Меню

Встанет солнце это олицетворение

Что такое Олицетворение

Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.

Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).

А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.

Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.

Вот, например, Корней Чуковский применял олицетворение в своём стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и рычащий крокодил, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

«Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня».

Примеры олицетворения в литературных произведениях

С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.

Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.

«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»

«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши».
Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»

«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…».
Л. В. Толстой «Детство»

«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«.
Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей…».
М. Горький «Данко»

Примеры олицетворения в стихотворениях

Олицетворение — частый приём и у поэтов.

С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.

«И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято».
Н. М. Рубцов «Во время грозы»

«Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица».
Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»

«…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей».
В. В. Набоков «Университетская поэма»

«Волна набегает, узорно
Извивами чертит песок
И снова отходит покорно,
Горсть раковин бросив у ног…
…Летит красноклювая птица,
Глядя на меня без вражды…».
В. Я. Брюсов «Над Северным морем»

«Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу…
…она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба…
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос. «.
Игорь Северянин «Весенняя яблоня»

«Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз».
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»

«Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро«.
А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»

«Встанет Россия — все споры рассудит
Встанет Россия — народности сгрудит…».
Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»

Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.

Чем отличается олицетворение от метафоры?

И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.

При этом олицетворение — это разновидность метафоры.

Читайте также:  Утомленные солнцем предстояние 1080

Отличить их можно по следующим пунктам:

1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.

Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).

Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).

2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.

«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.

«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.

Источник

Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» Фета

Стихотворение Афанасия Фета “Я пришёл к тебе с приветом” – это бессмертные строки, которые одинаково понятны читателю любого возраста. А краткий анализ “Я пришёл к тебе с приветом” по плану помогает ещё глубже проникнуть в лирический мир, созданный поэтом, узнать тонкие детали и историю создания этого произведения. Его использование на уроке литературы в 5 классе позволит лучше раскрыть тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я пришел к тебе с приветом.

История создания – написано “Я пришёл к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.

Эпитеты“горячий свет”, весенняя жажда”.

Метафоры“лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.

Олицетворения“солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.

Сравнение“с той же страстью, как вчера”.

История создания

Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришёл к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворении “Я пришёл к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

И именно о нём поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством: в нём уже “зреет песня”.

Фет тонко связывает пробуждение природы и чувства лирического героя, который полон нежности. Он приходит к девушке даже не на свидание – просто не может не поделиться с ней тем, как прекрасна жизнь, как удивительно весеннее утро и как всё вокруг полно счастьем. Молодой человек проявляет свои чувства очень бурно, но не испытывает по этому поводу смущения: в его возрасте естественно радоваться всему.

Читайте также:  Солнце медленно садилось за горизонт

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта, жанр – лирическое стихотворение. Он очень естественно передаёт все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Он не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырёхстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой, делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрёстная рифма усиливает это впечатление.

Средства выразительности

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда” .
  • Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
  • Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
  • Сравнение – “с той же страстью, как вчера” .

Их разнообразие также оживляет стих, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и направляет на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни.

Источник

Анализ стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом» (А.А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.10.2019 · Обновлено 27.10.2019

Огромную роль в творчестве А. Фета занимает любовная лирика, основанная на реальных событиях из жизни поэта. «Я пришел к тебе с приветом» выделяется из ряда других произведений простотой фраз и легкостью изложения. Отсутствует конкретное описание женщины и ее образа. Признание в любви мы сможем услышать, уловив настроение автора.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» по плану, чтобы Вы могли в полной мере ощутить смысловое богатство лирики Фета.

История создания

О том, кому посвящено стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом», остается только догадываться. Поэту в ту пору было всего 23 года, он не был женат или помолвлен, поэтому история прикрыла его юношеские увлечения мраком неизвестности от посторонних взглядов.

Написано произведение в 1843 году и в это время нашло свое место на страницах популярного литературного издания «Отечественные записки». Фет уже сделал блистательный литературный дебют и был принят в литературный мир. Его творчество идеально вписывалось в концепцию «чистого искусства» — направления поэтического творчества, которое подразумевало обращение к красоте и чувству, а не к конфликту или сюжету. В лирике Фета читатель не найдет социальной проблематики или полемики с коллегами по цеху. Там только о любви, творчестве и красоте природы.

Жанр, направление, размер

  • Жанр произведения «Я пришел к тебе с приветом» — лирическое стихотворение, относящееся к любовной лирике.
  • Направление — чистое искусство. Автор внимает красоте мира и описывает легко, красочно и подробно. Он говорит о чувствах, ощущениях и возвышенных мыслях.
  • Размер. Четырехстопный хорей помогает воплотить творческую идею автора. Благодаря ему настроение передаётся просто, стихотворение приобретает окраску разговорной речи, как если бы лирический герой действительно вел диалог с возлюбленной.
  • Тип рифмы. Это впечатление приумножает перекрестная рифма.

Композиция

В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» мы наблюдаем 4 строфы. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:

  1. Первая строфа передает описание увиденного небесного светила, которое вслед за ночью находится в состоянии волнения. «По листам затрепетало» передается чувство счастья, передаваемое поэтом. Солнце является символом жизни, оно посылает горячий свет, который, трепеща по листам, пробуждает лес. Любимый человек так сильно очаровал лирического героя, что тот готов к выражению его душевного состояния. Каждая деталь играет важную и незаменимую роль в природе: «Лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».
  2. О чувстве пробуждения и беспредельного счастья автор говорит во второй части стихотворения. Она, как и первая состоит из двух строф. В одно целое образовались чувства любви, страсти и желания и вырвались на свободу в виде признаний. Спокойно и легко он рассказывает ей о своих переживаниях, давая понять, что снова и снова переживает те радостные эмоции. Напрямую лирический герой связывает свои чувства счастья с творчеством: в его душе уже «зреет песня». Очень просто соотносятся пробуждение природы и сердечное состояние молодого человека.
Читайте также:  Растения которые любят солнце это

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» перекликается с образом леса, пробуждающегося ото сна «каждой веткой». Так и юноша каждым мускулом тянется к любви, как лес — к солнцу, которое его ласкает. Утро становится символом любви, которая озаряет жизнь героя и придает ей смысл. Весенняя жажда леса — та же любовная лихорадка лирического героя.

Утро наступает ежедневно, и с тем же постоянством герой является к возлюбленной «с той же страстью». Все его поступки и чувства естественны и находят отклик в природе. За окном делается то же самое, что и в его душе.

Песня, зреющая в груди поэта — отражение его счастья. Он все порывается рассказать избраннице о том, что происходит в природе и в его душе, то есть его переполняет любовь, ему необходимо поделиться ею, как лесу необходимо встрепенуться и запеть о весне голосами сотен птиц.

Конечно, современному читателю покажется, что поэт просто нанизал впечатления о весеннем утре друг на друга, но в произведении «Я пришел к тебе с приветом» нет ни одной случайной строчки. Каждая из них отражает душевное состояние лирического героя.

Темы и настроение

  • Основная тема стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» — любовь. Лирический герой восторженно изливает свои чувства избраннице и сравнивает их с весенним преображением леса и восходом солнца.
  • Еще одна тема — природа. Все движения человеческой души взаимосвязаны с окружающим миром. Пылкий любовник в мире природы — это весенний лес, который тянется к солнцу, чтобы рассказать о своей любви. Их союз рождает изобилие красок, звуков и запахов, которые так вдохновляют поэта.
  • Счастье — тоже тема для размышления Фета. Он видит его в любви и служении своей избраннице: «Что душа все так же счастью и тебе служить готова».
  • Настроение стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» весеннее, восторженное и счастливое. По тональности оно подходит первой поре любви.

Основная идея

Смысл стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» заключается в том, что любовь преображает человека, как солнце — лес. Без этого чувства жить невозможно, как и без света и тепла. Оно естественно и неотделимо от всего того, что нас окружает.

Человек в природа в лирике Фета неразрывно связаны, поэтому лирический герой находит те же эмоции в каждом природном явлении. Основная идея произведения «Я пришел к тебе с приветом» в том, что нужно черпать счастье во взаимном чувстве, ведь на этом процессе строится весь мир. И лес, и птицы, и деревья, и солнце — все любят и любимы, и в этой песне любви рождается будущее.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» многообразны. Каждая деталь важна при описании яркого утра.

  1. Лексические повторения. Многократное повторение слова «рассказать» символизирует о невозможности сдерживания восторга рассветом. Союз «что» указывает на нескончаемую последовательность сменяющих друг друга впечатлений, которые испытал герой, наблюдая за началом утра.
  2. Звукопись и аллитерация. Усиливают эмоциональную картинку стихотворения и придают четкий ритм повтор звуков а, о и аллитерация (п, р).
  3. Олицетворение – лес «проснулся», солнце «встало» становятся на одну ступень с человеком и помогают ему в выражении своих чувств и ощущений.

Выразить эмоции, передать мысли помогают следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «горячий свет», «весенняя жажда»;
  • метафоры- «лес полон весенней жаждой», «душа служить готова», «весельем веет», «песня зреет»;
  • сравнение – «с той же страстью, как вчера».

Их многообразие наполняет яркими красками стихотворение, оживляет его, наделяет читателя возвышенным лирическим настроем. Средства выразительности, примененные Фетом, потрясающе сочетаются со стилистикой произведения. Легкое и светлое, оно позволяет снова и снова прибывать в восторге от окружающего мира, мотивировать человека на то, чтобы разделить с кем-то полученное счастье.

Стихотворение А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» является ключом к настоящей любви. Можно бесконечно восхищаться данным произведением. Динамичность, означающая быстротечность жизни, пронизывает все строки. Мимолетное мгновение счастья, изображенное в стихотворениях автора, всегда будет являться фундаментом русской поэзии.

Источник

Adblock
detector