В.В. Сундаков. Русская школа русского языка. Урок 7: Небесный. Луна. Стенограмма
Текст стенограммы под катом.
Здравы будьте, люди добрые! С вами вновь я, Виталий Владимирович Сундаков, и Русская школа русского языка. Сегодня у нас с вами будет урок седьмой, небесный.
Но прежде, желаю поблагодарить и благодарю вас за возрастающий интерес к нашим урокам по всему русскоговорящему миру. Особенно приятно мне было получить высокую оценку от коллег, профессиональных филологов, с большими научными степенями. На что, я признаюсь, вовсе не рассчитывал на первом этапе наших занятий. Слишком что ли революционно это выглядит для всех нас, заскорузлых адептов немецкой системы изучения любых наук. Слишком многое нужно прояснить, чтобы воскресить из иссушенной, размалёванной и обряженной в чужие одежды мумии, реальное тело русского языка.
Благодарен я вам и за то, что вам приходится что-то принимать на доверии ко мне. Терпеливо дожидаясь последующих пояснений. А они обязательно будут, обещаю. Нынче же, какую бы тему последующего урока я не взял, понимаю: дабы раскрыть её полнее и убедительнее, необходимо прежде прояснить целый ряд сопутствующих ей тем, слов, понятий. Поэтому выбрать и удержаться в одной теме очень непросто. Да и не правильно, в связи с особой структурой нашего языка. А это и изначальный символизм религиозных образов, сказочных персонажей, мифологических сюжетов, неискаженных сюжетов русских песен, былин, пословиц, поговорок, которые в итоге сами распакуют в сознании любого человека, говорящего и думающего на русском языке, и русскую космогонию и русское мирочувствие. И отсюда вот такое особое, исконное мировоззрение, буквально на все грани жизни.
Дополнительную сложность, признаюсь, создают в разной степени оформленные вбросы в сетях, да и на книжных прилавках, по теме русского языка, уводящие неокрепшие умы в дремучие дебри и болота с их кодировками, расшифровками, придуманными послоговыми, якобы, значениями и образами русских букв. Вот, информационное пространство буквально завалено подобными измышлизмами. Посему, услышьте, пожалуйста, следующие пункты моего обращения.
Во-первых, не спрашивайте как я отношусь к тем, или иным авторам или текстам. К ним я никак не отношусь. Второе, где ещё можно прочесть о том, что я рассказываю? Увы, нигде. Третье, ну не нравится или сложно то, о чём я говорю, не слушайте. И не высказывайте своего мнения, если вас о нём не просят. Ну, если, конечно, в этом не заключается ваша, там, специальная деятельность по какому-то противодействию. Ну и наконец, хочу попросить прощения, простите, что не отвечаю на ваши вопросы по поводу значения, или происхождения тех, или иных слов. На каждый из этих вопросов на этом этапе нашего, там, переучивания, можно ответить лишь двумя-тремя уроками. Моя же уель вцелом вернуть возможность вам самим отвечать на эти вопросы, связанные в том числе и как с реальной великой историей нашей державы, так и с вылепленной историей всего мира. Благодарю вас всех, кто меня услышал.
Итак, сегодня в Русской школе русского языка у нас будет небесный урок. Мы же с вами в конце-концов живём не в Поднебесной, а в Небесной империи. Так что располагайтесь поудобнее, беседа затянется. Ну короче просто не получится, а если перегреетесь, ставьте урок на паузу и продолжайте его слушать лишь отдохнув.
А расскажу я вам сегодня, дорогие мои друзья и подруги, кое-что о Луне. Расскажу о ней так, как никто о ней не рассказывал и, видимо, не расскажет. Сразу проясню, что рассказ мой не связан с повествованием о Луне, как о небесном теле, или объекте. Не связан он с наукой и с историей космоса и космонавтики. Он о том, как, почему и что называлось в изводном русском языке в связи с Луной.
Итак, Луна светит нам с неба ночью. Но иногда бывает она видима и днём, в чистом синем небе. И видна она нам с вами всё время по-разному. То как светлая скобка, выпуклая вправо, то видна светлой скобкой выпуклой влево. В полнолуние она вообще висит над головой как светло-желтый блин на чёрной сковороде звёздного неба. Ну, то её вообще нигде нет. Вот русские слова «старость, старый», там, «стареющий», начинаются на букву «С» и на эту букву «С» похож стареющий Месяц. Поэтому по этой букве «С» мы учим своих детей различать не небе старый, либо там стареющий Месяц, или молодую Луну, которая нам видна, как светлая скобка, выпуклая влево, да. Не знаю, как показывать, потому что изображение у вас будет наоборот. Ну влево, к востоку.
Но как-то, согласитесь, странновато всякий раз, друзья мои, у нас получается. То мы Луну с вами называем «Луной», то «Месяцем». Так вот, скажу я вам, на самом деле Луна и Месяц вовсе не одно и то же. Исходно в русском языке Луна не называлась Месяцем. А Месяц, в свою очередь, никогда не назывался Луной. «Луной» Луна называется только со дня новолуния и до дня полнолуния. И всё. Новолунием же мы называем тонюсенькую скобочку, выпуклую вправо. Которая появляется в небе на западе, ну, где Солнце только что закатилось за горизонт, это самое начало видимости Луны на небе. Затем мы продолжаем отсчет дней Луны, там, второй день луны, третий, четвёртый день и так далее. Луна становится всё более и более толстой, широкой скобкой такой, выпуклой вправо. Всё дальше и дальше отходя от солнца. Затем Луна совсем перестаёт быть похожей на скобку и светится уже таким неправильным овалом.
Итак, считая дни Луны, мы доходим до того дня, когда Луна вся заполняется светом и, наконец, становится Луной полной. Она полна светом, или как, ну, исполнилась что ли светом, как говорили наши предки раньше. То есть она, наконец, становится таким большим светло-жёлтым небесным блином, на котором в хорошие погожие дни видны различные, там, затемняющие её лик пятна. А поэтизировано мы такую полную Луну сравниваем, ну, то там с круглым ноздреватым сыром, с тёмными большими дырами и маленькими дырочками, ну, или с краюхой пышного дырчатого хлеба. Вот первый день такой Луны мы называем «первым днём полнолуния». И в зависимости от некоторых небесных обстоятельств, два или три дня светит нам с ночного неба полная Луна, вставая там же, где встаёт Солнце, на востоке. И прибывая в такие дни прямо напротив солнца, на другом конце неба.
В самом начале своего похода по ночным небесам, ну ещё не высоко над землёй, полная Луна бывает большой, красивой, ярко-оранжевой и даже красноватой. Иногда такую луну называют «цыганское Солнце». Известно, что цыгане особо почитают полную Луну. Вот раньше считалось, что у костра на земле и у полной Луны над костром, есть, такие, тайные, волшебные взаимоотношения, в которые человеку можно вовремя и правильно встрять и получить с них что-то хорошее для себя. Поэтому, кстати, любители ночной жизни, там, и халявного счастья бегали на полную Луну на веселье к цыганам.
Весь световой месяц длится чуть больше 29,5 суток. Такой месяц в астрономии называется «синодическим месяцем». У русских такой световой месяц назывался раньше «собачий месяц», «месяц собаки» или «месяц волка». Ну, может потому, что Луна сопровождает Землю так же, как собака сопровождает человека. То пёс, вы знаете, идет с нами рядом и его хорошо видно, то отдалится, убежит куда-то там, скроется из виду, то вновь оказывается рядом, на глазах. Ну и Луну собаки любят. Бывает поют под неё. И её родственники — волки, в лесу тем более тоже любят повыть на Луну.
Поскольку на небе то Луна есть, то её нет; то так она к нам повернётся, то эдак, всё время меняется, «обращается», наши далёкие предки Луну считали небесным оборотнем. Полную Луну они считали «небесной собакой», или «небесным волком». А во времена, когда Луна была тёмной, её считали «небесным вороным конём». Таким образом, небесный серебристый волк со временем оборачивается небесным конём, а ещё со временем этот небесный конь оборачивался назад, то есть превращаясь в небесного волка. Об этом, кстати, часто рассказывается в русских народных сказках.
Раз на небе нет тёмной Луны, её не видно, значит нет на небе и чёрного вороного коня. Вороного коня всех наших сказочных героев. Но сказки свои, к сожалению, мы сейчас позабыли, или переписали их, упростили их донельзя так, что теперь в них ничего понять невозможно. Впрочем, вероятно, и потому, что однажды, ну, что-либо понимать стало и не желательно. Наделали мы из чудесных, чУдных, полных волшебства сказок, примитивных сказочек для детей, там, 4-6 лет.
Ну так вот, а на земле «небесным конём» считался человек, заколдованный проклятым, злым колдуном. Вот для того, чтобы человека от этого заклятья избавить, нужно особым образом убить в нём волка-оборотня. Убить его, само собой, следовало в том момент, когда человек в этого самого волка-оборотня обернётся. Причем сделать это можно было, ну, известно, только чем-то серебряным: серебряным зеркалом, или серебряной нитью, серебряной стрелой, или серебряной пулей. А затем обязательно добить его и непременно контрольным осиновым колом. Арсенал против собаки-волка оборотня серебро и осина. А ещё можно его убить дав ему 30 сребреников за предательство близких и тогда он сам, на той самой своей осине и повесится. Вот почему, кстати, 30? А не 20, или 50 сребреников? Да потому, что число 30 раньше считалось числом «оборотня» волка-собаки. Именно поэтому существует выражение «собаке — собачья смерть». Но вернёмся к Луне.
Считается, что Луна светит нам отражённым солнечным светом. Так вот, в зависимости от взаимного положения Луны и Солнца мы каждый новый день (точнее, каждую новую ночь) видим её освещенной, ну, по-иному. Вот, разные степени освещённости Луны, мы называем её разными «фазами». В зависимости от небесных обстоятельств, когда Луна находится где-то вблизи солнца, и своей освещенной стороной обращена к солнцу, мы, бывает, Луну на небе вообще не видим, ну там, 2 или 3 дня. Нам в эти дни она проявлена тёмной, не освещенной. В светлом же небе, находящийся в лучах солнца тёмный кружок не освещенной Луны, ну, конечно, вообще не виден. Ну или виден едва-едва.
Теперь немного арифметики. Вычитаем из 29,5 суток двое или трое безлунных суток и получаем примерно 26,5 или 27,5, в общем около 27 дней. Значит, видим мы Луну 26 или 27 суток. Получается: Луна у нас растёт примерно 12 суток, растёт, то есть подряд 12 дней мы видим 12 фаз растущей Луны; потом она у нас наливается дополна, вся заполняется светом и становится, наконец, серебристой, волшебной, полной Луной. Вот такую полную Луну мы называем «полнолунием» и такой она у нас будет 2, или 3 суток. А последующие оставшиеся 12 суток, она только спадает, «стареет» и, наконец, совсем уходит от нас и пропадает. Мы видим 12 дней подряд 12 фаз «стареющей» уже Луны. Так вот, друзья мои, эта самая «стареющая» Луна не называется «Месяцем». Нарастающая Луна называется «нарастающей Луной». А «стареющая Луна» по другому называется «уходящей Луной», но ни в коем случае не Месяцем.
Вот примерно на 15 день Луны у неё справа, сбоку, появляется такой тоненький тёмный серпик. Вот Луны уже справа как бы немножечко не хватает. Вот той святящейся, которой она представлена в полнолуние. То есть краешек лунного блина справа ну слегка подгорел что ли, затемнился. Так вот, дорогие мои, эта самая тёмная кромка с правого бока Луны, тёмная кромка, и называется Месяцем! Обратите, пожалуйста, своё особое внимание: то есть Месяцем называется не светлая часть Луны, а её тёмная, затемненная часть.
Первый день ущерба Луны считался раньше в некотором смысле плохим днём. Ну это вообще смотря кому как. Этот 15-ый день Луны назывался «день мясника». В такой день положено было резать скот. Скот резали на мясо и, разумеется, особыми ножами. Срезали с туши животного шкуру. Ну вы знаете, наверняка, что правильно срезать шкуру — это особое искусство. И люди, которые занимались выделкой шкуры, назывались скорняками. Так вот, снятую шкуру особым образом «распинали» для просушки. Ну, то есть растягивали. Причем повешенной всегда вниз головой. Светлая часть Луны по старым представлениям, это и есть часть, которая покрытая светлой «кожей». А тёмная часть Луны считалось частью, с которой «кожа» снята, или содрана, или срезана. Оттого тёмная часть Луны, ну то есть Месяц, считалась частью «кровавой», или «окровавленной». И она считалась частью «мясной». То есть она считалось той частью, где мясо не покрыто «кожей». Так вот, конечно, темная часть Луны, там, темно-серая видится нам, или вообще чёрная, но никак не красная, не «цвета мяса», скажете вы. Но раньше у русских считалось, что цета «чёрный, багрово красный и золотой», ну или «золотистый», считались одним и тем же цветом. Чёрный, червлёный, червонный, так было принято у наших предков. Вот сейчас подробно объяснять не стану, в основном это связано с геральдикой, гербами родов, градов, с флагами, хоругвями. В церковной деятельности: с написанием икон, с церковной и храмовой утварью. Сообщу лучше совсем неожиданное: непосредственное отношение к слову «Месяц» имеет слово «мясо». Также к слову «месяц» имеет прямое отношение немецкое слово «мессер», которое означает «нож». И само русское слово «нож» тоже, разумеется, имеет прямое отношение к слову «месяц», хотя на слух это и не чувствуется.
Черная кромка первого дня ущерба Луны называлась «нож святого Варфоломея». Ну или попросту «нож мясника». Известно, что атрибутом святого Варфоломея считается особый кривой нож скорняков. Или как там у нас:
Вышел Месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Да и вообще, весь религиозный символизм вот всех религий рассказывал людям вовсе о не неких, пусть и возвышенных, деяниях и эпизодах жизни других людей, он рассказывал о законах и взаимодействиях космоса, природы. Описывал их влияние на всё живое. И в форме пояснительных притч рассказывал о необходимости тех, или иных, действий. Об этом мы обязательно однажды поговорим подробно, а сейчас, вот, вернемся к нашей лунной теме.
Люди верующие, или верящие во все эти мучения, в мучителей, мучеников, повествуют нам как был замучен и убит апостол Варфоломей. Известно, что его повесили вниз головой, его ошпарили, с него содрали кожу и затем вовсе обезглавили. А имя «Варфоломей» имеет прямое отношение к сдиранию светлой кожи с Луны. К затемнению Луны. Вот, если представить себе, что полная Луна есть обращённый к нам лицом человек, то можно думать, что правый край Луны есть его левая рука. «Светлая кожа» с Луны начинает сходить справа. Поэтому, именно поэтому, художники изображающие мучения святого Варфоломея, всегда изображают в своих картинах сцену, как мучитель сдирает кожу сначала с его левой руки.
В день святого Варфоломея раньше положено было начинать какие-то действия , ну, в наказание за что-либо. Или нужно было обидчику за что-либо отомстить. Мстили, или начинали мстить, в день святого Варфоломея. И конечно слово «месть» происходит от слова «месяц».
Вот «Варфоломеевская ночь» в Париже, если вы вспомните, 24 августа 1572 года была ночью первого ущерба полной Луны. Или 1 сентября 1939 года, день начала Второй Мировой войны, тоже был днём конца полнолуния, днём святого Варфоломея, днём «мясника». Ну да ладно, пожалуй хватит об ужасах да войнах, перейдём дальше.
Итак, с первого дня ущерба Луны начался Месяц. Также, как диск Луны, начиная с новолуния, заполняется светом, теперь диск Луны заполняется тьмой. Вот светлая часть Луны теперь отступает, уступает место её тёмной части. Первым днём Месяца называется день, в который происходит самый первый ущерб светлого диска Луны. Приходит на небо молодой Месяц. С этого первого дня Месяца начинался отсчет дней Месяца. Первый день месяца, второй, третий день Месяца, четвёртый и так далее. Луна стареет, уходит, а Месяц вместе с тем нарастает, растёт, набирается сил и мужает. Вот обратите внимание: Луна у нас «она», девочка, девушка, женщина; а Месяц у нас «он», мальчик, юноша, мужчина. То есть светлая часть (освещённая) диска Луны — это женская часть, а тёмная его часть, ну как и должно быть (помните из предыдущего урока?) часть мужская. И почти всегда девушка и юноша сидят в диске вместе, вдвоём. И в диске Луны их не разлучить. В этом суть и причина того, что Луну считают вместилищем и водительницей любви.
Проходит подряд 12 фаз стареющей Луны, или они же 12 фаз растущего Месяца, это как вам удобнее, и наконец, после того, как на небе на 12-ый день остается только узенькая такая светлая кромочка, в следующую ночь совсем темно. Месяц стал полным, Месяц «исполнился». Полным Месяцем называется такой Месяц, который своей тьмой накрыл весь диск, забрав у Луны весь её свет. То есть девушка с Луны ушла куда-то, а на Луне остался один только юноша. На самом же деле девушка сейчас просто повёрнута лицом к Солнцу, а юноша, весь такой мрачный, весь в мрачных мыслях, сейчас к Солнцу её ревнует.
Вот, кстати, когда Луна молодая, и видна как светящаяся небесная лодочка, вот кто на ней должен сидеть свесив ножки, помните? Ну конечно — мальчик. Ведь мальчик, это ее верхняя тёмная часть. Итого, днями Месяца называются все дни растущего Месяца и еще примыкающие к ним 2 или 3 дня полного Месяца. То есть дни невидимой Луны. Сначала, от новолуния до полнолуния, счёт идёт дням Луны, а начиная с 15-го дня Луны, или с первого дня Месяца, и до самого нового новолуния, счёт идёт дням Месяца. И вместе эти два этапа собираются в полный календарный месяц. Начинается он Луной, а завершается он Месяцем. То есть у женщины свет, а у мужчины тьма; у женщины начало, а у мужчины? Ну правильно, конец.
Можно конечно, досчитав до 15-го дня Луны так дальше и продолжать считать дни, там, Луны, до нового полнолуния, не обращая внимания на Месяц. Так, кстати, и делали те, кто счёт дням вёл по светлой Луне и кто время измерял Лунами, отрезками от дня новолуния до дня новолуния. И весь световой период Луны называли одной Луной времени. Но были и другие люди, они считали время по дням Месяца. Именно Месяца. Начинали счёт дней в день первого ущерба Луны и вели его до такого же дня в следующем цикле. Они измеряли время Месяцами.
Разумеется все дни Луны числом полностью равны всем дням Месяца. И наоборот, ведь это одна и та же Луна. Времени, от какой-либо фазы Луны до такой же её следующей фазы, происходят там 29,5 и еще с небольшим дней. Всё равно как считать: что так, что эдак. Но одни измеряли время Лунами, другие Месяцами. И эти два способа счёта дней и вообще времени, прямо противоположны друг другу. Вот кто такие эти люди, зачем и почему они так делали? поговорим как-нибудь в другом уроке. Нынче же мы одновременно пользуемся счетом и по Луне и по Месяцу. Отсюда у нас в языке и случается путаница с названиями «этой» или «этого». «Что там у нас светит в ночном небе. запутался» — вправе сказать, вот, любой несведущий. Получается, что диск Луны почти всегда состоит из светлой Лунной части и из тёмной, Месячной. Он почти всегда являет собой такое неразрывное единство Месяца и Луны. Ну за исключением лишь дней полнолуния и дней полного Месяца, когда на небе нет то Месяца, то Луны.
Весь диск Луны это почти всегда мальчик рядом с девочкой, ну или юноша рядом с девушкой. И там, то больше девушки, то больше юноши, ну, жизнь знаете такая ли, а в полнолуние весь диск есть молодая женщина, а полный Месяц (весь диск) молодой мужчина. А значит дни можно считать по Луне (по-женски) и считать по Месяцу (по-мужски). Ну, вот так. Да! Но однако же мы говорим и поём, там:
Светит Месяц, светит ясный,
Светит белая Луна.
Ну, есть такая весёлая русская песня. Надеюсь знаете. Так как-то может показаться, что всё собралось здесь в одной куче: Месяц здесь и Луна, причём Месяц светит, и светит он ясно. хотя как мы только что прояснили он-то как раз и не может никак светить. Так вот, ан нет, может! Может «посветить» и он. Вот в русских песнях и сказках Месяц тоже светит. Вот тёмный Месяц светит. Только «светит» он по-своему, по-мужски что ли. «Светит» в переносном смысле. Месяц светит своей силой. Ну вот в глаз ведь можно тоже «засветить», что темно станет. Вот когда перечитаете, переслушаете текст этой весёлой народной песенки, сами поймёте, что речь в ней идёт о парне, девушке, ну и конечно же о любви. Или о ночи, о Луне, о Месяце и о любви. И парень в ней (в ночи) думает, светит ему чего-то сегодня от девушки, или не светит. ЗасвЕтится ему сейчас, там, или засветИтся ему сейчас к ней самому, или, может быть, не стоит.
Граница, разделяющая светлую и тёмную часть Луны, по-русски называется «световод». Или она еще называется, внимание! «Ангел». Вот слово «ангел» происходит от обратного чтения слова «Луна» в его полном каноническом написании конечно же. «Световодом», или «ангелом», эта граница называется в том случае, когда свет наступает, а тьма отступает. Или же наоборот: тьма наступает, а свет отступает, то эта граница называется «полоса», или «мракобес». Вот «мракобес» есть упрощение слова «мракобельтес», что означает «чёрное-белое». Или она ещё по-другому называется «черта», или «чёрт». Вот вы знаете, что в религиозной мифологии «чёрт» это не сам дьявол, не люцифер. Чёрт — это помощник дьявола, люцифера. А «люцифер» по-русски «лютый», «февраль». Это лихорадящий свет, фосфорицирующий свет, вибрирующий, свет нагоняющий лихорадку. Вот, думаю, вы знаете, что по-русски месяц, который сейчас называется «февраль», назывался «лютый». А слово «лютовать» означает «гнать». Поэтому, кстати, в русском языке одних животных, ну, так сказать мясоедов, называли «хищниками», ну, потому что они добывали пищу посредством хищения, а других «лютыми», поскольку они добирали жертву посредством гона, или лютования. Ну, известно, так настигают нас лютый холод, загоняет до истощения лютый голод и гонят свою жертву лютые волки.
Вообще многие, если не все, русские классификации животных, там, и деревьев, трав, насекомых, птиц, ландшафтов, звёзд, созвездий, мер весов и расстояний, вот, прежде были совсем иными, в отличии от не русских, примитивно нелогичных или, там, перемудрённых, там, западных. А не русское слово «февраль», забегая вперёд, не убедительно заинтригую, имеет прямое отношение к словам «частота, вибрация, лихорадка, возбуждение, феерия, Афродита, Венера», к имени бога подземного царства и к имени апостола Иуды Искариота. И всё это связано с обстоятельствами февральских встреч кого? Венеры и Луны. Конечно, чтобы подробно рассказать обо всём этом, нам нужен будет с вами ещё эдак десяточек уроков.
Итак, «ангелы» эту границу двигают в сторону тьмы, а «черти» двигают её в сторону света. Ну и изображается чёрт с рогами, да? С чёрным месяцем на голове, которым, видимо, он и надвигает эту тьму на свет. На границе света и тьмы «ангелы» и «черти» ведут постоянную вечную борьбу друг с другом. Ну, кто там за что. Вот «ангелы» светом очищают лик Луны, а «черти» её темнят, пачкают. Со дня появления первой тёмной полоски с боку у полной Луны, полоса эта каждый день надвигается на светлую сторону и движется так, пока Луна не станет полностью тёмной, то есть полным Месяцем. Всего эта полоса движется по лику Луны, как вам уже известно, 12 ночей. И на 13-ую ночь, ей уже двигаться некуда, она переходит в полностью темную Луну. Вот поэтому всего «чертей» у нас с вами бывает сколько? 13! А число 13 у нас и называется «чёртова дюжина». Именно по этой причине.
Словом, у Луны есть две грани: белая и чёрная. Разделяемые границей. Не по-русски эта черта-граница, между светлой и тёмной гранями Луны, называется «иллюминатор», или «терминатор». Иллюминатор-терминатор разграничивает белую полосу Луны и её чёрную полосу. Так, по-другому, называются ее светлые и тёмные грани. Вот «иллюминатор», наступает полоса света, «терминатор», наступает полоса тьмы. Поэтому у нас, кстати, все черти — «черти полосатые».
По-другому и тоже не по-русски, эта граница называется «мистика». По-русски же «мистика» называется «волховье», или «волховство». Мистика разделяет собой тёмную и светлую части Луны . Течение таких взаимных соотношений этих частей во времени, называется знаете как? Мистерия. Вот самое начало Месяца и Луны называются, соответственно, «Война и Мир». А сами эти части, называются еще, соответственно, «Мастер и Маргарита». Вообще во всех мистериях главное — это Луна. Вот внимание! Если в какой-то мистерии у кого-то вообще речь не идёт о Луне, то это всё, что угодно, но только не мистерия.
Когда у полной Луны справа появляется тёмный серпик первого ущерба, является такая небесная картина: у небесной Девы (полной Луны) появляется маленький мальчик, этот самый тёмный серпик, который лежит на её левой руке. Это лунное небесное представление и есть исходная картина для иконы Богородицы и её маленького сына. Оба они заключены в круг света, волшебного, таинственного, серебряного света. Поэтому часто русские иконы Богородицы и Иисуса покрывали серебряным, или серебристым окладом. Круг света почти полной Луны обнимает их и они плывут в нём по небу во тьме ночи и среди блистающих звёзд. А та звезда, которую изображают на платке Богородицы, на её лбу, это Полярная звезда. Или, как вы уже знаете из предыдущих уроков, Спас. А та звезда, которая у неё на плече, вовсе не звезда, если быть точным, а планета Венера.
Сын Богородицы есть Сын Отца Небесного, то есть Сын самого Неба. А сама Богородица есть вечная Дева — Дева Мария. Вот знаете, пожалуй может и преждевременно, скажу и следующее: икона на которой у Богородицы ребёнок лежит на её левой руке, является иконой храмовой. И это естественно, когда женщина держит ребенка на левой руке и обслуживает его рукой правой. А та икона, на которой она держит сына на правой руке, есть икона монастырская. Икона монастырская, это обратная икона, для тех, кто должен исправиться. Об изначальном, космогоническом, каноническом религиозном символизме, ныне забытом даже теми, кто обязан это знать по роду деятельности как «Отче наш», тоже поговорим однажды отдельно. Поговорим конечно же с теми, чьи религиозные чувства подобную информацию раздвигают до пределов Вселенной, а не сворачивают до бытоописательных земных сюжетов.
Да, бывают ещё и солнечные затмения. Надо сказать, замечательное небесное явление. Особенно если затмение полное. То есть если тёмный диск Луны полностью закрывает солнце и от солнечного света остается только особенный свет вокруг Луны. Так в мифах приходит Князь Тьмы. В этот момент весь мир погружается в мировую тьму. Днём становится темно, как ночью. Это Месячная тьма, плащ Князя Тьмы, называется «Мировая ночь», или «космическая ночь». Перед самым затмением люди говорили друг другу «до свидания» и «спокойной ночи», а сразу после затмения они говорили друг другу «здравствуйте» и «доброе утро». День, в который случалось полное затмение, раньше считали даже двумя днями, двумя сутками. И в месяце, в котором случалось полное солнечное затмение, этот месяц содержал на один день больше. Ну то есть, например, могло наступить, ну не знаю, 32 мая. Во время затмения, обращенная к солнцу сторона Луны, то есть женская сторона, Луна-Дева, встречается лицом к лицу с солнцем. И считалось, что в это время Луна и Солнце целуются. А ночь такая называлась «ночь ревнивца», или «ночь настоящего друга».
Всем не русским словам, связанным со всем, что есть в мире мистического, в русском языке, конечно же, есть прямые соответствия. И конечно, все эти русские слова являются словами исходными для всех других языков. Но сейчас в русском языке все эти слова особым образом спрятаны-попрятаны. Все они имеют совсем другой вид. Ну, не такой, какой используют, там, все торговые, гильдийские, искусственные языки. А в русском языке все они просто изменили свои начальные значения, которые, к сожалению, давно не используются. Все русскоговорящие люди сейчас не по-русски и не русскими словами бродят умом.
Сегодня любой школяр скажет, что Луна, это космическое тело, спутник Земли, вращающийся вокруг неё. Однако раньше, в древности, никто Луну космическим телом не считал. Ну, попросту не было никакой необходимости так считать. Раньше считали, что Луна, это дыра. Отверстие в небе, сквозь которое к Земле идёт свет от таинственного занебного, там, занебного мира. Такого мира неземного, предвечного света. Считалось, что небо есть твердь небесная, что небо, такой толстый ледяной покров на поверхности всемирного космического холодного океана. Вот в этом космическом льду есть два больших отверстия (Солнце и Луна) и есть отверстия маленькие (пять видимых планет) и есть ещё совсем маленькие отверстия, дырочки скорее, это, соответственно, звёзды. Вот через все эти отверстия к нам на Землю постоянно льётся, струится вечный вселенский свет. Луна представлялась «лункой», ну, прорубью во льду, в котором видна плавающая около него рыба. И видна рыба в проруби то так, то эдак, по-разному. Причём в Луне рыба плыла по кругу в одну сторону, а в Месяце она плыла в сторону обратную. В этом одна из причин, кстати, формы одного из знаков зодиака: знака «Рыб». Полная Луна представлялась прорубью с пойманной большой серебристой рыбой, щукой. Которая человеческим, иначе говоря — русским языком, просит отпустить её и обещает за это исполнить, ну, во время полнолуния, три желания. То есть в течении трёх суток, в три ночи полнолуния. Ну и, значит, наш герой Емеля просто не спал в эту ночь полнолуния. Что-то ему в это мечтательное полнолуние никак на печи не спалось, и он ночью в мечтах ловил рыбу, легко носил воду, рубил дрова, ездил на своей печи. Ну и даже чуть не женился на принцессе.
В ночи полнолуния раньше было принято загадывать желания. И в помощь небесам для их успешного осуществления, проводить различные волшебные действия. Во время же солнечного затмения, в лунку-Луну попадает Золотая рыбка. Золотая рыбка в русских народных сказках, это ни много ни мало, само Солнце. Конечно, поймается Золотая рыбка, мы видим на небе только тёмный кружочек Луны, окружённый золотым светом. В этом одна из причин того, как я уже недавно говорил, что русские цвета черный, золотой и красный, считали одним и тем же цветом.
Так вот, Золотая рыбка обещает исполнить только три желания. Зато каких! Чудеса, так чудеса! Уж пожелать-то мы умеем. И такая в нашем небесном синем море-океане может пойматься рыбка.
Слово «Луна» в русском, есть упрощение слова «ВлаунА», или «ВлаУна», или «ВлаУза». Другое упрощение этого слова, слово «луза». А «луза» и есть отверстие, яма. Маленькая «луза» называется «лунка». Большая лунка-Луна называется «полынья». Еще одно его упрощенное — слово «лаз». То есть отверстие, через которое можно лазить, можно куда-то пролезть. От этого же слова происходят слова «лагуна, лакуна, лаксна, лакшна» и еще много слов. Все эти слова происходят от одной основы по разным твёрдым правилам, единым для всего настоящего русского языка.
А слово «Месяц», это упрощение слова «Влаунец». Светлая сторона диска, исходно называется «Влауна», а тёмная его сторона исходно называется «Влаунец». А эти рыбки и есть те самые волшебные серебряные рыбки «в лукошке». Рассказами о которых можно «накормить» людей, если их накормить больше нечем. Теперь немного о другом.
Небеса наши так устроены, что бывают на них затмения. Затмения бывают лунные, затмения бывают солнечные. То Луну закроет от Солнца Земля, то Луна затмит собою Солнце. Вот, последовательность лунных и солнечных затмений, небеса собрали в так называемый «затменный цикл». Затменный цикл — это череда лунных и солнечных затмений. Порядок следования которых длится 18 лет 10 суток и еще 2/3 суток. Вот сама эта череда лунных и солнечных затмений всегда, в основном, одинакова. И один цикл очень похож, ну, на цикл следующий. Различия совсем не велики. Связаны они с тем, что орбиты Земли и Луны слегка отличаются от ровных кругов, что ли. Вот этот затменный цикл называется «Сарос». «Тройной сарос», то есть три сароса подряд, называется «Большой сарос». Большой сарос длится 54 года и 32 дня. Каждые 33 сароса, или по-другому, каждые 11 больших саросов, над Землей случается большое солнечное затмение. Такое, эпохальное затмение. 33 сароса, или 11 больших саросов, это ровно 595 лет. Ну, то есть почти 600 лет. И эти 595 лет называются «космическим годом», или «эпохой». Перед большим, эпохальным, солнечным затмением одна эпоха заканчивается, а сразу после этого затмения начинается эпоха следующая. Солнце перестаёт светить одной эпохе и, после Великого затмения, начинает светить эпохе следующей. И солнце в этом великом, эпохальном, затмении называется «Пересвет». Солнце как бы «пересвечивает» из одной эпохи в эпоху следующую. То есть один свет перешел в свет другой.
Каждая новая эпоха приносит на землю новые смыслы бытия, новую мораль, новые представления о добре и зле, новые идеи, движения во всех делах новые. Кто-то новую эпоху не понимает, там, не принимает, хочет оставить всё как есть, отстаивает ветхие смыслы, прежнюю жизнь. А кто-то в новой эпохе стремится ко всему новому. Стремится к новому свету. И между ними, на рубеже эпох, времён, всегда возникает конфликт. Ну это на земле. А что же происходит на небесах? А вот на небесах в эпохальное сражение друг с другом вступают два звёздных воинства, борятся две небесные идеи. Соответственно: старая и новая. Это эпическое, великое сражение, сражение смыслов, называется у всех народов по-разному. В древней Индии это сражение называлось «сражение на поле битвы Курукшетра», (Ку-Рук-Шетра), у русских и славян это сражение называется «сражение на Куликовом поле», ну, или «Куликовская битва». Перед началом самого, собственно, сражения на поле, между выстроившимися рядами противников, выезжают два богатыря, два поединщика. Один поединщик представляет сражающееся за всё новое, и имя его «Пересвет». А те, кто отстаивает старые идеалы, представляет поединщик по имени «Челубей». Имя «Челубей» имеет отношение к словам «Луна, чары, серебро, черпак, Селена, яма, лодка, чёлн». однажды объясню. Вот оба посредника, Пересвет и Челубей, сошлись в бою на конях и пронзили друг друга своими боевыми копьями. И оба пали мёртвыми. Ну, не стало ни того, ни другого. А на небе, над ними, сошлись в великой битве Солнце-Пересвет и Черная Луна, исконно называемая по-русски «Челяба». Чёрная Луна-Челяба накрыла собой Солнце-Пересвет и они оба на небе пропали, оба погибли. На небе и во всём поднебесном мире стало темно и страшно. Но страшно было не долго. Появился свет нового солнца, новой эпохи. Началось общее сражение и всем стало хорошо. После битвы, победившие, ну, те кто сражался на стороне солнца, стали жить по солнцу, по солнечному календарю. А проигравшие, те, кто сражался за Луну, стали жить по Лунному календарю, или по календарю лунно-солнечному. Счастье-то, оно ведь и обретается лишь в бою, в борьбе. Особенно, если это небесная битва за свет. Ну а на Земле проекцией такой битвы является освободительная, народная, отечественная борьба Небесной Империи за своё светлое настоящее и будущее. С любым тёмным, иньшем, иным, иноземным, инопрестранным-иностранным, посягающем на родные смыслы, ценности, мораль, устои, традицию, историю и национальную культуру. И неплохо бы каждому сегодня определиться, на чьей стороне он в этой решающей битве.
Такие вот пироги, дорогие мои друзья. Интересуйтесь, пожалуйста, родным языком. До новых встреч! Как всегда ваш, Виталий Владимирович Сундаков, и Русская школа русского языка.
Источник