Хати и Сколь
Хати (др.-сканд. Hati — «ненавистник») — в скандинавской мифологии волк, каждую ночь преследующий луну, пытаясь её пожрать. Лунные затмения происходят, когда Хати слишком близко приближается к Мани (луне).
Сколь (др.-сканд. Sköll — «предатель») — волк, каждый день преследующий Соль (солнце) [1] , пытаясь сожрать её. По его вине происходят солнечные затмения.
Согласно прорицанию вёльвы, в день Рагнарёка они догонят и поглотят и Соль, и Мани. Сколь поглотит Солнце [2] , а Хати — Луну и звезды. Наступит тьма, землю будет трясти, скала, которая служит прикреплением для привязи Фенрира, рухнет и тот вырвется на свободу. Верхняя челюсть Фенрира будет доставать до неба, а нижняя — до земли, глаза его будут гореть и волк будет выдыхать огонь. Фенрир загрызет верховного бога Одина, но и сам падёт, истекая кровью.
Произведения [ править ]
- Веб-комикс «Off-White» — основной сюжет закручивается вокруг небольшой волчьей стаи ищущей Чёрного Духа Волка.
- Фильм «Молот богов». Сколь и Хати здесь просто оборотни.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ В данном отрывке Хродвитнир — еще одно имя Фенрира. см. Старшая Эдда, «Речи Гримнира», строфа 39:
Сколль имя Волка,
За солнцем бежит он
До самого леса;
А Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.
(отрывок из текста Старшей Эдды)
Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.
Будет он грызть
трупы людей,
кровью зальет
жилище богов;
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ль вам этого?
Источник
Фенрир
Когда у Великого Волка, Фенриса, начались приступы бешенства, он прежде всего побежал туда, где родился. Тюр и другие асы пытались помешать ему вернуться в Железный Лес, но однажды Фенрис все-таки ускользнул из-под надзора и разыскал свою мать Ангрбоду и единоутробных братьев и сестер — волков-оборотней. Что произошло с ним в Железном Лесу, неизвестно, но после того, как он покинул родные края во второй раз, теперь уже навсегда, голод и ярость овладели им безраздельно, а одна из обитательниц Ярнвида родила пару волчат, похожих на отца, как две капли воды. По другой версии, матерью этих волчат, Хати и Скёля, была сама Ангрбода, но правда это или нет, мы, возможно, так никогда и не узнаем. Имя «Скёль» переводится с древнескандинавского как «Обман», а имя «Хати» означает «Ненавистник». Иногда Хати называют сыном Хродвитнира (то есть «сыном Ярости») или Манагармом («Лунным псом»).
Когда асы сковали Фенриса, Хати и Скёль оказались единственными, кто встал на его защиту. Даже Локи и Ангрбода не стали вмешиваться, понимая, насколько Фенрис опасен, но его юные сыновья не смогли оставить отца в беде и предприняли безнадежную попытку освободить его от пут. Асы изловили волчат, и Один нашел им полезное применение. Он наложил на них чары — так же, как в свое время на Великого Змея. Сунна и Мани в те времена нередко отклонялись от предначертанного им пути и принимались блуждать по небу или замедляли свой ход. Из-за этого дни и ночи не всегда начинались и заканчивались точно в срок. Особенно часто это случалось с Мани, который то и дело останавливался посмотреть, что происходит внизу, на земле, и, увлекшись чьими-нибудь очередными приключениями, подолгу стоял на месте. Многие на это жаловались, и вот Один, наконец, придумал, как заставить солнечную и лунную колесницы двигаться точно по расписанию. Он поместил сыновей Фенриса на небеса и заколдовал их так, чтобы Скёль гнался за колесницей Сунны (точь-в-точь как овчарка гонит стадо, не давая овцам сбиться с пути), а Хати — за колесницей Мани.
Скёль и Хати не все время проводят в небесах: пока Солнце и Луна придерживаются графика, волки остаются на земле и бегают на воле; но если кто-то из небесных этинов начинает запаздывать, их преследователей вновь выгоняют на небо. Из двух братьев Скёль более спокойный, тихий и молчаливый. Сама погоня за Сунной до некоторой степени его забавляет, но подневольный характер этой работы ему не по вкусу; и все-таки он понимает, что, по сравнению с отцом, ему еще повезло. Хати более общительный, но непостоянный в своих настроениях: он легко переходит от озорного веселья к угрюмой злости, а заклинание, так часто переносящее его на небо, ненавидит всей душой. Оба волка знают: если придет Рагнарёк, они смогут догнать и убить Сунну и Мани и освободиться от чар Одина, — и оба с нетерпением ждут этого дня.
Источник
Скандинавские варги — Фенрир, Сколь и Хати
В скандинавской мифологии главный варг — это гигантский волк Фенрир, сын бога Локи, отец Хати и Сколь. Видоизмененный образ нашел свое место в произведениях Толкиена и Дж. Мартина.
Что известно о варгах
В сказаниях указывается, что это существа, из плоти и крови. Но в других литературных источниках образ варгов искажали, их представляли как духов-волков.
Само слово vargr с древнескандинавского переводится как «волк». В прагерманском языке wargaz — это «душитель», «преступник». А warg в староанглийском языке имело значение «огромный медведь».
Знаменитыми существами из мифов считались огромные волки: Фенрир и двое его отпрысков. В древнеисландской Саге о Хервёр упоминается об этих животных и их непосредственных обязанностях. Использовались существа как помощники для других могущественных героев древних сказаний.
Похожие на варгов образы встречаются и в иных источниках – в тексте на руническом камне из Рёка. В нем есть именуемый волком конь, в «Песне о Хюндле» вельва Хайндла восседает на волке, а великанша Гирроккин ехала на волке на похороны Бальдра. Исследователи не исключают, что это варги.
Скандинавская мифология — гигантский волк Фенрир
Согласно мифам, Фенрир — древний огромный волк, отпрыск Локи и Ангрбоды (меньший из детей Локи). С его появлением на свет боги решили, что подобное существо опасным не станет, и разрешили ему жить вместе с ними, в царстве богов.
Существо росло и увеличилось до таких огромных размеров, что боги стали бояться его, не каждый мог приблизиться. Зверь подпускал к себе только бога воинской храбрости, который давал ему еду.
Дабы избежать нападений варга, божества приняли решение посадить Фенрира на цепь, но тот всегда разрывал ее в считанные секунды. Не смог одолеть он только магическую цепь Глейпнир. Создали ее из шума кошачьих шагов, медвежьих жил, женской бороды, дыхания рыбы и птичьей слюны. Мягкая, тонкая, но прочная.
Чтобы заковать чудище, кормившему его Тюру понадобилось положить руку в пасть (тем самым показав, что опасности нет). Но Фенрир понял, что находится в ловушке, и успел откусить богу руку. Приковали волка к горе под землёй, вставив кинжал в пасть. По легенде, в тот день, когда случится гибель богов и всего мироздания, Фенрир вызволится из заточения, убьёт Одина и падет от руки Видара.
Дети Фенрира — Сколь и Хати
Хати (переводится как «ненавистник») каждую ночь преследует луну и старается ее съесть. Скандинавы верили, что это он виновник лунного затмения.
Сколь — переводится как «предатель». Вместо месяца он охотится на солнце. Из-за него случаются солнечные затмения. По древним пророчествам, дети Фенрира в день Рагнарёка съедят светила. Наступит тьма, землю начнёт трясти, благодаря чему отец волков освободится от оков.
Образ варгов в литературе
Кадр из фильм «Путешествие Хоббита»
Подобно оркам, варги описывались в романах Толкина. Первые упоминания встречаются в Хоббите. Писатель изобразил их социальными животными, умными, обладающих примитивной культурой.
В романе Толкина «Хоббит» в Средиземье варги воевали на стороне сил зла и были союзниками с гоблинами. Выполняли роль лошадей, позволяли седлать себя во время боевых действий.
В киноленте «Властелин колец» образ варга значительно исказили и упростили. Здесь они просто дикие свирепые хищники без задатков разума и машины для убийства. В фильме могучие волки скорее похожи на гиен.
Отражение образа варга в литературе также находим в серии книг Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Варги – люди, входящие в сознание животных, видят то, что и они, контролируют их действия. Все дети Неда Старка варги.
Образ могущественных волков подробно описывается и в древних мифах, и в современной литературе. И могущественные, безжалостные убийцы наверняка еще станут героями различных литературных произведений.
Источник
Волки которые гонятся за солнцем
В скандинавской мифологии два волка, один из которых (Хати, сын Хродвитнира, иначе сын Фенрира) бежит впереди Солнца и преследует Луну, а другой (Сколл) бежит впереди Луны и преследует Солнце. В день Рагнарёка оба волка догонят своих жерт и проглотят их.
Был бы я с подпалинами волком
Грыз бы солнечные сладкие бока
Был бы я полночной вислоухой гончей
Лаял бы на хвост и яйца
Дикого поджарого лунного быка
Аий Оршуо
В богатой на волчьи мотивы скандинавской мифологии есть пара образов откровенно эсхатологического характера. Это два брата, два волка, которые в день северного Апокалипсиса, называемого Рагнарёк, пожрут светила — Солнце и Луну — тем самым дав сигнал к освобождению Фенриру и началу битвы с богами-асами. Волков, что сделают это, зовут Сколль и Хати. Считается, что они дети Фенрира, от которого их родила ведьма-великанша в Железном лесу. Помимо их она дала жизнь еще целому сонму волков, называемых «фенрира род». В Эддах ее имя не упоминается, но говорят, что это была или Ангрбода или Ярнвидур.
В свое время было предсказано, что Сколль ежедневно будет гнать по небу Соль-Солнце, а Хати по ночам станет преследовать Мани-Луну:
Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.
«Речи Гримнира», ст.39 (532)
Говорят, в этом и польза есть, так как светила обычно любопытны и любят наблюдать за тем, что происходит на земле. А это самым негативным образом сказывается на графике появления Солнца и Луны на небосводе. И вот чтобы этот график не нарушался, чтобы светила следовали раз и навсегда установленному порядку — за ними следят волки. И если либо Солнце, либо Луна забывают о своем пути, волки начинают стремительно их нагонять — и люди видят солнечные и лунные затмения.
На долю Хати выпало следить за Мани-луной, гнать Мани-луну по небосводу. Потому Хати, чье имя обозначает «тот, кто ненавидит» (532), еще называют Манагарм (Managarm, Managarmr), что переводится как «Лунный пес» или «Гончая Луны». По той причине, что имя «Хати» в германо-скандинавской мифологии оказывается достаточно распространенным, волка часто зовут по «отчеству» — Хродвитниссон (от такого наименования Фенрира как Hróðvitnir — «прославленный волк»).
Считается, что из пары братьев Хати более экспансивный, более эмоциональный, легко переходящий от веселья к ярости и обратно. Заклятие Одина, обязующее его и Сколля до конца времен контролировать светила, просто выводит Хати из себя. Потому Хати с нетерпением ожидает Рагнарёка, чтобы наконец-то добраться до Мани-Луны и разорвать его, чтобы разрушить заклинание Одина и освободить отца своего Фенрира.
Исследователи говорят, что образ братьев-волков восходит ко времени древнейшего индоевропейского единства и может быть связан, с одной стороны, с псами-братьями Шарбарами, стражами мира предков (Питрилока — мир предков, царство мертвых) и вестниками бога смерти, с другой стороны — с демоническими персонажами (например, с демоном Раху), которые время от времени устраивают солнечные затмения, проглатывая небесное светило. Забавно, но вот это вот смешение луноядства, адских стражей и псов-братьев привело к тому, что у некоторых исследователей путаются образы Хати и Гарма (457).
Однако все эти построения не выходят за рамки гипотез, а сам образ Хати остается в большинстве случаев достоянием знания небольшого круга тех, кто интересуется скандинавской мифологии. Правда, развитие игровых миров способствует распространению как минимум мифологических имен. Эта тенденция играет в пользу роста известности Хати, который уже «засветился» в таких играх как RuneScape и Ruins of the Lost Kingdom Online. Известно его имя и в культуре оборотней-вервольфов из мира Аниты Блейк:
Силовики назывались Сколль и Гати по имени волков, которые в норвежской мифологии гоняются за Солнцем и Луной. Когда догонят, тогда и наступит конец мира. Это кое-что говорит об обществе вервольфов — назвать помощников вожака по именам созданий, которые должны принести конец всему.
Лорел Гамильтон «Голубая луна» (569)
P.S. Информация о Хати будет неполной без знакомства с его братом Сколлем.
P.P.S. И да, как и в случае с братом, в честь Хати назван один из спутников Сатурна.
У каждого народа свое небо, в каждой мифологии свои Солнце и Луна, и судьбы светил неисповедимы.
Вот и скандинавское небо с тамошними Солнцем-Соль и Луной-Мани — не исключение. Оказывается, очень уж они были в свое время любопытны и даже местами ленивы. Из-за этого дни и ночи далеко не всегда приходили в срок. И вот старик Один со свойственной ему практичностью придумал для этих светил чудную мотивацию — забросил им на небо двух чудовищных волков по имени Сколль и Хати, сыновей самого Фенрира. И от страшных монстров избавился (равно как от Хель с Ёрмунгандом), и светила получили клыкастые стимулы быстро и четко следовать по своим орбитам. Потому что если не быстро и не четко, то волки, которые до того могут быть и на земле, вдруг возникают за спинами светил и начинают стремительно их нагонять — и случаются затмения. Как напоминания о том, что случится в конечном итоге. Когда волки поглотят светила: Солнце Соль окажется в пасти у Сколля, а Мани-Луна — у его брата Хати.
Сколль и Хати действительно братья. По доминирующей версии их происхождения отцом обоих является демонический волк Фенрир (*). Относительно их матери известно лишь то, что она была ведьма. Предполагают, что это могла быть и Ангрбода. Или Ярнвидур (Jarnvidur) (**). Впрочем, в «Старшей Эдде» ее имя не называется:
Сидела старуха
в Железном Лесу
и породила там
Фенрира род;
из этого рода
станет один
мерзостный тролль
похитителем солнца.
«Прорицание Вёльвы», ст.40 (532)
«Мерзостный тролль, похититель солнца» — это, ясное дело, Сколль. Именно ему предназначено судьбой (в день Рагнарёка) и Одином (до того дня) гоняться за Арваком (ранний) и Альсвидом (быстрый) — лошадями скандинавской богини Солнца по имени Соль.
Само имя «Сколль» (Skoll) переводится как «обман, предательство». Потому по некоторым интерпретациям он предстает не самостоятельным персонажем, а эпитетом или иносказательным наименованием (хейти) для Фенрира. Такая версия не представляется состоятельной, так как в «Речах Гримнира» четко говорится, что есть два волка, преследующих светила:
Сколль имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати другой,
Хродвитнира сын,
предшествует солнцу.
«Речи Гримнира», ст.39 (532)
«Предшествует солнцу» — это значит бежит перед ним, то есть фактически за другим светилом, за Луной. Это уже о Хати.
Считается, что из пары братьев Сколль более тихий и спокойный. Он понимает, что его доля предпочтительнее той, которая выпала его отцу. Можно сказать, что погоня за Солнцем даже доставляет ему некоторое удовольствие, хотя он конечно не в восторге от ее принудительного характера. Потому он ждет своего часа — часа Рагнарёка.
В современной массовой культуре образ Сколля не является ни весьма популярным, ни даже особо известным. Однако те, кто интересуется германо-скандинавской мифологией, его знают. В вымышленных культурах (литературных, игровых) его имя используется в качестве, скажем, имен героев или обозначения статусных позиций:
Они были телохранителями Ричарда, его Сколь и Гати. Имена эти из норвежской мифологии — волки, преследующие луну и солнце. Когда они их поймают, наступит конец света. В сообществе оборотней они — охранники, которые оберегают Ульфрика, Царя волков.
Источник