Древний и безграничный разум. Ученые считают, что Вселенная обладает собственным сознанием
Фото: CC0 Public Domain
Исследователи выдвинули новую теорию, которая находится на стыке философии и квантовой физики.
Что такое сознание?
Базовое определение сознания оставляет без ответа множество вопросов. В Оксфордском словаре психологии говорится, что сознание – это нормальное психическое состояние бодрствования человека, характеризующееся восприятием, мыслями, чувствами, осознанием внешнего мира и самосознанием у людей, пишет Popular Mechanics.
ФОКУС в Google Новостях.
Подпишись — и всегда будь в курсе событий.
Иными словами, у исследователей до сих пор нет единой теории, что такое сознание. Также неизвестно откуда оно берется и из чего состоит.
Пробел в этих знаниях приводит к тому, что невозможно дать однозначный ответ на то, имеют ли сознание другие организмы и даже неодушевленные предметы. Можно представить, например, что кошки и собаки обладают некоторой степенью сознания, потому что мы видим выражение их лиц и то, как они принимают решения. Но невозможно доказать, что у скал, океана или ночного неба нет сознания, только лишь потому что люди никогда не наблюдали за ними с такой стороны.
Именно здесь вступает в игру философская позиция, называемая панпсихизмом, пишет один из авторов журнала All About Space Дэвид Крукс.
«Такое утверждение предполагает, что сознание присуще даже мельчайшим частицам материи, иными словами, фундаментальные строительные блоки реальности имеют сознательный опыт. В таком случае, сознание можно найти повсюду во вселенной», – отмечает Крукс.
Здесь также вступает в игру и физика. Некоторые ученые утверждают, что сознание состоит из микромасштабных событий квантовой физики, которые порождают в человеческом мозге сознательные мысли.
Загадка свободы воли
Один из ведущих умов физики, лауреат Нобелевской премии 2020 года и пионер в исследовании черных дыр Роджер Пенроуз много писал о квантовой механике как предполагаемом носителе сознания. В 1989 году он написал книгу под названием «Новый ум короля», в которой утверждал, что «человеческое сознание не является алгоритмическим, а продуктом квантовых эффектов».
Что же означает «алгоритмическое» сознание человека? Алгоритм – это просто серия предсказуемых шагов для достижения конечного результата, и в философии эта идея играет большую роль в вопросах свободы воли и детерминизма.
Неужели человеческий мозг вырабатывает математические процессы, которые можно предсказать заранее? Или происходит нечто неизведанное, что дает людям истинную свободу воли, то есть способность принимать осмысленные решения, влияющие на жизнь в целом?
Философия изучает свободу воли уже на протяжении многих столетий. Но параллели с физикой намного новее. И утверждения Пенроуза, что сознание не является строго причинным, потому что на самом крошечном уровне связно с непредсказуемыми квантовыми явлениями, не соответствует классической физике.
Ответы на подобные вопросы важны, потому что они могут изменить понимание вселенной. Например, наличие или отсутствие у людей свободы воли имеет огромное моральное значение. Как наказывать преступников, которые не могли поступить иначе, потому что не имели свободы выбора?
Сознание повсюду
В физике ученые могут узнать ключевые ответы, изучая сознание как квантовый эффект. Именно этим занимаются математик-теоретик из Мюнхенского центра математической философии Иоганнес Кляйнер и Шон Талл из Оксфордского университета.
Кляйнер и Талл следуют теории Пенроуза, который считал, что микропроцессы человеческого мозга можно использовать для моделирования вещей, касающихся всей вселенной. Получившаяся в результате теория называется Интегрированной теорией информации (IIT) и представляет собой абстрактную, «в высшей степени математическую» форму философии.
Согласно IIT, сознание присутствует повсюду, но оно накапливается лишь там, где нужно соединить вместе различные связанные системы. Это означает, что человеческое тело забито множеством систем, которые должны взаимодействовать друг с другом, поэтому там содержится много сознания, и его объемы можно вычислить.
Но все же революционная особенность теории IIT не связана с человеческим мозгом. Теория утверждает, что сознание вовсе не биологическое, а просто величина (в теории IIT сознание измеряется в «фи»), которую можно вычислить.
Если в человеческом мозгу почти бесчисленное множество взаимосвязанных систем, то вся Вселенная должна иметь практически бесконечное количество таких систем. И если именно там накапливается сознание, то Вселенная будет иметь такого же масштаба сознание.
«Теория состоит из очень сложного алгоритма, который в применении к подробному математическому описанию физической системы дает информацию о том, является ли система сознательной или нет, и что она осознает. Если где-то в космосе плавает изолированная пара частиц, у них будет рудиментарная форма сознания, если они будут взаимодействовать между собой», – говорит Кляйнер.
Кляйнер и Талл работают над превращением теории в тот самый сложный математический алгоритм, чтобы вывести стандарт, который затем можно использовать для вычисления того, как работает сознание.
Стоит подумать о классическом философском комментарии: » Я мыслю, следовательно, я существую», а затем представьте, что ученые превращают это в работоспособную формулу, которая дает конкретный ответ: «Я есть».
Следующий шаг – вычисление, а затем решение моральных вопросов, если у Вселенной действительно будет собственное сознание.
Источник
Тест 15 Часть 1 Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Норма – одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад.(2) ……..устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется – под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и тому подобного. (3)Это, в свою очередь, является
важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе и становление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Выпишите цифры, соответствующие номерам этих предложений.
1) Историческое развитие языка есть последовательное накопление его основных норм, которые необычайно устойчивы.
2) Языковая норма одновременно устойчива и изменчива, и поэтому она является важным условием не только стабильности, но и развития языка.
3) Изменчивость языковой нормы является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность языка.
4) Развитие языка определяется влиянием на него разговорной речи, диалектов, заимствований и т.п.
5) Языковая норма является непременным условием развития литературного языка.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.
После зарослей ивняка начинался ВЕКОВОЙ сосновый лес, а за ним-кленовый.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
до тысяча девятьсот четырнадцатого года
пара теннисных туфель
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Став победителем Московской Математической Олимпиады,Татьяну пригласили учиться в лучшую физико-математическую Б) Те, кто не сдали чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену. В) Занятия шли согласно распорядка дня. Г) Довольно скоро с пушкинской одой «Вольностью» познакомился и Александр Первый. Д) Одним из упрямцев, умевший отстоять свое мнение перед преподавателем, был Дельвиг. | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На столе стояла тарелка сваре(1)ым картофелем, кувшин с клюкве(2)ым морсом и плете(3)ая корзинка со свежим хлебом.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям.
2) Многие входили в лабиринт кМинотавру да только еще никому не удавалось выйти оттуда.
3) В комнату вошел человек в дорогом пальто и с тростью и приветливо улыбнулся мне.
4) Нужно было переделывать всю книгу или писать ее заново.
5) Девочка умела писать портреты не только маслом но и акварелью.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Брюнет (1) поздоровавшись с Александром и кивнув мне головой (2) передал своему компаньону черную папку (3) туго набитую бумагами (4) и небольшую коробку с оборудованием.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
До полной остановки течения Гольфстрим (1) по мнению некоторых ученых (2) у нас осталось около тридцати лет. Однако уже сейчас Гольфстрим ослабевает намного быстрее, чем было предсказано пять лет назад, и полная остановка
течения произойдет (3) приблизительно (4) через двадцать лет.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Положение наше незавидно (1) и (2) если море не успокоится (3) то ни один рыбак не согласится везти нас на ялике за мыс Айя (4) откуда только и можно добраться до лагеря.
Ответ: ___________________________.
20. Какие высказывания не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Наличие национальной индивидуальности у разных народов является для человечества благом.
2) Духовные задачи каждого народа уникальны, резкие различия между ними лежат в основе национальных особенностей.
3) Человек способен полюбить только то, что обладает для него индивидуальными чертами.
4) Самобытность народа определяется уникальной совокупностью общечеловеческих и национальных черт, проявленных в нем.
5) Мы живем в стране в многонациональной стране, но традиции и обычаи у нас одинаковые.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 текста содержит описательный фрагмент.
2) Предложение 9 разъясняет суждение, высказанное в предложении 8 текста.
3) В предложениях 3–4 представлено повествование.
4) В предложениях 1–2 представлено рассуждение.
5) В предложениях 13–14 представлено повествование.
22.Какие слова использованы в тексте в прямом значении?
1) мир (предложение 2)
2) серый (предложение 2)
3) золотой (предложение 4)
4) живописный (предложение 3)
5) ветер (предложение 4)
23.Среди предложений 1–7 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. Творческая с. художника с традициями древнерусского искусства очевидна. Все гуманитарные науки находятся в тесной связи друг с другом.
2) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. Невидимая, незримая, нерасторжимая с. Духовная с. человека со своей Родиной.
3) Непосредственное общение друг с другом; дружеские, деловые отношения, контакты между партнёрами. Тесные, деловые, взаимовыгодные связи двух стран. Дружеские, родственные, любовные, семейные связи.
4) Сообщение с кем-, чем-л. на расстоянии; технические средства, обеспечивающие возможность такого общения. Прямая, односторонняя, междугородная с. Железнодорожная, воздушная, спутниковая, космическая с.
5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами такое общение; служба связи. Работники связи. Пятое отделение связи. // Воен.
Служба, обеспечивающая общение между воинскими подразделениями (с помощью телефона, радио, посыльных и т.п.). Начальник разведки и связи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса, толчки стали меньше, и по ГЛИНИСТЫМ колеям потекли мутные ручьи.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕСТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
4 апреля 1147 г. является датой первого ВОСПОМИНАНИЯ о Москве в летописи.
КРАШЕНЫЕ в ярко-рыжий цвет волосы девушки сразу бросались в глаза.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пре…знаменование, о. давать
10. Выпишите слова, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За водоразделом начинались бесхозные, (не)обустроенные земли.
На вопрос о происхождении жизни во Вселенной отнюдь (не)просто дать однозначный ответ.
(Ни) кто не сомневается в положительных результатах научного исследования.
Иногда мы рискуем потому, что нам просто (не) чего терять.
Большую часть батальона составляли зеленые, (не) обученные новобранцы
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Идти, конечно, далеко: (ОТ) ТОГО озера до железнодорожной станции пятнадцать километров, (ЗА) ТО какая там природа!
ЧТО(БЫ) мы ни пытались делать вместе, (НИ) ЧЕГО дельного у нас никогда не получалось.
ЧТО(БЫ) получить чин, нужно было сдавать экзамен, (ОТ) ТОГО настроение у Михаила Александровича было невеселым.
4) В доме царили тишина и покой, ТО(ЖЕ) спокойствие царило в душах хозяев, ЗА(ТО) гостю от этого становилось только
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)То, что человечество в основе своей едино, это очевидно, но и
национальные особенности – тоже достоверный факт. (2)Поэтому отрицать
наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень
скучным и серым.
(3)В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и
сутками видите из окна один и тот же пейзаж, даже очень
живописный… (4)Например, бескрайние поля золотой ржи, облитые солнцем
и волнуемые ветром. (5)Через какое-то время это путешествие становится
скучным: исчезает интерес к увиденному, гаснет любовь к стране, по которой
вы едете. (6)Ребенок никогда не полюбит куклу, если он будет знать, что все
куклы выглядят одинаково и лишены индивидуальных черт, придающих
каждой из них неповторимость. (7)Признак индивидуальности играет
огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было.
(8)Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только
народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой
собственный народ. (9)Если нет индивидуальных особенностей, отличающих
вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш
дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную,
неинтересную. (10)А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к
(11)Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране. (12)Нет, уникальность народа в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении.
(13)Достоевский, рассуждая о национальном и общечеловеческом, писал
так: «Судьба распределила между народностями задачи: развить одну из
сторон общечеловеческого… (14)Резких различий в народных задачах нет,
потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий
идеал, который оттенен местными красками…»
(15)Можно только радоваться, что мы живем в стране, где встречаются и
сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным
традициям и национальному характеру.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999) – всемирно известный русский
филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор около500 научных и 600 публицистических трудов.
24.В публицистике Д. С. Лихачева выразительность речи сочетается с научной точностью мысли. В синтаксисе фрагмента стоит отметить регулярно встречающиеся __________ (А) ( предложения 9, 15). Для обоснования своей мысли автор прибегает к __________ (Б) (предложения 13–14). В лексике же особую роль в создании тона авторской речи играют нечастые тропы: __________ (В) «серый» (в предложении 2), «живописный» (в предложении 3), «бескрайний» (в предложении 4), а также __________ (Г)
(«идеал, который оттенен местными красками…») (в предложении 14).
Список терминов:
1) разговорные и просторечные слова
3) однородные члены предложения
4) лексический (-ие) повтор(-ы)
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
9) неполное(-ые) предложение(-я)
Ответ:
А | Б | В | Г | |||