Меню

Вот луна она не тускла не бледна не задумчива не туманна как у нас

Таланту И. А. Гончарова. О, Южный Крест!

Луна: она не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, как у нас,
а чиста, прозрачна, как хрусталь, гордо сияет белым блеском в ночной час
и не воспета поэтами, как у нас,
а значит – девственна и в этот раз.
Это не зрелая, увядшая красавица, что уж не так теперь желанна,
а бодрая, полная сил, жизни и строгого целомудрия дева, как сама Диана.
Хлынул по морю и по небу её пронзительный свет лунного серебра;
она усмирила дерзкое сверканье звёзд и воцарилась кротко и величаво до утра.
А океан, вы думаете, заснул в потоке грёз?
Нет; он кипит и сверкает пуще звёзд!
Под кораблём разверзается пучина пламени среди морских теней,
с шумом вырываются потоки золота, серебра и раскалённых углей.
Вы ослеплены, объяты сладкими творческими снами.
соединяете свой неподвижный взгляд с небесами:
там наливается то золотом, то кровью, то изумрудной влагой Конопус* необычайной красоты,
яркое светило корабля Арго;
Центавра две огромные звезды.
Но вы с любовью успокаиваетесь от нестерпимого блеска на четырёх звёздах Южного Креста:
они сияют скромно, кажется, что смотрят на вас пристально и умно — неспроста!
О, Южный Крест!
Случалось ли вам (да как не случалось поэту!)
вдруг увидеть женщину ту,
о красоте, грации которой долго жужжали вам в уши, и не найти в ней ничего поражающего?
«Что же в ней особенного? — говорите вы, с удивлением всматриваясь в женщину, —
она проста, скромна, ничем не выделяется из мира женщин, нас окружающего. »
Но она прекрасна!
Всматриваетесь долго-долго и вдруг чувствуете, что любите уже её страстно!
И про Южный Крест, увидя его в первый, второй и третий раз,
вы спросите: что в нём особенного?
Долго станете вглядываться и кончите тем, что, с наступлением вечеров не раз
взгляд ваш будет искать его первым — каждый раз,
потом, обозрев все появившиеся звёзды, вы опять обратитесь к нему
и будете почасту и подолгу дарить ваш взгляд ему.
Наступает за знойным днём душно-сладкая долгая ночь,
с мерцаньем в небесах,
с огненным потоком под ногами, с трепетом неги в воздухе,
с думами о чудесах!
Боже мой! Даром пропадают здесь эти ночи от всего вдали —
ни серенад, ни вздохов, ни пенья соловьёв, ни шёпота любви!
Только фрегат напряжённо движется и изредка простонет,
да хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснёт волна –
и опять всё торжественно и прекрасно! Изумительная тишина!
Смотрите вы на все эти чудеса, миры и огни и, уничтоженные их величием, ослеплённые,
но богатые и счастливые небывалыми грёзами, в них влюблённые,
стоите, как статуя, и шепчете велеречиво и задумчиво:
«Нет, этого не сказали мне ни карты, ни англичане, ни американцы, ни мои учители,
любящие мир звёзд и Землю, как искусство;
говорило, но бледно и смутно, только одно чуткое, поэтическое чувство;
оно таинственно манило меня ещё ребёнком сюда и шептало:
Вот Азия, мир праотца Адама,
Вот юная Колумбова земля!
И ты свершишь плавучие наезды
В те древние и новые места,
Где в небесах другие блещут звезды,
Где свет лиет созвездие Креста. »
Берите же, любезный друг, свою лиру, от которой уж почти отвык,
свою палитру, свой роскошный, как эти небеса, язык —
язык богов, которым говорят в нашем народе,
которым только и можно говорить о здешней природе,
и спешите сюда, — а я винюсь в своём бессилии и умолкаю.
В созвездья мыслью улетаю!

*Конопус (альфа Car / альфа Carinae / Альфа Киля) — звезда южного полушария, ярчайшая в созвездии Киля и вторая по яркости (после Сириуса и не считая Солнца) звезда на небе,
желтовато-белая звезда-сверхгигант. Она видима в южном полушарии. Канопус удалена на 310 световых лет (96 парсек, или 2,96 квадриллиона километров) от нашей Солнечной Системы. Масса Канопуса оценивается примерно в 8—9 солнечных, а радиус превышает солнечный в 65 раз.Канопус обладает наибольшей светимостью среди всех звёзд в радиусе 700 световых лет от Солнца.
Светимость Канопуса составляет около 14 тысяч солнечных.
Для сравнения, Сириус всего лишь в 22 раза ярче, чем наше Солнце, но он намного ближе к нам, чем Канопус.
Канопус виден в Северном полушарии только к югу от 37 градусов северной широты. Город, к югу от которого виден Канопус — Афины. Канопус можно наблюдать в Северном полушарии в Египте, Индии, юге США, Мексике. С территории России не виден, а с территории бывшего СССР Канопус виден только на юге Туркмении (в районе Кушки), низко над горизонтом. В Северном полушарии виден в низких широтах зимой, в Южном полушарии Канопус к югу от 37 градусов южной широты линию горизонта не пересекает и всегда находится на небе. Незаходящим Канопус является на юге Австралии, в Новой Зеландии.
Канопус использовался в северном полушарии как южная полярная звезда.
Греческая мифологическая версия. Звезда названа именем кормчего царя Спарты Менелая. Египетская версия. Выражение Kahi Nub означает «золотая земля».
____
И.А. Гончаров. Фрегат Паллада. III. ПЛАВАНИЕ В АТЛАНТИЧЕСКИХ ТРОПИКАХ. (Отрывок.)
Но вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь, гордо сияет белым блеском и не воспета, как у нас, поэтами, следовательно девственна. Это не зрелая, увядшая красавица, а бодрая, полная сил, жизни и строгого целомудрия дева, как сама Диана. Хлынул по морю и по небу ее пронзительный свет; она усмирила дерзкое сверканье звезд и воцарилась кротко и величаво до утра. А океан, вы думаете, заснул? Нет; он кипит и сверкает пуще звезд. Под кораблем разверзается пучина пламени, с шумом вырываются потоки золота, серебра и раскаленных углей. Вы ослеплены, объяты сладкими творческими снами. вперяете неподвижный взгляд в небо: там наливается то золотом, то кровью, то изумрудной влагой Конопус, яркое светило корабля Арго, две огромные звезды Центавра. Но вы с любовью успокоиваетесь от нестерпимого блеска на четырех звездах Южного Креста: они сияют скромно и, кажется, смотрят на вас так пристально и умно. Южный Крест. Случалось ли вам (да как не случалось поэту!) вдруг увидеть женщину, о красоте, грации которой долго жужжали вам в уши, и не найти в ней ничего поражающего? «Что же в ней особенного? — говорите вы, с удивлением всматриваясь в женщину, — она проста, скромна, ничем не отличается. » Всматриваетесь долго, долго и вдруг чувствуете, что любите уже ее страстно! И про Южный Крест, увидя его в первый, второй и третий раз, вы спросите: что в нем особенного? Долго станете вглядываться и кончите тем, что, с наступлением вечера, взгляд ваш будет искать его первого, потом, обозрев все появившиеся звезды, вы опять обратитесь к нему и будете почасту и подолгу покоить на нем ваши глаза.
Наступает за знойным днем душно-сладкая долгая ночь, с мерцаньем в небесах, с огненным потоком под ногами, с трепетом неги в воздухе. Боже мой! Даром пропадают здесь эти ночи: ни серенад, ни вздохов, ни шепота любви, ни пенья соловьев! Только фрегат напряженно движется и изредка простонет, да хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна — и опять все торжественно и прекрасно-тихо!
Смотрите вы на все эти чудеса, миры и огни, и, ослепленные, уничтоженные величием, но богатые и счастливые небывалыми грезами, стоите, как статуя, и шепчете задумчиво: «Нет, этого не сказали мне ни карты, ни англичане, ни американцы, ни мои учители; говорило, но бледно и смутно, только одно чуткое, поэтическое чувство; оно таинственно манило меня еще ребенком сюда и шептало:
Вот Азия, мир праотца Адама,
Вот юная Колумбова земля!
И ты свершишь плавучие наезды
В те древние и новые места,
Где в небесах другие блещут звезды,
Где свет лиет созвездие Креста.
Берите же, любезный друг, свою лиру, свою палитру, свой роскошный, как эти небеса, язык, язык богов, которым только и можно говорить о здешней природе, и спешите сюда, — а я винюсь в своем бессилии и умолкаю!
Март 1853 года. Атлантический океан
_____
___
Фрегат «Паллада» — фрегат российского военного флота, был заложен на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Фрегат был построен по личному указанию Николая I и изначально предназначался для заграничных визитов членов императорской фамилии. В 1852—1855 годах фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В этом рейсе участвовал писатель И. А. Гончаров.
Паллада (др.-греч.) — в древнегреческой мифологии — молочная сестра Афины, дочь Тритона, внучка титана Океана, случайно убитая Афиной ещё в детстве. По одной из легенд, её имя послужило источником эпитета Афины Паллады. По другим истолкованиям, эпитет — от выражения паллейн то дори («бросать копье») или от острова Паллены; либо от биения (паллейн) сердца старшего Диониса, которое она похитила. Ещё имя Паллада используется как обозначение богини Афины. Роща Паллады была у феаков*. От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение богини, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. Потомки Энея привезли его в Рим, и с тех пор палладий хранился в храме Весты.
*Феаки (др.-греч.) — народ в древнегреческой мифологии, живший на острове Схерия (др.-греч., ассоциируется с современным Корфу). Феаки упоминаются в «Одиссее» Гомера. Считались одним из блаженных народов, близких к богам, как и гипербореи, эфиопы, лотофаги.
____
Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя —15 (27) сентября 1891, Петербург, Российская империя) — русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

Читайте также:  Луна или месяц у славян

Источник

Вот луна она не тускла не бледна не задумчива не туманна как у нас

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 424
  • КНИГИ 641 994
  • СЕРИИ 24 452
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 547

Иван Александрович Гончаров

Оригинал электронной версии находится здесь:

Официальный сайт Группы по подготовке Академического собрания сочинений И. А. Гончарова

Дополнения и дополнительная правка: В. Есаулов, сентябрь 2004 г.

(по изданию: И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада», Ленинград, 1986).

Предисловие автора к 3-му, отдельному, изданию «Фрегата «Паллада» Автор этой, вновь являющейся после долгого промежутка <* перед изданием 1879 г. книга выходила 17 лет назад, в 1862 г.>книги не располагал более возобновлять ее издание, думая, что она отжила свою пору.

Но ему с разных сторон заявляют, что обыкновенный спрос на нее в публике не прекращаются и что, сверх того, ее требуют воспитатели юношества и училищные библиотеки. Значит, эти путевые приобретают себе друзей и в юных поколениях.

После этого автор не счел уже себя вправе уклоняться от повторения своей книги в печати.

Он относит постоянное внимание публики к его очеркам, прежде всего, к самому предмету их. Описания дальних стран, их жителей, роскоши тамошней природы, особенностей и случайностей путешествия и всего, что замечается и передается путешественниками – каким бы то ни было пером, – все это не теряет никогда своей занимательности для читателей всех возрастов.

Кроме того, история плавания самого корабля, этого маленького русского мира с четырьмястами обитателей, носившегося два года по океанам, своеобразная жизнь плавателей, черты морского быта – все это также само по себе способно привлекать и удерживать за собою симпатии читателей.

Таким образом, автор и с этой стороны считает себя обязанным не перу своему, а этим симпатиям публики к морю и морякам продолжительным успехом своих путевых очерков. Сам он был поставлен своим положением, можно сказать, в необходимость касаться моря и моряков. Связанный строгими условиями плаваниями военного судна, он покидал корабль ненадолго – и ему приходилось часто сосредоточиваться на том, что происходило вокруг, в его плавучем жилище, и мешать приобретаемые, под влиянием мимолетных впечатлений, наблюдения над чужой природой и людьми с явлениями вседневной жизни у себя «дома», то есть на корабле.

Читайте также:  Внутри луны есть жизнь

Из этого, конечно, не могло выйти ни какого-нибудь специального, ученого (на что у автора и претензии быть не могло), ни даже сколько-нибудь систематического описания путешествия с строго определенным содержанием.

Вышло то, что мог дать автор: летучие наблюдения и заметки, сцены, пейзажи – словом, очерки.

Пересматривая ныне вновь этот дневник своих воспоминаний, автор чувствует сам, и охотно винится в том, что он часто говорит о себе, являясь везде, так сказать, неотлучным спутником читателя.

Утверждают, что присутствие живой личности вносит много жизни в описании путешествий: может быть, это правда, но автор, в настоящем случае, не может присвоить себе этой цели, ни этой заслуги. Он, без намерения и также по необходимости, вводит себя в описания, и избежать этого для него трудно. Эпистолярная форма была принята им не как наиболее удобная для путевых очерков: письма действительно писались и посылались с разных пунктов к тем или другим друзьям, как это было условленно ими и им. А друзья интересовались не только путешествием, но и судьбою самого путешественника и его положением в новом быту. Вот причина его неотлучного присутствия в описаниях.

По возвращении его в Россию письма, по совету же друзей, были собраны, приведены в порядок – и из них составились эти два тома, являющиеся в третий раз перед публикою под именем «Фрегат «Паллада».

Если этот фрегат, вновь пересмотренный, по возможности исправленный и дополненный заключительною главою, напечатанною в литературном сборнике «Складчина» в 1874 году, прослужит(как этот бывает с настоящими морскими судами после так называемого «тимберования», то есть капитальных исправлений) еще новый срок, между прочим и в среде юношества, автора сочтет себя награжденным сверх всяких ожиданий.

Читайте также:  Клипарты незнайки с луны

В надежде на это он охотно уступил свое право на издание «Фрегата «Паллада» И. И. Глазунову, представителю старейшего в России книгопродавческого дома, посвящающего, без малого столетие, свою деятельность преимущественно изданию и распространению книг для юношества.

Издатель пожелал приложить к книге портрет автора: не имея причин противиться этому желанию, автор предоставил и это право его усмотрению тем охотнее, что исполнение этой работы принял на себя известный русский художник <* И. П. Пожалостин (1837-1909) с фотографии К. И. Бергамаско, снятой в 1873 г.>, резец которого представил публике прекрасные образцы искусства, между прочим недавно портрет покойного поэта Некрасова.

Источник

Слова в скобочках)

Раскрыть скобочки, написать правильно с «не». Слитно или раздельно.
Спасибо!

Она была далеко (не)красавица. Даша сказала твердо: Мне кажется, нам (не) о чем говорить. Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было дышать. Направо желтая, немигающая
звезда стояла (не)высоко над лесистыми холмами. Без тени робости он (не)торопливой походкой вошел в кабинет начальника. (Не)слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери. Только Григорий Александрович, (не)смотря на дождь и усталость, (не)хотел воротиться. Обломов (не)тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. (Не)бурная, порывистая сила, а, напротив, мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическими чертами его таланта. С Филофсем пришло двое его братьев, нисколько на него (не) похожих. Большое вовсе (не)сильная натура. Павел Петрович человек очень (не)глупый. В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет. Это (не)настоящий, это сказочный лес. Матросы с трудом справлялись с (не)знакомым для них механизмом. Мы поднимаем сеть и вместо дорогой семги вытаскиваем морскую свинку, совсем (не)нужную. Из экипажа Светлана (не)досчитали ста шестидесяти семи человек. Она (не)дослушала, отошла прочь. Это человек опытный, себе на уме, (не)злой и (не) добрый, а более расчетливый.

Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь, Печорин был долго не здоров, исхудал, бедняжка. Анатоль был не находчив, не быстр н не красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия н ничем неизменяемой уверенности. Я не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара. Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо. Она запела: голос се не дурен. Она была не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех.

Она была далеко не красавица. Даша сказала твердо: Мне кажется, нам не о чем говорить. Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему не чем было дышать. Направо желтая, немигающая
звезда стояла не высоко над лесистыми холмами. Без тени робости он неторопливой походкой вошел в кабинет начальника. Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери. Только Григорий Александрович, не смотря на дождь и усталость, не хотел воротиться. Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Не бурная, порывистая сила, а, напротив, мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическими чертами его таланта. С Филофсем пришло двое его братьев, нисколько на него не похожих. Большое вовсе не сильная натура. Павел Петрович человек очень не глупый. В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Это ненастоящий, это сказочный лес. Матросы с трудом справлялись с незнакомым для них механизмом. Мы поднимаем сеть и вместо дорогой семги вытаскиваем морскую свинку, совсем ненужную. Из экипажа Светлана не досчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь. Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый.

Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь, Печорин был долго не здоров, исхудал, бедняжка. Анатоль был не находчив, не быстр н не красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия н ничем неизменяемой уверенности. Я не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара. Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо. Она запела: голос се не дурен. Она была не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех.

Источник

Adblock
detector