(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. (2)Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! (3)В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. (4)Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. (5)Мало-помалу белое всё исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинушки.
(6)На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. (7)Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички
и несутся в тёплые далёкие края.
(8)Ветер – заботливый хозяин. (9)За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
(10)А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
(11)Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (12)У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
Прочитай текст про себя и письменно выполни задание.
1. В предложениях 9–10 найди антоним к слову «безразличный» и выпиши его.
Ответ: заботливый
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
2. В предложениях 1−3 найди слово со значением «грубая ткань для писания масляными красками». Выпиши это слово.
Ответ: холст (холсты)
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что белые холсты исчезают на лесной поляне? Запиши ответ.
Содержание верного ответа и критерии оценивания письменного высказывания | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Первые лучи солнца убирают холсты. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – «>– только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4. Определи и запиши основную мысль текста.
Содержание верного ответа и критерии оценивания письменного высказывания | Баллы | |||||||||||
Основная мысль текста Автора восхищают те изменения, которые происходят Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | ||||||||||||
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 | |||||||||||
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 | |||||||||||
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. Источник Впр перед самым восходом солнцаВыполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения. Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски. На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ? Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски. На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края? Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай. к — [к] — согласный, глухой, твёрдый р — [р] — согласный, звокий, твёрдый а — [а] — гласный, безударный я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий [а] — гласный, ударный 4 буквы, 5 звуков, 2 слога Морфемный разбор (по составу) 1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся; 2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени; 3) в предложении является сказуемым. Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) . Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство. Источник Впр перед самым восходом солнцаПерепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски. На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ? Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения. к — [к] — согласный, глухой, твёрдый р — [р] — согласный, звокий, твёрдый а — [а] — гласный, безударный я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий [а] — гласный, ударный 4 буквы, 5 звуков, 2 слога Морфемный разбор (по составу) 1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся; 2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени; 3) в предложении является сказуемым. Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) . Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое). Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство. Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски. На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края? Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай. Источник Впр перед самым восходом солнцаПерепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1) . Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает (2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты. Но солнеч..ный (3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш. что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка. Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения. м —[м] — согласный, звонкий, твёрдый о — [а] — гласный, безударный р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый о — [о́] — гласный, ударный з — [с] — согласный, глухой, твёрдый 5 букв, 5 звуков, 2 слога Морфемный разбор (по составу) расстилает (2) / рас стил а ет / рас стил а ет 1) солнечный (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) солнечный; 2) начальная форма — солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже; 3) в предложении является определением. Летом он везде побывает , всех увидит . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз (1) . Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает (2) по поляне серебряные холсты. Но солнечный (3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер — заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит. (4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика. Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством. Источник ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 7ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 7Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Текст 1 Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з (4) . В полумрак е ра с света заморо з ки н а чинают по всей п о лян е ра с ст и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает (2) х о лсты, и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски. На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я (3) в д а лёкие края (1) ? Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин уб е рёт свой ур о жай. Задание 2Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) Фонетический разборкрая (1) (2) Морфемный разбор (по составу)убирает (2) (3) Морфологический разборнесутся (3) 1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся; (4) Синтаксический разборПеред восходом на поляну ложится первый мороз. (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Задание 3Поставьте знак ударения в следующих словах: звон И шь, сантим Е тр, началс Я , в Ы здоровеешь Задание 4
Задание 5Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ответ
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила» .
Задание 6Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал?
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение. Задание 7Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы. Текст 2 (1) — Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня. (5) — А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью. (6) Заревел медведь от боли. (7) Нехотя поднялся на задние лапы. (8) Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться. (9) — А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10) Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках. (11) Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает. (12) — А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут. (13) Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается. (14) Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15) Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали. (16) Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал: (17 ) — А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись! (18) Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси. (19) И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. (20) Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21) Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла. (По К. Д. Ушинскому) Задание 8Определите и запишите основную мысль текста. ОтветОсновная мысль текста: Детям не понравилось, что мужик мучит медведя (ИЛИ: Хозяин был жестоким, поэтому дети пожалели медведя и дали ему хлеба, а гривенник вернули няне. ИЛИ: Не достоин одобрения тот, кто мучит животных. ИЛИ: Животное, которое мучат на потеху публике, несчастно и достойно жалости. Задание 9Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина? ОтветМедведь выполнял команды «нехотя» , ревел, ворчал, иногда не с первого раза, иногда вообще не выполнял. Задание 10Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ. ОтветЗадание 11В предложениях 12-14 найдите слово со значением «чувство раздражения, неудовольствия» . Выпишите это слово. ОтветЗадание 12В предложениях 1-4 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его. Источник ➤ Adblockdetector |