Меню

Вращение земли вокруг солнца смена времен года 1 класс

Смена времен года на Земле

Причиной, почему на Земле происходит смена времен года, является наличие угла наклона относительно оси. Из-за него к источнику тепла полушария приближаются по очереди во время вращения планеты вокруг Солнца. На получающей большую часть тепла половине небесного тела наступает лето, а другая в этот период прогревается в 3 раза слабее, что приводит к наступлению зимы.

Почему происходит смена времен года

В древности люди объясняли перемену сезонов года с помощью мифологии. Лишь в эпоху Возрождения было доказано, что планета имеет форму шара, вращается вокруг Солнца. Тогда предложенная религиями версия была опровергнута.

При перемещении по орбите Земля то приближается к Солнцу, то отдаляется от небесного светила. Расстояние между телами варьируется от 147,1 до 152,1 млн км. При этом в начале июня Земля максимально отдаляется, а в начале января приближается к звезде. Движением вокруг небесного светила не объясняется смена сезонов года. Этот факт не знают многие взрослые люди.

Зима и лето сменяются из-за того, что планета прогревается неравномерно. Поскольку угол наклона оси по отношению к Солнцу составляет 23°, на одно полушарие солнечные лучи попадают под прямым углом, а на второе — под острым. Во время оборота лучше освещается то один участок, то другой из-за перемены положения относительно Солнца. Одно полушарие получает большую часть тепла. Там наступают летние дни. При этом на противоположное приходят зимние холода.

На экваторе, куда всегда попадают прямые солнечные лучи, смена сезонов происходит мягче, снега и отрицательных температур там не бывает. Чем дальше климатический пояс располагается от экватора, тем сильнее изменения в погодных условиях.

Если бы угол наклона отсутствовал, Земля круглый год прогревалась с одинаковой силой. Времена года в подобной ситуации не возникли бы. На экваторе установилось бы постоянное лето, а по мере удаления от него погода постепенно была бы все более холодной.

Постоянными были бы погодные условия и при отсутствии перемещения по орбите. В подобной ситуации одно полушарие постоянно освещалось бы лучше другого, там наблюдалось бы вечное лето. На противоположной части планеты всегда было бы холодно.

Ознакомиться с механизмом смены сезонов можно на схеме.

Календарные времена года

Год делится на 4 сезона:

Зимой световые дни укорачиваются, температура снижается. Количество осадков может увеличиться. В большей части регионов России выпадает снег, наблюдается отрицательная температура. В районах с более мягким климатом похолодание не такое сильное, возможны затяжные дожди, ливни.

Осень и весна представляют собой переходные состояния между летом и зимой. Погодные условия в эти периоды постепенно изменяются. Весной постепенно теплеет, а осенью, наоборот, холодает. Меняется и характер осадков. В весенние месяцы световые дни становятся длиннее, в осенние их продолжительность снижается.

Летом длина светового дня наибольшая. Увеличивается и температура воздуха. В расположенных неподалеку от полюсов областях темные ночи могут совсем отсутствовать. Там светло круглые сутки. Снег летом идет лишь на приближенных к полюсам территориях. На южном полушарии летом теплее, поскольку планета в этот период приближается к Солнцу.

Каждый сезон занимает 3 месяца. Когда они завершаются, происходит перемена времен года.

Астрономические времена года

Началом астрономических времен года считают дни, в которые центр Солнца проходит через точки солнцестояний либо равноденствий. Всего их 4, как и календарных сезона.

Читайте также:  Болят глаза при ярком солнце

Астрономическое лето длится от летнего солнцестояния (21 июня) до осеннего равноденствия (23 сентября). Оно занимает 93 дня 14 часов и 24 минуты.

Затем наступает осень, продолжающаяся до 22 декабря — даты зимнего солнцестояния. Длится она 89 дней 18 часов и 42 минуты.

После следует длящаяся до весеннего равноденствия (21 марта) зима. Длина этого сезона равняется 89 дням и 30 минутам.

Весна завершается днем солнцестояния летом. Продолжительность ее равна 92 дням 20 часам и 12 минутам.

Периоды равноденствий

Равноденствиями называют периоды, когда продолжительность светового дня примерно равна длительности ночи. Каждый год таких суток 2. Весной равноденствие приходится на 20-21 марта, а осенью — на 22-23 сентября.

Солнцестояниями называют сутки, на которые приходятся самые длинные световой день и световая ночь.

Климатические времена года

Из-за физических свойств жидкости и почвы климатические сезоны сменяются позднее астрономических и не совпадают с календарными. Длительность задержек зависит от климатического пояса. Чем дальше от экватора, тем сильнее различаются лето с зимой.

На экваторе и вблизи от него лето и зима характеризуются большим количеством осадков, затяжными дождями. Весной и осенью влажность снижается, ливни пропадают. Температура около экватора всегда высокая. Здесь никогда не выпадает снег.

В тропиках зимние месяцы дождливые, а летние — жаркие и засушливые. В пустынях дожди даже зимой идут нечасто. Круглый год температура здесь выше 0°С.

В умеренном поясе возможны различные варианты для сезонов. Объясняют это близостью океана, теплых либо холодных течений. В Европе условия мягче, чем в Сибири, из-за близости Гольфстрима. Не опускается температура слишком низко и в Соединенных Штатах Америки.

В умеренно-континентальном климатическом поясе большая часть влаги приходится на лето. Зима сухая и холодная. В океаническом — дожди и снег отмечаются чаще зимой и осенью, а летом и весной количество осадков уменьшается. Муссонный климат, характерный для Дальнего Востока, отличается выпадением обильных дождей летом при почти полном отсутствии осадков зимой.

Для арктического и субарктического климатических поясов характерна перемена полярных дня и ночи. Большую часть времени солнечные лучи не попадают на эту местность, из-за чего здесь темно круглые сутки. Наблюдается вечная мерзлота. Даже летом температура не поднимается высоко, земля не прогревается. Сезонные колебания осадков выражены слабо.

Источник

«Времена года. Смена времен года»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_ikt.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием ИКТ «Времена года. Смена времен года»

Данный конспект урока разработан на основе программы “Мы и окружающий мир”, 2 класс. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. (Система Л.В.Занкова) с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тема урока является одной из самых сложных и интересных в начальной школе. В подготовке к уроку использовалась электронная программа “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, которая ориентирована на учащихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Программа с помощью яркой анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многом другом.

Программа, как источник красочных наглядно-дидактических материалов может активно использоваться учителем при фронтальной работе с классом.

В данном уроке рассмотрены эпизоды модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” в комплексе с традиционными приёмами при изучении нового материала.

Наглядно-дидактический модуль “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как

  • формирование научного мировоззрения;
  • знакомство с методами познания природы;
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.
  1. Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
  3. Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Оборудование: CD с программой “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, иллюстрации с картинами природы в разное время года, тестовые задания для учащихся.

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” — приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года. Приложение 1 )

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы , в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца )

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

III. Работа по теме урока с использованием мультимедийного учебного модуля “Смена времён года”

Учитель демонстрирует эпизод 10 .

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

Земля продолжает своё движение.

Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?

Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?

По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Демонстрация эпизода № 3 .

Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

IV. Физминутка для снятия напряжения с глаз

V. Продолжение работы по теме урока

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их. Эпизод № 14 , 1 кадр.

В каждом времени года 3 месяца. Назовите какие. Эпизод № 14 , кадр 2.

Раньше на Руси месяцы называли по-другому. (Учитель демонстрирует слайды с названиями месяцев и соответствующими изображениями природы.)

Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)

VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами

Посмотрите на схему. Где в течение года освещение не меняется?

Что ещё особенного вы заметили?

Мы уже отметили, что земная ось наклонена постоянно в одну сторону, на Полярную звезду. Как вы думаете, что было бы, если земная ось была расположена не наклонно, а вертикально?

Не везде на Земле так ярко выражены времена года как в умеренном поясе. В районе экватора освещение не меняется. Значит, причин для смены сезонов года здесь нет.

Давайте совершим короткое заочное путешествие.

Выслушиваются короткие сообщения подготовленных учащихся с демонстрацией слайдов об экваториальных лесах, сезонах дождей и сухих сезонах, о полярной ночи и полярном дне у полюсов. ( Приложение 2 ; Приложение 3 )

VII. Закрепление и проверка полученных знаний

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает лист с заданиями тестового характера ( Приложение 4 ), сообща выполняют задания и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

VIII. Итог урока

— Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?

Данный урок является примером использования ИКТ на уроках окружающего мира. Применение электронного учебного пособия в сочетании с традиционными средствами и формами обучения может повысить эффективность естественнонаучного образования младших школьников.

Система эпизодов модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует формированию представления младших школьников о смене времён года. Средствами данного модуля обеспечивается существенное воздействие на развитие речевых навыков учащихся, различных уровней познавательных процессов: развитие мышления, воображения, памяти, внимания, сенсорное развитие. Содержание эпизодов способствует также воздействию на эмоциональную сферу и творческие способности учащихся.

Кроме ИКТ на уроке использовались загадки, индивидуальные сообщения учащихся, тестовые задания, которые ребята выполняли в группах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока «Смена времен года». Использовалась с УМК «Школа 2100», но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом.

Данный урок входит в учебный курс «Окружающий мир» во 2м классе. Урок соответствует тематическому планированию и изучается в разделе «Наша планета». Данный урок является первым при изучении темы.Матер.

Разработка урока «Смена времен года.» К уроку добавляется презентация «Родное село в разные времена года».

Урок разработа согласно ФГОС Тип урока: открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для.

В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года.

Тип урока: открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний.

Конспенкт урока по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Перспектива».

Источник

Adblock
detector