните). Сравните предложение с метафорой и предложение без метафоры. Сделайте вывод о функциях метафоры в тексте.На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник — ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб» трудолюбивый дятел (Б. Песков).
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Седлайте велосипед.
Стягивает солнце туманное одеяло с реки.
Добывает свой хлеб трудолюбивый дятел.
Измененный текст:
На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или едьте на велосипеде , а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше когда еще есть заря. Тогда весь праздник — ваш. Вы увидите, как река становится прозрачней , увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как дятел трудится.
Метафора делает текст более интересным для прочтения.Она украшает его.
Источник
Найдите метафоры в тексте. Объясните, как они образованы. Измените предложения так, чтобы в них отсутствовали метафоры (общий смысл предложений сохраните). Сравните предложение с метафорой и предложение без метафоры. Сделайте вывод о функциях метафоры в тексте. На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед седлайте, а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше с самой зарей. Тогда весь праздник — ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб» трудолюбивый дятел (Б. Песков).
Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Седлайте велосипед.
Стягивает солнце туманное одеяло с реки.
Добывает свой хлеб трудолюбивый дятел.
Измененный текст:
На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или едьте на велосипеде , а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше когда еще есть заря. Тогда весь праздник — ваш. Вы увидите, как река становится прозрачней , увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как дятел трудится.
Метафора делает текст более интересным для прочтения.Она украшает его.
Источник
Урок русского языка на тему «Комплексный анализ текста Василия Пескова «Октябрь» (6 класс)
урока русского языка в 6 классе.
«Комплексный анализ текста Василия Пескова «Октябрь»
Образовательная: обобщить и повторить знания учащихся по теме «Текст», проанализировав содержание текста В. Пескова «Октябрь» в соответствии с темой урока.
— развивать умение анализировать, расширить активный запас слов учащихся;
-развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение представлять картину, нарисованную автором, понимать чувство художественного слова;
-развивать у учащихся образное мышление, умение видеть необычное в обычном, замечать красоту природы.
Воспитательная: повысить мотивацию обучения, способствовать воспитанию чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем нас мире.
Тип урока: урок-исследование.
Метапредметные связи : литература, музыка, живопись.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Отговорила роща золотая» на слова С. Есенина, минусовка «Мелодия осени», распечатанные тексты В.Пескова, план комплексного анализа текста, рисунки на тему «Осень», толковый словарь Ожегова, репродукция картины Левитана «Золотая осень», CD – диск с произведением П.И.Чайковского «Времена года», сигнальные значки настроения.
1.Организационный момент. Создание эмоциональной атмосферы.
Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение наизусть стихотворений учениками. (под минусовку «Мелодия осени»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь
в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Славная осень
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший
на речке студеной
Словно как
тающий сахар лежит;
Около леса,
как в мягкой постели,
Выспаться можно —
покой и простор!
Листья поблекнуть
еще не успели,
Желты и свежи лежат,
как ковер.
Славная осень!
Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочки,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
2. Подведение к теме урока. Определение темы и целей урока. Слово учителя с элементами беседы?
— Вам понравились прочитанные стихотворения? На какую тему они написаны? Они созвучны сегодняшней погоде? Да, « у природы нет плохой погоды…». Осень – прекрасное время года. Это любимое время года А.С. Пушкина и не только – Паустовского, Пришвина. Да вот и вам она нравится, об этом говорят ваши рисунки.
-Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
3.Корректировка темы и цели урока. Оформление записи в тетради.
— Да, сегодняшний наш разговор пойдёт об осени. Мы сегодня с вами сделаем комплексный анализ текста В. Пескова «Октябрь». Целью урока является обобщение и повторение знаний по теме «Текст». Мы научимся анализировать текст, понимать чувство художественного слова, видеть необычное в обычном, расширим словарный запас слов.
4. 1. Работа по теме урока. Расширение информационного пространства.
— Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном писателе, который любил русскую природу. Это В.Песков.
— Знакомо ли вам имя автора? Расскажите о нём. (Ученица рассказывает о Пескове). (СЛАЙД — портрет В. Пескова).
4.2. Чтение текста учителем (на каждой парте лежит распечатанный текст).
— Сели поудобнее, постарайтесь во время моего чтения увидеть те картины осени, которые описывает писатель в своём тексте.
Месяц жёлтых метелей . Сначала листок за листком тихо валятся книзу. Но вот покрепчал мороз – и клён на опушке как будто за ночь остригли . Рыжая причёска ворохом лежит возле ног. И всё кругом теряет лист за листом. В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка . Листья кружатся в медленном танце , повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна , на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды . Лесные дороги покрылись жёлтым ковром . Листья не поблекли и не подсохли ещё, глушат шаги, мягкой подстилкой лежат в колее, в сырую погоду липнут на тележное колесо, вертятся мохнатым кругом . Листья ещё не успели прикрыть грибы, ещё можно найти опёнки, грузди, россыпи пахучих рыжиков. Напоказ стоит ядовитая красота мухоморов.
Дожди. Туман. Белая соль мороза . С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит наконец день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лес у. Шорох, мелькание желтого, красного . Вихри, круговороты . Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…
Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара . Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать . И всё в лесу настороженно слушает этот шорох… ( В. Песков)
4.3. Коллективная работа.
О чём текст? ( Запишите полное предложение, отвечая на вопрос , в тетрадь) .
Какие картины вы увидели, читая текст?
А можно было услышать какие-то звуки?
Какие мысли возникли у вас при чтении текста?
Какое настроение создаёт эта лирическая миниатюра? Почему? (Запишите ответы в тетрадь).
Вы, наверное, уже заметили, что в тексте нет микротем. На сколько частей можно разделить текст? ( на 3).
Мы с вами учили план текста. Давайте вспомним: какие бывают планы текста? (Вопросный, назывной, тезисный).
Как вы объясните выделенную фразу?
Определите стиль текста, обоснуйте своё утверждение . (Художественный : в нём широко использованы изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
Тип речи? (Описание).
Какие предложения встречаются наиболее часто? Укажите их. (Предложения с однородными членами. Они повышают выразительность речи, помогают передать динамику речи, быструю смену впечатлений).
А вот прочитайте предложения, которые состоят из одного слова. Как называются такие предложения? (Назывные. Почему? Они называют предметы, которые дают оценку окружающему миру, зримо предстают картины природы, в них заложены большие изобразительные возможности).
Каким предстаёт автор данного текста? (Песков – человек, тонко чувствующий красоту природы, талантливый художник, мастерски владеющий словом, пишет необычно об обычном, поэтично, красиво).
Определите главную мысль текста. (Осенняя природа прекрасна. В обычном можно увидеть необычное, красивое).
Чему учит данный текст? (Учит видеть и понимать красоту окружающего мира).
— Послушайте высказывание В Пескова. Он убеждает читателя: «Праздник встречи с прекрасным доступен всем: На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в
мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед
седлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дома, лучше с самой зарей. Тогда весь
праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки,
увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб»
трудолюбивый дятел.
Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте
тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство.
-Сейчас мы с вами будем работать в парах. Каждая пара выполнит своё задание письменно в тетради.
1 ПАРА — Составляет тезисный план текста.
2 ПАРА – Составляет вопросный план.
3 ПАРА – Составляет назывной план.
4 ПАРА — Работает над нахождением выразительных средств языка.
– А теперь расселись все поудобнее, закройте все глаза и представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Там тихо, светло не от солнца, а от «жёлтой музыки» листьев… Вам хорошо, тепло на душе… Под ногами жёлтый ковёр, и вы наклоняетесь, берёте охапку листьев и кидаете вверх… И ещё, и ещё раз кидаете…
6. Проверка ответов.
1 ПАРА: тезисный план:
1) «Месяц жёлтых метелей».
2) «Листья в медленном танце».
3) «Вихри, круговорот».
5) «Лес уже не тот».
2 ПАРА: вопросный план:
1) Месяц каких метелей?
2) Какая картина в лесу?
3) Какие звуки слышны в лесу?
4) Почему всё стихло в лесу?
3 ПАРА: Назывной план:
4 ПАРА: Выразительные средства языка:
Эпитеты: жёлтая метель, тихий день, жёлтая музыка, зелёные подушки кукушкина льна, жёлтым ковром, ядовитая красота мухомора, белая соль мороза, лес прозрачный и грустный, рыжая причёска лежит возле ног;
Сравнение: клён на опушке как будто за ночь остригли; лес, как после пожара;
Олицетворение: листья кружатся в медленном танце, всё в лесу настороженно слушает шорох…
Метафоры: з олотым шитьём ложатся на ёлки, огонь листопада.
7 . Расширение информационного пространства.
— Какие цвета использованы в тексте автором?
(Жёлтая музыка, жёлтая метель, жёлтый ковёр, рыжая причёска, золотым шитьём, белая соль мороза, огонь листопада, мелькание красного.
-Какими красками можно изобразить осень?
Цветопись – искусство передачи цветов и красок окружающего мира языком художественного произведения.
Следовательно, мы можем сказать, как воспринимает мир Василий Песков?
-Не только краски помогают создать образ мира, но и звуки. Есть понятие звукопись.
Звукопись — это повтор одинаковых или сходных согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс). Роль звукописи – создать звуковой образ.
— Найдите слова в тексте, которые передают звук.
Отве т- шоро х, вихри , дожди , жухнут, шуршат, жёлтая музыка — создают картину звуков природы.
-Какие звуки здесь преобладают: гласные или согласные?
-Какие звуки в русском языке шумные? ( Преобладают согласные (шумные, шипящие) звуки. Они и создают звуковой образ в тексте.
8. Работа над орфограммой.
— Какому правилу они подчиняются? (О, Е после шипящих, под уд. – О,Ё, безуд. – е).
2) Найдите в тексте наречия. Произведите морфемный разбор (Лера – тихо ,
Дима – сначала , а остальные выполняют в тетради).
3) Во втором абзаце найдите глагол, который соответствует схеме: _________
4) Объясните значение слов а ВОРОХОМ ( ворох- куча, груда). Сделайте морфологический разбор этого слова. ( сущ., н.ф.-ворох, нарицательное, неод., ед.ч., м.р., тв.п., 1 скл., в предл. явл. дополнением.
-Не встретилось ли вам ещё непонятных слов?
9. Слушание музыки. Видеоклип «Отговорила роща золотая» на слова С. Есенина.
-Подходят ли данная музыка и картина, которая у нас на доске данному тексту? Почему?
-Какое настроение они у вас создают?
-У вас на столе лежит план комплексного анализа текста. Прочитайте вслух.
Это я распечатала для всех. Можете забрать собой. В следующий раз воспользуемся этим планом. Не теряйте их.
10. РЕФЛЕКСИЯ.
— Каждый урок – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя сегодня?
На уроке у меня было … настроение.
Я оцениваю свою работу на уроке…
— А с каким настроением вы уходите с урока? Пожалуйста, оставьте на доске цветовой или сигнальный значок вашего настроения (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики и прикрепляют на доске.
11. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Домашняя работа предлагается на выбор:
Написать миниатюру «Воспоминание о месяце жёлтых метелей».
Нарисовать иллюстрации к тексту.
План комплексного анализа текста
1.Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5.К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6.Какое настроение преобладает в тексте?
7.Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11.Как соотносятся начало и конец текста?
12.На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14.Понаблюдайте над лексикой текста.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь
в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Славная осень
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепшийна речке студеной
Словно как
тающий сахар лежит;
Около леса,
как в мягкой постели,
Выспаться можно —
покой и простор!
Листья поблекнуть
еще не успели,
Желты и свежи лежат,
как ковер.
Славная осень!
Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочки,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Месяц жёлтых метелей . Сначала листок за листком тихо валятся книзу. Но вот покрепчал мороз – и клён на опушке как будто за ночь остригли . Рыжая причёска ворохом лежит возле ног. И всё кругом теряет лист за листом. В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка . Листья кружатся в медленном танце , повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна , на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды . Лесные дороги покрылись жёлтым ковром . Листья не поблекли и не подсохли ещё, глушат шаги, мягкой подстилкой лежат в колее, в сырую погоду липнут на тележное колесо, вертятся мохнатым кругом . Листья ещё не успели прикрыть грибы, ещё можно найти опёнки, грузди, россыпи пахучих рыжиков. Напоказ стоит ядовитая красота мухоморов.
Дожди. Туман. Белая соль мороза . С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит наконец день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лес у. Шорох, мелькание желтого, красного . Вихри, круговороты . Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…
Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара . Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать . И всё в лесу настороженно слушает этот шорох…
Ученица рассказывает о Пескове
Сегодня я расскажу вам, кем был Василий Песков . Это советский и российский писатель, журналист, фотокорреспондент, телеведущий передачи «В мире животных» (с 1975 по 1990 год), путешественник. Он был удостоен Ленинской премии в 1964 году, а также награды Правительства РФ в области СМИ от 2013 года (посмертно).
Василий Песков родился в 1930 году, 14 марта, в селе Орлово , ныне оно относится Воронежской области. Его родителями были машинист и крестьянка. Окончил школу. Поступил в воронежскую школу киномехаников. Работал шофёром, пионервожатым, киномехаником. Увлёкся в юности фотографированием природы. С 1953 года работал в газете города Воронеж. Сперва стал фотографом. После невероятно успешной публикации своего первого очерка под названием «Апрель в лесу» сделался штатным корреспондентом. В 1956 г. отправил несколько собственных статей в газету «Комсомольская правда». В результате его приглашают в Москву. Начиная с 1956 г., Василий Песков — обозреватель «Комсомольской правды». Постоянный автор рубрики под названием «Окно в природу». Дебютная книга очерков автора вышла в печать в 1960 году. В 1975-1990 вёл программу «В мире животных», совместно с Николаем Дроздовым. Дети Василия Пескова любили не меньше, чем взрослые, поскольку с 1992 года он начал работать в журнале «Муравейник». Там его рубрика была названа «Дядя Вася рассказывает».
Писатель отмечает, что первые уроки в жизни получил в семье. Он был старшим ребенком. Мать и отец детей любили, однако не баловали. Любовь к окружающей природе в молодом человеке воспитал его школьный учитель. Он ходил с детьми в лес, показывал разных птиц, говорил о природе. Дома у него проживала перепелка. Учитель очень хотел, чтоб дети любили деревню. Он часто вспоминал, что именно в деревне вырастают талантливые люди.
Василий Песков скончался в 2013 году, 12 августа, в Москве. Ему было 83 года. По завещанию тело Василия Михайловича кремировали, его прах развеяли над полем села Орлово, что в Воронежской области.
Источник