Специалисты
Доцент, кандидат медицинских наук. Детский невролог, эпилептолог, психоневролог, врач высшей категории.
И.В.Шведовченко — доктор медицинских наук, профессор.
Опыт работы: с 2009 года по настоящее время. Врач детский эндокринолог ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова г.
Образование
В 2005 году окончила педиатрический факультет Российского Государственного Медицинского Университета по специальности «педиатрия».
С 2005 по 2007 год обучалась в
Образование
В 2005 году закончила Российский Государственный Медицинский Университет.
С 2005 по 2007 гг.
Образование:
Окончила с отличием Московский Городской Педагогический Университет в 2011 году- учитель-логопед с дополнительной специализацией «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в
Тифлопедагог, психолог, дефектолог,
Записей не найдено.
Образование:
— 1997-2001 Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет Специальная психология, кафедра Клиническая психология раннего возраста
— 2014-2015 Российский
Источник
Войта-терапия
Метод лечения, разработанный доктором Войты стал сегодня неотъемлемой частью современной ортопедии, неврологии и педиатрии. Невролог Вацлав Войта разработал этот вид терапии в 1950-1970 гг. Во время работы над концепцией лечения детей с церебральным параличом он обнаружил у пациентов рефлекторное движение тела вперед (рефлекторную локомоцию). Ему удалось точно определить, какие именно стимулы в разных положениях тела вызывают бессознательную реакцию движения туловища и конечностей, прежде всего движения тела вперед. Его гипотеза о существовании врожденных моделей движения была подтверждена и продемонстрирована у здоровых новорожденных. Он пришел к выводу, что у детей с церебральным параличом существует функциональная блокада в течение развития двигательных рефлексов.
Принцип Войта терапии
Целью Войта терапии вовсе не является стремление научить ребенка производить такие «обычные» действия как хватание, вставание или ходьба. Терапия Войты высылает импульсы в мозг, которые в свою очередь позволяют активизировать врожденные образцы движения. Результатом будет улучшение координации движений туловища и конечностей.
Основные блоки человеческого движения вперед
Войта терапия частично может восстановить основные врожденные образцы движения у пациентов с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Терапевт путем надавливания на определенные активные зоны на теле пациента, например, в позиции на спине, на животе, и на боку активизирует два комплексных рефлекса, причем не только у детей, но и у людей взрослых и пациентов пожилого возраста. Это рефлексы ползания и поворота. Эти двигательные комплексы включаются независимо от воли пациента.
Оба упомянутых комплекса включают в себя автоматическое удерживание баланса во время движение вперед, выпрямление тела, целенаравленные хватательные движения рук и пошаговое движение ног. Считается, что повторные вызовы этих рефлексов приводит к разблокированию существующих связей или созданию новых в заблокированной нейронной сети между головным и спинным мозгом. Результатом вызова этих кинетических комплексов является обновление функционирования мышц позвоночника, рук, ног и лица. В зависимости от типа диагноза удается достичь некоторого улучшения у непроизвольных движений. Это позволяет пациенту с двигательными нарушениями развить навык контакта и речевую функцию.
Целью рефлекторного ползания является активизирование мышц дыхательных путей и мышц брюшного пресса, мышц тазового дна, сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, мышц, участвующих в функции глотания и жевания, глазных мышц.
Чем раньше , тем лучше!
Войта терапию можно применять у пациентов всех возрастов и у любых нарушений двигательно-опорного аппарата. Ее нельзя применять во время острых приступов заболеваний, беременности, а также по решению врача. Нужно проводить ее до 4-х раз в день. Длительность терапии может быть от 5 до 30 минут, в зависимости от возраста и степени нарушения/заболевания. Решающую роль в этой терапии играют родители, которых терапевт обучил, и которые будут ее применять ежедневно в домашних условиях. Эффективность терапии зависит от интенсивности, точности и многократности ее проведения. Терапевт разрабатывает индивидуальную программу терапии, определяет ту цель, которую можно достичь с помощью определенных приемов. Длительность, интенсивность и паузы устанавливаются сооветственно развитию пациентов. Врожденное движение вперед является чрезвычайно эффективным, но одновременно является необычным и очень сложным как для младенцев, так и для маленьких детей. Поэтому на активацию этих рефлексов они реагируют плачем. Постепенно плач становится менее интенсивным, а в перерывах между упражнениями и после них прекращается. Дети старшего возраста как правило уже не плачут.
Другие эффекты терапии
У скелетных мышц:
- позвоночник сегментарно выпрямляется, разворачивается и становится более гибким
- улучшается функция суставов
- свободный поворот головы
- руки и ноги могут быть лучше выполнять функции хватательные и поддержки тела
- улучшаются рефлексы сосания, глотания и жевания
- движение глаз лучше управляется пациентом, не зависит от движения головы
- голос и речь усиливаются
- речевая функция появляется раньше, улучшается произношение
- расширяется грудная клетка
- увеличивается объем легких
- дыхание углубляется
Восприятие окружающей среды:
- улучшается реакция для поддержания баланса
- улучшается пространственная ориентация
- более четкое восприятие горячего / холодного, острого / тупого
- улучшается восприятие собственного тела
- осязательные функции улучшаются
- улучшается способность концентрации
- появляется гибкость
Пациент становится более сбалансированным, спокойным и способен выдерживать большую эмоциональную нагрузку.
Метод доктора Войты
Также известный как метод рефлекторной локомоции или Войта-терапия представляет собой специальный набор упражнений, применяемых для лечения физических и психических расстройств. Этот метод был открыт и разразработан доктором Вацлавом Войтой, отсюда и его название. Основной принцип терапии основан на том, что в центральной нервной системе (ЦНС) человека генетически закодированы врожденные образцы движения.
Результаты исследования лечения детей с церебральным параличом в 50-е годы показали, что в теле существуют определенные точки (раздражители), которые заставляют мыщцы делать определенные движения. Эти точки находятся в фасциях и на надкостнице. В дополнение к спонтанной физической активности одновременно происходит физиологическая активация диафрагмы и мышц брюшной стенки, устанавливается регулярное глубокое дыхание, происходит коррекция частоты сердечных сокращений, положительно стимулируются нервные центры и общего улучшается умственная деятельность.
Теоретические основы Войта-терапии
Метод основан на знании развития врожденных образцов движения ребенка. Развитие мобильности (моторных фунций) человека обусловлен генетически, происходит автоматически и является продолжением развития плода в утробе матери.
Кинезиология развития имеет дело с развитием моторики ребенка. Она дает терапевту правила для определения идеальных моторных функций ребенка. Знание кинезиологии развития является полезным не только для реабилитации двигательных расстройств в педиатрии, но играет незаменимую роль в реабилитации взрослых.
Терапевтическая система доктора Войты включает в себя три модели (позиции, в которых проводится стимуляция определенных точек-раздражителей)
- позиция в положении лежа на животе называется рефлекторным ползанием
- позиция на спине называется рефлекторным поворачиванием
- позиция на обоих коленях называется 1-ой позицией
При помощи терапевтических моделей рефлекторного ползания, рефлекса поворота и первой позиции и надавливания на соответствующие точки (раздражители) терапевт вызывет у пациента определенную групповую работу мышц. Эти бессознательно повторяемые моторные реакции полностью идентичны подобным мышечным реакциям у здоровых детей в процессе развития до одного года.
Цель терапии состоит не в том, чтобы научить пациента ползти или поворачиваться, а в том, чтобы возобновить врожденные образцы групповой деятельности мышц, которые позволят детям хорошо стоять и ходить.
Показания у детей:
- Церебральный паралич (ЦП)
- фиксированное асимметричное положение головы (кривошея) и корпуса
- паралич плечевого сплетения
- расщелина позвоночника
- конская стопа
- сколиоз
- ортопедические дефекты грудной клетки
- другие неврологические расстройства и ортопедические заболевания
У взрослых:
- инсульт
- периферийные парезы
- боли в позвоночнике
- сколиоз
- периартрит плеча
- состояния после травмы спинного мозга
- другие неврологические расстройства
Источник
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. Часть 1.
Губанов Вячеслав
врач восстановительной медицины, ортопед, мануальный терапевт, Войто-терапевт.
Патология нервной системы (НС) и опорно-двигательного аппарата (ОДА) такая как ДЦП; поражение периферической нервной системы; патология НС, сопровождающиеся нарушением регуляции мышечного тонуса; дисплазия тазобедренного сустава; болезнь Легга-Кальве-Пертеса; сколиотическая деформация позвоночника и др. требует детального и очень продолжительного лечения. Чем раньше оно начнётся, тем больше шансов восстановить порядок моторных реакций малыша, являющихся основой всех последующих сложных двигательных навыков!
В период с 1950 по 1970 годы чешский невролог Вацлав Войта, занимающийся реабилитацией детей с ДЦП, обратил внимание на то, что при определенных положениях тела путем давления на установленные точки (зоны), у детей вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции туловища и конечностей (рефлексо-локомоции).
Профессор доктор Вацлав Войта во время лечения новорождённого
Наблюдая за тем, как двигаются во время занятий дети с частичным поражением опорно-двигательного аппарата, доктор Войта заметил, что эти движения подобны тем, которые выполняют здоровые дети! Он дал название этому фактору «врожденные образцы движения». А потом многократно подтвердил этот факт, регулярно вызывая эти образцы двигательных реакций у здоровых новорождённых, тем самым доказав их существование. Из этого он сделал вывод, что основной проблемой у детей, имеющих то или иное нарушение двигательного развития, является функциональная блокада нервных импульсов на различных уровнях ЦНС и ОДА. Принимая во внимание сделанные выводы, В.Войта продолжил разрабатывать и внедрять метод, в последствии, получивший название: «Войта-терапии».
ОСНОВА ВОЙТА-ТЕРАПИИ
С раннего возраста ребёнок имеет определённые движения — это инстинктивные или рефлекторные движения. Реализуются они в силу возникновения импульсов в центральной нервной системе и распространения их до соответствующих мышц или мышечных групп. При нарушении в центральной нервной системе и опорно-двигательном аппарате, эти импульсы блокируются.
Суть Войта – терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные образцы движения» с последующим развитием их в полноценные двигательные реакции. Так постепенно, переходя от простого движения к более сложному, моторные навыки больного ребёнка доводятся до моторных возможностей здоровых детей его возраста.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Врач или инструктор Войта-терапии проводит диагностику развития ребенка. Каждому месяцу жизни ребенка первого года соответствуют определенные двигательные навыки (см. главу: Двигательное развитие здорового ребенка). Затем проводится обучение родителей упражнениям, необходимым для их ребёнка. Родители выполняют упражнения в среднем 3-4 раза в день с целью закрепления нового рефлекторного движения — правильного двигательного стереотипа. Длительность и периодичность курсов зависят от освоения ребёнком и родителями нового рефлекторного движения. Основными движениями являются рефлекторное переворачивание со спины на живот и рефлекторное ползание.
Рефлекторное переворачивание состоит из двух частей:
1. переворачивание со спины на бок (первая фаза),
2. переворачивание с бока на живот (вторая фаза).
У здорового младенца часть этого двигательного процесса спонтанна, наблюдается приблизительно на 6-ом месяце жизни, вторая часть на 8-9 месяце. С помощью ВОЙТА-метода она может быть вызвана уже у новорождённых. Терапевтически рефлекторное переворачивание используется в различных фазах в положении лёжа на спине и лёжа на боку.
Первая фаза рефлекторного переворачивания (со спины на бок).
Первая фаза начинается в положении лёжа на спине, руки и ноги вытянуты вдоль тела. Через раздражение в зоне груди между 7 и 8 ребром достигается поворот на бок. Поворот головы тормозиться противодействием терапевта (фото 1).
Основные реакции, наблюдаемые при этом:
— вытягивание позвоночника;
— сгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, центрирование верхних и нижних конечностей;
— движение глазных яблок в сторону стимуляции переворачивания (от исполнителя процедуры);
— включение глотательных движений
— углубление дыхания — увеличение диафрагмального дыхания;
— координированная,
— дифференцированная активизация мускулатуры живота.
Вторая фаза рефлекторного переворачивания (с бока на живот).
Вторая фаза рефлекторного переворачивания производится в положении на боку. Оно включает в себя элементы движения, которые присутствуют и при спонтанном переворачивании, ползании и ходьбе боком. Лежащие внизу предплечье и нога служат опорными точками для тела. Точками запуска рефлекса служат верхняя передняя ость и внутренний край лопатки (фото 2).
Основные реакции:
— обратные движения сгибания и разгибания рук и ног, с постоянным увеличением опоры на лежащее внизу плечо (в направлении кисти) и на лежащее внизу половину таза (в направлении ноги);
— растягивание позвоночника во время общего процесса поворачивания
— удержание головы в положении на боку против силы тяжести.
Фото 2
Рефлекторное ползание
Исходное положение на четвереньках. Ближайшая нога ребёнка (опорная нижняя конечность) по отношению к исполнителю процедуры выкладывается так, чтобы угол в коленном суставе был 90 градусов, а пятка находилась на средней линии тела. Рука, противоположная опорной нижней конечности, опирается на локтевой сустав, а кисть находится над головой на средней линии тела (фото 3). Точками запуска рефлекса являются верхняя передняя ость таза и внутренний край лопатки (противоположные исполнителю). Движение осуществляется преимущественно в так называемой крестообразной последовательности, при которой одновременно двигаются правая нога и левая рука или наоборот. Нога и противоположная рука, являющиеся опорными, поддерживают тело и двигают туловище вперёд. Терапевт оказывает адекватное сопротивление начинающемуся повороту головы пациента. Тем самым стимулируется так называемая аутохтонная мускулатура позвоночника и создаются предпосылки для процесса выпрямления.
Целями или реакциями рефлекторного ползания являются:
— активизация необходимых для опоры двигательных навыков хватания, вставания и ходьбы, а также шаговых стереотипов движения конечностей;
— активизация мускулатуры дыхания, живота и основания таза, а также улучшение работы сфинктеров мочевого пузыря и кишечника;
— глотательные движения (важны для процесса жевания);
— движения глаз.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВОЙТА-ТЕРАПИИ
Показания
ВОЙТА-терапия может использоваться в качестве базовой терапии в физиотерапии и лечебной физкультуре при:
— детском церебральном параличе (ДЦП);
— задержке психомоторного (двигательного, речевого) развития;
— периферическом парезе или параличе рук (Дюшена-Эрба, Дежерин-Клюмпке);
— двигательных нарушениях вследствие поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях (полиомиелит, энцефалит, полинейропатия) и физическими факторами (черепно-мозговая травма, электротравма и др.);
— нарушении осанки, сколиозе;
— дисплазии тазобедренного сустава;
— системных соединительно-тканных заболеваниях.
Противопоказания к Войта-терапии
— острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой или воспалением;
— онкологическая патология на стадии терапии.
ЭФФЕКТЫ ОТ ВОЙТА-ТЕРАПИИ
1.Мускулатура скелета
— Позвоночник сегментарно растягивается и скручивается, становится функционально подвижнее.
— Возникают более свободные движения головой.
— Достигается центрирование суставов. Это особенно хорошо видно на ключевых суставах бёдер и плеч. За счёт этого уменьшается степень неправильности осанки.
— Интенсивное использование опорной и хватательной функций кистей и стоп.
2.Область лица и рта
— Облегчаются сосательные, глотательные и жевательные движения.
— Движения глаз становятся более целенаправленными и независимыми от движений головы, происходит центрирование глазных яблок.
— Возрастают сила и громкость голоса, вследствие нормализации тонуса дыхательно-мимической мускулатуры
— Облегчается воздействие на речь, произношение становится понятнее.
3.Дыхательная функция
— Увеличивается объём дыхательных движений грудной клетки.
— Дыхание становится глубже и стабильнее.
4.Вегетативная нервная система
— Улучшается кровоснабжение кожи.
— Улучшается ритм сна и бодрствования.
— Улучшается регуляция функции кишечника и мочевого пузыря.
5.Восприятие
— Улучшаются реакции равновесия.
— Улучшается ориентация в пространстве.
— Увеличивается ноцицептивная чувствительность (ощущения холодного, тёплого, острого или тупого).
— Восприятие собственного тела становится более точным.
— Улучшается распознавание форм и структур исключительно с помощью ощупывания (стереогнозия).
— Способность к концентрации становится стабильнее и гибче.
6.Психика
Пациент становится более уравновешенным, довольным, эмоционально активным.
Читайте продолжение в следующей статье.
Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9.
Проезд: троллейбус ?2-а, маршрутное такси ??82, 59, 103, 110 до остановки «2-я Горбольница» или маршрутное такси ?105, 42 до остановки «Академия права»
Телефон: 49-70-26 (кабинет реабилитации), 20-05-29, 22-18-47 (регистратура).
1. «Войта-терапия в раннем детском возрасте» методические рекомендации международного общества Войто-терапевтов. Прага 1992 г.
2. В. Войта, А. Петерс «О принципе Войта» 1996 г.
Источник