Меню

Вокальные циклы без солнца мусоргский

Вокальные циклы без солнца мусоргский

1873 год стал очень трудным для Мусоргского. Весной женился Римский-Корсаков. Снимавший до того времени одну с ним квартиру, Мусоргский почувствовал себя одиноким. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, у которой привыкли по вечерам собираться друзья. Летом надолго уехал за границу Стасов, бывший для композитора опорой. В расцвете таланта и творческих сил внезапно скончался друг — художник Виктор Гартман. А летом следующего года Мусоргского постиг еще один, возможно, самый сильный удар — умерла Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг, в которую композитор был тайно влюблен.

Под впечатлением этих утрат, угнетенный монотонной бессмысленной чиновничьей службой, создавал в эти дни композитор цикл для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1848—1913). Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, впоследствии крупный поэт, почетный академик Российской академии наук, тогда только начинал свою поэтическую деятельность. Он был дружен с Мусоргским, они жили на одной квартире, так как Мусоргский совершенно не переносил одиночества. Написанный цикл получил посвящение: «Поэту — композитор». Совсем еще молодой поэт отдавал дань романтизму, создавая печальные элегические стихи. Для Мусоргского же они были полны глубокого смысла. Первый романс, «В четырех стенах», был написан 7 мая. 19 мая композитор закончил второй, «Меня ты в толпе не узнала». «Окончен праздный, шумный день», имевший первоначальное название «Тень», был написан в течение двух дней — 19 и 20 мая. «Скучай», сначала названный «В альбом светской барышне», имеет пометку: «2 июня 1874 года. Петроград. М. Мусоргский». «Элегия» имеет три автографа, из них Два полных сохранили дату 19 августа, третий же, незаконченный, состоит из первых семи тактов, интонационно отличающихся от окончательного текста. Последний романс, «Над рекой», снабжен пометкой «25 августа 1874 года в Петрограде. М. Мусоргский». Таким образом, созданию всего цикла композитор посвятил три с половиной месяца весны и лета. По его мысли, к имеющимся романсам должен был в начале быть прибавлен еще один, с зашифрованным для публики содержанием. Однако уже в конце 1874 года Бесселем цикл, просмотренный и откорректированный самим Мусоргским, был издан без него.

Музыка

Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся.

В №1, «В четырех стенах», аккомпанемент с мерными аккордами, сопровождаемыми скупыми мелодическими линиями, противостоит выразительным интонациям голоса. Короткие фразы, прерывающиеся ферматами, несмотря на казалось бы светлый лад (Ре мажор), создают впечатление опустошенности отчаяния. №2, «Меня ты в толпе не узнала», — взгляд, обращенный в прошлое. Он статичен, как будто нарочито замедлен, с лаконичными живописными гармониями и мелодией речитативного склада, обрывающейся словно рыданием. №3, «Окончен праздный, шумный день», более широко развернут. В отличие от первых двух, здесь противопоставлены усталость, обессиленность после дневной суеты и воспоминания о прежней светлой, счастливой любви. №4, «Скучай», — миниатюра, проникнутая безнадежностью и отчаянием. №5, элегия «В тумане дремлет ночь», — поэтичная музыкальная картина, предвосхищающая творения Рахманинова и близкая ноктюрнам Шопена, с протяженной мелодией и красочной гармонией. Заключительный номер, «Над рекой» — еще один ноктюрн.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

5 друзей

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Я — фотограф

Новые цветы

Рубрики

  • Власть у позорного столба (180)
  • Мои писатели (176)
  • Mодели,Гламур,Glamor (74)
  • Убитые поэты (15)
  • Путешествие из Петербурга в Москву (12)
  • Алексей Рыбников (7)
  • Science (51)
  • Актёр (156)
  • Актриса (239)
  • Гении,ЖЗЛ (988)
  • Знаменитости,Celebrities (348)
  • Злободневность (673)
  • Искусство,Арт,Art (1985)
  • Живопись,Painting (754)
  • Художник,Painter (655)
  • Кино (252)
  • Музыка,Видео (1125)
  • Поэзия,Проза (509)
  • Санкт-Петербург (664)
  • Фото,Фотография,Фотографии,Фотограф (902)
  • ШОСТАКОВИЧУ — 108 (37)
  • Юмор (141)
Читайте также:  Культы древнего египта солнца

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Модест Мусоргский — «Без солнца»

Вокальный цикл «Без солнца» 1874 — на стихи Арсения Голенищева-Кутузова
Галина Вишневская, сопрано
Евгений Светланов и Государственный академический оркестр СССР



История создания

1873 год стал очень трудным для Мусоргского. Весной женился Римский-Корсаков. Снимавший до того времени одну с ним квартиру, Мусоргский почувствовал себя одиноким. Серьезно заболела Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, у которой привыкли по вечерам собираться друзья. Летом надолго уехал за границу Стасов, бывший для композитора опорой. В расцвете таланта и творческих сил внезапно скончался друг — художник Виктор Гартман. А летом следующего года Мусоргского постиг еще один, возможно, самый сильный удар — умерла Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг, в которую композитор был тайно влюблен.

Под впечатлением этих утрат, угнетенный монотонной бессмысленной чиновничьей службой, создавал в эти дни композитор цикл для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1848—1913). Граф Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, впоследствии крупный поэт, почетный академик Российской академии наук, тогда только начинал свою поэтическую деятельность. Он был дружен с Мусоргским, они жили на одной квартире, так как Мусоргский совершенно не переносил одиночества. Написанный цикл получил посвящение: «Поэту — композитор». Совсем еще молодой поэт отдавал дань романтизму, создавая печальные элегические стихи. Для Мусоргского же они были полны глубокого смысла. Первый романс, «В четырех стенах», был написан 7 мая. 19 мая композитор закончил второй, «Меня ты в толпе не узнала». «Окончен праздный, шумный день», имевший первоначальное название «Тень», был написан в течение двух дней — 19 и 20 мая. «Скучай», сначала названный «В альбом светской барышне», имеет пометку: «2 июня 1874 года. Петроград. М. Мусоргский». «Элегия» имеет три автографа, из них Два полных сохранили дату 19 августа, третий же, незаконченный, состоит из первых семи тактов, интонационно отличающихся от окончательного текста. Последний романс, «Над рекой», снабжен пометкой «25 августа 1874 года в Петрограде. М. Мусоргский». Таким образом, созданию всего цикла композитор посвятил три с половиной месяца весны и лета. По его мысли, к имеющимся романсам должен был в начале быть прибавлен еще один, с зашифрованным для публики содержанием. Однако уже в конце 1874 года Бесселем цикл, просмотренный и откорректированный самим Мусоргским, был издан без него.

Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся.

В №1, «В четырех стенах», аккомпанемент с мерными аккордами, сопровождаемыми скупыми мелодическими линиями, противостоит выразительным интонациям голоса. Короткие фразы, прерывающиеся ферматами, несмотря на казалось бы светлый лад (Ре мажор), создают впечатление опустошенности отчаяния. №2, «Меня ты в толпе не узнала», — взгляд, обращенный в прошлое. Он статичен, как будто нарочито замедлен, с лаконичными живописными гармониями и мелодией речитативного склада, обрывающейся словно рыданием. №3, «Окончен праздный, шумный день», более широко развернут. В отличие от первых двух, здесь противопоставлены усталость, обессиленность после дневной суеты и воспоминания о прежней светлой, счастливой любви. №4, «Скучай», — миниатюра, проникнутая безнадежностью и отчаянием. №5, элегия «В тумане дремлет ночь», — поэтичная музыкальная картина, предвосхищающая творения Рахманинова и близкая ноктюрнам Шопена, с протяженной мелодией и красочной гармонией. Заключительный номер, «Над рекой» — еще один ноктюрн.

Читайте также:  Ложные солнца оптическое явление

Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов

В ЧЕТЫРЁХ СТЕНАХ

Комнатка тесная, тихая, милая;
Тень непроглядная, тень безответная;
Дума глубокая, песня унылая;
В бьющемся сердце надежда заветная;

Тайный полёт за мгновеньем мгновения;
Взор неподвижный на счастье далекое;
Много сомнения, много терпения…
Вот она, ночь моя — ночь одинокая!

Меня ты в толпе не узнала,
Твой взгляд не сказал ничего.
Но чудно и страшно мне стало,
Когда уловил я его.

То было одно лишь мгновенье,
Но, верь мне, я в нём перенёс
Всей прошлой любви наслажденье
Всю горечь забвенья и слёз!

Окончен праздный, шумный день;
Людская жизнь, умолкнув, дремлет.
Все тихо. Майской ночи тень
Столицу спящую объемлет.

Но сон от глаз моих бежит.
И при лучах иной денницы
Воображение вертит
Годов утраченных страницы.

Как будто вновь, вдыхая яд
Весенних, страстных сновидений,
В душе я воскрешаю ряд
Надежд, порывов, заблуждений.

Увы, то призраки одни!
Мне скучно с мертвой их толпою,
И шум их старой болтовни
Уже не властен надо мною.

Лишь тень, одна из всех теней,
Явилась мне, дыша любовью,
И верный друг минувших дней,
Склонилась тихо к изголовью.

И смело отдал ей одной
Всю душу я в слезе безмолвной,
Никем не зримой, счастья полной,
В слезе, давно хранимой мной!

Скучай. Ты создана для скуки.
Без жгучих чувств отрады нет,
Как нет возврата без разлуки,
Как боренья нет побед.

Скучай. Скучай, словам любви внимая,
В тиши сердечной пустоты,
Приветом лживым отвечая
На правду девственной мечты.

Скучай. С рожденья до могилы
Заране путь начертан твой:
По капле ты истратишь силы,
Потом умрешь, и бог с тобой.

В тумане дремлет ночь.
Безмолвная звезда
Мерцает одиноко.
Звенят бубенцами
Уныло и далеко
Коней пасущихся стада
Как ночи облака,
Изменчивые думы
Несутся надо мной
Тревожны и угрюмы;
В них отблески надежд,
Когда то дорогих,
Давно потерянных,
Давно уж не живых.
В них сожаления. и слезы.
Несутся думы те
Без цели и конца,
То превратясь в черты
Любимого лица,
Зовут, рождая внось душе
Былые грезы,
То слившись в черный мрак,
Полны немой угрозы,
Грядущего борьбой
Пугают робкий ум,
И слышится вдали
Нестройной жизни шум,
Толпы бездушной смех,
Вражды коварной ропот,
Житейской мелочи
Незаглушимый шепот,
Унылый смерти звон.
Предвестница звезда,
Как будто полная стыда,
Скрывает светлый лик
В тумане безотрадном,
Как будущность моя,
Немом и непроглядном.

Месяц задумчивый, звезды далекие
С синего неба водами любуются.
Молча смотрю я на воды глубокие;
Тайны волшебные сердцем в них чуются.

Плещут, таятся, ласкательно нежные;
Много в их ропоте силы чарующией,
Слышатся думы и страсти безбрежные.
Голос неведомый, душу волнующий.

Нежит, пугает, наводит сомнение.
Слушать велит ли он? С места не сдвинулся;
Гонит ли прочь? Убежал бы в смятении;
В глубь ли зовет? Без оглядки б я кинулся.

Месяц задумчивый, звёзды далекие
С тёмного неба водами любуются;
Молча смотрю я на воды глубокие —
Тайны волшебные сердцем в них чуются.

Плещут, таятся ласкательно-нежные:
Много в их ропоте силы чарующей,
Слышатся думы и страсти безбрежные,
Голос неведомый, душу волнующий.

Нежит, пугает, наводит сомнение:
Слушать велит ли он? — С места б не двинулся!
Гонит ли прочь? — Убежал бы в смятении!
В глубь ли зовет? — Без оглядки бы кинулся!

Рубрики: Музыка,Видео
Гении,ЖЗЛ
Искусство,Арт,Art

Метки: Мусоргский Без солнца

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Модест Петрович Мусоргский «Без солнца»

В 1873 году Модесту Петровичу Мусоргскому пришлось пережить несколько тяжелых ударов судьбы. Композитор чувствовал себя одиноким после женитьбы Николая Андреевича Римского-Корсакова и отъезда Владимира Стасова за границу. Далее последовала серьезная болезнь Людмилы Шестаковой – сестры Глинки, смерть двух друзей – Надежды Опочининой и художника Виктора Гартмана. Не прибавляла оптимизма и опостылевшая чиновничья служба. Итогом безрадостных дум явилось создание вокального цикла «Без солнца» – мрачнейшего произведения, без единой светлой страницы.

Читайте также:  Шолохов шла весна сильнее пригревало солнце

Поэтической основой цикла стали стихи Арсения Голенищева-Кутузова, с которым Мусоргский познакомился и подружился в начале 1870-х годов. Это был молодой начинающий поэт, дальний родственник композитора по материнской линии. Некоторое время они даже проживали в одной квартире (это было необходимо Мусоргскому – одиночество он переносил с трудом). В творческом содружестве поэта и композитора ведущая роль принадлежала Мусоргскому – он высказывал пожелания, какие стихи нужны ему для музыки, нередко стихи подвергались переработке уже в ходе сочинения романсов. Элегические, печальные стихи Голенищева-Кутузова идеально соответствовали настроению композитора.

Весь цикл «Без солнца» пронизан печалью и какой-то «ночной» зыбкостью образов. Если в следующем мрачном цикле на стихи того же поэта – «Песни и пляски смерти» – в каждом романсе будут разворачиваться какие-то события, то здесь все сосредоточено на предельной углубленности во внутренний мир.

Первый романс – «В четырех стенах» – написан в ре-мажоре, но это не делает его светлым. Короткие фразы вокальной партии, то и дело «останавливаемые» ферматами, накладываются на мерные аккорды фортепиано, а гармонические краски кажутся приглушенными. Даже мажорная тоника в конце – это не просветление, это смирение отчаявшегося человека.

Следующий номер – «Меня ты в толпе не узнала» – вырастает из той же интонационной сферы, что и предыдущий, но контрастирует ему эмоционально. В нем запечатлен миг вспыхнувшего воспоминания о былой любви со всей ее сладостью и горечью: речитативная мелодия в замедленном движении, почти статичная, вдруг прорывается интонацией, напоминающей рыдание.

«Окончен праздный шумный день» отличается от двух предыдущих лаконичных романсов своей развернутостью. Этот свободно построенный лирический монолог исполнен внутреннего драматизма. Усталости, опустошенности противопоставляются воспоминания о возлюбленной. Выразительная речитация в до-мажоре создает созерцательный образ ночной тишины. В тоскливо повторяющемся мотиве изливается состояние человека, пребывающего в глубокой душевной подавленности. Но вот среди сонма ночных теней возникает светлый образ возлюбленный, воплощенный в кантиленной мелодии, которая в своем развитии достигает кульминации и угасает, уступая место первоначальной речитации («Всё тихо»).

От всех других романсов цикла отличается четвертый номер – «Скучай». Автор снабдил его подзаголовком «В альбом светской барышне» – и можно сказать, что он адресован всем современникам, прозябающим в пустом благополучии светской жизни. Уделом таких людей становится душевная опустошенность и бесцельность существования («Без жгучих чувств отрады нет»). Унылая мелодия разворачивается на фоне такого же однообразного фортепианного сопровождения.

Пятый номер – «Элегия» («В тумане дремлет ночь») – поэтичнейший ноктюрн, в чем-то перекликающийся с утонченностью Шопена. Картина тоскливой ночи предстает в таинственном мерцании зыбких гармоний. Порывистая тема, вторгающаяся в эту картину, сменяется то просветленным эпизодом (видением «любимого лица»), то подлинным кипением страстей. Зловещим «звоном смерти» звучит внезапный тональный сдвиг, сменяющийся элегической первоначальной темой и замирающими отголосками других эпизодов.

Предельная отрешенность и самоуглубленность отличает заключительный номер цикла – «Над рекой». Здесь можно усмотреть даже черты баркаролы, но трактуемые весьма своеобразно (остинатный тонический бас в триольном ритме). На фоне сумрачных гармоний возникает проникновенная мелодия. Состояние душевной неподвижности подчеркнуто и тональным единством романса (мелодический до-диез минор).

Первые четыре романса цикла «Без солнца» были написаны в мае 1874 года, а пятый и шестой – по прошествии двух с половиной месяцев, в августе. Композитор планировал написать еще один романс, но так и не сделал этого. В том же году цикл «Без солнца» был издан. Друзья Мусоргского не обратили на него особого внимания – слишком уж непохож был стиль этого цикла на прежние его творения, но сам композитор получил большое удовлетворение от работы над произведением.

Источник

Adblock
detector