Врата Солнца: эта гигантская каменная арка будоражит умы ученых с момента её открытия
Много лет понадобилось историкам и археологам, чтобы найти и изучить удивительные факты о прошлом человечества. На исследования было потрачено много времени, усилий и самоотверженного труда. Казалось бы, всё уже изучено, расшифрованы все древние символы. Но не тут-то было. Еще много предстоит выяснить о древних культурах всего мира. Особенно это касается коренных народов Америки, которые были почти уничтожены европейскими завоевателями. Взять, к примеру, Врата Солнца, расположенные в современной Боливии недалеко от озера Титикака. Их обнаружили европейские исследователи в XIX веке, но до сих пор историки не могут понять, что означает эта каменная арка.
Тиуанако — древний город, расположенный на высоте 3960 метров над уровнем моря у озера Титикака (недалеко от Ла-Паса), Боливия. Когда-то в нем жил одноименный народ. Было это между 300 и 1000 годами нашей эры. Со временем они расселились на территориях современных Чили и Перу. Именно в Тиуанако находятся Врата Солнца
Так называется древняя, массивная каменная арка, которой около полутора тысяч лет. Она была обнаружена европейскими исследователями в середине XIX века, но до сих пор тайна ее не разгадана
Фото: Mhwater (Public domain)
Андская легенда гласит, что возле озера Титикака жили первые люди планеты. Считалось, что Тиуанако был выбран его создателем, богом Виракоча, центром созидания. Некоторые историки считают, что именно Виракоча является центральной фигурой арки
Некоторые историки связывают таинственную фигуру с Богом Солнца, поскольку создается впечатление, что его лицо обрамляют 24 прямых луча. Его также называют «Плачущим Богом» из-за фигур, вырезанных на его лице, которые кажутся слезами
Он окружен 48 крылатыми фигурами, известными как «Посланники Бога». У некоторых фигур головы кондоров, а у некоторых — человеческие. Кое-кто считает, что на головах у фигур «шлемы», но не все согласны с такой интерпретацией
Интересен тот факт, что Врата Солнца сделаны из монолитного камня, который называется андезит. Высота арки составляет примерно 3 метра, ширина ее — 4 метра, а вес около 9 тонн. Независимо от того, для чего ее использовали, с уверенностью можно сказать, что она была очень важна для древней цивилизации тиуанако
Некоторые исследователи полагают, что арка была символом календарного года. Это может показаться немного странным, если сравнить ее с нашими стандартами учета времени. Календарь этого древнего народа насчитывал всего 24 дня в каждом из 12 месяцев. В общей сложности это составляет 288 дней в году
Фото: LBM1948 (CC BY-SA 4.0)
Более эксцентричные теории предполагают, что Врата Солнца были межпространственным порталом. Верующие утверждают, что несмотря на то, что арка никогда не двигалась со своего места, где ее нашли европейские завоеватели, это не было ее первоначальным местонахождением
Но доказательств этой теории не существует. Да и доказать это практически невозможно. И как можно опровергать какие-либо теории, если никто не знает, что это на самом деле?
Независимо от того, действительно ли Врата Солнца могут позволить людям перейти в другое измерение, тайна, которую они хранят, очень увлекательна. Есть вероятность того, что историки будут заниматься ими еще долгие годы
Удивительно, что после стольких лет исследований тайна арки все еще ускользает. Но, может быть, когда-нибудь удастся пролить свет на это удивительное сооружение…
Источник
Ворота Солнца
В удивительной стране Боливии задолго до появления могущественных инков правила другая цивилизация – Тиуанако, которая процветала на протяжении 4 столетий. Одним из наиболее загадочных объектов этой империи, сохранившихся до наших дней, являются Врата Солнца (англ. Gate of the Sun и исп. Puerta del Sol).
Общая информация об историческом памятнике
Ворота представляют собой каменную арку с внушительными размерами: высота 3 метра, ширина 4 метра и толщина полметра, а их вес составляет примерно 44 тонны. Для возведения сооружения аборигены использовали цельный монолит из серо-зеленого андезита.
Ворота Солнца в Боливии находятся недалеко от озера Титикака на высоте около 3800 метров над уровнем моря и входят в состав храма Каласасайя, являясь при этом частью архитектурного комплекса Тиуанако. Они расположены на том самом месте, где были обнаружены в конце XIX века. Ученые до сих пор не имеют четкого представления, для чего именно использовался данный монумент, и только выдвигают на этот счет различные гипотезы.
Археолог-любитель Артур Познански первый дал историческому памятнику название Ворот Солнца, которое так за ним и закрепилось.
Знаменитый историк Вацлав Шольц предполагает, что Ворота Солнца в прошлом несколько раз разбивали, а затем заново восстанавливали, но первоначальное их местонахождение это не объясняет. Некоторые исследователи полагают, что они находились в центре храма.
Описание Ворот Солнца Тиуанако
На самом верху арки был выбит рельеф с человеческим образом в центре. Данная фигура изображена с жезлом в руках, вместо волос у нее находятся головы пумы и кондора, а пояс увенчан черепами людей. При осмотре создается такое впечатление, что по лицу этого существа текут слезы.
Вокруг этой фигуры находится 48 мифических существ, лица которых повернуты в центр. Вокруг них имеется замысловатая резьба с иероглифами. С другой стороны Врат Солнца находятся глубокие ниши, которые, скорее всего, использовались для жертвоприношений. Изначально вся арка была покрыта листовым золотом, сегодня сохранившимся лишь в отдельных местах.
Исследователи считают, что на воротах изображен бог Солнца цивилизации Тиуанако, а сами они использовались для летоисчисления. В 1949 году ученые наконец-то смогли расшифровать надписи, оказавшиеся довольно точным астрономическим календарем.
Интересные факты о Вратах Солнца
Удивительным фактом является то, что год здесь имеет 290 дней и равняется 10 месяцам, два из которых состоят из 25 дней, а остальные из 24. Многие археологи считают, что это календарь для внеземной цивилизации. По одной из версий, это летоисчисление планеты Венера, а другая говорит нам, что когда-то на нашей планете была другая продолжительность суток…
Стоит отметить еще один важный факт: на Воротах Солнца в Боливии среди различных фигурок животных было обнаружено несколько изображений доисторического животного – токсодона. Это млекопитающее обитало в Южной Америке более 12 тысяч лет назад.
Из этого можно сделать вывод, что монумент был построен примерно в это же время. До сих пор для многих остается загадкой, как древний народ смог возвести на такой большой высоте столь массивные сооружения из камня.
В 2000 году архитектурной комплекс Тиуанако был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе и Ворота Солнца. Это символ величественной цивилизации, которая играла важную роль в истории доколумбовой Америки.
Как добраться до монумента?
Исторический объект находится в окрестностях столицы Боливии (расстояние примерно 70 км). Доехать от Ла-Паса можно на автомобиле по шоссе номер 1. Также можно добраться от озера Титикака (15 км), а далее следовать указателям. Ворота Солнца находятся в самом дальнем углу храма Каласасайя.
Данный объект является одним из наиболее загадочных монументов во всем археологическом комплексе Тиуанако, при этом он считается и самым известным. Отправляясь к этой исторической памятке, не забудьте захватить с собой фотоаппарат, ведь фото рядом с Воротами Солнца будут радовать вас и удивлять всех ваших знакомых еще долгое время после путешествия.
Источник
Врата Солнца
Врата Солнца (Gate of the Sun)
Врата Солнца — каменная арка, принадлежащая цивилизации Тиуанако. Врата Солнца расположены рядом с озером Титикака на высоте 3825 метров над уровнем моря. Они являются частью экспозиции Тиуанако. Врата Солнца имеют впечатляющие размеры: высота — 3 метра, ширина — 4 метра, толщина — 0,5 метра. Сегодня можно только догадываться, для чего предназначались каменные ворота из цельной скалы.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Известный исследователь Вацлав Шольц так рассказывает о них: «Эти ворота в прошлом, видимо, были разбиты, позднее восстановлены и вновь поставлены вертикально, но где они находились первоначально, неизвестно. Над входным проемом высечен рельеф, в центре которого большая человеческая фигура, сжимающая в руках жезлы. Волосы фигуры и жезлы украшены головами кондора и пумы. К поясу подвешены человеческие головы, и кажется, что это существо плачет. Впечатление такое, будто по его лицу текут слезы… Вратами Солнца назвал этот монумент археолог-любитель Артур Познански, усматривавший в рельефных изображениях свидетельство культа Солнца и некий календарь. Это название привилось, хотя в фигурах рельефа и не прослеживается никакой связи с Солнцем».
Обратим внимание, что, по мнению Познански, на Вратах Солнца изображен календарь, цикл которого был равен 290 дням, соответствующий календарю планеты Венера! Гипотеза А. Познански, связанная с изменением наклона эклиптики, позволяет отнести возведение рассматриваемых ворот к 12 тысячелетию до нашей эры и говорит о том, что продолжительность года, и, вероятно, суток была иной.
Заслуживает особого внимания еще один факт. Среди различных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, исследователи обнаружили несколько десятков изображений токсодона — трехлапого млекопитающего, обитавшего в Южной Америке как на воде, так и на суше. Так вот, оказалось, что токсодоны вымерли именно более 12 тысяч лет назад. Этот факт является одним из веских аргументов в пользу гипотезы Артура Познански. Город Тиуанако поставил перед нами множество вопросов, которые до сегодняшнего дня является глубокой тайной. Кто построил этот таинственный город, можно только догадываться. Однако общность преданий различных народов в разных частях мира говорит в пользу истинности рассказа инков – Тиуанако возведен могучими исполинами, для которых все эти камни не казались столь гигантскими. Однако, Всемирный потоп поставил точку в истории древних цивилизаций, навсегда скрыв их тайны.
Источник
Декоративные ворота » День и Ночь»
Описание:
Декоративные ворота, «День и Ночь» украшают башню Сююмбике в Казани с 2004 года. ( архитектор Забиров) Главные элементы ворот- солнце и полумесяц, олицетворяющие день и ночь. Над ними расположились представители зодиакального круга: над солнцем — шесть знаков весенне-летнего цикла, согреваемые золотистыми лучами, а над месяцем- шесть осенне-зимних знаков в сиянии звезд. В оформлении есть растительные мотивы, в том числе знакомый нам тюльпан. Основной мотив украшения восточных и западноевропейских ворот XVIII в. — это спираль с зооморфными изображениями на ней. Есть зооморфные изображения и на новых воротах, например, Ак Барс- покровителя татарского народа или знаменитый казанский дракон Зилант. Утка с комком глины в клюкве напоминает нам легенду о сотворении мира, а лебедь олицетворяет правительницу Сююмбике. В одной из легенд Сююмбике, сбросившись с башни, не разбивается, а превращается в Лебедя и улетает. Птица Сирин, встречается в сказках разных народов, как птица, переносящая героя в сказочную страну. Сокол, терзающий Лань — это аллегория власти (ворота башни располагаются недалеко от бывшего Ханского двора).
Ворота башни Сююмбике сегодня выполняют лишь дизайнерскую функцию, однако два века тому назад сквозь них осуществлялся въезд во двор Оберкомендантского дома, что объясняет наличие на створках присущего той эпохе секирного замка. Обращают на себя внимание оригинальные стукала в виде Льва – оберег, призванный отпугивать духов зла.
Туристический портал для тех, кто путешествует или собирается путешествовать по России и за рубежом.
Источник
Солнышки и ромбы уральских домов
Факты и вымысел
Любые рассуждения о символах и знаках всегда относятся скорее к области догадок, нежели к области точного знания и объективных фактов.
Как ни соблазнительно увидеть в сегодняшнем уборе деревянной избы сакральные таинственные символы древних славян, однозначных суждений быть не может. Жилища того народа, который мы именуем славянами, до нас не дошли. Летописные документы того времени если и имеются, то крайне редки и не содержат подробного описания жилища. Принято считать, что значительного развития зодчество достигло к Х веку, документы (989 г.) свидетельствуют о деревянной церкви Святой Софии «о тринадцати главах» в Новгороде. Несмотря на то, что основными инструментами для работы по дереву были топор и нож, можно предположить, что существовала и художественная резьба, служащая исключительно для украшения постройки. Но то, что при помощи этой резьбы украшалось и что изображалось – можем ли мы об этом судить хоть с какой-то степенью достоверности? Да и народ этот уже не был славянским.
Дом из средневековой славянской деревни Ржепора (Чехия). XIV век.
Так же сложно вывести логику украшения избы, когда наверху располагались знаки небесные – конек, небесные хляби, а в среднем ярусе – знаки земли: различные солнца, восходящее, полуденное, нисходящее и подземное из реальных обычаев наших предков. Достаточно вспомнить, что даже к моменту отмены крепостного права (1861 г.) треть изб по всей России были курными, черными. То есть имели отверстие под потолком и волоковые окна. Поэтому, на каких местах избы изображались те самые солнышки, можно лишь догадываться.
Курная изба XVII века. Брикнер А.Г. История Петра Великого.
Еще большие сомнения вызывают образы птиц, берегинь, рожаниц. Присутствие этих персонажей в традиционных росписях и вышивках совершенно не свидетельствует о том, что они украшали и жилище. Проще предположить, что их появление на декоративных элементах дома – позднее, вторичное. Можно вспомнить о чудесных резных иконостасах ярославских церквей XVII века, в которых обнаруживаются мотивы текстильного искусства, где можно увидеть и птиц, заимствованных с рисунков персидских тканей, и удивительные цветы, явно не российского происхождения. Скорее всего, эти диковинные существа появились в уборе крестьянской избы не ранее XVIII века.
Свадебная церемония у знатных русских. Адам Олеарий. Путешествие в Московию. XVII век.
Еще одним примером может служить традиция изображения русалок и тритонов в нижегородской домовой резьбе. Эти сказочные персонажи ведут свое происхождение из европейской традиции, так называемой «корабельной резьбы», которая была привезена голландскими кораблестроителями на волжские судоверфи. И, таким образом, сравнивать этих «фараонов»-русалок со славянскими берегинями не совсем верно.
Дом 1813 г. Кострома. Музей деревянного зодчества.
Тем не менее, сама мифология крестьянского жилища, безусловно, имеет свои древние истоки, свою почву, в которой переплелись и славянские верования, и финно-угорские, и даже отголоски древних кочевых культур.
Самыми бесспорными символами являются солярные знаки, сама графика которых указывает на их значение. К ним относятся разнообразные круги и розетки, полусолнца, четверти солнца, которые иногда располагаются отдельно, а подчас образуют довольно сложные комбинации. Так же понятна логика расположения этих кругов – они являются охранными знаками всех проемов, через которые можно попасть внутрь жилища. В настоящее время – это окна с наличниками, вереи – воротные столбы, и перекладины ворот, соединяющие вереи сверху. Обширную доказательную базу имеют и знаки резных ромбов и прямоугольников, символизирующих землю – вспаханную и засеянную.
Наличник окна в С. Голендухино. Река Реж.
В настоящей статье мы рассматриваем знаки, выполненные самым простым и старым способом плоской выемчатой резьбы. Во-первых, именно такой резьбой покрыты самые старые избы или их части. Во-вторых, если даже резьба выполнялась и не так давно, очевидно, что аналогом ей служили какие-то более поздние образцы. Поиск образов и их истоков в элементах пропильной резьбы, которая в основном и украшает сегодня деревенский дом — тема, заслуживающая отдельного рассмотрения.
Та визуальная информация, которая представлена здесь читателю, собрана в деревнях, расположенных на реке Реж и ее притоках (60 деревень), в ряде поселений на реке Нейве и ее притоках (30 деревень), а так же в г. Алапаевске. К бассейну реки Реж отнесены с. Шайдуриха, расположенное на берегу озера Аять, деревня Кунара, расположенная на одноименной речке, которая впадает в Аятское озеро, с. Аятское, расположенное на реке Аять, которая вытекает из Аятского озера. Это кажется правильным, так как эти три водоема образуют место, где берет начало река Реж.
Деревня Кунара.
Несколько слов о понимании встречающихся символов
Знаки солнца, наиболее распространенные не только в уральских деревнях, но и на территориях России и Европы, имеют древнее происхождение. История отсылает нас к культуре огнепоклонников-ариев, солнца и элементы которой унаследовали и славяне, и другие народы. Каким образом использовали эти узоры арии, можно только догадываться, так же малопонятны эти знаки и в славянской традиции, отсутствие достоверных источников и даже самой славянской мифологии не позволяет нам говорить об однозначных значениях этих символов. В домостроении солярные знаки, очевидно, играли роль оберегов. Они защищали жилище от грозы, молний, пожара, и, видимо, гнева божеств-громовержцев, а, возможно, и от разнообразной «нечистой силы». Располагались они, соответственно, там, где можно было проникнуть в дом – на воротах, дверях, на окнах. С течением времени все эти солнышки, розетки и звезды сформировали традиционные сюжеты художественной резьбы по дереву. Встречаются они и в убранстве церквей, и в декоре крестьянского быта в изобилии – на прялках, сундуках, санях, элементах упряжи, ткацких станках, практически везде, где используется дерево.
Солнышки на воротных столбах. Шайдуриха, Аятское озеро.
Знаки земли – ромбы и прямоугольники. Древнейший символ, известный с трипольских археологических находок (VI – III тыс. до н.э.), всегда связан с культом плодородия. В отличие ромбо-точечных композиций на прялках и других деревянных предметах крестьянского быта, ромбы и прямоугольники в декоративном оформлении избы претерпели некоторое изменение, тем не менее, представляется справедливым отнести их именно к этой системе знаков.
Скорее всего, к этой же группе символов относятся и треугольники.
Два вида ромбов на ставнях дома. Деревня Кунара.
Еще один встречающийся элемент – поперечные горизонтальные полосы на вереях (воротных столбах) – первоначально не рассматривался как отдельный символ. Однако, есть предположение, что он ведет свое происхождение от древних культов, связанных с домостроением и почитанием дерева как живого существа. Поэтому представляется целесообразным отметить его как самостоятельный символ.
Символические сюжеты и композиции
Как уже говорилось, символические изображения, выполненные в технике плоской выемчатой резьбы, расположены на деталях окон и ворот. На Русском Севере солярные изображения встречаются и на элементах конструкции крыши, но в исследованном районе мы этого не увидели.
Детали дома, несущие символику:
— верхняя (лобовая) доска,
— ставни,
— подоконная доска,
— фризовая доска, объединяющая несколько окон.
2. Фризовая доска под крышей.
3. Вереи (воротные столбы):
— верхняя часть столба, как бы венчающая колонну, простую или витую,
— верхние, центральные и нижние части столбов, резные элементы располагаются равномерно,
— нижняя часть столба, представляющая собой расширенное или выделенное основание.
4. Горизонтальная доска, соединяющая воротные столбы сверху.
Сюжеты и композиции
1. Солнце. Концентрические окружности.
Такой тип изображения встретился всего один раз. Концентрическое солнце изображено на всех трех столбах трехстолбных ворот в с. Аять (Невьянский р-он, река Аять). Сегодня этих ворот не существует. Их заменили на новые железные в 2014 году.
2. Солнце, полусолнце, четвертины солнца. Прямые расходящиеся лучи, заключенные в окружность. Один или два контура, разделенные концентрическими окружностями, простыми или узорчатыми.
Трехстолбные ворота в с. Шайдуриха (Невьянский р-он, озеро Аятское) с нанесенными на них простыми солнцами.
Простые солнца и полусолнца на столбах и горизонтальной доске над калиткой. С. Фирсово (Режевской р-он, р. Реж).
Комбинация из солнц, полусолнц и четвертин солнц. Большое полусолнце в центре состоит из двух контуров и маленького солнышка в центре. Верхняя (лобовая) доска наличника окна в д. Бутаково (Алапаевский р-он, р. Реж).
3. Солнце. Прямые расходящиеся лучи, заключенные в прямоугольный (квадратный, ромбовидный) контур.
Горизонтальная доска над калиткой в с. Шайдуриха (Невьянский р-он, озеро Аятское).
Ворота в д. Кунара (Невьянский р-он, р. Кунара). На верхней расширенной части столба расположена комбинация из четвертин солнц, которые, соприкасаясь, образуют ромб, внутри которого заключено другое солнце.
Такой тип резного узора – солнца разной формы, полусолнца, четвертины солнца и их комбинации встречается довольно часто.
4. Розетка с изогнутыми лучами (вихревая розетка).
Знак размещен между другими солнышками на трехстолбных воротах в с. Киприно (Невьянский р-он, р. Реж)
Трехстолбные ворота в д. Осиновка (Невьянский р-он, р. Аять) солярные знаки расположены на несущих столбах и горизонтальной доске, соединяющей столбы.
Солнце с изогнутыми лучами, расположенное на горизонтальной доске, соединяющей столбы. д. Осиновка (Невьянский р-он, р. Аять).
Такой тип рисунка встречается крайне редко.
5. Шестилучевая розетка.
Ворота в г. Алапаевск. На верхней, выделенной части столба, и на горизонтальной доске над калиткой расположены простые полусолнца. На нижней части столба, образующей основание колонны – шестилучевой солярный знак.
Шестилучевая розетка в основании столба..Ворота в с. Конево (Невьянский р-он, р. Реж).
Такие знаки встречаются нечасто.
Уникальные столбы ворот в с. Останино (Алапаевский р-он, р. Нейва). Здесь можно увидеть целый комплекс солярных знаков – солнца, полусолнца, четвертины солнца, солнце, заключенное в квадрат, шестилучевые розетки и их половины. На всем протяжении всего описанного района такой столб встретился лишь единожды.
Ворота в с. Останино (Алапаевский р-он, р. Нейва). Фрагмент.
Ворота в с. Останино (Алапаевский р-он, р. Нейва). Фрагмент.
Ворота в с. Останино (Алапаевский р-он, р. Нейва). Фрагмент.
Наличник окна в д. Гашени (Невьянский р-он, р. Реж), на котором можно увидеть простое солнце – на подоконной доске, на верхней (лобовой) доске – солнце, заключенное в ромб. В данном случае нас интересуют расположенные на ставнях ромбы с поперечными полосами, очевидно, символизирующие вспаханную землю (?). Интересная деталь — на правой створке наличник — совсем другой узор. Да и сама створка отличается своим строением, и очевидно, совсем от другого окна.
Другая ромбовидная фигура с узором внутри. Г. Алапаевск.
Возможно, ромбы с узором из расходящихся линий внутри, стоит отнести к типу солнц, заключенных в прямоугольник. Но необходимо все же сделать акцент и на фигуре ромба, которая является самостоятельным, древним символом. Хотя расположение в верхней части наличника свидетельствует в пользу первичности солнца.
На наличниках этого дома в с. Киприно (Режевской р-он, р. Реж) мы видим четыре типа знаков: простое полусолнце, четвертины солнца, солнце, заключенное в прямоугольник, ромбы с поперечными полосами.
7. Горизонтальные полосы.
Горизонтальные полосы, довольно часто встречающиеся на воротных столбах – символ самостоятельный. Скорее всего, он восходит не к солярному культу, а к обрядам, связанными с поклонению дереву. Столбики с такими зарубками встречаются на Русском Севере. Важно отметить, что число таких полос, или зарубок, или, напротив, ребер, чаще всего – семь.
Ворота в с. Шайдуриха (Невьянский р-он, озеро Аятское), на столбах — узор из поперечных полос чередуется с простыми солнцами.
Поперечные полосы и простое солнце. Деталь столба. С. Шайдуриха(Невьянский р-он, озеро Аятское).
8. Ряд треугольников.
Обычно ряды треугольников сопровождают основной рисунок, и никогда не присутствуют отдельно в качестве самостоятельной композиции. Тем не менее, этот знак представляется не случайным. Ряды и комбинации ромбов и треугольников (видимо, как части ромбов) в изобилии встречаются на прялках, и, образуя различные узоры, по принятой трактовке, символизируют землю.
Деталь ворот дома в д. Кунара (Невьянский р-он, р. Кунара).
Часто узор в один, два, а то и три ряда таких треугольников украшает концы повалов.
Повалы (выступы верхних бревен сруба, поддерживающие выступающую крышу) дома в с. Леневское (Режевской р-он, р. Реж).
Повалы дома в с. Леневское (Режевской р-он, р. Реж).
9. Усеченное солнце.
Фигура, изображающая солнце, у которой центральные верхние лучи длиннее боковых, которые уменьшаются в длине по направлению к низу. Такая фигура всегда усечена, изображена ее верхняя большая часть. В центре, как правило, маленькая окружность, часто внутри которой изображен или крест, или простое солнышко. Более поздняя декоративная вариация простого солнца.
Усеченное солнце в комбинации с четвертинами солнца. И усеченное солнце, и четвертины имеют красивый резной контур из нескольких слоев. Окна дома в с. Деево (Алапаевский р-он, река Реж).
Окно дома в г. Алапаевск.
Усеченное солнце в верхней части столба. С. Черемисское (Невьянский р-он, река Реж). Обращает на себя внимание подкова, закрепленная на левом столбе, к которому крепится калитка. Это не случайное сочетание – подковы (оберег) на воротных столбах встречаются очень часто и всегда именно на этом месте.
Нужно отметить, что этот тип солярных знаков – усеченное солнце – встречается в основном в больших, богатых, более развитых селах или в городах, где сохранились деревянные строения.
10. Непонятные знаки
Во время поездок встречаются символы, объяснить которые трудно. В некоторых из них угадываются общие черты, некоторые самобытны и непонятны.
Трехстолбные ворота в с. Нижние Таволги (Невьянский р-он, р. Нейва).
Верхняя часть столба ворот в с. Верхние Таволги (Невьянский р-он, р. Нейва).
Ворота в старообрядческой д. Сарапулка (Нижнетагильский р-он, р. Нейва). Такое украшение столба, похожее на весло, встречается там не единожды.
Как бы ни различались между собой три показанных способа декорирования воротных столбов, везде угадывается общий же силуэт весла (название «весло» — условно).
Как ни соблазнительно увидеть в этом рисунке славянский крин – символ почки, но, скорее всего, это просто изображение «пики» (символика игральных карт). Тем более, что знаки карточных мастей попадаются время от времени на наличниках и воротах деревенских домов, при этом стоит отметить, что обычно изображаются «пики», реже «крести» и никогда «черви» или «бубновые». Возможно, что когда-то это все-таки был крин, который со временем превратился в более модный знак. Столб ворот в с. Нижние Таволги
Продолжение символических традиций в новых методах работы с деревом
Постепенно на смену глухой резьбе, которой покрывали бревна, стали приходить и другие способы обработки древесины – пропильная резьба, токарная обработка дерева, расширялся набор инструментов, как механических, так и электрических. Менялась мода, появлялись новые художественные направления. Но во многом сам принцип декорирования деревянного дома остался прежним. Осталась прежней и символика, добавились лишь новые детали.
Накладные солнышки. Горизонтальная доска над калиткой – ворота в г. Алапаевск.
Пропильные и накладные солнышки над калиткой – ворота в д. Ключи (Алапаевский р-он, Слияние рек Режа и Нейвы).
Ажурное солнце над калиткой, по краям – крины или пики? Ворота в с. Деево (Алапаевский р-он, р. Реж).
Шестилучевые розетки превратились в звезды. Окна дома в д. Мостовая (Режевской р-он).
Сохранить, пока не поздно
Подвести итог всему вышесказанному очень сложно. Во-первых, сохранилось очень мало достоверного визуального материала, не улучшенного, не измененного последующими переделками и перестройками деревянных сооружений. Во-вторых, объективность трактовки символов тоже сомнительна. До нас практически не дошло никаких свидетельств о том, как же выглядело деревянное жилище наших предков. Самые старые постройки на территории России датируются XVII веком. Никаких элементов декора на них не сохранилось. Не сохранилось и древней мифологии. То есть вся трактовка символики – теоритическая, основанная на сопоставлении народных традиций в декоративно-прикладном искусстве, фольклора, сказок, свидетельств средневековых путешественников, которые иногда и людей без голов с глазами на животе достоверно описывали.
Существует и еще одно наблюдение – тот тип символики, который нам привычен, скорее соотносится с символикой скандинавских стран, нежели славянских. Деревянные постройки прошлых времен вообще почти нигде не сохранились. Например, прекрасный музей деревянного зодчества в Кумровце (Хорватия) демонстрирует множество интересных типов строений, но декор на них практически отсутствует, а если и имеет место, совершенно отличен от того, о котором мы говорим. После долгих и внимательных поисков удалось отыскать всего пару солярных знаков.
Двустворчатая дверь внутри крестьянского дома. В верхней части – вихревая розетка (солнце с изогнутыми лучами). Село Кумровец, Музей деревянного зодчества (Хорватия).
Из всего этого следует заключить, что те немногочисленные образцы деревянной домовой резьбы, которые еще удается видеть – уникальны. Они стремительно исчезают. И любая их фиксация – необходима и очень важна. Именно этому и следовал автор статьи, не являясь ни ученым, ни архитектором. Сохранить, хотя бы в виде фотографий то, что еще мы можем видеть.
Так же хочется озвучить пожелание, адресованное фотографам и путешественникам: когда вы с упоением фотографируете красивые, цветные, пышные кружевные элементы декора, не пожалейте времени и места на флэшке, рассмотрите, запечатлейте и другие детали – порой частично уже разрушенные, тяжеловатые, темные – чаще всего именно они – более ценные сведетели уходящего времени. И еще одно важное замечание: снимая заинтересовавшую вас деталь, не забудьте запечатлеть и дом, а лучше и усадьбу целиком. Это очень важная информация, которая пригодится будущим исследователям.
1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. Москва, Санкт-Петербург, 2008 г.
2. Бубнов Е.В. Русское деревянное зодчество. Москва, 1988.
3. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. Москва, 1987.
4. Кверфельдт Э.К. Приемы художественной обработки дерева. Ленинград 1928.
5. Крутеева Ю.В. , Об уральских наличниках. Вестник музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2010 г.
6. Крутеева Ю.В., Междуречье. Знаки. Журнал «Шагай», №6, 2004.
7. Русские орнаменты. Составитель Ивановская В.И., Москва, 2008.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Москва, 1981 г.
9. Скандинавские орнаменты. Составитель Ивановская В.И., Москва, 2008.
10. Скворцов А.И. Русская народная пропильная резьба, Ленинград, 1984.
11. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву, Москва, 2000.
12. Тарановская Н.В, Мальцев Н.В., Русские прялки. Ленинград, 1970.
13. Федоров В.В. Нижегородская домовая резьба. Нижний Новгород, 2008.
14. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера, Москва, 1974.
15. Kruglova Olga, Traditional Russian carved and painted woodwork, Moscow, 1981.
Источник