Необычайное приключение, бывшее
с Владимиром Маяковским летом на даче
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла, —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
« Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь 1 задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
ввалилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чай гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность 2
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
1 Ретируюсь — отступаю.
2 Степенность — рассудительность, серьезность.
Вопросы и задания
- Понравилось ли вам стихотворение? Что общего между поэтом и солнцем? Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе?
- Внимательно вчитайтесь в стихотворение «Необычайное приключение. ». Как меняется настроение поэта на протяжении рассказа и как это можно передать при чтении? Перечитайте начало и конец стихотворения «Необычайное приключение. ». Одинаков ли ритм в этих отрывках? Подготовьтесь к выразительному чтению, используя советы самого поэта.
Обогощайте свою речь
- Как вы понимаете слова и словосочетания, строки: «тупая сонница», «до дней последних донца», «златолобо»? Найдите неологизмы — новые слова, созданные поэтом, и объясните их значения.
- Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов («смотреть в оба», «сколько лет, сколько зим», «никаких гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте. Какие значения слова «светить» появляются в тексте Маяковского?
С помощью каких средств изображения автор раскрывает простоту и величие будничного труда поэта и солнца? В чем главная мысль стихотворения? Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы себе представляли встречу героя с солнцем? Какая из иллюстраций кажется вам наиболее удачной?
Источник
Маяковский — вопрос о Солнце и Поэте (ЕГЭ по литературе)
Внутреннее состояние лирического героя в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» меняется от смущения и конфуза до воодушевления и решимости. Переломным эмоциональным моментом в душе героя становится встреча с солнцем.
Сначала лирический герой не был рад гостю-солнцу, «орал» ему «дерзости», стал «сконфужен», боялся, чтобы «не вышло . хуже». Однако он находит общий язык с солнцем и, постепенно «разговорясь», обсуждает с ним значимость искусства. Поэт признается, что именно встреча со «светилом» изменила его внутреннее состояние, он утверждает: «странная из солнца ясь струилась», то есть ясность задачи поэта ему осветило именно солнце. Оно призывает поэта смотреть «на вещи просто» и продолжать писать стихи, не останавливаясь и не унывая. И здесь можно увидеть гиперболизацию, свойственную поэзии Маяковского, ведь его собеседником («на «ты» мы с ним») оказывается солнце — то, что оживляет, дает земле жизнь и смысл.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Слово поэта в стихотворении приравнивается со светом солнца, поэт также важен земле, как и «светило», которое говорит ему: «Я буду солнце лить свое, а ты свое — стихами». Так, внутреннее состояние героя меняется после слов и света солнца, в нем просыпается воодушевление и решимость, он видит, насколько значимо искусство и торжественно озвучивает лозунг поэта и солнца в последних строках стихотворения: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. ».
Автор: Осипова Маргарита
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36264
Источник
Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения
Разделы: Литература
Слайд № 1.
Название темы.
Цели:
- Обучающая: прививать интерес к древнерусской литературе; показать художественные особенности произведения, определив роль главных героев «Слова…» в раскрытии идейного замысла автора; обозначить проблемы, поднятые автором в произведении, актуальность произведения, способствовать пониманию обучающимися неоднозначности оценки исторической личности.
- Развивающая: создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, расширять знания о древнерусской литературе, проследить связь литературы и живописи.
- Воспитывающая:формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать любовь к родному краю.
Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.
Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация, мультфильм (отрывок).
Слайд № 2.
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев
Ход урока
Введение в тему (слово учителя).
Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.
Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.
Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьба земли тесно связана с солнцем. Издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Богом солнца финикиян был Геракл, египтян — Озирис, Ра; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; славян — Даждь-бог, Хорс. Славянские праздники — Коляда, Масленица, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу.
Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.Постарайтесь определить цели нашего урока. (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова. », на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.
I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.
Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)
Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.
Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.
Солнце как небесное светило упомянуто автором 5 раз:
— Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);
— Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);
— Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);
— Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?» (с. 39);
— «Солнце светится на небеси — Игорь князь в Русской земли» (с. 44).
А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).
В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):
— Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);
— Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).
ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).
Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи. въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).
Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в «Слове»? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.
Почему так происходит? Описание двух затмений имеет чрезвычайную символическую значимость. Чтение текста. От Игорь » наведе своя плъкы на землю Половѣцькую. Тогда Игорь възрѣ на солнце и видѣ отъ него тьмою «, а затем «Игорь пoѣxa по . полю. Солнце ему тъмою « Сначала солнце предупредило Игоря, только прикрыв «тьмою» его войско, а затем оно преградило путь («заступаше») ему самому. И тогда уже исход нападения «русичей» на «сватов» был предрешен. Игорь как бы дважды пренебрег роковым для его предков солнечным символом.
Вывод. Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.
Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».
Слайд № 8. Как это характеризует Игоря? С одной стороны, поступок предосудительный, а с другой — геройский.
В чем парадокс природного явления, описанного в «Слове…»? Солнце — источник тьмы.
В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.
Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей «солнечного рода» Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.
Вывод. Образ Солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мотив борьбы света с тьмою — лейтмотив всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции, реализуясь на протяжении всего произведения.
Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.
Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в «кластере«. Обосновать свое размещение князей в кластере. (Кластер (гроздь)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» — это главное, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы).
Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!
Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.
Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.
II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.
Слайд № 15.
Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.
Игорь Святославич (1151 — 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича — князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, против Мстислава Изяславича, великого князя киевского. Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол. Оставил после себя пятерых сыновей.
Слайд № 16.
Всеволод Святославич — князь Трубчевский и Курский (история родного края) младший брат Игоря Святославича был женат на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Курск впервые упомянут в летописях в 1095 г., возник он в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь. Первоначально Курск был городом Переяславского княжества, но позже примкнул к Новгород-Северскому. В конце XI в. Курск уже был мощной крепостью, один из пограничных форпостов Киевской Руси. Опасность нападения врагов возникала внезапно, поэтому возле Курска располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу.
Слайд № 17.
Во время похода в половецкую степь в 1185 г. Всеволод командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на р. Каяле, за что автором «Слова» назван был Буй Туром и Яр Туром, который сыплет на врагов стрелы и гремит о шлемы неприятелей мечом булатным; «где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие». Таковы же были и его куряне, которые «под звуком труб повиты, концом копья вскормлены, — пути им сведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны открыты; рыщут они в поле, как серые волки, ищут самим себе чести, а князю — славы».
Слайд № 18.
Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.
Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков — зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости — говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.
Слайд № 19.
Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170[1]). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» — половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.
Слайд № 20.
Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.—?) — князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.
Слайд № 21.
Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: «Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!»
Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: «Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие».
Взаимовыручка и взаимоподмога — неотъемлемые черты во взаимоотношениях с братом, которые выделяет автор. В тяжелые минуты боя, когда Всеволоду было трудно справляться с превосходящими силами врага, Игорь спешит ему на помощь: «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода».
Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:
Князь Игорь
Храбрый, недальновидный.
Любит, заботится, хочет прославиться.
«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»
Сын своей эпохи.
Буй Тур Всеволод
Доблестный, самоотверженный.
Сражается, ранен, пленен.
«Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие».
Русский богатырь.
Беседа после услышанного:
– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).
Слайд № 22.
В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.
Слайд № 23.
В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? «На врага не вовремя напали», «ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном».
— К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять » за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя он сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».
ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» — символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова. » осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.
Слайд № 24.
Когда и при каких обстоятельствах в тексте «Слова…» снова возникает образ Солнца? (Подготовленное чтение наизусть). Жена Игоря Ярославна обращается к трем силам для нее — живым «господам»: к ветру, Днепру Словутичю и, наконец, к могущественнейшему из них — «Светлое и тресветлое солнце!»
Почему тресветлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.
Слайд № 25,26.
«Ярославна – юная жена Игоря — оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме (Вопрос-ответ) – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся Солнцу.
Слайд № 27
Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: «Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?» Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.
Отрывок из мультфильма.
Слайд № 28.
Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.
Слайд № 29.
Какое же теперь Солнце, как оно встречает князя Игоря? Подтвердите текстом. (Ранее — «тьмою», теперь — «горячюю лучю»), («свѣтлое» — «свѣтится»). Русская земля, русские князья ассоциируются у автора с солнцем, светом. Для автора солнце всегда светлое, независимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце».
Слайд № 29. Автор показывает связь солнца с главными героями «Слова». Как и при первом своем появлении в виде знамения, солнце продолжает влиять на события. В конце произведения возвращение Игоря из плена сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою завершена «княжеская судьба» Игоря снова встречается с солнцем, но теперь: «Солнцѣ свѣтится на небесѣ — Игорь князь въ Рускои земли».
Вывод. В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –
Слайд № 30.
Какой? — идее единства Руси: Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.
“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания «Слова…», но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.
Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)
Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).
Слайд № 33. Д/З: Написать сочинение «Мое золотое слово» или станьте участником Игорева похода «Иду в поход с Игорем» (Напр. «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями? Скоро, видимо, забрезжит рассвет. Звезды меркнут, и ветер сдувает с черной тверди светила — одно за другим. По небу несутся тревожные облака. Мне нынче опять видятся…»)
Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.
Слайд № 34. Рефлексия
- СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи? Как новое знание (умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни?
- МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, чтобы работа была удачной? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни?
- ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО. Как бы я хотел изучать материал так, чтобы мне было интересно?
Источник