Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце
Картина «Впечатление. Восходящее солнце» была написана Клодом Моне в 1972 году в аванпорте Гавра и положила начало такому художественному направлению как «импрессионизм». Художника всегда интересовало состояние природы и его собственное впечатление от ее беспорядочного единства.
Для картины характерна разнообразная и резкая смена цвета. От бледно-розовых и серебристо-пепельных до угольно-черных оттенков. Палитра поражает своей гармоничностью. Переходами из одного оттенка в другой. Сам Моне говорил: «Я рисовал эту картину, едва поспевая за движением солнца».
На картине преобладают серые оттенки задымленного, промышленного города. Из-за грубых мазков и неряшливой манеры графики картина больше похожа на набросок, чем на цельное произведение. Но это не так. Картина имеет четкую и выверенную композицию. Со стороны художника открывается панорамный вид на порт. Перед зрителем предстают проплывающие мимо рыбаки на лодках, скрытые в тени восходящего солнца, из-за чего их фигуры кажутся такими размытыми, почти неосязаемыми, больше похожими на тень. Художник изображает рыбаков угольно-черными, тем самым выделяя их и придавая сюрреалистичным образам еще больший контраст с общей картиной, но одновременно с этим и вписывая его, пытаясь сделать единым с общей композицией. Он пытается с максимальной точностью передать игру света и тени.
За рыбаками мы видим размытые из-за предрассветного тумана, перемешанного с закоптелым дымом, исходящим из паровых труб, серо-голубые образы торговых кораблей, промышленных заводов и подъемных кранов. За густым дымом, из сумрака, едва различимыми контурами выступает высокая колокольная башня готического собора. Пики мачт едва различимого вдали фрегата устремлены в загазованное, грязное небо.
И уже перед самыми лодками рыбаков проходит алый луч солнца, играя и переливаясь бликами на мутной воде. И завершает картину уводящий вдаль разливающийся блеск нового дня.
Еще один элемент, который сразу приковывает к себе взгляд, это, конечно, холодный солнечный диск, немного неправильной формы. Это уже не первая картина, на которой Моне изображает солнце именно такой формы. Он выделяет его, искусственно вынося на первый план темно-серых облаков.
Все предметы на картине – это одно целое, потому что все изображенное на холсте, включая человека, помещено в пространство героя. Герой – это свет. Его вибрация. Свет, как отдельная цветовая субстанция. Определенного сюжета у картины нет. Задачей художника было поймать неуловимое. Каждая секунда была на счету.
Размашистые мазки придают картине незавершенность, но это лишь заблуждение, вызываемое попыткой художника угнаться за светом. Запечатлеть каждый оттенок и блик.
Изначально картина была принята с большим скепсисом как у критиков, так и у художников. Но со временем у нее все равно появились поклонники и последователи. Появились художники, которые начали называть себя «импрессионистами», что значит впечатление от момента.
Источник
Впечатление Моне, или как родился импрессионизм
Коровка говорит «мууу», собачка говорит «гав», Клод Моне говорит «импрессионизм».
Началось все очень просто. На выставке в 1874 году показали картину Моне «Впечатление. Восход солнца». Назвал он ее так из-за брата Ренуара — тот попросил переназвать работу, а то «названия однообразны».
Чуть позже критик Луи Леруа (не путайте с Мерленом) возмущался картиной: мол, обои и то выглядели бы более закончено, чем «Впечатление». Бедный Леруа. Он не знал, что эта картина изменит мир живописи как щелчок Таноса в одной известной киновселенной.
С датой написания работы тоже был забавный курьез.
Фрагмент картины с датой:
Моне поставил дату на полотне — 72 год. Однако искусствоведы заявили, что его не было в Гавре до 1873 года, художник просто ошибся с датой. То есть они лучше художника знали правильное время создания))
Но в 2014 году один физик разобрался в вопросе и доказал правоту автора. И всё-таки 72 год!
Это еще ладно. Вот другая крутая деталь — чтобы написать картину у Моне было всего 10 минут! Пока солнце не поднялось, Клод судорожно накидывал краски в своем номере гостиницы, ловя момент. Кстати, накладывал он чистые краски, без смешивания — это давало и фору по времени, и позволило дать эффект мерцания света. Ну и конечно , эти знаменитые мазки — быстрые, широкие, совершенно немыслимые для академиков и такие новаторские.
Как говорил Моне — дайте мне 10 минут и я переверну игру))
Вот еще одна картина мастера с первой выставки импрессионистов. Кстати, художник написал ее в том же здании, где проходила выставка. Совпадение?
Наш уже знакомый критик Луи Леруа раскритиковал картину за искаженную перспективу, и было за что. Обратите внимание, здания написаны как будто этажа с третьего, а люди – этак с девятого. Автор специально сделал это, чтобы добиться эффекта мимолетного взгляда сверху на многолюдную улицу. И эта критика не волнует Моне, все это часть плана))
А еще не волнуют художника люди на картине. Он им уделял не больше трех мазков, а иногда и вообще один. Что действительно важно для Моне – поиграть со световым эффектом: тень от здания на закате перерезает залитый солнцем бульвар. А еще такая техника создает ощущение движения, бурлящей жизни города.
А нужно то для этого – холст, краски, талант и немного времени нашего Клода)
Фрагмент картины с трехмазочными людьми:
Как вы знаете, на той выставке Луи Леруа презрительно назвал Моне и похожих техникой художников «импрессионистами», и таким образом дал название очень влиятельному направлению живописи. В те времена это было довольно обидное обзывательство, но а сейчас все изменилось — если слышите импрессионизм, значит где-то рядом слава, признание и очень дорогие картины.
Источник
Впечатление. Восходящее солнце
Из Википедии — свободной энциклопедии