Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым. 2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. 3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. 4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует. 5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. 6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран. 7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. 8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой. 9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать. 10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна. 11. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. 12. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами. 13. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия. 14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться. 15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось. Источник Текст песни А.Розенбаум — Вновь солнце взошло. Вновь солнце взошло над грешною землёй, И вновь берега обласканы приливом. Пахнет сосновою смолой И скошенной травой, Клин журавлей над головой, А значит, мы живы. Мужское плечо и женская рука Друг друга в ночи коснутся боязливо. Есть океан у моряка, У пирамид — века, И у поэта есть строка, А значит, мы живы. Старина, скажу я тебе одно: Спи всегда с открытым окном, Чтоб чувствовать мир, Его благодарно прими, Всё то, что в нём есть, ты прими, прими. Кувшин с молоком и кружка на столе, В степях лошадям лохматит ветер гривы, Над миром властвуют балет, Улыбки королев, И Гарри Поттер на метле, А значит, мы живы. Старина, скажу я тебе одно: Спи всегда с открытым окном, Чтоб чувствовать мир, Его благодарно прими, Всё то, что в нем есть, ты прими, прими. Играй, музыкант, стирай лады гитар. Простая плита на кладбище у Джимми. Подумай! Деньги — лишь товар, И переполнен бар, Плывёт с акулами Макар, А значит, мы живы. Once again the sun rose above the sinful earth, Again shore favored by the tide . Smell of pine resin And cut grass , Wedge cranes overhead, This means that we are alive . Male and female hand shoulder Each other in the night timidly touch . There are ocean views from the sailor , Pyramids — century , And the poet has a line This means that we are alive . Old man, I’ll tell you one thing: Sleep always with the window open , To feel the world His gratefully accept , All that there is, you accept , accept . Jug with milk and mug on the table , In the steppes of horses shaggy mane wind , The world is ruled by the ballet , Smiles queens Harry Potter on a broomstick , This means that we are alive . Old man, I’ll tell you one thing: Sleep always with the window open , To feel the world His gratefully accept , All that it is, you accept , accept . Play, musician, guitar frets erase . Simple plate on the cemetery at Jimmy. Think ! Money — a commodity , And crowded bar, Swimming with sharks Makar , This means that we are alive . Источник Очень простая история Это очень простая история. Солнце взошло над морем. Солнце взошло над полем, и проросли цветы. Человек, не ведавший горя, однажды с Богом поспорил, что обретет без боли любовь. И без пустоты. Он вышел из теплого, сонного дома. Сентябрь, накинув куртку, смотрел ему вслед. »Tutte le strade portano a Roma» — сказал, и исчез в переулках. Шесть лет он плутал по миру. Шесть лет. Не теряя веры. Судьба его не любила. Он был у нее не первый. Разбив сапоги об камни, в одежде грязной и нищей, он шел, и ловил руками блуждающие огоньки. Седьмой год, число счастливое, спускался с часовой башни. Судьба его не любила. Ну что же, не страшно. И не было никакой тайны, такой уж была его роль. Он встретил любовь случайно. А с ней — отыскал и боль. Раздробленный на части, он шел по траве высокой. »Любовь не бывает счастьем» — с небес прошептал Бог. Он нес пустоту в кармане, и сердце в пустом кармане, и порванную нить. Любовь — это то же пламя. А как и любое пламя, его можно загасить. Но он, как горящий факел, был весь. И плавилась кожа. И даже коснуться руками было невозможно. И он отправился к морю. Под грохот и шум прибоя, рассеяв прибрежный дым, он в водах омыл свое горе, и вышел на берег вскоре,очищенным. И пустым. Это очень простая история. Солнце взошло над морем. Солнце взошло над полем, и проросли цветы. Это очень простая история. Бессмысленная до боли. Просто я был тем полем. А солнцем — была ты. Источник Все изменилось солнце взошло Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Как только солнце взошло (1) стало видно (2) что (3) если идти дальше (4) можно увязнуть в болоте (5) и лейтенант дал приказ остановиться. Пояснение (см. также Правило ниже). Расставим знаки препинания. Как только солнце взошло, (1) стало видно, (2) что, (3) если идти дальше, (4) можно увязнуть в болоте, (5) и лейтенант дал приказ остановиться. Запятая 1 отделяет главное предложение «стало видно» от придаточного «Как только солнце взошло». Запятые 2 и 5 выделяют придаточное «что можно увязнуть в болоте». Запятые 3 и 4 выделяют придаточное «если идти дальше». ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых. Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания: 1) на уровне простого предложения: — понимание, того, что предложения без основы не бывает; — знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.) — понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов. 2) на уровне сложноподчинённого предложения: — умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу; — умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении; — умение видеть указательные слова в главном — умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах. 3) на уровне сложносочинённого предложения: — умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает. 4) на уровне всего предложения в целом: — умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный. Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства. Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ Деревья скрипят и стонут . Хозяева угощали нас щами да ржаными лепёшками . Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми: Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы . По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон. (Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость). При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например: [Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть). [Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть). Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например: [Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков] [Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]. [Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце]. [Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце]. Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую. Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением. [Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы). 1. Выделяем основы. 1- Утверждают (односоставное, сказуемое) 2- карнавалы восхищают и завораживают 4- сами убедились 5- правы очевидцы 2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО. 3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки. (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту) (насколько правы были очевидцы). 4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным. [Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ). Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы. [то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту) [сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4. (когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным. 1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2. Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )| Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО. Источник ➤ Adblock detector |