Методика расчёта времени намаза
Мусульманам предписано совершать пять обязательных молитв в день. Для начала выполнения каждой молитвы отведено определенное время. В данной статье кратко описаны эти периоды и объяснена методика математического вычисления времени намаза, которую использует наш сайт.
Для определения точного времени совершения молитвы, а также для соблюдения поста, необходимо определить следующие фазы времен в течение суток.
Определение понятий
Время | Определение |
---|---|
Имсак | Окончание ночи и появление тонкой белой полосы солнца на видимом восточном горизонте (рассвет). До наступления времени имсак нужно закончить прием пищи в период поста. |
Фаджр | Время начала восхода солнца и начала выполнения утренней обязательной молитвы. |
Восход | Время, когда верхняя часть диска солнца начинает появляться на видимом горизонте. Утренняя молитва должна быть завершена до начала восхода солнца (шурук). |
Зухр | Время начала отклонения солнца от зенита, т.е. его снижения после достижения своей высшей точки в небе. С этого момента тени предметов начинают удлиняться. Это — время для начала обязательной полуденной молитвы. |
Аср | Время, когда длина тени предмета становится равной длине самого предмета (шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхаб) или двух предметов (ханафитский мазхаб). Время начала совершения послеполуденной обязательной молитвы. |
Магриб | Время начала вечерней молитвы вскоре после того, как солнце полностью зайдет за горизонт. Также после заката солнца заканчивается время поста и начинается ифтар. |
Иша | Время исчезновения вечерней зари после заката солнца и наступления полной тьмы. Время начала обязательной ночной молитвы. |
Полночь | Момент времени в середине ночи, т.е. между закатом солнца (магриб) и его восходом (фаджр). |
Далее представлена информация о математическом вычислении описанных выше фаз исходя из месторасположения населенного пункта, т.е. его географических координат.
Астрономические меры
Существует две астрономические меры, которые необходимы для расчёта времени молитвы:
- Уравнение времени.
- Склонение солнца.
Уравнение времени
Продолжительность истинных солнечных суток отличается в разные периоды года, так как движение солнца по эклиптике не является равномерным. Зимой, в северном полушарии, сутки длиннее, чем летом в южном из-за эксцентриситета земной орбиты. Таким образом были определены средние солнечные сутки, которые равны 24 часа в течение всего года. По-сути, средние солнечные сутки не являются реальным значением, так как отклоняется от истинных и для их расчёта за основу берется фиктивная точка — «среднее солнце», которая движется не по эклиптике, а по небесному экватору. Отклонения истинного времени от среднего в течение года можно проследить на графике, представленном ниже:
Склонение солнца
Склонение солнца — это угол между лучами солнца и плоскостью земного экватора. Угол непрерывно меняется в течение года по причине наклона земной оси:
Две вышеописанные астрономические меры могут быть получены различными способами. Один из способов — это алгоритм расчёта Военно-морской обсерватории США, который определяет угловые координаты солнца с точностью до одной угловой минуты в течение двух столетий второго тысячелетия. Точность данного алгоритма ухудшается постепенно за пределами четырехвекового окна применимости, т.е. этот метод является вполне адекватным для определения времени восхода и заката солнца.
В алгоритме используется следующие понятия:
- Юлианская дата, для которой требуются координаты солнца.
- Астрономическая эпоха (J2000.0) — момент времени, в котором точно определены элементы орбит и астрономические координаты.
Текущая астрономическая эпоха определена как полдень 1 января 2000 года или 2451545,0. Таким образом:
Количество полных дней и долей (со знаком плюс или минус) до эпохи J2000.0 (DN):
DN = JD — 2451545,0
где JD — значение юлианской даты.
Средняя аномалия солнца (G):
G = 357,529 + 0,98560028 * DN
Средняя долгота солнца (Q):
Q = 280,459 + 0,98564736 * DN
Геоцентрическая видимая долгота эклиптики солнца (L) с учетом отклонения:
L = Q + 1,915 * sin(G) + 0,020 * sin(2 * G)
где все все константы (G, Q, L) — в градусах.
Широта эклиптики солнца (B) может быть приближена к нулю. Расстояние солнца от Земли (R) в астрономических единицах (AU), может быть приближено к следующему значению:
R = 1,00014 — 0,01671 * cos(G) — 0,00014 * cos(2 * G)
После того, как была вычислена геоцентрическая видимая долгота эклиптики солнца (L), можно рассчитать прямое восхождение и склонение солнца.
Для начала вычислим среднюю наклонность эклиптики (E) в градусах:
E = 23,439 — 0,00000036 * DN
Прямое восхождение солнца(RA):
RA = arctan2 (cos (E) * sin(L) cos(L))/ 15
Склонение солнца (D):
D = arcsin(sin(E) * sin(L))
Уравнение времени (EqT):
EqT = Q/15 – RA
Расчёт времени молитвы
Чтобы рассчитать времена молитв для конкретного места, нам нужно знать широту (L) и долготу (Lng) местоположения и часовой пояс. Также в качестве исходных данных используются уравнение времени (EqT) и склонение солнца (D) для заданной даты с использованием алгоритма, упомянутого в выше.
Время Зухр
Время Зухр рассчитывается по следующей формуле:
Z = 12 + TZ — Lng/15 — EqT
где Z — время Зухр
TZ — временная зона
TZ — временная зона
Lng — долгота
EqT — уравнение времени.
Вышеприведенная формула вычисляет полуденное время, т.е. когда солнце находится в зените.
Время восхода и заката
Разница во времени между полуднем и временем, когда солнце достигает угла α ниже горизонта, может быть вычислена по следующей формуле:
Формула для определения времени восхода и заката
Астрономический восход и закат происходят при α = 0. Однако из-за преломления света земной атмосферой фактический восход солнца появляется немного раньше перед астрономическим восходом солнца, и фактический закат происходит немного позже астрономического захода солнца.
Фактический восход и закат можно вычислить по следующим формулам:
SR = Z — T(0,833)
SS = Z + T(0,833)
где SR — время восхода
SS — время заката
Z — время Зухр
T — временная разница, рассчитываемая по формуле выше.
Если местоположение наблюдателя выше, чем окружающая местность, мы можем учитывать это возвышение, изменяя приведенную выше константу с 0,833 на 0,0337 * sqrt(h), где h — высота наблюдения в метрах.
Время Фаджр и Иша
Существуют разные мнения о том, какой угол можно использовать для расчёта Фаджр и Иша. В следующей таблице приведены несколько конвенций, которые в настоящее время используются в разных странах:
Региональные конвенции для определения Фаджр и Иша
Конвенция | Угол Фаджр | Угол Иша | Регионы использования |
---|---|---|---|
Всемирная исламская лига (MWL) | 18° | 17° | Европа, Дальний Восток, некоторые части США |
Духовное управление мусульман РФ | 16° | 15° | Российская Федерация |
ДУМ Республики Татарстан | 18°* | 15°* | Республика Татарстан (РФ) |
Исламское общество Северной Америки (ISNA) | 15° | 15° | Северная Америка (США и Канада) |
Университет Умм аль-Кура (Мекка) | 18.5° | 90 мин. после Магриба** | Аравийский полуостров |
Управление по делам религий, Анкара | 18° | 17° | Турция |
Египетское управление по исследованиям (ESA) | 19.5° | 17.5° | Африка, Сирия, Ливан, Малайзия |
Министерство по делам религий Алжира | 18° | 17° | Алжир |
Министерство по делам религий Туниса | 18° | 18° | Тунис |
Университет исламских наук (Карачи) | 18° | 18° | Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Индия |
Департамент исламского развития Малайзии | 20° | 18° | Малайзия |
Министерство по делам религий Индонезии | 20° | 18° | Малайзия |
Исламский религиозный совет Сингапура | 20° | 18° | Сингапур |
Союз исламских организаций Франции | 12° | 12° | Франция |
Джафаритский мазхаб (двунадесятники) | 16° | 14° | Шиитские общины |
Институт геофизики, Тегеран | 17.7° | 14° | Иран |
* в летний период, в силу региональных особенностей Татарстана, временем наступления Фаджр считается время за 2 часа до восхода солнца и время Иша — через полтора часа после захода солнца (согласно решению ДУМРТ).
** во время месяца Рамадан — 120 минут.
К примеру, согласно конвенции Мусульманской всемирной лиги:
F = Z — Т(18) и I = Z + Т(17)
где F — время Фаджр
I — время Иша.
Время Аср
Существует два основных мнения о том, как рассчитывать время Аср. Большинство мазхабов (Шафиитский, Маликитский, Джафаритский и Ханбалитский) говорят о том, что это время, когда длина тени любого объекта равна длине самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень. Доминирующее мнение в в Ханафитском мазхабе говорит о том, что Аср начинается, когда длина тени любого объекта в два раза превышает длину объекта и длину тени этого объекта в полдень.
Следующая формула вычисляет разницу во времени между серединой дня и временем, в течение которого тень объекта равна t раз больше длины самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень:
Формула для определения времени Аср
AH = Z + А(2)
AS = Z + А(1)
где AH — время Аср согласно Ханафитскому мазхабу
AS — время Аср согласно четырем остальным мазхабам
Z — время Зухр
A — разница времени, расчитываемая по формуле выше.
Время Магриб
Согласно суннитской точке зрения, время молитвы Магриба начинается после того, как солнце полностью зашло за горизонт т.е. Магриб равен Закату. Некоторые калькуляторы предлагают корректировку от 1 до 3 минут после заката для предосторожности. По мнению шиитов, доминирующее мнение состоит в том, что молитву Магриб не следует выполнять до тех пор, пока не исчезнет покраснение в восточном небе, появившееся после заката солнца. Как правило, в расчёт берется сумеречный угол.
M = Z + T(4)
где M — время Магриб, Z — время Зухр, T — сумеречный угол.
Время полночи
Время полуночи обычно рассчитывается как среднее время между закатом и восходом:
MD = (SR — SS)/2
где MD — полночь, SR — время восхода, SS — время заката.
С точки зрения Шиитов, полночь в юридическом смысле (время окончания молитвы Иша) — это среднее время от заката до Фаджра:
где MD — полночь, F — время Фаджр, SS — время заката.
Определение времени намаза в высоких северных широтах
В локациях на более высоких широтах (в Заполярье) сумерки могут сохраняться всю ночь в течение нескольких месяцев в году. В эти аномальные периоды определение времени Фаджр и Иша с использованием вышеуказанных формул становится невозможным. Чтобы решить эту проблему, существет несколько решений:
Метод «середины ночи»
В этом методе период от заката до восхода солнца делится на две половины. Первая половина считается «ночной», а вторая — «дневной». Предполагается, что Фаджр и Иша по этому методу находятся в середине ночи в течение аномальных периодов.
Метод «одной седьмой ночи»
В этом методе период между закатом и восходом солнца делится на семь частей. Иша начинается после первой седьмой части, а Фаджр — в начале седьмой части.
Угловой метод
Это — промежуточное решение. Пусть α — сумеречный угол для Иша, t = α / 60. Период между закатом и восходом солнца делится на части. Иша начинается после первой части. Например, если сумеречный угол для Иша равен 15, то Иша начинается в конце первой четверти (15/60) ночи. Время для Фаджра вычисляется аналогичным образом.
Если Магриб не равен закату, мы можем применить вышеприведенные правила и к Магрибу, чтобы убедиться, что Магриб всегда попадает между закатом и Иша в течение аномальных периодов.
Источник
Временные границы молитв (намазов)
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды][1] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.
На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]»[2]. Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв[3].
В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари[4].
Временные границы молитв
Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них[5].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее»[6].
Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка[7].
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.
Начало времени намаза. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8]. В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту.
Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени намаза наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце»[9]. С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее»[10]. Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими[11], включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен[12]. В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце»[13]. Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.
В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.
Предпочтения. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца .
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого[15]. Наступление времени молитвы. Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.
Предпочтения. От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной».
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[17].
Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву»[18]. Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость[19]. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно.
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки][20]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно»[21].
4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.
Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт. Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари»[22].
Предпочтения. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка[23]. Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд»[24].
5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).
Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.
Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.
Предпочтения. Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи»[25], в первую треть или половину ночи[26]. В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой. Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:
– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время»[27];
– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи»[28];
– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время»[29].
Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи»[30]. Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени[31].
Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:
1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;
2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков.
Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно[32]. В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух). Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах[33]. Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи. В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
Время, запретное для совершения молитвы
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено. ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[34];
– в то время, когда солнце находится в зените;
– во время заката солнца»[35].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом»[36]. Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.
Трудности с определением времени намаза
Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв[37]. В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях[38].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
[2]Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418. Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.
[3]См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.
[4]См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.
[5]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.
[6]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59. Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.
[7]Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.
[8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.
[9]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих». Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).
[10]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих». Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.
[11]Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.
[12]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.
[13]Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).
[14]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.
[15]Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.
[16]См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[17]Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.
[18]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.
[19]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.
[20]См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.
[21]Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.
[22]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[23]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.
[24]Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.
[25]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[26]См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».
[27] Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.
[28] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 455.
[29] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13, хадис № 457; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, хадис № 565; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 213; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 238, хадис № 565.
[30] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13. [31] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.
[32] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.
[33] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 511.
[34]Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.
[35]Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.
[36]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».
[37]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.
[38]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.
Источник