Меню

Внезапно туча закрыла солнце длинная ветвистая молния расколола небо

Русский язык, 9 класс

Наименование учреждения ГУ «Школа-лицей № 20 города Павлодара»

Должность учитель русского языка и литературы

Стаж работы 9 лет

Предмет русский язык

Тема «Общее понятие о сложном предложении»

Тема: Общее понятие о сложном предложении.

Цель: систематизация знаний, умений и навыков учащихся о простом предложении и формирование понятия о сложном предложении.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: учебник, раздаточный материал (рабочий лист, ключи к заданиям, лист самооценивания)

Цель: выявление существующих связей и закономерностей

Данный приём на этапе актуализации позволяет связать информацию, полученную на предыдущих уроках с темой данного урока. Стратегия «Снежный ком».

Простое предложение – это ….

Выход на тему и цель урока.

2.Основная часть урока.

Следующие этапы урока организованы посредством применения разноуровневых заданий.

Цель: выявление объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.

Учащиеся работают в группах разноуровневого состава.

На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс) на стр 35-38 (параграфы 8,9) составить схему «Виды сложных предложений». (Одна группа презентует свою работу, другие группы дополняют или корректируют).

2.2. Практическая часть (применение полученной информации, анализ, синтез)

Учащиеся работают индивидуально. Все задания выполняются учащимися последовательно.

Роль учителя — наблюдать и корректировать. В качестве консультантов можно привлечь учащихся, справившихся с заданиями раньше остальных.

Запишите данные предложения в такой последовательности: сначала простые, затем – сложные. Объясните свой выбор графически.

1.Белое облако медленно плывёт на север, задевая за островерхие крыши Кунерсдорфа. 2.Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3. В тот день они были в степи – сено сгребали. 4. Все побежали к шалашу, устроенному под одиноким деревом, и сразу все заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 6. Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови.

Выпишите из текста сложные предложения и определите в них средства связи. Объясните свой выбор графически.

Стремление человека проводить свою хозяйственную деятельность с учётом законов природы привело к возникновению науки экологии. В переводе с греческого экология – это наука о доме, о непосредственном окружении человека, которое представляет живая и неживая природа. Экология изучает природу как взаимодействие всего живого с неживым, она исследует отношения растений и животных, их видов между собой и с окружающей средой. Задача экологии – помочь человеку сохранить биологическое равновесие а природе, создаваемое связями живой и неживой природы.

Читайте также:  Бумажные жалюзи от солнца

Выпишите из текста сложные союзные предложения. Объясните свой выбор графически. Преобразуйте их в бессоюзные.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, а она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба. На ней висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание — так может молчать только что-нибудь живое. (И. Бунин.)

Задание 4 (для тех, кто выполнил предыдущие три задания)

Распределите данные предложения на категории по их видам и структуре, используя всю известную информацию о предложении. (Данное задание предусматривает знания учащихся о простых односоставных и двусоставных предложениях, простых осложнённых и сложных союзных и бессоюзных)

1.В маленькой мастерской позади заправочной станции стучали по жести. 2. Он шутил, а я злобствовал. 3. От холода ныло плечо, он не мог уснуть. 4. Сегодня с утра мы начали жать рожь. 5. Пахло старым пивом и долгой зимой. 6. Даша раздумывала, что бы ей ещё сказать Кате доброго. 7. Смех, говор и приплясывание. 8. Один из спящих стрелков проснулся, удивлённо посмотрел на нас обоих, пробормотал что-то про себя и заснул.

Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия).

Прочитайте и сравните 2 текста и сделайте вывод о значимости сложных предложений в нашей речи.

Учащиеся работают в группах с разноуровневым составом. Выводы представляет одна группа, другие – дополняют.

1. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается, потому что общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки, которые связывали бы его с живой природой. Если выпадает свободный день, горожанин торопится уехать за город, чтобы подышать свежим воздухом, насмотреться на свежую зеленую траву, искупаться в речке.

2. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается. Общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки. Они связывают его с живой природой. Выпадает свободный день. Горожанин торопится уехать за город. Дышит свежим воздухом, смотрит на свежую зеленую траву, купается в речке.

Читайте также:  У меня солнце никакого снега

4. Самопроверка по листу успешности или самооценки (критерии и дескрипторы).

Источник

Перестроить ССП в простое с однородными членами.

Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.
Солнце поднялось, и роса высохла.

Месяц, светивший чере3 окно в комнату,3аливал ее холодным светом.

Поднявшееся солнце высушило росу.

Другие вопросы из категории

Артист кино, новая стройка, прошлый год, Древняя Русь , железная дорога, падующие листья, хранить овощи, ловить мышей, любить тепло, добывать уголь

вулкана сваливались тяжелые

Читайте также

восклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными членами предложения

,а потом сложные предложения с однородными членами 2 и расставте знаки препинаний где нужно
Снег лёг на деревья и на крыши и на плечи прохожих.Он лежал и дума Только бы не растаять!
Дети и собаки радуются зиме бегают и кувыркаются в снегу . Воздух звенит от весёлых голосов и снежинки ,подхваченные ветерком ,кружатся над головами ребятишек . Сосны и ели берёзы и дубы меняют зимой свой облик .зима-волшебница нарядила деревья в богатые шубы и они красуются в пышных одеяниях под лучами холодного солнца.
Дорожки сверкают серебряным блеском и лёд на реке уже окреп .Зима припорашила речку снегом и разложила повсюду пышные подушки сугробов

однородными и обособленными членами; 4) сложные.
1. Белое облакомедленно плывет на север, задеваяза островерхие крыши Кунерсдорфа. 2) Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3) В тот день они были в степи — сено сгребали. 4. Все побежали к шалашу, устроненному под одиноким деревом, и не сразу заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня, молний, грома. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 7) Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови. 8) Феня не замечала сотен глаз, обращенных к ней, не слышала дыхания зрительного зала, наплывающего на нее подобно теплой волне.

с однородными и обособленными членами; 4) сложные.
1. Белое облакомедленно плывет на север, задевая за островерхие крыши Кунерсдорфа. 2) Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3) В тот день они были в степи — сено сгребали. 4. Все побежали к шалашу, устроненному под одиноким деревом, и не сразу заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня, молний, грома. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 7) Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови. 8) Феня не замечала сотен глаз, обращенных к ней, не слышала дыхания зрительного зала, наплывающего на нее подобно теплой волне.

Читайте также:  Обозначения для защиты от солнца

предложения или части сложного предложения . Б ) союз не изменяются В) союзы являются любым членом предложения Г) союзы по своему строению делятся на простые и составные .

задание 2 в каком ряду все союзы являются сочинительными ? А) также , чтобы , будто . Б) но , зато , тоже В ) а , если , хотя бы Г) и , да ,едва

задание 3 в какой пословице выделенный союз является соединительным союзом ? А) хоть опоздать да от людей не отстать . Б) и крута гора да миновать нельзя В ) сядем радком да поговорим ладком . Г) высоко летаешь да низко садишься

задание 4 укажите разряд по назначению выделенного в предложении союза , : Дождик кончился , но каждый цветок , каждый листок , всё ещё , как на ладони , капли дождя держат , вверх поднимают.

А)изъяснительный Б) уступительный В) сравнительный Г) целевой

задание 5 каком предложении имеется противительный союз ? А) отцветает черёмуха , зато расцветала бузина и под нею земляника Б) иной раз народится такой день , что радости не оберёшься В) собаки притихли , оттого что никто посторонний не тревожил их покоя Г) наш пароход тащили два буксира , несмотря на то , что он сам работал полным ходом.

задание 6 укажите предложение ,в составе которого имеется союз также

А) чёрная туча так(же) грозно застилает противоположную сторону небосклона , но я уже не боюсь её . Б) тучи ползли по небу так(же) медленно и скучно , как и раньше , В) они медленно шли к пахоте , и так(же) медленно , прячась за огромную лиловую тучу ,вставало за их спиной солнце . Г) она так(же) ему поклонилась , не без некоторого изумления , и опустила книгу .

задание 7 в каком предложении союз И соединяет однородные члены предложения ? А) встало безоблачное небо и очень быстро светлело . Б) в лесу было тихо и ни одна птичка не шевелилась .В) луна во мраке перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском озаряла . Г) лишь изредка набежит ветерок и тогда в нос ударит горячим запахом смолы .

Источник

Adblock
detector