Меню

Вращение земли вокруг солнца пнш 4 класс

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
20.03.17.doc 69.5 КБ
prezentatsiya.ppt 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Студентка: Дутковская Алина, 42 гр .

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ

И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».

Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца

  • закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
  • познакомить учащихся с движениями Земли.
  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • прививать познавательный интерес;
  • развивать речь, мышление, умения делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .

Методы и приемы

I. Организация начала занятия

Словесный: слово учителя.

— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

— Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом » .

— Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)

Смотреть на слайд.

Отвечать на поставленный вопрос.

К: настрой на урок

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: работа с тестом

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)

Проверка домашнего задания

— На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!

— Объединитесь в группы и проверьте ответы.

— Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку

— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку

Слушать установку учителя

П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест

П.: строить логическую схему размышлений

III.Постановка учебной задачи

— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.

— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

2) Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.

— Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)

— Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

IV.Открытие нового знания

работа по учебнику

Объяснение нового материала

— Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)

— Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь)

— Отлично! Прочитайте первый абзац.

— Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)

К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Чтение первого предложения.

— Про какую линию говорят? (земную ось)

Чтение второго абзаца.

— Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью

Чтение третьего абзаца – первого предложения.

Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.

После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».

-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)

— А если в России ночь, то в США? (день)

После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.

Далее чтение 4 абзаца.

После прочтения абзаца.

— т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

— Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.

Чтение 5 абзаца с вопросом.

— ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.

— Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год.

— Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)

— Что значит 90º? (значит день равен ночи)

— Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.

— А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день — самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь — самая длинная в году, а день — самый короткий на северном полушарии.

Источник

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
solnechnaya_sistema.rar 586.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе на тему:

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

а) подготовка класса к уроку;

б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

1) Вступительное слово учителя.

— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

2) – Как же образовалась Солнечная система?

— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.

3) Фильм «Образование Солнечной системы»

4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

5) Презентация «Планеты»

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222 земных дня

Земля — ….. земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4. Работа с частью текста на стр. 54-55.

(Чтение текста по цепочке)

Какие выводы можем сделать?

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?

5. Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

Источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: «Движение Земли»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Движение Земли» разработан по УМК «Планета знаний». На уроке ребятам объясняется о смене дня и ночи, о смене времён года и о тепловых поясах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: «Движение Земли»»

Конспект урока ОКМ в 4 класс

Учитель: Тугушева К.З.

Дата проведения: 06.12.18

УМК «Планета знаний»

Тема: Движение Земли.

Цель: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца, представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развивать познавательную активность детей, обобщать, делать выводы.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Предметные УУД: вспомнить изученное ранее о звёздах и планетах, о солнце, и Земле

Метапредметные УУД: дать элементарное представление о планете Земля, и жизни на ней;

Личностные УУД: положительно относиться и проявлять интерес к изучению окружающего мира;

Основные понятия: солнечная система, земля, орбита, ось, меридиан

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация

Актуализация знаний. 10-12мин

Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему?

Проверка домашнего задания Приложение 1. Тест «Карта полушарий»

— На столах вы видите листочки с вопросами по пройденной теме. Выполните задание, вставив пропущенные слова. Читайте внимательно!

— Объединитесь в группы и проверьте ответы.

Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку

— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку

Постановка учебной задачи.

— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.

— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1) Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

2) Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

— Вот такие слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

— Как бы назвали наш сегодняшний урок? (Движение Земли вокруг своей оси и ее вращение вокруг Солнца)

— Проверим свои предположения. Откройте учебники на стр. 106.

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

— Вспомним, чем звезда отличается от планеты. (Главное отличие планет от звезд в том, что они движутся вокруг общей звезды — Солнца, их множество: планеты, спутники планет, астероиды (малые планеты), а Солнце — одно.)

— Какая звезда расположена к нам ближе всего? (Солнце)

— Предлагаю вам просмотреть видео «Вращение Земли вокруг своей оси».1- 2

Ось Земли – воображаемый стержень, вокруг которого вращается земное тело. Крайние точки выхода земной оси называют полюсами – Северный и Южный.

Экватор располагается на одинаковом расстоянии от полюсов и делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Опыт 1. Поставим на стол яркую лампу. Она будет изображать Солнце. Отойдем с глобусом на некоторое расстояние от лампы так, чтобы можно было носить глобус вокруг лампы; середина глобуса должна оставаться на уровне лампы, а подставка глобуса — быть параллельной полу. /Объяснение учителя о смене времени суток/

Запишите в тетрадь: Смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси (сутки)

– Наш организм приучен жить в периоде – день-ночь, с чередованием сна и бодрствования

У Земли два главных движения: суточное — вокруг ее воображаемой оси, за 24 часа, и годовое — вокруг Солнца, за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Просмотр видео «Вращение Земли вокруг солнца» 3 — 5

Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 30 км в секунду, т. е. 108 тыс. км в час.

При движении Земли вокруг Солнца земная ось наклонена к плоскости своего пути всегда под одним углом.

– На Земле происходит чередование времен года. Как мы определяем эту смену? Назовите признаки изменений в Природе. /Ответы обучающихся/

— Вы абсолютно правы. /Продолжение демонстрации опыта, объяснение учителя о смене времен года/ Отметить, что при годовом движении Земли вокруг Солнца направление оси ее остается все время неизменным. Благодаря движению Земли вокруг Солнца и неизменному наклону земной оси к плоскости ее орбиты, происходит смена времен года.

Схема движения Земли вокруг Солнца и смена времен года.

Запишите определение: Смена времен года – вращение Земли вокруг Солнца (год)

– А почему мы с вами не летаем, а постоянно находимся на земле, несмотря на то, что Земля постоянно находится в движении? /Ответы обучающихся/

— Вы правы! Действует сила притяжения – гравитация.

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Проектная работа «Пояса Земли».

Самира: Вы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.

Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.

В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.

Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.

Работа по карте полушарий.

Ислям: Показ на карте. Мы живем на материке Евразия. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе. Из этих наблюдений о климате в умеренном поясе можно сказать, что у нас зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.

В умеренном поясе четыре времени года.

Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.

Динара: Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Африканская саванна», «Сахара», «Тропические леса».

Что вы можете сказать о тропическом поясе?

Динара: В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.

— В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.

А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?

Фатима: Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии «Ледяная пустыня», «Полярная ночь», «Полярный день», «Северное сияние».

Что характерно для полярного круга?

Фатима: Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.

Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 3 – 4 мин.

Групповая работа. Тест «Движение Земли и тепловые пояса»

Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону.

Смена дня и ночи происходит …

Объясните, почему происходит смена времен года?

Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли? (Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.)

Какие тепловые пояса есть на Земле? (Полярные пояса, умеренные пояса, тропический пояс.)

Представьте себе, что ось Земли приняла вертикальное положение. Что измениться на Земле? Приведет ли это к проблемам для человечества?

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

— О чем на уроке мы сегодня с вами говорили?

— Что для себя интересного узнали?

Домашнее задание: Прочитайте текст стр.106- 109, РТ стр. 43 з. 96, 98, 99.

Источник

Читайте также:  Аспекты солнца с лилит
Adblock
detector