Методика «Сравнение понятий»
Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что эти части дня различны тем, что «утро» — начало дня, а «вечер» — его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.
1. Ботинок – карандаш
5. Ворона – воробей
7. Девочка – кукла
10. Золото – серебро
11. Картина — портрет
12. Корзина – сова
13. Корова – лошадь
14. Кошка – яблоко
15. Летчик – танкист
16. Лыжи – коньки
17. Маленькая – большая
18. Молоко – вода
19. Обман – ошибка
22. Очки – деньги
23. Поезд – самолет
25. Сани – телега
26. Сказка – песня
27. Стакан – петух
28. Трамвай – автобус
30. Яблоко — вишня
В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Источник
Методики экспериментальной патопсихологии. Сравнение понятий
Методика применяется для исследования мышления (процессов анализа, синтеза, операции сравнения).
Больного просят сказать, чем похожи и чем отличаются два понятия. Для сравнения предлагаются пары слов, которые отвечают следующим условиям:
- слова можно объединить более общим понятием (трамвай и автобус — транспорт; ворона и воробей — птицы), причем подобное обобщение может быть более сложным (сказка и песня — произведение искусства; глаз и ухо — органы чувств; газета и радио — средства информации и т. п.);
- больному предлагаются несравнимые понятия, такие как: река — птица; ось — оса; ботинок — карандаш; муха — дерево и т. п. Умение самостоятельно выделить нерешаемую задачу характеризует критичность мышления здорового человека.
Больному предлагается 10-15 пар слов из следующего списка:
- голод — жажда
- сказка — песня
- глаз — ухо
- газета — радио
- поощрение — наказание
- волк – луна
- ось — оса
- ботинок — карандаш
- корзина — сова
- муха — дерево
- яблоко — вишня
- ворона — воробей
- дуб — береза
- лыжи — коньки
- корова — лошадь
- летчик — танкист
- трамвай — автобус
- золото — серебро
- река — птица
- озеро — река
- дождь — снег
Можно разобрать с больньм 1-2 пары понятий. Обязательно объяснить больному, что надо начинать с определения сходства. Первая пара несравнимых понятий предъявляется без специального предупреждения. Экспериментатор тщательно регистрирует поведение больного, его высказывания и ответ. Затем больному дается дополнительная инструкция: «Встречаются такие пары слов (понятий), которые несравнимы. В таком случае вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Больше эту инструкцию не повторяют, просто регистрируют ответы больных при работе со следующими несравнимыми понятиями. Всего предлагается 3-5 пар несравнимых понятий.
Обработка и анализ полученных данных
Анализ полученных данных начинается с оценки доступности для больного самого процесса сравнения и обобщения. Прежде чем сравнивать понятия, больной должен выделить критерий, по которому он будет проводить сопоставление. Поэтому в первую очередь отмечается: самостоятельно ли справляется больной с этой задачей; если ему понадобилась помощь, то какая, сумел ли он перенести процесс обучения на дальнейшую работу.
Затем надо обратить внимание на степень обобщенности критерия сравнения, которым преимущественно пользуется больной (абстрактный, конкретный, псевдоабстрактный). Уточнить эгоцентричность процесса сравнения, отметить, пользуется ли больной «слабыми» признаками понятий как критерием сравнения. При этом особое внимание надо уделить работе с «несравнимыми понятиями». В норме характерны затруднения при переходе к ним, здоровый человек либо отказывается проводить сравнение этих слов, либо переходит на очень широкий уровень сравнений (муха и дерево относятся к живой природе). Важно, что при этом в норме отмечаются оценочные реплики: «Эта задача не такая, как другие», что свидетельствует о высоком уровне критичности мышления.
В норме уже с 12-14 лет дети с соответствующим образованием могут проводить сравнение понятий, вьщеляя в качестве критерия существенный признак понятий, проводя сравнение на достаточно абстрактном уровне (см. описание методики «Пиктограмма»).
Иногда отмечается использование конкретного критерия сравнения (плащ и пальто — то, что мы носим). Обычно организующей помощи достаточно, чтобы здоровый человек исправил подобные ошибки.
При различных органических заболеваниях головного мозга, которые приводят к снижению уровня обобщения, конкретизации мышления, процесс сравнения проводится в основном на конкретном уровне: дуб и береза — растут в лесу; лыжи и коньки — нужны зимой для катания; глаз и ухо — оба находятся на голове и т. п. При этом для многих пар больные вообще не могут подобрать критерий сравнения, считая их совсем разными: «Ворона большая, а воробей маленький, ворона воробья заклевать может — ничего нет похожего».
Больные критичны к своим затруднениям, активно ищут помощи психолога, исправляют свои ошибки, но в дальнейшем опять в качестве критерия сравнения используют конкретные признаки понятий.
При шизофрении мышление характеризуется искаженным процессом обобщения, больные используют для сравнения псевдоабстрактные критерии или «слабые», малозначимые признаки понятий. «Дождь и снег — предметы влажности, перемещающиеся вокруг земли», «ворона и воробей — состоят из одинакового «количества слогов». Больные шизофренией не испытывают замешательства при переходе к несравнимым понятиям: «Ось и оса — имеют в середине продолговатость; созвучны»; «Муха и дерево — муха шумит при полете и дерево при ветре тоже шумит»; «Ботинок и карандаш — оставляют след» и т. п. Подобное использование второстепенных, малозначимых признаков и псевдоабстракций в качестве критерия обобщения не снимается обучением.
При различных пограничных заболеваниях можно отметить личностную окраску мышления. Выбирая критерий обобщения, больные опираются на собственные вкусы и пристрастия. Личностная окраска может проявиться в объяснениях: «Золото и серебро — терпеть не могу всего этого, из-за денег и сына погубили» (сын больной был убит при ограблении).
Под редакцией профессора М. В. Коркиной.
Источник
Методика «Сравнение понятий»
Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.
Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:
2. корова – лошадь
3. лётчик – танкист
6. маленькая девочка – большая кукла
7. обман – ошибка
9. ботинок – карандаш
10. золото – серебро
11. молоко – вода
12. сани – телега
13. очки – деньги
15. поезд – самолёт
16. стакан – петух
18. яблоко – вишня
19. лыжи – коньки
20. красный – зелёный
21. ворона – воробей
Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:
Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».
Обработка и анализ результатов
Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.
Ключ:
1. часть (время) суток
2. домашние (сельскохозяйственные) животные
3. военная профессия (управление военной техникой)
5. атмосферные осадки
6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра
7. причинно – следственное искажение действительности
10. драгоценные металлы
11. жидкость для питья
12. сельский (гужевой) транспорт
14. естественные водоёмы
18. плоды фруктовых деревьев
19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)
Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.
Закономерности числового ряда
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.
1) 24 21 19 18 15 13 — — 7
2) 1 4 9 16 — — 49 64 81
3) 16 17 15 18 14 19 — —
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 — 1
6) 2 4 8 10 20 22 — — 92 94
Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
Обработка и анализ результатов
Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.
Источник
Волк луна сходство ответ
Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Тестовый материал
- Утро – вечер.
- Яблоко – вишня.
- Корова – лошадь.
- Лев – собака.
- Летчик – танкист.
- Ворона – воробей.
- Лыжи- коньки.
- Молоко – вода.
- Трамвай – автобус.
- Золото – серебро.
- Река – озеро.
- Сани – телега.
- Велосипед – мотоцикл.
- Воробей – курица.
- Собака – кошка.
- Дуб – береза.
- Ворона – рыба.
- Сказка – песня.
- Лев – тигр.
- Картина – портрет.
- Поезд – самолет.
- Лошадь – всадник.
- Обман – ошибка.
- Кошка – яблоко.
- Ботинок – карандаш.
- Голод – жажда.
Оценка результатов теста
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.
При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.
У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.
Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Источник
Анализ и синтез.
Читайте также:
|
Пары слов | Сходство | оценка 1 | Различие | оценка 2 |
1. Утро – вечер | ||||
2. Корова – лошадь | ||||
3. Летчик – танкист | ||||
4. Лыжи – коньки | ||||
5. Трамвай – автобус | ||||
6. Озеро – река | ||||
7. Река – птица | ||||
8. Дождь – снег | ||||
9. Поезд – самолет | ||||
10. Ось – оса | ||||
11. Обман – ошибка | ||||
12. Стакан – петух | ||||
13. Маленький – большой | ||||
14. Девочка – кукла | ||||
15. Ботинок – карандаш | ||||
16. Яблоко –вишня | ||||
17. Ворона – воробей | ||||
18. Волк – луна | ||||
19. Молоко – вода | ||||
20. Ветер – соль | ||||
21. Золото – серебро | ||||
22. Сани – телега | ||||
23. Очки – деньги | ||||
24. Воробей – курица | ||||
25. Кошка – яблоко | ||||
26. Вечер – утро | ||||
27. Дуб – берёза | ||||
28. Голод – жажда | ||||
29. Сказка – песня | ||||
30. Корзина – сова | ||||
31. Картина – портрет |
Графы «Оценка» заполняется в процессе обработки результатов (см. таблицу-приложение): если сходство или различие проведено по существенным критериям, то ставится 1 балл. Если критерий сравнения в целом правомерен, но есть неточности или обобщение проведено по второстепенному признаку, то ставится 0,5 балла. Если же критерий некорректен, противоречит логике, явно неправомерен, то ставится 0 баллов. Это могут быть как отдельные ошибки, указывающие на недостаточную сформированность тех или иных процессов, так и на психопатологию, если ребёнок настаивает на странных, причудливых, некорректных основаниях для сравнения понятий. Вместе с тем при оценивании следует помнить, что на точность формулировок сходства-различия оказывает влияние эрудиция ребёнка, а существенность критериев зависит от возраста, образования, эрудиции и, соответственно, сформированности мыслительных операций.
Следует помнить, что в тексте задания встречаются несопоставимые понятия (об этом испытуемому не сообщается). Испытуемый должен только объяснить, почему слова не сопоставимы. Из дальнейшей числовой обработки эти пары слов исключаются: поскольку сравнение возможно только для тех понятий, для которых может быть установлено и сходство и различие одновременно.
Для получения квантильной (численной) оценки сформированности операций анализа и синтеза нужно подсчитать сумму баллов отдельно в графе «оценка 1» и «оценка 2», а затем их общую сумму. Чтобы иметь представление, ответы какого качества преобладали, нужно вычислить среднее арифметическое для каждой оценки в отдельности. Для перевода в проценты сумму баллов в графах «оценка 1» и «оценка 2» нужно разделить на 22 (число пар понятий, для которых правомерно производить сравнение) и умножить на 100. Общую сумму (баллы по сходству и различию) следует делить на 44 (22+22), поскольку это максимально возможная оценка при данной процедуре обработки результатов методики.
Наличие «соскальзывания» в сторону конкретных, ситуативных объяснений сходства и различия, особенно к концу задания, говорит о неустойчивости мышления, быстром истощении, низкой работоспособности.
Варианты возможных существенных признаков для оценки ответов методики «Сравнение понятий»
Пары слов | Сходство | Различие |
1. Утро – вечер | время суток | разное время суток |
2. Корова – лошадь | копытные животные | (вариантов множество) |
3. Летчик – танкист | водители транспортных средств | разные виды транспорта: воздушный и наземный |
4. Лыжи – коньки | зимний спортинвентарь | для разного покрытия |
5. Трамвай – автобус | пассажирский наземный транспорт | разный источник энергии |
6. Озеро – река | водоёмы | стоячий – проточный |
7. Река – птица | – | (различные категории) |
8. Дождь – снег | осадки | разное агрегатное состояние |
9. Поезд – самолет | средства передвижения | наземный-воздушный |
10. Ось – оса | – | (различные категории) |
11. Обман – ошибка | искажение действительности | преднамеренное – непреднамеренное |
12. Стакан – петух | – | (различные категории) |
13. Маленький – большой | обозначение величины, размеры | разная величина, размер |
14. Девочка – кукла | образ человека | живое-неживое |
15. Ботинок – карандаш | – | (различные категории) |
16. Яблоко – вишня | плоды | плоды разных деревьев |
17. Ворона – воробей | дикие птицы | разные семейства |
18. Волк – луна | – | (различные категории) |
19. Молоко – вода | жидкости | (много вариантов) |
20. Ветер – соль | – | (различные категории) |
21. Золото – серебро | драгоценный металл или химический элемент | разные металлы или разные химический элементы |
22. Сани – телега | средства передвижения | разное время года для использования |
23. Очки – деньги | – | (различные категории) |
24. Воробей – курица | птицы | дикие – домашние |
25. Кошка – яблоко | – | (различные категории) |
26. Вечер – утро | время суток | разное время суток |
27. Дуб – берёза | деревья | разные семейства |
28. Голод – жажда | потребности | потребность в пище – воде |
29. Сказка – песня | жанры творчества | разные жанры |
30. Корзина – сова | – | (различные категории) |
31. Картина – портрет | искусственное изображение | общее – частное |
Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 81 ; Нарушение авторских прав
Источник
➤ Adblockdetector