Методическая разработка: «Физика и астрономия»
Старошйговская средняя школа № 2
и 
Учитель физики Автайкин Г. А.
Физика и астрономия
Ф изика и астрономия – науки о природе. Более того – астрономия – наука о природе в глобальном, вселенском масштабе. Астрономия – это физика космоса, хотя это не точно, т. к. есть раздел астрономии – астрофизика. А разве небесная механика, заложенная еще великим Ньютоном, не физика как наука о природе или космогония – учение о развитии вселенной не физика и т. д. Значение астрономии в учебном блоке школьных дисциплин часто не дооценивают, относят к второстепенным учебным дисциплинам. Значение астрономии в том, она расширяет кругозор учащихся, позволяет глубоко понимать физику, позволяет обобщать физические законы. Но самое, пожалуй, главное – астрономия дает предпосылки к философскому подходу к природе, заставляет мыслить глубоко по философски, анализировать и обобщать, т. к. астрономия привлекает не только фундаментальные законы физики, но и законы химии, биологии, широко использует математические методы.
Поэтому на уроках физики для обобщения и углубления знаний необходимо использовать связь физики и астрономии.
1. Все утверждения за исключением одного характеризуют геоцентрическую систему мира. Укажите исключение.
А) Земля находится в центре этой системы или вблизи него.
В) планеты движутся вокруг Земли.
С) суточное движение Солнца происходит вокруг Земли.
D ) Луна движется вокруг Солнца.
Е) суточное движение звезд происходит вокруг Земли.
2. Три закона движения планет:
А) прямо следовали из наблюдений за движением планеты Марс.
В) использовались Ньютоном для вывода закона всемирного тяготения.
С) получены только после того, как Кеплер провел тщательный анализ данных наблюдений.
D ) широко обсуждались в начале XVII века.
E ) использовались Коперником при построении гелиоцентрической системы..
3. Предположим, что диаметр Земли стал в 2 раза больше, а ее масса осталась прежней. При этих условиях сила, действующая со стороны Земли на человека, который находится на ее поверхности, будет:
А) в 4 раза больше.
В) в 2 раза больше.
D ) в 2 раза меньше
Е) в 4 раза меньше.
4. Все утверждения за исключением одного приемлемы. Укажите исключение.
Земля движется быстрее, когда она находится ближе к Солнцу.
Орбита Земли лежит в плоскости, проходящей через центр Солнца.
Линия, соединяющая Землю и Солнце, описывает равные площади за период с 21 по 23 марта и с 21 по 23 декабря.
Солнце находится точно в центре орбиты Земли.
E) Земля движется медленнее, когда она находится дальше от Солнца.
5. Укажите, какой из следующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнца вокруг нее:
ежедневная кульминация Солнца;
движение звезд, наблюдаемое в течение ночи;
движение Солнца на фоне звезд, происходящее в течение года;
ежедневный восход и заход Солнца;
E) ни один из этих фактов.
6. Наблюдения Галилея дали целый ряд доказательств неправильности представлений о Вселенной, которые отстаивала церковь в средние века. Приведенные ниже утверждения, за исключением одного, являются такими доказательствами. Укажите исключение.
A ) Движение 4 светящихся объектов вокруг Юпитера.
Фазы Венеры, похожие на лунные.
Блуждание планет среди звезд.
Открытие солнечных пятен. .
E) Неровный вид лунной поверхности.
7. Какая из предложенных последовательностей является верной для расположения Земли, Юпитера, Марса, Луны и Солнца в порядке возрастания их масс?
Л) Луна, Земля,. Марс, Солнце, Юпитер.
Луна, Марс, Земля, Юпитер, Солнце.
Марс, Земля, Луна, Юпитер, Солнце.
Луна, Юпитер, Марс, Земля, Солнце.
E) Луна, Земля, Юпитер, Марс, Солнце.
8. Древние астрономы принципиальное отличие планет от звезд видели в том, что планеты:
больше похожи на Землю;
блуждают среди звезд;
E) движутся вокруг Солнца.
9. Без какого из следующих утверждений немыслима гелиоцентрическая теория?
А) Планеты обращаются вокруг Солнца,
Солнце имеет шарообразную форму.
Земля имеет шарообразную форму.
Планеты обращаются вокруг Земли,
E) Земля вращается вокруг своей оси.
10. Если F 1 — сила притяжения, действующая на Солнце со
стороны Земли, a F 2— сила, действующая со стороны
Солнца на Землю, то
11 Угловой диаметр планеты, наблюдаемой с Земли, увеличился в 4 раза. Следовательно, расстояние между Землей и планетой:
А) увеличилось в 4 раза;
уменьшилось в 4 раза;
увеличилось в 2 раза;.
уменьшилось в 2 раза;
E) уменьшилось в 8 раз.
12. По своей орбите Земля движется
быстрее, когда она находится ближе к Солнцу;
с постоянной скоростью;
быстрее, когда она ближе к Луне;
E) ни одно из этих утверждений неверно
13. Отношение квадратов периодов обращения вокруг Солнца двух планет равно 64. Следовательно, большая полуось орбиты одной планеты меньше большой полуоси другой планеты:
А) в 64 раза; В) в 32 раза; С) в 16 раз; D ) в 4 раза; Е) в 2 раза.
14. Известно, что ускорение силы тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем на поверхности Земли. Предположим, что при неизменной массе радиус Луны стал равен земному. В этом случае:
отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне станет, больше;
отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне станет меньше;
отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне останется прежним;
D ) ускорения силы тяжести на Земле и Луне будут одинаковы;
Е) ни одно из этих утверждений не верно.
15. Если планеты перечислять в порядке возрастания их расстояния от Солнца, то этот порядок будет соответствовать увеличению:
А) периода вращения планет вокруг своих осей.
В) эксцентриситета орбит.
С) периода обращения вокруг Солнца.
Е) их видимой яркости.
1. В то время когда в Дели 16 ч 37 м , в Мадриде 11 ч 42 м ,9 среднего местного времени. Определите разность географических долгот Дели и Мадрида.
2. Как велико среднее расстояние от Солнца малой планеты, период обращения которой составляет 8 лет?
3. Может ли быть прохождение Марса, Меркурия, Юпитера по диску Солнца?
4. Какова должна быть продолжительность звездного и синодического периодов обращения планеты в случае их равенства?
5. Можно ли, находясь на Луне, наблюдать лунные полярные сияния?
5. Нет, так как на Луне нет атмосферы.
Ф изика и астрономия – науки о природе. Более того – астрономия – наука о природе в глобальном, вселенском масштабе. Астрономия – это физика космоса, хотя это не точно, т. к. есть раздел астрономии – астрофизика. А разве небесная механика, заложенная еще великим Ньютоном, не физика как наука о природе или космогония – учение о развитии вселенной не физика и т. д. Значение астрономии в учебном блоке школьных дисциплин часто не дооценивают, относят к второстепенным учебным дисциплинам. Значение астрономии в том, она расширяет кругозор учащихся, позволяет глубоко понимать физику, позволяет обобщать физические законы. Но самое, пожалуй, главное – астрономия дает предпосылки к философскому подходу к природе, заставляет мыслить глубоко по философски, анализировать и обобщать, т. к. астрономия привлекает не только фундаментальные законы физики, но и законы химии, биологии, широко использует математические методы.
Поэтому на уроках физики для обобщения и углубления знаний необходимо использовать связь физики и астрономии.
1. Все утверждения за исключением одного характеризуют геоцентрическую систему мира. Укажите исключение.
А) Земля находится в центре этой системы или вблизи него.
В) планеты движутся вокруг Земли.
С) суточное движение Солнца происходит вокруг Земли.
D ) Луна движется вокруг Солнца.
Е) суточное движение звезд происходит вокруг Земли.
2. Три закона движения планет:
А) прямо следовали из наблюдений за движением планеты Марс.
В) использовались Ньютоном для вывода закона всемирного тяготения.
С) получены только после того, как Кеплер провел тщательный анализ данных наблюдений.
D ) широко обсуждались в начале XVII века.
E ) использовались Коперником при построении гелиоцентрической системы..
3. Предположим, что диаметр Земли стал в 2 раза больше, а ее масса осталась прежней. При этих условиях сила, действующая со стороны Земли на человека, который находится на ее поверхности, будет:
А) в 4 раза больше.
В) в 2 раза больше.
D ) в 2 раза меньше
Е) в 4 раза меньше.
4. Все утверждения за исключением одного приемлемы. Ука жите исключение.
A) Земля движется быстрее, когда она находится ближе к Солнцу.
B) Орбита Земли лежит в плоскости, проходящей через центр Солнца.
C) Линия, соединяющая Землю и Солнце, описывает рав ные площади за период с 21 по 23 марта и с 21 по 23 де кабря.
D) Солнце находится точно в центре орбиты Земли.
E) Земля движется медленнее, когда она находится даль ше от Солнца.
5. Укажите, какой из следующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнца вокруг нее:
A) ежедневная кульминация Солнца;
B) движение звезд, наблюдаемое в течение ночи;
C) движение Солнца на фоне звезд, происходящее в те чение года;
D) ежедневный восход и заход Солнца;
E) ни один из этих фактов.
6. Наблюдения Галилея дали целый ряд доказательств не правильности представлений о Вселенной, которые отстаи вала церковь в средние века. Приведенные ниже утверждения, за исключением одного, являются такими доказа тельствами. Укажите исключение.
A ) Движение 4 светящихся объектов вокруг Юпитера.
B) Фазы Венеры, похожие на лунные.
C) Блуждание планет среди звезд.
D) Открытие солнечных пятен. .
E) Неровный вид лунной поверхности.
7. Какая из предложенных последовательностей является верной для расположения Земли, Юпитера, Марса, Луны и Солнца в порядке возрастания их масс?
Л) Луна, Земля,. Марс, Солнце, Юпитер.
B) Луна, Марс, Земля, Юпитер, Солнце.
C) Марс, Земля, Луна, Юпитер, Солнце.
D) Луна, Юпитер, Марс, Земля, Солнце.
E) Луна, Земля, Юпитер, Марс, Солнце.
8. Древние астрономы принципиальное отличие планет от звезд видели в том, что планеты:
B) больше похожи на Землю;
C) блуждают среди звезд;
D) ближе к Земле;
E) движутся вокруг Солнца.
9. Без какого из следующих утверждений немыслима гелио центрическая теория?
А) Планеты обращаются вокруг Солнца,
B) Солнце имеет шарообразную форму.
C) Земля имеет шарообразную форму.
D) Планеты обращаются вокруг Земли,
E) Земля вращается вокруг своей оси.
10 . Если F 1 — сила притяжения, действующая на Солнце со
стороны Земли, a F 2 — сила, действующая со стороны
Солнца на Землю, то
А) F 1 много больше F 2
B) F1 немногим больше F2
D ) F 1 не много меньше F 2
E ) F 1 много меньше F 2
11 Угловой диаметр планеты, наблюдаемой с Земли, увели чился в 4 раза. Следовательно, расстояние между Землей и планетой:
А) увеличилось в 4 раза;
B) уменьшилось в 4 раза;
C) увеличилось в 2 раза;.
D) уменьшилось в 2 раза;
E) уменьшилось в 8 раз.
12. По своей орбите Земля движется
A) быстрее, когда она находится ближе к Солнцу;
B) быстрее ночью;
C) с постоянной скоростью;
D) быстрее, когда она ближе к Луне;
E) ни одно из этих утверждений неверно
13. Отношение квадратов периодов обращения вокруг Солнца двух планет равно 64. Следовательно, большая полуось орбиты одной планеты меньше большой полуоси другой планеты:
А) в 64 раза; В) в 32 раза; С) в 16 раз; D ) в 4 раза; Е) в 2 раза.
14. Известно, что ускорение силы тяжести на поверхности Лу ны в 6 раз меньше, чем на поверхности Земли. Предполо жим, что при неизменной массе радиус Луны стал равен земному. В этом случае:
A) отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне станет, больше;
B) отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне станет меньше;
C) отношение ускорений силы тяжести на Земле и Луне останется прежним;
D ) ускорения силы тяжести на Земле и Луне будут один аковы;
Е) ни одно из этих утверждений не верно.
15. Если планеты перечислять в порядке возрастания их расстояния от Солнца, то этот порядок будет соответствовать увеличению:
А) периода вращения планет вокруг своих осей.
В) эксцентриситета орбит.
С) периода обращения вокруг Солнца.
D ) размеров планет.
Е) их видимой яркости.
1. В то время когда в Дели 16 ч 37 м, в Мадриде 11 ч42 м,9 среднего местного времени. Определите разность географических долгот Дели и Мадрида.
2. Как велико среднее расстояние от Солнца малой планеты, период обращения которой составляет 8 лет?
3. Может ли быть прохождение Марса, Меркурия, Юпитера по диску Солнца?
4. Какова должна быть продолжительность звездного и синодического периодов обращения планеты в случае их равенства?
5. Можно ли, находясь на Луне, наблюдать лунные полярные сияния?
Источник
Обобщающий тест по астрономии
Обобщающий тест по астрономии Инструкция для учащихся Перед вами проверочная работа с выбором ответа. В нее включено 10 вопросов. На каждый из них дано 5 вариантов ответа, обозначенных буквами A, В, С, D , Е. Из приведенных ответов необходимо выбрать один, по вaшему мнению, правильный. 1. Все утверждения, зa исключением одного, хaрaктеризуют геоцентрическую систему мирa. Укажите исключение. A) Земля нaходится в центре этой системы или вблизи него. В) Планеты движутся вокруг Земли. С) Суточное движение Солнца происходит вокруг Земли. D ) Луна движется вокруг Солнца. Е) Суточное движение звезд происходит вокруг Земли. 2. Пaрaллaкс плaнеты уменьшился в З раза. Это произошло вследствие того, что расстояние до нее: A) увеличилось в З раза; В) уменьшилось в З раза; С) увеличилось в 9 раз; D ) уменьшилось в 9 раз; Е) увеличилось в 6 раз. 3. Кто определил соотношение радиусов орбит планет, движущихся вокруг Солнцa? 4. Кто развивал представления о строении Вселенной, согласно которым многие миры являются обитaемыми? Выберите ответы к вопросам 3 и 4 из следующего списка: 5. Все утверждения, за исключением одного, приемлемы. Укажите исключение. Движение плaнеты вокруг Солнцa происходит в точности по эллипсу, если: A) отсутствуют возмущения; В) рaссмaтривaть движение плaнеты без учета притяжения других планет; С) выполняются все три зaконa Кеплерa; D ) мaссa плaнеты мaлa по сравнению с массой Солнцa; Е) мaссы всех других планет пренебрежимо малы. 6. Отношение кубов больших полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной плaнеты больше периода обращения другой: 7. По мнению древних астрономов, плaнеты отличаются от звезд тем, что A) движутся по круговым орбитам; В) не похожи наЗемлю по своему составу; С) движутся иногдa в нaпрaвлении, противоположном движению звезд; D ) движутся вокруг Солнцa; Е) нaходятся ближе к Земле, чем Солнце. 8. Все открытия, за исключением одного, явились вклaдом Гaлилея в развитие гелиоцентрической системы мира Коперникa. Укажите исключение. В) Спутники плaнеты Юпитер. С) Годичный пaрaллaкс звезд. Е) Пятна на Солнце. 9. Гелиоцентрическ a я систем a объясняет петлеобразное движение пл a нет: A) различием скоростей движения Земли и плaнеты по орбитам; В) суточным вращением Земли; С) сочетанием движения Солнцa по эклиптике и движения планет вокруг Солнцa; D ) изменением скорости движения плaнеты по орбите; Е) взаимным притяжением планет. 10. Если плaнеты перечислить в порядке возрaстaния их рaсстояния от Солнцa, то этот порядок будет соответствовать увеличению: A) периода вращения планет вокруг своих осей; В) эксцентриситетa орбит; С) периода обращения вокруг Солнцa; D ) размера планет; Е) их видимой яркости. Вариант 1. D . 2. А. 3. В. 4. Е. 5. D . 6. В. 7. C . 8. С. 9. А. 10. С. 1. Три закона движения планет: А) прямо следовали из наблюдений за движением планеты Марс; В) использовались Ньютоном для вывода закона всемирного тяготения; С) получены только после того, как Кеплер провел тщательный анализ данных наблюдений; D ) широко обсуждались в начале XVII века; Е) использовались Коперником при построении гелиоцентрической системы. 2. Угловой диаметр планеты, наблюдаемой с Земли, увеличился в 4 раза. Следовательно, расстояние между Землей и планетой: А) увеличилось в 4 раза; В) уменьшилось в 4 раза; С) увеличилось в 2 раза; D ) уменьшилось в 2 раза; Е) уменьшилось в 8 раз. 3. Все утверждения, за исключением одного, приемлемы. Укажите исключение. А) Земля движется быстрее, когда она находится ближе к Солнцу. В) Орбита Земли лежит в плоскости, проходящей через центр Солнца. С) Линия, соединяющая Землю и Солнце, описывает равные площади за период с 21 по 23 марта и с 21 по 23 декабря. D ) Солнце находится точно в центре орбиты Земли. Е) Земля движется медленнее, когда она находится дальше от Солнца. 4. Наблюдения Галилея дали целый ряд доказательств неправильности представлений о Вселенной, которые отстаивала церковь в средние века. Приведенные ниже утверждения, за исключением одного, являются такими доказательствами. Укажите исключение. А) Движение четырех светящихся объектов вокруг Юпи В) Фазы Венеры, похожие на лунные. С) «Блуждание» планет среди звезд. D ) Открытие солнечных пятен. Е) Неровный вид лунной поверхности. 5. Какая из предложенных ниже последовательностей явля А) Луна, Земля, Марс, Солнце, Юпитер. В) Луна, Марс, Земля, Юпитер, Солнце. С) Марс, Земля, Луна, Юпитер, Солнце. D ) Луна, Юпитер, Марс, Земля, Солнце. Е) Луна, Земля, Юпитер, Марс, Солнце. 6. Древние астрономы принципиальное отличие планет от звезд видели в том, что планеты: В) больше похожи на Землю; С) «блуждают» среди звезд; D ) ближе к Земле; Е) движутся вокруг Солнца. 7. Без какого из следующих утверждений немыслима гелиоцентрическая теория? А) Планеты обращаются вокруг Солнца. В) Солнце имеет шарообразную форму. С) Земля имеет шарообразную форму. D ) Планеты обращаются вокруг Земли. Е) Земля вращается вокруг своей оси. 8. Какой из следующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнца вокруг нее? А) Каждый день Солнце восходит в восточной части неба и заходит в западной. В) В течение ночи мы видим движение звезд. С) Солнце совершает полный оборот на фоне звезд в течение года. D ) Иногда происходят затмения Солнца. Е) Ни одно из этих утверждений. 9. Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 64. Следовательно, большая полуось орбиты одной планеты меньше большой полуоси другой планеты: 10. Какой из следующих наблюдательных факторов сыграл решающую роль в том, что гелиоцентрическая система Коперника не была принята в XVI веке? А) В телескоп наблюдались фазы Венеры. В) Параллакс звезд никогда не наблюдался. С) Галилей наблюдал 4 спутника, движущихся вокруг Юпитера. D ) Венера никогда не наблюдалась далее 48 0 от Солнца. Е) Календарь не согласовывался со сменой времен года. 1. С. 2. В. 3. D . 4. С. 5. В. 6. С. 7. А. 8. E . 9 D . 10 В. Источник ➤ Adblockdetector |