Меню

Вместе с медленно закатывающимся солнцем садится горячая

Мир школы

Пособие по русскому языку для поступающих в вузы

ТОП-5 ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ-2019

Куривают свои «козьи ножки» ничем не занятые пулемет­чики, возятся и борются мальчишки.

На вагонной ступеньке сидит старушонка, которая из-за беспокойных соседей изо дня в день недосыпает и вследствие этого злится. Старушка Ильинична не прочь по-своему проповедовать внучонку Петеньке и внучке Манечке, но она занята серьезным делом: в руках у нее сверкает какой-то металлический предмет, бросающий в степь солнечные зайчики. Неопытному человеку мо­жет показаться, будто кто-то пытается сигнализировать вражеским самолетам.

Пулеметчики заволновались, но тут же стали успо­каиваться, заметив, что таинственный источник сигна­лов — самоварный поднос, который гладят старушечьи руки.

Близ железнодорожной линии коровы мирно щип­лют траву. Но вот в небе слышно грозное жужжание, и на поезд падает тень серебряного коршуна. Начинается беспорядочная стрельба с крыш вагонов. Проносятся вскачь верховые, лошади тяжело дышат и судорожно поводят боками.

Слышится, как кто-то командует женщинам: «Оставь­те белье, выведите ребят и спрячьте их в ложбинке!»

Упражнение 163 (повторительное). Повторите правописание прилагательных и причастий и напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.

Из коровьего мычания, собачьего лая, петушиного крика выделяются и далеко разносятся человечьи голо­са, то обветренные норд-остом и просоленные водя­ными брызгами бушующего моря, то юные и звонкие, дышащие бесконечными степными просторами. Вместе с медленно остывающим закатывающимся солнцем са­дится горячая осенняя пыль, и в безветренный вечер взору открываются ранее незаметные пирамидальные тополя.

Перед временной деревянной трибуной, увешанной ярко-красными лоскутами, у ветряных мельниц, собра­лись седобородые старики в полотняных рубахах и в зеле­ных форменных шароварах, низко спущенных над ко­жаными сапогами; бабы в легоньких ситцевых платьях, с измученными запыленными лицами, еще не при­шедшие в себя после утренней тревоги, второпях недо­смотревшие за ребятами, недоглядевшие за домашним скарбом, недосчитавшиеся нескольких овец; смуглые, точно вяленные на солнце, обманчиво притихшие пос­ле бешеной суматохи дня дети.

Все они тонут в матросском и солдатском море, за­лившем всю площадь, шумно волнующемся и настой­чиво заявляюшем о своих правах. Лохматые воинствен­ные папахи, измызганные суконные фуражки, шерстя­ные колпаки, черкесские шляпы с простреленными полями, рваные гимнастерки, поношенные черкески — все это движется, переливается и по временам грохочет яростными криками.

В поднявшемся невообразимом шуме, не позволяв­шем толком разобраться во всем происходящем, одни предлагали крайне необдуманные, путаные решения, подкрепляя их ни для кого не убедительными довода­ми; другие приводили совершенно неподходящие срав­нения, жаловались на трудности не оконченного еще пути; третьи вносили никуда не годные предложения, впрочем далеко не единственные во время похода. Иные предавались воспоминаниям, вовсе не приятным для большинства; Другие выкрикивали упреки, размахивая окровенелымируками, употребляя при этом своеобраз­ные, непереводимые на обычный язык обороты речи.

В конце концов было принято решение, отнюдь не продуманное, но показавшееся всем приемлемым. На чем оно зиждется, может ли вообще этот проект удать­ся — никто так и не знал.

Упражнение 164 (повторительное). Напишите текст под дик­товку, потом сверьте написанное с напечатанным.

Была неизъяснимая радость, непонятная разве за­ядлому городскому жителю, просыпаться ребенком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой крова­ти на утренней заре от пастушьего рожка.

Первый луч солнца через неплотно притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картин­ками на темы из детских сказок. Какие только перели­вающиеся на солнце краски здесь не играли?

В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, а над ним буй­но цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

Читайте также:  Что является первой ступенью закаливания организма вода солнце воздух холод

По деревянным ступенькам балкончика, также про­гнившим от времени и качающимся под ногами, спус­каешься купаться к расположенной близ дома речке. Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон.

В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбешки, а на старом, полуразвалив- шемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зеленая лягушшца, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стен­ках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.

Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зеленой молоденькой елочки болтливая сорока. О чем только она не трещит! Навстречу ей несется звон­кое щебетание, и, нарастая, постепенно разноголосый птичий гомон наполняет сад.

Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. На столе в простом глиняном горшочке искусно подобран­ный букет только что сорванных, еще не распустив­шихся цветов, а рядом, на белоснежной салфетке, та­релка меду, над которым вьются с ровным гудением мохнатые ярко-золотистые пчелы.

Как легко дышится чудесным утром в преддверии лета! Чего не отдашь за эти незабываемые часы!

Упражнение 165. Выпишите из текста наречия, подчеркните гласные на конце наречий.

По совету врача Воропаев долго находился на воз­духе. Если не было дождей и туманов, кровать его выка­тывалась наружу, во двор.

До болезни Воропаев никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его. Но скоро он привык к своему новому положению, и оно по-своему его увлекало.

Птицы первые перестали бояться тихого человека, умевшего красиво свистеть и нередко, кормившего их хлебными крошками. Тут были и свои птицы и приле­тевшие откуда-то издалека. Изредка появлялись и та­кие, в которых Воропаев признал инвалидов; одни слег­ка прихрамывали, другие заметно страдали по­дергиванием, третьи были явно глухи и вследствие это­го неестественно равнодушны к опасности.

Птицы, некогда изгнанные из родных краев и зале­тевшие сюда в явном переполохе, были беженцами. Их стремление поскорее объединиться с местными птица­ми, хотя бы и других пород, казалось таким человечес­ким, что Воропаев поистине поражался.

Как-то поутру во дворе появился дрозд. Он быстро привык к Воропаеву и не стеснялся воровать крошки хлеба почти из рук. Однажды, присев на край крыши, дрозд вдруг запел. Поворачивая голову то направо, то налево и косо поглядывая на Воропаева, он как бы спра­шивал, нравится ли ему. Он пропел сначала по-соловь — иному, затем По-жавороночьи, по-перепелиному и все поглядывал на человека. Он вел себя как человек, сво­бодно владеющий несколькими языками, когда ему хо­чется поговорить с молчаливым попутчиком.

(По П. А. Павленко)

Упражнение 166. Перепишите, вставляя пропушенные буквы.

1. Кирила Петрович заезжал запрост… в домишко своего старого товарища (П.). 2. И опричник молодой застонал слегка, закачалC4,y iia i замертв…(7?.)-3. Влаж­ный ветерок изредк…набегает легкой волной (Т.). 4. Хата эта была занов… покрыта камышом, подправлена (Л. Т.). 5. Девяносто лет через год мне стукнет, а медве­дей вожу я сызмал… <Гарш-УЬ.Вагон снов… тряхнуло (М спокойно шел, спуская Жулькубегать перед

Источник

Вместе с медленно закатывающимся солнцем садится горячая

2) В суффиксах -ЕЦ-(-ИЦ-) буква Е пишется в словах мужского рода (горец), И — в словах женского рода (красавица), в слове среднего рода именьице буква И пишется, так как ударение падает на основу. Итак, записываем слово -горец.

3) Суффикс -ИЧК- пишется в словах, образованных от существительных на -ИЦ: лестничка (от лестница — ), горничка (от горница’), в слове имечко пишется Е, так как ИМЯ не на -ИЦ-, значит, записываем: имечко.

4) В слове желтизна пишем И, так как в суффиксе -ИЗН- пишется только И, в суффиксе -ИЩ пишется только И, значит: позорище, а в суффиксе -ЕВ- пишется только Е, значит, выписываем слово синева.

Читайте также:  Масла подсолнечного империя солнца

Правописание суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- можно повторить, выполняя упражнение № 169. В случае затруднения учащиеся обращаются к правилу таблицы § 33. ‘

IV. Закрепление. Упражнение № 173.

V. Домашнее задание: § 33, упражнение № 172.

Урок 16. Правописание суффиксов прилагательных.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарная работа.

Гармония (от греч. harmonia — связь, стройность) — согласованность, стройное сочетание, соразмерность.

Генеалогия (греч.) — родословие, история рода.

Генезис (греч.) — происхождение, возникновение.

Геноцид (греч.) — уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным признакам, тягчайшее преступление против человечества.

III. Работа по основной теме урока.

1. Выполняя упражнение № 192 (устно), учащиеся обращаются за справками к материалу учебника (§ 33).

2. Упражнение № 193 выполняется письменно выборочно.

3. Повторить правописание суффиксов прилагательных с одной или двумя буквами Н можно, предложив учащимся составить удобную для пользования схему-таблицу по материалу § 38. (Наиболее удачные схемы можно оценить).

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный, обветренный).

IV. Закрепление. Упражнения № 194, 195.


    Домашнее задание: § 37,38, упражнение № 198.

Урок 17. Правописание суффиксов прилагательных.

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснительный диктант.

Стояло тихое морозное утро. С серого, низкого неба, словно серебряный порошок, неторопливо сыпался мелкий снег. Он усеивал дорогу, незаметно набивался между ворсинок суконной одежды, делая ее седой. (Воронин). Откуда-то издалека доносился странный протяжный звук. Ветер ли высвистывал однообразную песню, вода ли в далеком роднике пробивала ледяную корку и чуть слышно журчала меж деревьями. (Николаева).

III. Работа по основной теме урока. »

1. Можно предложить учащимся составить таблицу-схему правописания суффиксов -К- и -СК-, используя материал § 38.

2. Используя эту схему (или другую, составленную самими учащимися), предлагаем алгоритм решения следующих задач:

1. Имеет краткую форму или нет? (Имеет: вязок). Вывод: пишем -К-: вязкий.

1. Имеет краткую форму или нет? (Не имеет).

2. От основы на -К, -Ч, -Ц или нет? (Нет). Вывод: пишем -СК-: гигантский.

1. Имеет краткую форму или нет? (Не имеет).

2. От основы на -К, -Ч, -Ц или нет? (От основы на -К — рыбак). Вывод: пишем -К-: рыбацкий

Задачи, требующие подобного рассуждения, решаем всем классом, выполняя упражнение № 200.

3.Следующим этапом работы станет самостоятельное составление схемы или таблица правописания прилагательных с суффиксами -ОВ-, -ЕВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИВ-, -ЧАТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК- по материалу § 38.

4. Решение орфографических задач с использованием правила написания суффиксов.

Задача: вставив пропущенные буквы, выпишите прилагательные с гласной Е в суффиксе, выделив этот суффикс.

1. Доверч. вый, алюмини. вый, заноси. вый 1.._________;________

2. Привередл.-.вый, тюл. вый, разговори. вый 2.__________________

Решение: 1. В слове доверчивый суффикс -ЧИВ-, в котором пишется всегда буква И, в слове заносчивый тоже суффикс -ЧИВ-. В слове алюминиевый суффикс -ЕВ-, так как в суффиксах -ЕВ-, -ИВ- буква Е пишется в безударном положении. Итак, выписываем слово алюминиевый.

2. В словах привередливый и разговорчивый пишем в суффиксах -ЧИВ- и -ЛИВ- букву И по правилу, в слове тюлевый суффикс в безударном положении -ЕВ-.

1. Решите самостоятельно. Выпишите прилагательное с буквой FJ в суффиксе.

1. Никел. вый, совестл. вый, завистл. вый 1._________________

2. Жалостл. вый, фланел. вый, непоседл. вый 2.,__________;________

2. Упражнения № 203, 204.

V. Домашнее задание: § 38, упражнение № 205.

Урок 18. Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.

Читайте также:  Лишь только солнце закатиться

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарный диктант. (Диктуются слова, изученные на уроках 12-17).

Бинарный, баллада, баллотировать, вариант, вариация, варьете, вульгаризм, галактика, галантный, галлюцинация, гармония, генеалогия, генезис, геноцид.

Задание: дать значение слов баллада, вульгаризм, гармония. Составить предложение с любым из этих слов

Ш. Работа по основной теме урока.

1. Учащимся предлагается решить орфографическую задачу: вставив

пропущенные буквы, выпишите глаголы, в которых есть гласные О или Е.

1. Треб. вать, спраш. вать, окольцов. вать 1.__________________

2. Рассказывать, совет. вать, выиск. вать 2.__________________

Для решения этой задачи учащиеся обращаются к правилу § 45 пункт 5. Образец рассуждения:

1) Треб. вать в 1 лице ед. ч. наст. вр. требую (на -УЮ), значит, суффикс -ОВА — требовать.

2) Спраш„.вать — в 1 лице ед.ч. наст.вр спрашиваю (на -ИВАЮ), значит, суффикс -ИВА — спрашивать.

3) Окольцов. ватъ — в 1 лице ед.ч. наст.вр. окольцовываю (на -ЫВАЮ), значит, Суффикс -ЫВА — окольцовывать.

Вывод: выписываем глагол требовать.

Результатом работы может стать схема:

2. Для повторения правила: гласная перед -Л- в прошедшем времени

предлагаем решить орфографическую задачу: выпишите глагол с буквой

Е перед суффиксом -Я-.

Вид. л, кле. л, леле.л

Обращаясь к правилу § 45 (пункт 4), учащиеся рассуждают следующим образом:

вид л — в неопр.форме видеть, перед -Л — пишется та же гласная, что и перед -ТЬ, значит, Е — видел;

кле…л — неопр.ф: клеить, значит, клеил;

леле. л — в неопр.ф.: лелеять, значит, лелеял.

Итак, Е перед -Л — пишется только в слова ВИДЕЛ, его и выписываем.

1. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор. Образец: заведовать (заведую).

Заповед. вать, обветр. вать, отвоев. вать,’ перебрас. выть, перевс.вать, перекап. вать, переклс.вать, подрисов. вать, продл. вать, сортир. вать.

2. Орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ записанного под > диктовку предложения.

Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце, как бы сознавая, что только одно оно может прекратить ненастье. (Арсеньев).

3. Упражнения №252, 257.

V. Домашнее задание: § 45 (4,5), упражнение № 254.
Урок 19. Правописание суффиксов причастий.

I. Проверка домашнего задания (упражнение № 254).

II. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.

Завяз. вать, присутствовать, догад.-.ваться.

III. Словарная работа.

Гуманность (лат.) — человечность.

Гуманитарный — относящийся к человеческому обществу, к общественным наукам.

Девальвация (нем.) — официальное снижение курса бумажных денег по отношению к золоту или иностранной валюте.

Деградация (франц.) — ухудшение биологических и психических признаков организма, вырождение, упадок.

IV. Работа по основной теме урока.

  1. Составление рабочей схемы-таблицы правописания суффиксов причастий. (Можно предложить конкурс среди учеников на лучшую схему). Работе помогает материал § 47.

Напоминаем, что тип спряжения глагола с безударным личным окончанием устанавливается по его неопределенной форме:

ко II спряжению относятся глаголы с безударными личными

окончаниями на -ИТЬ (кроме брить, стелить, зиждиться), и 11

глаголов, которые следует запомнить (гнать, держать, смотреть,

видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть,

к I спряжению относятся все остальные глаголы.

2. Решение орфографической задачи: вставив пропущенные буквы, выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.

1. Ускольза. щий, разбивающийся, поко. щийся 1.____________

2. Нахмуривш.. .вшийся, завидов. вший, отта. вший 2._____________

3. Отбира. мые, разрабатываемые, муч. мые

3. Помочь учащимся вспомнить правило написания гласной перед НН в причастиях прошедшего времени можно’при помощи данного материала для наблюдения:

В Англии преобладают два типа женщин: одни не могут рассказать анекдот, другие не могут его понять. Джермейн Грир
ещё >>

Источник

Adblock
detector