Мир школы
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы
ТОП-5 ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ-2019
Куривают свои «козьи ножки» ничем не занятые пулеметчики, возятся и борются мальчишки.
На вагонной ступеньке сидит старушонка, которая из-за беспокойных соседей изо дня в день недосыпает и вследствие этого злится. Старушка Ильинична не прочь по-своему проповедовать внучонку Петеньке и внучке Манечке, но она занята серьезным делом: в руках у нее сверкает какой-то металлический предмет, бросающий в степь солнечные зайчики. Неопытному человеку может показаться, будто кто-то пытается сигнализировать вражеским самолетам.
Пулеметчики заволновались, но тут же стали успокаиваться, заметив, что таинственный источник сигналов — самоварный поднос, который гладят старушечьи руки.
Близ железнодорожной линии коровы мирно щиплют траву. Но вот в небе слышно грозное жужжание, и на поезд падает тень серебряного коршуна. Начинается беспорядочная стрельба с крыш вагонов. Проносятся вскачь верховые, лошади тяжело дышат и судорожно поводят боками.
Слышится, как кто-то командует женщинам: «Оставьте белье, выведите ребят и спрячьте их в ложбинке!»
Упражнение 163 (повторительное). Повторите правописание прилагательных и причастий и напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Из коровьего мычания, собачьего лая, петушиного крика выделяются и далеко разносятся человечьи голоса, то обветренные норд-остом и просоленные водяными брызгами бушующего моря, то юные и звонкие, дышащие бесконечными степными просторами. Вместе с медленно остывающим закатывающимся солнцем садится горячая осенняя пыль, и в безветренный вечер взору открываются ранее незаметные пирамидальные тополя.
Перед временной деревянной трибуной, увешанной ярко-красными лоскутами, у ветряных мельниц, собрались седобородые старики в полотняных рубахах и в зеленых форменных шароварах, низко спущенных над кожаными сапогами; бабы в легоньких ситцевых платьях, с измученными запыленными лицами, еще не пришедшие в себя после утренней тревоги, второпях недосмотревшие за ребятами, недоглядевшие за домашним скарбом, недосчитавшиеся нескольких овец; смуглые, точно вяленные на солнце, обманчиво притихшие после бешеной суматохи дня дети.
Все они тонут в матросском и солдатском море, залившем всю площадь, шумно волнующемся и настойчиво заявляюшем о своих правах. Лохматые воинственные папахи, измызганные суконные фуражки, шерстяные колпаки, черкесские шляпы с простреленными полями, рваные гимнастерки, поношенные черкески — все это движется, переливается и по временам грохочет яростными криками.
В поднявшемся невообразимом шуме, не позволявшем толком разобраться во всем происходящем, одни предлагали крайне необдуманные, путаные решения, подкрепляя их ни для кого не убедительными доводами; другие приводили совершенно неподходящие сравнения, жаловались на трудности не оконченного еще пути; третьи вносили никуда не годные предложения, впрочем далеко не единственные во время похода. Иные предавались воспоминаниям, вовсе не приятным для большинства; Другие выкрикивали упреки, размахивая окровенелымируками, употребляя при этом своеобразные, непереводимые на обычный язык обороты речи.
В конце концов было принято решение, отнюдь не продуманное, но показавшееся всем приемлемым. На чем оно зиждется, может ли вообще этот проект удаться — никто так и не знал.
Упражнение 164 (повторительное). Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребенком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка.
Первый луч солнца через неплотно притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли?
В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, а над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон.
В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбешки, а на старом, полуразвалив- шемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зеленая лягушшца, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.
Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зеленой молоденькой елочки болтливая сорока. О чем только она не трещит! Навстречу ей несется звонкое щебетание, и, нарастая, постепенно разноголосый птичий гомон наполняет сад.
Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. На столе в простом глиняном горшочке искусно подобранный букет только что сорванных, еще не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной салфетке, тарелка меду, над которым вьются с ровным гудением мохнатые ярко-золотистые пчелы.
Как легко дышится чудесным утром в преддверии лета! Чего не отдашь за эти незабываемые часы!
Упражнение 165. Выпишите из текста наречия, подчеркните гласные на конце наречий.
По совету врача Воропаев долго находился на воздухе. Если не было дождей и туманов, кровать его выкатывалась наружу, во двор.
До болезни Воропаев никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его. Но скоро он привык к своему новому положению, и оно по-своему его увлекало.
Птицы первые перестали бояться тихого человека, умевшего красиво свистеть и нередко, кормившего их хлебными крошками. Тут были и свои птицы и прилетевшие откуда-то издалека. Изредка появлялись и такие, в которых Воропаев признал инвалидов; одни слегка прихрамывали, другие заметно страдали подергиванием, третьи были явно глухи и вследствие этого неестественно равнодушны к опасности.
Птицы, некогда изгнанные из родных краев и залетевшие сюда в явном переполохе, были беженцами. Их стремление поскорее объединиться с местными птицами, хотя бы и других пород, казалось таким человеческим, что Воропаев поистине поражался.
Как-то поутру во дворе появился дрозд. Он быстро привык к Воропаеву и не стеснялся воровать крошки хлеба почти из рук. Однажды, присев на край крыши, дрозд вдруг запел. Поворачивая голову то направо, то налево и косо поглядывая на Воропаева, он как бы спрашивал, нравится ли ему. Он пропел сначала по-соловь — иному, затем По-жавороночьи, по-перепелиному и все поглядывал на человека. Он вел себя как человек, свободно владеющий несколькими языками, когда ему хочется поговорить с молчаливым попутчиком.
(По П. А. Павленко)
Упражнение 166. Перепишите, вставляя пропушенные буквы.
1. Кирила Петрович заезжал запрост… в домишко своего старого товарища (П.). 2. И опричник молодой застонал слегка, закачалC4,y iia i замертв…(7?.)-3. Влажный ветерок изредк…набегает легкой волной (Т.). 4. Хата эта была занов… покрыта камышом, подправлена (Л. Т.). 5. Девяносто лет через год мне стукнет, а медведей вожу я сызмал… <Гарш-УЬ.Вагон снов… тряхнуло (М спокойно шел, спуская Жулькубегать перед
Источник
Вместе с медленно закатывающимся солнцем садится горячая
2) В суффиксах -ЕЦ-(-ИЦ-) буква Е пишется в словах мужского рода (горец), И — в словах женского рода (красавица), в слове среднего рода именьице буква И пишется, так как ударение падает на основу. Итак, записываем слово -горец.
3) Суффикс -ИЧК- пишется в словах, образованных от существительных на -ИЦ: лестничка (от лестница — ), горничка (от горница’), в слове имечко пишется Е, так как ИМЯ не на -ИЦ-, значит, записываем: имечко.
4) В слове желтизна пишем И, так как в суффиксе -ИЗН- пишется только И, в суффиксе -ИЩ пишется только И, значит: позорище, а в суффиксе -ЕВ- пишется только Е, значит, выписываем слово синева.
Правописание суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- можно повторить, выполняя упражнение № 169. В случае затруднения учащиеся обращаются к правилу таблицы § 33. ‘
IV. Закрепление. Упражнение № 173.
V. Домашнее задание: § 33, упражнение № 172.
Урок 16. Правописание суффиксов прилагательных.
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарная работа.
Гармония (от греч. harmonia — связь, стройность) — согласованность, стройное сочетание, соразмерность.
Генеалогия (греч.) — родословие, история рода.
Генезис (греч.) — происхождение, возникновение.
Геноцид (греч.) — уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным признакам, тягчайшее преступление против человечества.
III. Работа по основной теме урока.
1. Выполняя упражнение № 192 (устно), учащиеся обращаются за справками к материалу учебника (§ 33).
2. Упражнение № 193 выполняется письменно выборочно.
3. Повторить правописание суффиксов прилагательных с одной или двумя буквами Н можно, предложив учащимся составить удобную для пользования схему-таблицу по материалу § 38. (Наиболее удачные схемы можно оценить).
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный (но безветренный, обветренный).
IV. Закрепление. Упражнения № 194, 195.
Домашнее задание: § 37,38, упражнение № 198.
Урок 17. Правописание суффиксов прилагательных.
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснительный диктант.
Стояло тихое морозное утро. С серого, низкого неба, словно серебряный порошок, неторопливо сыпался мелкий снег. Он усеивал дорогу, незаметно набивался между ворсинок суконной одежды, делая ее седой. (Воронин). Откуда-то издалека доносился странный протяжный звук. Ветер ли высвистывал однообразную песню, вода ли в далеком роднике пробивала ледяную корку и чуть слышно журчала меж деревьями. (Николаева).
III. Работа по основной теме урока. »
1. Можно предложить учащимся составить таблицу-схему правописания суффиксов -К- и -СК-, используя материал § 38.
2. Используя эту схему (или другую, составленную самими учащимися), предлагаем алгоритм решения следующих задач:
1. Имеет краткую форму или нет? (Имеет: вязок). Вывод: пишем -К-: вязкий.
1. Имеет краткую форму или нет? (Не имеет).
2. От основы на -К, -Ч, -Ц или нет? (Нет). Вывод: пишем -СК-: гигантский.
1. Имеет краткую форму или нет? (Не имеет).
2. От основы на -К, -Ч, -Ц или нет? (От основы на -К — рыбак). Вывод: пишем -К-: рыбацкий
Задачи, требующие подобного рассуждения, решаем всем классом, выполняя упражнение № 200.
3.Следующим этапом работы станет самостоятельное составление схемы или таблица правописания прилагательных с суффиксами -ОВ-, -ЕВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИВ-, -ЧАТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК- по материалу § 38.
4. Решение орфографических задач с использованием правила написания суффиксов.
Задача: вставив пропущенные буквы, выпишите прилагательные с гласной Е в суффиксе, выделив этот суффикс.
1. Доверч. вый, алюмини. вый, заноси. вый 1.._________;________
2. Привередл.-.вый, тюл. вый, разговори. вый 2.__________________
Решение: 1. В слове доверчивый суффикс -ЧИВ-, в котором пишется всегда буква И, в слове заносчивый тоже суффикс -ЧИВ-. В слове алюминиевый суффикс -ЕВ-, так как в суффиксах -ЕВ-, -ИВ- буква Е пишется в безударном положении. Итак, выписываем слово алюминиевый.
2. В словах привередливый и разговорчивый пишем в суффиксах -ЧИВ- и -ЛИВ- букву И по правилу, в слове тюлевый суффикс в безударном положении -ЕВ-.
1. Решите самостоятельно. Выпишите прилагательное с буквой FJ в суффиксе.
1. Никел. вый, совестл. вый, завистл. вый 1._________________
2. Жалостл. вый, фланел. вый, непоседл. вый 2.,__________;________
2. Упражнения № 203, 204.
V. Домашнее задание: § 38, упражнение № 205.
Урок 18. Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарный диктант. (Диктуются слова, изученные на уроках 12-17).
Бинарный, баллада, баллотировать, вариант, вариация, варьете, вульгаризм, галактика, галантный, галлюцинация, гармония, генеалогия, генезис, геноцид.
Задание: дать значение слов баллада, вульгаризм, гармония. Составить предложение с любым из этих слов
Ш. Работа по основной теме урока.
1. Учащимся предлагается решить орфографическую задачу: вставив
пропущенные буквы, выпишите глаголы, в которых есть гласные О или Е.
1. Треб. вать, спраш. вать, окольцов. вать 1.__________________
2. Рассказывать, совет. вать, выиск. вать 2.__________________
Для решения этой задачи учащиеся обращаются к правилу § 45 пункт 5. Образец рассуждения:
1) Треб. вать в 1 лице ед. ч. наст. вр. требую (на -УЮ), значит, суффикс -ОВА — требовать.
2) Спраш„.вать — в 1 лице ед.ч. наст.вр спрашиваю (на -ИВАЮ), значит, суффикс -ИВА — спрашивать.
3) Окольцов. ватъ — в 1 лице ед.ч. наст.вр. окольцовываю (на -ЫВАЮ), значит, Суффикс -ЫВА — окольцовывать.
Вывод: выписываем глагол требовать.
Результатом работы может стать схема:
2. Для повторения правила: гласная перед -Л- в прошедшем времени
предлагаем решить орфографическую задачу: выпишите глагол с буквой
Е перед суффиксом -Я-.
Вид. л, кле. л, леле.л
Обращаясь к правилу § 45 (пункт 4), учащиеся рассуждают следующим образом:
вид л — в неопр.форме видеть, перед -Л — пишется та же гласная, что и перед -ТЬ, значит, Е — видел;
кле…л — неопр.ф: клеить, значит, клеил;
леле. л — в неопр.ф.: лелеять, значит, лелеял.
Итак, Е перед -Л — пишется только в слова ВИДЕЛ, его и выписываем.
1. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор. Образец: заведовать (заведую).
Заповед. вать, обветр. вать, отвоев. вать,’ перебрас. выть, перевс.вать, перекап. вать, переклс.вать, подрисов. вать, продл. вать, сортир. вать.
2. Орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ записанного под > диктовку предложения.
Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце, как бы сознавая, что только одно оно может прекратить ненастье. (Арсеньев).
3. Упражнения №252, 257. —
V. Домашнее задание: § 45 (4,5), упражнение № 254.
Урок 19. Правописание суффиксов причастий.
I. Проверка домашнего задания (упражнение № 254).
II. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.
Завяз. вать, присутствовать, догад.-.ваться.
III. Словарная работа.
Гуманность (лат.) — человечность.
Гуманитарный — относящийся к человеческому обществу, к общественным наукам.
Девальвация (нем.) — официальное снижение курса бумажных денег по отношению к золоту или иностранной валюте.
Деградация (франц.) — ухудшение биологических и психических признаков организма, вырождение, упадок.
IV. Работа по основной теме урока.
- Составление рабочей схемы-таблицы правописания суффиксов причастий. (Можно предложить конкурс среди учеников на лучшую схему). Работе помогает материал § 47.
Напоминаем, что тип спряжения глагола с безударным личным окончанием устанавливается по его неопределенной форме:
ко II спряжению относятся глаголы с безударными личными
окончаниями на -ИТЬ (кроме брить, стелить, зиждиться), и 11
глаголов, которые следует запомнить (гнать, держать, смотреть,
видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть,
к I спряжению относятся все остальные глаголы.
2. Решение орфографической задачи: вставив пропущенные буквы, выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.
1. Ускольза. щий, разбивающийся, поко. щийся 1.____________
2. Нахмуривш.. .вшийся, завидов. вший, отта. вший 2._____________
3. Отбира. мые, разрабатываемые, муч. мые
3. Помочь учащимся вспомнить правило написания гласной перед НН в причастиях прошедшего времени можно’при помощи данного материала для наблюдения:
В Англии преобладают два типа женщин: одни не могут рассказать анекдот, другие не могут его понять. Джермейн Грир
ещё >>
Источник